Главные вкладки

    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Как помочь птицам зимой"
    план-конспект занятия (3 класс) по теме


    Предварительный просмотр:

    ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА–ЭТО ХОРОШАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ  ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КЛАССЕ

    Березина Г. Л,

    Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Банищанская  средняя общеобразовательная  школа»

    Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать  новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным  образовательным стандартом нового поколения. Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать– овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

    - формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

    – формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

    Принципиальным отличием государственных образовательных стандартов второго поколения должна стать их ориентация на результат образования. Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке государственных стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.

    Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, походы, экскурсии), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет учителям выявить у своих учеников потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать.

    Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссии, встречи с интересными людьми, посещение музеев, коллективно-трудовые дела). Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

    Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

    Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

    - игровая деятельность;

    - познавательная деятельность;

    - проблемно-ценностное общение;

    - досугово - развлекательная деятельность;

    - художественное творчество;

    --социальное творчество;

    - трудовая деятельность;

    - спортивно-оздоровительная деятельность;

    - туристско-краеведческая деятельность.

    В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная работа и проектная деятельность.

    При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

    Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, не только прочитал и рассказал о свойствах воды, но и приобрел некоторые знания при организации практической работы, узнал какую ценность представляет вода. Эффект – это последствие результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека, как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

    Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка.

    Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням:

    Первый уровень  результатов – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, как значимым для него носителем положительного социального знания.

    Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

    Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых ему людей, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование  гражданина и гражданского общества.

    Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, эстетическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.

    При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Учитель должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижения ребенком первого уровня результатов. Во 2 и 3 классах набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия. Такой выход должен быть обязательно оформлен как выход в дружескую среду.

     

    Многообразие форм обучения и воспитания порождает богатство условий для разнообразных видов деятельности, позволяя включать в работу весь комплекс психических процессов ученика. Система внеурочной учебной деятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса и школы, позволяющих не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.



    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Банищанская средняя общеобразовательная школа»

                          Методическая разработка

                         внеклассного мероприятия

     "Как помочь птицам зимой"

                                          Подготовила и провела:

    Учитель начальных классов

    Березина Галина Леонидовна

                                             2013

    Объяснительная записка

    Цели:

    • Расширить знания детей о птицах; Закрепить знания о перелетных птицах и зимующих в наших краях.
    •  Познакомить с условиями жизни птиц зимой,
    • Убеждать детей в необходимости оказания помощи птицам зимой,      
    • Развивать воображение, зрительную и слуховую память, способность к анализу, внимание, грамотную связную речь.

    Оборудование:

    • рисунки детей о птицах; кормушки, которые дети сделали вместе с родителями;
    • книги о птицах;
    • грамзапись "Голоса птиц";
    • иллюстрации птиц;
    • плакат с надписью "Птицы - наши друзья".

    Возраст детей:  9лет ( обучающиеся третьего года обучения)

    Метод: словесный (проблемные вопросы)

    Формы проведения: беседа, игра .

    Оборудование :  музыкальный центр, цифровой фотоаппарат; аудиозапись голосов птиц , карточки с заданиями для групповой работы,  Оформление: разнообразные кормушки ,рисунки птиц, плакаты с зимующими и перелётными птицами .

    Методические советы на подготовительный  период: (подготовку к мероприятию необходимо начать за две недели до предполагаемого дня проведения мероприятия)

    Учитель  : подготовить слайды «Зимующие птицы»; объявить среди родителей и детей подготовить информацию о зимующих птицах ;  принести пустые пакеты из под сока; за день до проведения мероприятия совместно с детьми украшает кабинет. Рекомендовать детям дома самим или совместно с родителями прочитать книги о зимующих птицах

                                        Ход  занятия:

    1.Организационный момент

    Дети усаживаются в классе, настраиваются на работу на занятии. Организуется импровизированная выставка книг о птицах, рисунков.

    2.Основная часть мероприятия  «Как помочь птицам зимой».

    Приветственное слово педагога, определение целей и задач занятия.

    Учитель: Здравствуйте, ребята!  Сегодня  отправимся с вами за знаниями и научимся помогать другим. А какие знания вы получите и кому  поможем – узнаем из загадки.

    Отгадайте загадку:

            Снится ночью  пауку

                Чудо-юдо на суку.

            Длинный клюв и два крыла…

            Прилетит – плохи дела.

            А кого паук боится?

            Угадали? Это… (птица)

    - О ком пойдет речь?  ( о птицах)

    - Какие бывают птицы ? (перелетные и зимующие)

    - Каких зимующих птиц вы знаете?

    Учитель:  Да, это воробьи, вороны, сороки, синицы, дятлы, снегири, клесты, зяблики, свиристели.     (На доску прикрепляются рисунки птиц).Эти птицы всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас и удивить своей красотой и необычными звуками.

    У вас на столе лежат конверты, а в них карточки с буквами. Из этих букв  надо сложить названия зимующих  птиц, наклеить их на лист бумаги и прикрепить название под изображением птицы ( воробей, снегирь, синица, дятел, клест) (Дети выполняют задание)

    Учитель: Как вы думаете, почему мы сегодня будем говорить о зимующих птицах? - Как живется птицам зимой? (голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые перья защищают от холода, но не от голода.)

    Зима – суровое время года для птиц. У птиц все дело в сытости. Хороший обед изнутри греет, кровь горячей, по всем жилкам разливается тепло. Под кожей жирок – лучшая подкладка под теплую пуховую шубку. Если птицам пищи вволю, не страшна была бы зима. А где зимой взять ее - пищу? Все птицы  попрятались, улетели.

    - Как мы можем помочь этим птицам? (вешать кормушки, подсыпать корм)

    Чтение стихотворения  А. Яшина" Подкормите птиц зимой".

    Ученик: Подкормите птиц зимой!
                   Пусть со всех концов
                   К нам слетятся, как домой,
                   Стайкой на крыльцо.

                    Сколько гибнет их - не счесть,
                   Видеть тяжело.
                   А ведь в нашем сердце есть
                   И для птиц тепло.

                    Приучите птиц в мороз
                   К своему окну,
                   Чтоб без песен не пришлось
                   Нам встречать весну.

    Учитель: Вот и мы сегодня позовем в гости пернатых и попробуем их покормить.
    (На доску прикрепляется кормушка.  На эту кормушку « прилетают» птицы –прикрепляют рисунок птицы, о которой рассказывают ученики).

    - Смотрите, а вот и первая птица прилетела к нашей кормушке.

    -Узнайте ее, отгадав загадку:

    Зимой на ветке яблоки!
    Скорей их собери!
    И вдруг вспорхнули яблоки,
    Ведь это
    : (снегири)

    Ученик:  Снегири очень красивы в своих ярко - красных нарядах. Они птицы солидные, не суетятся и не торопятся, снегири еще и рыцари. Самцы, как бы не были голодны , всегда уступают лучшие гроздья самке. Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на другое. И делает это по команде вожака: тот слегка приподнимет крылышки, покажет всем белое пятнышко у себя на пояснице. Это команда : " В полет". Летает снегирь легко и красиво. Снегири держатся обычно небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку, отломить почку, а затем снова сесть неподвижно на некоторое время. Снегирь – доверчивая и общительная птица. Если кто из стаи попался в ловушку, остальные спешат к нему. Снегири предпочитают семена ясеня, ягоды рябины.

    Учитель:  А вот еще одна птица прилетела к нашей кормушке, отгадайте и ее:

    Спинкою зеленовата,
    Животиком желтовата,
    Черненькая шапочка
    И полоска шарфика.
    (Синица)

    Ученик: Все синицы птицы лесные. А прилетают синицы ближе к жилью человека не от хорошей жизни: трудно им, голодно в лесу зимой, и поэтому летят туда, где легче прожить, прокормиться. В это время синицы становятся всеядными птицами т.е. едят крошки хлеба, крупу, кусочки сала и мясо. И все-таки очень много птиц гибнет зимой: из 10 синиц до весны доживет всего1 -2. Гибнут не от холода, а от голода. Голодная синица не переносит даже слабых морозов.

    Учитель:  А вон новый гость.

    Вот новость: у клестов
    Появилось пять птенцов!
    А метель метет, метет,
    А отец себе поёт:
    Что нам холод, что нам снег,
    Что деньки студеные.
    Ребятишки у меня
    Очень закаленные!

    Ученик:  Клестов ещё называют " северными попугайчиками". Они искусно лазают по деревьям, цепляясь за ветки лапками и кривыми клювами. Для клестов зима тоже трудное время года. Питаются клесты семенами хвойных деревьев, а зимой их много.

    Учитель:  А это что за птица?

    Он в своей лесной палате
    Носит чёрненький халатик.
    Он деревья лечит:
    Постучит и легче. (Дятел)

    Учитель:  К нашей кормушке прилетели разные дятлы и каждый расскажет о себе.

    Ученик: Самый крупный дятел обитает в основном в хвойных лесах .Встречается нечасто, но каждая встреча запоминается надолго. Ещё издали можно услышать его громкий крик - " кли - кли - кли, , который издает на лету. Усядется  на дерево и приступает  к поискам насекомых. Если вы проходите мимо дерева и увидите большую черную птицу, а только светлый клюв и красная шапочка на голове , то это  - черный дятел " желна".

    Ученик: Большой пестрый дятел, чуть больше скворца. Его называют " доктором леса". Своим крепким клювом он  долбит кору дерева, достает личинки и жуков. Делает  много дупл для себя и других птиц.

     Учитель: В серой шубке перьевой
                      И в морозы он герой
                      Скачет на снегу, резвится
                      Не орёл, но всё же птица. ( воробей)

    Ученик: Наш воробей стойко переносит холод. Когда ему холодно, но прячет одну ногу в пушистое оперение своего брюшка, а на другой стоит.

    Трудно воробьям зимой, их надо подкармливать. Воробьи едят все: крошки, куски хлеба, остатки каши.

    Учитель: Сегодня мы встретились у нашей кормушки с разными птицами и много узнали о зимующих. Посмотрите на рисунки на нашей выставке и узнайте еще каких зимующих птиц можно встретить в наших местах. С наступлением холодов птицам трудно добывать себе корм, поэтому мы всегда должны помнить об этом насыпать корм в кормушки.

    Учитель: А кто из вас знает народные приметы, связанные с птицами?

    (Дети называют приметы.)

    • Птицы вечером садятся ближе к стволу дерева - ночью ожидаются заморозки.
    • Воробьи вялые, сидят на веточках, нахохлившись - это к непогоде.
    • Если в зимнее время воробьи расщебетались - это к оттепели
    • Если воробьи зимой перелетают с места на место стаями -жди сильных                                               морозов.
    • Снегирь зимой поет - на снег, вьюгу и слякоть.
    • Тетерева и куропатки в лесную чашу прячутся - жди бурана.
    • Кукушка кукует на сухом дереве - к морозу.
    • Воробьи дружно зимой расчирикались - к оттепели

    Работа в парах. - А сейчас продолжите пословицу: ( Дети получают конверт с пословицами, разделенными на две части. Они  должны восстановить пословицы).

    • Слово не воробей : (вылетит не поймаешь).
    • Где птица не летает : (свое гнездо знает) .
    • Птицу узнаешь в полете, а : (человека в работе) .

     Разгадайте кроссворд

    1

     

     

     

     

    2

     

     

     

     

    3

     

     

     

     

     

    4

     

     

     

     

     

    5

     

     

     

    1. Всех я вовремя бужу,

      Хоть часов не завожу.

     2.На когтях на ствол сосновый

       Влез монтер красноголовый.

       Он трудился на весу,

    Но не вспыхнул свет в лесу...

    1. Верещуньи, белобоки,

       И зовут их всех ...

    1. Ей на месте не сидится:

       Все летает целый день,

       Суетится, суетится,

    Целый день звенит: "Тень-тень!"

     Угадай-ка, что за птица?

     То веселая ...  

    1. И в лесу, заметьте, дети,
    2. Есть ночные сторожа.
      Сторожей боятся этих
      Мыши - прячутся, дрожа:
      Очень уж суровы
      Филины и ...  


    Физкультминутка:

    Я буду называть зимующих и перелетных птиц. Если я называю перелетных ,  вы  делаете взмахи руками. Если зимующих – приседания.

    Учитель: Кто из вас знает, как правильно кормить птиц? ( заслушиваются варианты ответов)

     3. Правила подкормки птиц

    Учитель: Прочитайте и запомните правила кормления птиц.

    (Правила записаны на слайде.)

    • Во время подкормки птиц не сорите в лесу, парке, саду: не оставляйте там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.
    • Кормушки для птиц должны быть очень укромными, лучше не раскрашенными.
    • Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, семечки подсолнечника, кусочки несоленого сала.

        • Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна наша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.

    Практическая работа. Изготовление кормушек.

    Учитель:  А сейчас мы займёмся изготовлением кормушек для птиц. Сначала посмотрим, какие бывают кормушки:

    Теперь мы знаем, какие бывают кормушки, из чего их можно сделать  и я предлагаю приступить к работе.  Материал у нас есть – коробки из-под сока. После занятия  мы развесим их в нашем саду.

    Кормушка для птиц из пакета.

    Чтобы превратить пустой пакет из-под сока в кормушку,  надо прорезать в нём два "окна" напротив друг друга. Под "окнами" можно установить шесток. Это сделает кормушку удобней для птиц. А сверху закрепите верёвочку, за которую кормушка будет подвешена на дерево. Обязательно прорезайте окна с двух сторон, чтобы птица, полакомившись вашим угощением, могла свободно покинуть кормушку. Иначе кормушка может превратиться в ловушку!

    Подробней о кормушках из пакета:

    Чтобы изготовить кормушку для птиц из пакета нам потребуется:

    - собственно, пустой пакет

    - отрезок веревки, чтобы подвесить готовую кормушку

    - прямой прутик для шестка

    - канцелярский нож, или вообще что-нибудь режущее

    Размечаем и вырезаем окошки, через которые птицы будут попадать внутрь кормушки, на противоположных сторонах пакета. Под ними делаем крестообразные прорезы и вставляем в них шесток (прямой участок какого-нибудь прутика, подходящей длины).

    Верхнюю часть пакета проклеиваем скотчем и закрепляем петля из веревки. Петлю делаем достаточного размера, чтобы можно была закрепить нашу конструкцию «на удавку»

    Ученик: Чтение стихотворения  «Наши друзья».

    Каждый день, когда встаем

    мы с братишкою вдвоем,

    взяв крупы и хлебных крошек,

     на крыльцо бежим скорей.

    Много ласковых, хороших

    Прилетает к нам друзей.

    На кормушке сидя, птицы

    Чистят клювики свои.

    Тут щеглы, чижи, синицы

    И проныры  воробьи.

    Ждут нас также терпеливо

    И красавцы снегири…

    Все привыкли – не пугливы,

    Хоть руками их бери!

    - Давайте не забывать о зимующих птицах и помогать им  выживать в холодное время года. Кормите наших пернатых друзей семенами и семечками.

    Закрепление:

    Учитель: Сейчас вы поработаете в группах. Из предложенного списка кормов выберите нужное. Составьте меню для птиц и прикрепите на доске под картинкой птицы соответствующий корм.

    (Крошки хлеба, зерно, семечки подсолнуха, сок, сливочное  масло, творог, несоленое сало, ягоды рябины, шоколадные конфеты, семечки арбуза, семечки тыквы, крупа.)

     (Ученики выполняют задание)

    Учитель: Ученица нашего класса Щербакова Полина записала видео обращение к ученикам школы. Я предлагаю посмотреть это видео обращение.

    Рефлексия:   Выберите и обведите цветным карандашом то, что вы взяли из сегодняшнего занятия. В свободные прямоугольники можете дописать что-то свое.

    Итог занятия :

    - Ребята, о чем мы говорили на занятии?

    - Что нового узнали? Что было интересного?

    - Какие птицы зимуют вместе с нами? Как же им помочь пережить зимнее время?

    Я думаю, что теперь  каждый из вас, ребята, около дома повисит свою кормушку. Птицы станут частыми гостями в ней. Птицы не умеют разговаривать, но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода.  Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее и бережнее будете относиться ко всему живому.

    Использованная литература:

    1. Беккер И. Л. Времена года. Книга юного фенолога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001

    1. Запарткрвич Б. Б., Криворученко Э. Н., Соловьева Л. И. С любовью к природе: дидактический материал по природоведению для начальной школы/Под ред. И. Д. Зверева. – 3-е изд. – М.: Педагогика, 1983.

    1. Зубкова Т. Н. Природоведение для всех. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Банищанская  средняя общеобразовательная школа»

     

    Внеклассное мероприятие                                                                                       «Что такое Интернет?»

                                                           Подготовила:

                                                                        Березина Галина Леонидовна

                                                                                       учитель начальных классов

    2013 год

    Цели занятия:                                                                                                                                               Познакомить детей с понятием «Интернет», с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде.                                                                                                    Сформировать у учащихся понятие о принципах безопасного поведения в сети Интернет. Оборудование:                                                                                                                                              Иллюстрации, карточки с текстом стихотворения Эдуарда Успенского «Не ходите ночью, дети, в Интернет», памятки по безопасному поведению в Интернете, рекламные карточки «День безопасного Интернета»,.

    Ход занятия

    I. Организация класса.

    Приветствие учителя.

    II. Мотивация. Сообщение темы и целей занятия.

    1. Знакомство с персонажами мультфильма.

    Учитель. У нас в гостях герои мультфильма Незнайка и его друзья.

    Незнайка  уже школьник. Он научился читать и писать. Знайка решил сделать ему подарок – компьютер.

    Незнайка удивился, обрадовался:

    - Это все мне?

    - А что это?

    - А зачем это?

    - А можно я на кнопочку нажму?

    Знайка предложил ему прийти к нам на занятие:

    - Незнайка,  не спеши. Пойдём на занятие в 4 класс. Ребята обо всём расскажут.

    Учитель. Давайте познакомим  Незнайку с компьютером.

    2. Игра «Угадай-ка».

    Что за чудо-агрегат

    Может делать все подряд -

    Петь, играть, читать, считать,

    Самым лучшим другом стать? (Компьютер.)

    На столе он перед нами, на него направлен взор,

    подчиняется программе, носит имя... (монитор).

    Не зверушка, не летаешь, а по коврику скользишь

    и курсором управляешь. Ты – компьютерная... (мышь).

    Нет, она – не пианино, только клавиш в ней – не счесть! Алфавита там картина, знаки, цифры тоже есть.

    Очень тонкая натура. Имя ей ... (клавиатура).

    Сохраняет все секреты «ящик» справа, возле ног,

    и слегка шумит при этом. Что за «зверь?». (Системный блок).

    Сетевая паутина оплела весь белый свет, не пройти детишкам мимо. Что же это? (Интернет).

    Дети называют, показывают предметы, определяют их предназначение.

    3. Уточнение знаний о компьютере.

    Учитель. Ещё несколько десятков лет назад компьютер был диковинкой, а сегодня он стал доступен обычной семье.

    -Ребята у кого дома есть компьютер? Кто им пользуется?

    -А как вы используете компьютер? (Слушаем музыку, играем, выполняем задания, готовим сообщения).

    Каждое современное предприятие внедряет компьютерные технологии в производственный процесс.

    -Ребята, где вы видели компьютер? (В авиа и железнодорожных кассах, в банках, магазинах, поликлинике, на работе у родителей).

    4. Сегодня на занятии.

    Сегодня мы поговорим об Интернете: выясним - что такое Интернет, назовем положительные и негативные его стороны, определим основные виды опасностей, подстерегающих детей в сети Интернет и  составим правила безопасного пользования Интернетом.

    III. Что мы знаем об Интернете.

    1. Что такое Интернет?

    Учитель. Ответить на этот вопрос помогут нам дети - группа «Всезнайки».

    1 ученик. Интернет – обширная информационная система, которая стала наиболее важным изобретением в истории человечества. Хотя сеть интернет построена на основе компьютеров, программ и линий связи, в действительности она представляет собой систему взаимодействия людей и информации.

    2 ученик. Интернет - это всемирная электронная сеть информации, которая соединяет всех владельцев компьютеров, подключенных к этой сети. Сеть Интернет представляет собой информационную систему связи общего назначения. Получив доступ к сети, можно сделать многое.

    3 ученик. При помощи Интернета можно связаться с человеком, который находится, например, в Австралии или Америке. Если компьютер вашего друга подключен к Интернету, вы можете переписываться с ним при помощи электронной почты, общаться с ним в «чатах» и даже видеть своего собеседника.

    4 ученик. В Интернете собрана информация со всего мира. Там можно отыскать словари, энциклопедии, газеты, произведения писателей, музыку. Можно посмотреть фильмы, теле- и радиопередачи, найти массу программ для своего компьютера.

    5 ученик. Что касается Интернета, то кроме чатов там есть форумы, где обсуждаются серьезные вопросы и где можно высказать свою точку зрения. Так что Интернет дает очень большие возможности для самоутверждения, самовыражения.

    2. Тестирование учащихся. 

    Тест

    1.Есть ли у тебя компьютер?

    А) да;

    Б) нет;

    2. Есть ли у тебя доступ к сети Интернет?

    (Мобильный телефон, компьютер)

    А) да;

    Б) нет;

    3. Сколько времени ты проводишь в сети Интернет?

    А) не бываю в сети;

    Б) менее 1 часа;

    В) 1-2 часа;

    Г) Более 2 часов;

    4. Как ты считаешь – опасен Интернет или нет?

    А) да;

    Б) нет;

    5. Чем занимаешься в Интернете?

    А) учусь;

    Б) общаюсь в социальных сетях;

    В) скачиваю программы;

    Г) пользуюсь e-mail;

    Д) играю в игры on-line;

    Е) смотрю  ТВ, фильмы;

    6. Получаете ли удовольствие от работы в Интернете?

    А) да;

    Б) нет;

    7. Встречал ли ты когда-нибудь угрозы, противоправные призывы в сети Интернет?

    А) да;

    Б) нет;

    8. Как родители относятся к твоей работе в сети Интернет?

    А) разрешают свободно;

    Б) устанавливают временной режим;

    В) разрешают заходить в своём присутствии;

    Г) запрещают пользоваться;

    Д) не знают о том, что я выхожу  в Интернет.

    3. Достоинства интернета.

    Итак. Интернет помогает нам общаться, узнавать новое, делать покупки, заключать сделки и т. д.

    IV. Компьютерные игры.

    1. О компьютерных играх.

    Ученик рассказывает стихотворение.

    За компьютером сижу,

    На экран его гляжу.

    Увлекла меня с утра

    Интересная игра.

    До чего люблю я, братцы,

    С грозной нечестью сражаться:

    Поражения не зная,

    Злобных монстров побеждаю!

    Но, чтоб я не расслаблялся,

    Хитрый монстр теперь попался,

    И на уровне на пятом

    Он убил меня, ребята.

    Я убит… Вот это да!

    Это вам не ерунда!

    Хорошо, что монстр злой-

    Виртуальный не живой.

    Учитель.

    Не все игры построены на агрессии. Есть логические игры, игры для изучения школьных предметов. Есть тренажеры, с помощью которых можно получить важные и полезные навыки. Есть игровые тесты, которые помогут проверить свои знания.

    -Что мы можем сделать, чтобы не попасть в Интернет зависимость? (Нужно стать грамотным пользователем, осваивать полезные программы, нужно поменьше играться, а заняться спортом, общаться с друзьями, читать книги и т. п.)

    V. Музыкальная пауза.

    Учитель: А сейчас мы немного отдохнём. Музыкальная пауза.

    Звучит песня Геннадия Гладкова из мультфильма «38 попугаев».

    (Во время музыкальной паузы учащиеся выполняют движения.)

    VI. Будь осторожен в Интернете.

    1. Опасности в Интернете.

    Беседа.

    -Какие опасности могут подстерегать детей в Интернете?

    2) Недостатки Интернета. 

    Учитель. Интернет - технологии стали неотъемлемой частью жизни современного человека, особенно популярны они среди детей и молодежи. Однако виртуальное пространство полно опасностей. Угрозы, хулиганство, вымогательство, неэтичное и агрессивное поведение – все это нередко можно встретить.

    Виртуальное общение.

    Еще одна опасность подстерегает любителей чатов. Виртуальное общение не может заменить живой связи между людьми. Человек, погрузившийся в вымышленный мир под чужой маской, постепенно теряет свое лицо, теряет и реальных друзей, обрекая себя на одиночество.

    Интернет-хулиганство.

    Так же как и в обычной жизни, в Интернете появились свои хулиганы, которые осложняют жизнь другим пользователям Интернета.  По сути, они те же дворовые хулиганы, которые получают удовольствие, хамя и грубя окружающим.

    Вредоносные программы.

    К вредоносным программам относятся вирусы, черви и «троянские кони» – это компьютерные программы, которые могут нанести вред вашему  компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными с Интернетом и даже использовать ваш компьютер для распространения своих копий на компьютеры ваших друзей, родственников, коллег и по всей остальной глобальной Cети.

    Недостоверная информация.

    Интернет предлагает колоссальное количество возможностей для обучения, но есть и большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной. Пользователи Сети должны мыслить критически, чтобы оценить точность материалов; поскольку абсолютно любой может опубликовать информацию в Интернете.

    Онлайновое пиратство.

    Онлайновое пиратство – это незаконное копирование и распространение (как для деловых, так и для личных целей) материалов, защищенных авторским правом – например, музыки, фильмов, игр или программ – без разрешения правообладателя.

    Материалы нежелательного содержания.

    К материалам нежелательного содержания относят: материалы порнографического, ненавистнического характера. Материалы, которые распространяют идеи насилия, жестокости, ненормативную лексику.

    VII. Правила безопасности в Интернете.

    1. Работа с таблицами «Правила безопасности».

    Правила безопасного Интернета.

    Учитель. А теперь попробуем сформулировать эти простые правила.

    - Всегда помни своё Интернет - королевское имя (E - mail, логин, пароли) и не кланяйся всем подряд (не регистрируйся везде без надобности)!

    - Не забывай обновлять антивирусную программу – иначе вирус Серый Волк съест весь твой компьютер!

    - Не поддавайся ярким рекламам-указателям и не ходи путаными тропками на подозрительные сайты: утопнуть в трясине можно!

    - Если пришло письмо о крупном выигрыше – это «Обман-грамота»: просто так выиграть невозможно, а если хочешь зарабатывать баллы, нужно участвовать в полезных обучающих проектах!

    - Учись работать в Интернете, находить интересное, новое. Интернет вдохновляет на  творчество, саморазвитие, личностный рост. Достаточно пройтись по рукодельным или кулинарным сайтам, как тут же хочется сделать что-нибудь самому.

    - Записывайте свои впечатления в блог, создавайте галереи своих фотографий и видео, включайте в друзья людей, которым вы доверяете.

    Следуй этим правилам каждый раз, когда «выходишь» в Интернет!

    VIII. Обобщение изученного на занятии.

    1. День безопасного Интернета. 

    Учитель. Всемирный День безопасного Интернета отмечают в феврале по инициативе Еврокомиссии, которая была поддержана европейскими некоммерческими организациями в январе 2004 года. Каждый год по инициативе «Майкрософт Украина» каждый второй вторник февраля в Украине отмечается Международный День безопасного Интернета.

    Каждый день дети и взрослые пользуются Интернетом, который служит для нас рабочим инструментом, средством связи и возможностью развлечься, поэтому так важно помнить о безопасности, которая заключается в сохранности личных данных каждого из нас.

    Пусть Интернет будет безопасным не 1 день, а каждый день в году, чтоб мы были уверены в своей защищенности от вредоносных программ и прочих угроз приватности!

    2. Знакомство с памяткой.

    Текст памятки у каждого ребенка.

    IX. Итог занятия.

    Учитель. А теперь подведём итоги нашего занятия. У вас на столе лежат три картинки. Выберите и положите перед собой ту, которая соответствует вашему настроению.

    Занятие понравилось. -  Узнал много нового.

    Занятие  понравилось. -  Понял,  какие опасности есть в Интернете.

    Занятие понравилось. -  Правила безопасного поведения

    в Интернете буду соблюдать.

    И помните, Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна!

    Приучайтесь  не «проводить время» в Интернете, а активно пользоваться полезными возможностями сети.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка внеклассного мероприятия "7 страниц про зверей и птиц"

    Использовалась в рамках проведения предметной недели...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Птицы нашего края"

    Прогулка – наблюдение по теме “Птицы нашего края” имеет большое образовательное и воспитательное значение.Общение с природой вызывает интерес учащихся к ее познанию, раскрывает природные богатства и к...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Птицы нашего края"

    Прогулка – наблюдение по теме “Птицы нашего края” имеет большое образовательное и воспитательное значение.Общение с природой вызывает интерес учащихся к ее познанию, раскрывает природные богатства и к...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия позновательно - игровая программа "Покормите птиц зимой"

    Целью внеклассного мероприятия является  привлечение подрастающего поколения к проблеме подкормки зимующих птиц, создание для птиц кормушек....

    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Где зимуют птицы?"

    Данная методическая разработка предназначена для проведения внекласного мероприятия по теме "Где зимуют птицы?" в группе продленного дня....