шахматный проект
рабочая программа по теме

Цепилова Елена Тимофеевна

программа "Шахматы для общего развития"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено и согласовано

на Методическом Совете

 МКОУ СОШ №40

 Руководитель МС

Усольцева Н.Д.

 _____

Проверено

Зам. директора по В.Р

___________________

Мартынова Т.Ф.

                       Утверждаю:

                Директор МКОУ СОШ № 40

________________

                          Ерушева В.И.

Программа дополнительного образования

Шахматы для общего развития

(шахматный проект В.Зарецкого)

Срок реализации: 3 года

(2011-2012

2012-2013

2013-2014)

Возраст детей 8-11лет

Учитель: Цепилова Е.Т.

МКОУ СОШ № 40

Пояснительная записка.

 Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий.

 Методика «Шахматы для общего развития» используется как для детей, не знакомых с шахматами, так и для тех, кто уже знает основные правила игры.

В  классе дети делятся на следующие группы:

  • «Играющие в шахматы» (т.е. знающие основные правила и умеющие двигать фигуры по доске);
  • Дети, знающие кое-что о шахматах, не играющие, но проявляющие интерес к шахматам;
  • Дети, знающие кое-что о шахматах, не играющие и не проявляющие интереса к шахматам;
  • Дети, практически не знающие ничего и не проявляющие особенного интереса к шахматам.

Таким образом, работать по данной методике можно с детьми с любым из указанных уровней подготовки, а также и в классе, где уровень подготовки детей различен в данных рамках. Класс будет делиться для занятий по данной методике на две группы, в основу деления на группы можно положить исходный шахматный уровень и интерес к игре. Занятия в группах необходимо строить по-разному, хотя общая логика построения занятий сохраняется в обеих группах. Данная программа рассчитана на 3 года обучения. Программа предусматривает 58-60 часов- занятий в течение года – по 2 часа в неделю.

Проект «Шахматы для общего развития» - шахматный проект. Заключается в разработке такой методики построения шахматных занятий, чтобы дети не только учились играть в шахматы, но и развивали свои способности: действовать в уме, планировать свою деятельность, работать самостоятельно, осмысливать свою деятельность, концентрировать и распределять внимание, тренировать память.

Второй целью проекта стала возможность осуществления переноса принципов и приёмов развивающих занятий по шахматам на другие учебные процессы.

В основу идеи проекта лёг тезис о том, что шахматы – это деятельность, которая требует способности действовать в уме. Авторами идеи стали член-корреспондент Российской Академии образования, доктор психологических наук, кандидат в мастера спорта по шахматам Н.Г.Алексеев и международный гроссмейстер по шахматам Ю.С. Разуваев. Руководит проектом кандидат психологических наук, заведующий лабораторией инновационного образования детей с особенностями развития Института педагогических наук Российской Академии наук Виктор Зарецкий.

 Идея создания перспективной методики построения шахматных занятий для учащихся младших классов на основе рефлексивно-деятельностного подхода имеет научную основу. Динамика интеллектуального развития каждого школьника была подтверждена психологическим обследованием интеллектуального развития детей. Исследования такого уровня организованы и спланированы специалистами из г. Москвы при сотрудничестве с психологами Саткинского района.   

По результатам диагностики в начале учебного года из 30-ти детей в классе высокий уровень интеллектуального развития показал только один ребёнок, к концу обучения в 1-ом классе таких детей уже было трое.

Показатель развития интеллекта выше среднего выявился в октябре у 8 человек, в мае детей этого уровня уже насчитывалось 17.

Средний показатель в октябре был выявлен у 14 человек, в мае только 10 человек имели средний уровень развития интеллектуальных процессов.

И, наконец, 7 человек в октябре показали низкие результаты, в мае на низком уровне развития оказался только один ребёнок.

Результаты диагностики, проведённой специалистами г. Москвы и психологами  Саткинского района  показывают, что у детей, вовлеченных в проект, наблюдается положительная динамика развития внимания (на 12%), мышления (на 28%), памяти (на 16%). На 19 % повышается успеваемость. У детей отмечены  позитивные личностные изменения.

Шахматы оказывают мощное воздействие на воспитание ребёнка. Что не могут сделать родители, делают шахматы и педагоги.

Цели и задачи занятий по методике.

Цикл занятий по методике «Шахматы для общего развития» имеет целью создание в ходе обучения условий для развития детей и освоения ими шахматной игры.

Обучающие задачи:

*познакомить с историей возникновения шахмат, со смыслом и целью игры в шахматы

*дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.

Развивающие задачи:

            *целенаправленное создание условий для развития внутреннего плана действий (способности действовать в уме)      и рефлексии

   * способствование развитию внимания, памяти, воображения, пространственного мышления, умения     анализировать, умения преодолевать трудности, самостоятельно планировать учебную работу и достигать поставленных перед собой целей

Воспитывающие задачи:

*привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом,

*научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное

  *научить уважать соперника

Ожидаемые результаты

С точки зрения шахматной составляющей, конечной целью первого года обучения является освоение всех основных понятий и правил игры в шахматы с выходом на решение задач (от простых – мат в 1 ход, до более сложных – мат в 2 хода, добиться пата, найти ход в позиции, реализовать преимущество и др.). Те дети, для которых шахматы интересны не сами по себе, а как деятельность, способствующая развитию, по-минимуму, должны выйти к концу обучения на решение простых шахматных задач. Дети, интересующиеся шахматами и двигающиеся более быстрыми темпами, могут выйти на решение сложных задач, на игру в целом, на начало освоения стратегии и тактики игры. Разброс может быть достаточно велик, т.е. дети будут идти по индивидуальным программам.

На стартовый уровень и темпы движения в шахматном материале будут влиять уровень общего развития, уровень общей образовательной подготовки, состояние учебных навыков, уровень развития способности действовать в уме.

Тематический план занятий (58-66 занятий в год)

Данный тематический план – шахматная основа методики «Шахматы для общего развития».

В основу тематического планирования кладется обычная последовательность тем при освоении шахматной игры начинающими, предложенная  в книге «Шахматная школа для начинающих» Ю.С. Разуваева.

Необходимо:

  • начать изучение шахматных фигур с короля, с тем, чтобы при изучении правил ходов всех последующих фигур задания строились, как шахматные позиции;
  • раньше познакомить детей со смыслом и целью игры (обзорно – перед началом работы с ходами фигур; с шахом, матом, способами защиты от шаха, потом – как только это станет возможно, т.е. после освоения правил ходов короля и ладьи);
  • раньше вводить работу с позицией и простыми шахматными задачами (мат в один ход, пат), в ходе которых будет решаться задача формирования умственных действий анализа.

Количество уроков, необходимых на освоение той или иной темы, может значительно варьироваться в зависимости от особенностей каждого конкретного ребенка, от стартового уровня его шахматных знаний и развития внутреннего плана действий.

Приказ Министерства образования России № 2211 от 18 мая 2004 года «О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации» только подтвердил правильность выбранного пути.

Тематический план 1 год обучения.

- Введение в занятия шахматами. (1 - 2 урока).

- Шахматная доска (6 – 8 уроков)

- Шахматные фигуры. (1-2 урока).

- Начальная позиция. (3 урока).

- Правила ходов фигур и правила игры (обзор) (1 урок)

- Правила ходов. Король. (2 урока)

- Правила ходов. Ладья. (3 урока) На втором занятии вводится запоминание позиции.

- Цель игры. Шах, мат, способы защиты от шаха. Пат (обзорно) Анализ позиции. Решение задач (на мат в один ход) (3 - 4 урока, далее задачи на мат в 1 ход являются добавлением к каждой теме)

- Правила ходов. Слон. (3 урока).

- Правила ходов. Ферзь. (3 урока).

- Пат. (1-2 урока)

- Правила ходов. Конь. (3-4 урока)

- Правила ходов. Пешка. Два необычных хода. (3-4 урока)

- Сила фигур (2 урока).

- Третий необычный ход: Рокировка. Правила рокировки. (2-3 урока, параллельно с решением задач)

- Возможные исходы игры (обобщение) Ничья. другие виды ничьих, помимо пата. (1-2 урока)

- Шахматная нотация (обобщение) (1-2 урока).

- Задачи «Мат в один ход»: от простых задач к сложным (мат со взятием фигуры, вскрытый шах, связка, двойной шах). Задачи «Мат в два хода».** Найти лучший ход в позиции.** (от 10 до 22 уроков: с 38 урока при быстром движении, с 50 урока при более долгой работе над темами).

     

Тематический план 2 год обучения.

-Повторение пройденного материала (1-2урока)                                                                

 -Шахматная доска. Шахматная нотация.Повторение. (4-5 урока)

           - Игровая практика.(2 урока).

           -Повторение. Ценность шахматных фигур. Дидактическое задание «Выигрыш материала»(2ур.)

           -Игровая практика.

           - Практика матования одинокого короля. (2 урока).

               - Решение задания “Мат в 1 ход”. Игровая практика.( 2 урока).

           - Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Дидактические задания “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”.( 2 урока).

           -Решение задания “Выведи фигуру”. Игровая практика. ( 2 урока).

            Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.( 2 урока).

          - Цель игры. Шах, мат, способы защиты от шаха. Пат. Анализ позиции. Решение задач. (3 урока).

          - Решение заданий. Игровая практика. ( 2 урока).

           -ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. (2 урока).

           -Игровая практика.( 1-2 урока).

                -ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Тактические приемы.( 2 урока).

            -Дидактические задания “Выигрыш материала”. (1-2 урока).

            -Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.(1-2 урока).

               - Дидактические задания “Выигрыш материала”.( 2 урока).

             - Ничья, другие виды ничьих, помимо пата.( 5 уроков)

             -Решение задания “Сделай ничью”. Игровая практика.( 3-4 урока).

             -Шахматные комбинации «Объяви мат в 2хода»(8ур.)

              -Задачи «Мат в один ход» ( 5 уроков).

              -Задачи «Мат в два хода» ( 5 уроков).

Тематический план 3 год обучения.

           

 -ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.(1-2 урока).

-Игровая практика.( 2 урока).

-Практика матования одинокого короля (дети играют попарно). Игровая практика с записью шахматной партии.(4-5 уроков).

-Защита от мата (4урока)

-Игровая практика (2урока)

-Матовые шахматные комбинации.(5)

-ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Матование двумя слонами (простые случаи). ( 2 урока).

 -ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Матование слоном и конем (простые случаи). ( 2 урока).

-Дидактические задания “Мат в 2 хода”( 2 урока).

-Правила ходов фигур и правила игры (обзор) ( 2 урока).

-ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Ферзь против слона. Ферзь против коня.( 3 урока).

-Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи).( 2-3 урока).

 -Анализ позиции. Решение задач (на мат в 2 хода) ( 3 урока).

-ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Пешка против короля.( 2 урока).

-Решение задания “Квадрат”. Игровая практика.( 2-3 урока).

-Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция.( 1-2 урока).

 -Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”.( 2-3 урока).

-Дидактические задания “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”.( 3 урока)

-ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой.( 2 урока).

-Решение заданий. Игровая практика с записью.(2-3 урока).

-ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Пешка против короля. Белая пешка на второй, третьей, четвертой горизонталях. Ключевые поля.(3-4 урока).

 

-ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Удивительные ничейные положения.(3-4 урока).

-Дидактические задания “Куда отступить королем?”, “Путь к ничьей”.4-5 уроков).

-Задачи «Мат в 2 хода» Решение задач в уме ( 4-5 уроков).

-Задачи «Мат в 3 хода» ( 4-5 уроков).

-Проведение шахматного турнира (2 урока)

           


Календарно-тематическое планирование 1 год обучения.

№    

Дата

Тема

Кол-во часов

Корректировка

1

Введение в занятия шахматами

1

2

Шахматная доска

4

3

Введение в занятия шахматами.

1

4

Шахматная доска

1

5

Шахматные фигуры

1

6

Начальная позиция.

2

7

Правила ходов фигур и правила игры (обзор)

2

8

Правила ходов.

2

9

Правила ходов. Ладья.

2

10

Цель игры. Шах, мат, способы защиты от шаха. Пат (обзорно) Анализ позиции. Решение задач (на мат в один ход)

2

11

Правила ходов. Слон

2

12

Правила ходов. Ферзь

2

Правила ходов. Конь.

2

13

14

Правила ходов. Пешка. Два необычных хода.

2

15

Сила фигур

1

16

Третий необычный ход: Рокировка. Правила рокировки.

1

17

Возможные исходы игры (обобщение) Ничья. другие виды ничьих, помимо пата

2

18

Возможные исходы игры (обобщение

4

19

Ничья. другие виды ничьих, помимо пата.

4

20

Шахматная нотация (обобщение)

4

21

Задачи «Мат в один ход»:

4

22

Задачи «Мат в два хода»:

3

55 ч.

Календарно-тематическое планирование 2 год обучения.

№    

Дата

Тема

Кол-во часов

Корректировка

1

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

1

2

Шахматная доска. Шахматная нотация. Задания « муха» «Рисование на доске»

5

3

Игровая практика.

1

4

 Ценность шахматных фигур. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (Выигрыш Ферзя и других фигур) Игровая практика

2

1

5

Практика матования одинокого короля.

2

6

Решение задания “Мат в 1 ход”. Игровая практика.

2

7

Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Дидактические задания “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”.

2

8

 Решение задания “Выведи фигуру”.

 Игровая практика.

2

9

 Цель игры. Шах, мат, способы защиты от шаха. Пат. Мат или пат Анализ позиции.

2

10

Основы Эндшпиля. Решение задач на «мат в 2 хода», «защитись от мата» в эндшпиле

Игровая практика

2

1

11

Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка

2

12

Решение дидактических заданий «Объяви мат в 2 хода в дебюте.» «Защитись от мата» Игровая практика.

2

13

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле Дидактические задания «Объяви мат в 2 хода» «Защитись от мата»

2

14

Игровая практика.

2

15

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Тактические приемы. Решение задач

2

16

Игровая практика.

1

17

Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.

1

18

Игровая практика.

1

19

Ничья, другие виды ничьих, помимо пата.

2

20

Решение задания “Сделай ничью”. Игровая практика.

2

21

Шахматные комбинации Дидактические задания «Объяви мат в 2хода»

10

22

Задачи «Мат в один ход»:Решение в уме

5

22

Задачи «Мат в два хода»:

5

66 ч.

Календарно-тематическое планирование 3 год обучения.

№    

Дата

Тема

Кол-во часов

Корректировка

1

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.Шахматная доска

4

2

Игровая практика.

1

3

Практика матования одинокого короля (дети играют попарно). Игровая практика с записью шахматной партии.

4

4

5

Защита от мата

Игровая практика

4

2

6

Матовые шахматные комбинации. Задание «Проведи шахматную комбинацию»

5

7

 ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Матование слонами, слоном и конем (простые случаи).

3

8

Дидактические задания “Мат в 2 хода”

2

9

Игровая практика

2

10

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Ферзь против слона. Ферзь против коня.

3

11

Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи).

3

12

 Анализ позиции. Решение задач (на мат в 2 хода)

3

13

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Пешка против короля.

2

14

Решение задания “Квадрат”. Игровая практика.

2

15

Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция.

2

16

 Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”.

2

17

Дидактические задания “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”.

2

18

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой.

3

19

Решение заданий. Игровая практика с записью.

Оценка своих позиций и позиций противника

2

2

20

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Пешка против короля. Белая пешка на второй, третьей, четвертой горизонталях. Ключевые поля.

5

21

 

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Удивительные ничейные положения.

2

22

Дидактические задания “Куда отступить королем?”, “Путь к ничьей”.

5

23

Задачи «Мат в 2 хода»:Решение задач в уме

5

24

Задачи «Мат в 3 хода»:

5

25

Проведение шахматного турнира

2

66

Литература:

1.В.Зарецкий «Помощь детям с трудностями в обучении» (опыт рефлексивно –деятельностного подхода )

    Москва Чистые пруды 2011г

2.В.К.Зарецкий Предварительный вариант методики «Шахматы для общего развития»

3.Сухин И.Г. Удивительные приключения в Шахматной стране»- М: Поматур, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытия шахматного турнира "В стране шахматных чудес"

Формирование творчески мыслящей личности, развитие умственной культуры детей.  Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся. ...

проект "Организация шахматной школы "Белая ладья""

    Проект «Организация шахматной школы «Белая ладья» в рамках внедрения ФГОС в начальной школе»  подразумевает постепенное проникновение шахмат...

Разработка шахматного урока по проекту В.Зарецкого "Шахматы для общего развития" по теме "Шахматные комбинации в дебюте". 3 класс.

Шахматный проект "Шахматы для общего развития" под руководством кондидата психологических наук, профессора МГППу Зарецкого В.К....

Проект "Тайны шахматного королевства"

Придя в школу, многие дети не могут сосредоточиться, усидеть на одном месте, не способны действовать в уме, то есть не могут сформировать внутренний план действий. Чтобы помочь нашим будущим первоклас...

Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»

Цели:Создание у детей мотивации к чтению и занятиям шахматами, ознакомление с писателями и поэтами, раскрывающими тему шахмат в художественных произведениях....

Паспорт проекта "От всеобуча к шахматному образованию"

Реализация шахматного всеобуча в рамках прокта....

Проект "Шахматное королевство"

Проет "Шахматное королевство" выполнен учащимися начальной школы....