занятие по теме: Перелётные и зимующие птицы"
классный час (3 класс) по теме

Микова Светлана Васильевна

Конспект  занятия по теме: Перелётные и зимующие птицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников  с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида» г. Чернушка

Перелётные и зимующие птицы

                                                                            Руководитель:

                                                                                  Микова Светлана Васильевна                                                            

                                                                             воспитатель

Цели:

Обобщить  и расширить  представления учащихся  о перелётных  и зимующих  птицах.

Задачи:

Обучающие:  учить различать  и классифицировать птиц по группам, учить называть зимующих и перелётных птиц.

Коррекционная: коррекция  и развитие связной речи, пополнение  и обогащение пассивного и активного запаса  речи. Воспитательные: воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам и родной природе.

 Оборудование: иллюстрации птиц; изображения птиц (сорока, ворона, воробей, снегирь, голубь, синица);презентация «Перелётные и зимующие  птицы».

     (Дети заходят в класс)

Здравствуйте ребята, я рада сегодня познакомится с вами. Меня зовут Светлана Васильевна. А вы называете свое имя по очереди. Чтоб сегодняшнее занятие прошло замечательно мы подарим друг-другу улыбки и взявшись за руки-тепло наших рук. Улыбки передаем друг-другу по кругу. И передаем наши улыбки и хорошее настроение нашим гостям

 Ход занятия

  1. Организационный  момент

Снится ночью пауку

Чудо – юдо на суку

Длинный клюв и два крыла

Прилетит, плохи дела

А кого паук боится?

Ну конечно это….(птица).

- Ребята, а  я знаю, что ваш класс любит отгадывать  загадки.

- ответы детей.

- Сейчас я буду загадывать загадки, а вы их постарайтесь отгадать, а когда ,отгадаете, то узнаете  о чём  мы с вами будем говорить на занятии.

         1..Зимой на ветке яблоки

             Скорей их собери

                Но вдруг вспорхнули

                      Яблоки –

                  Ведь зто…… (снегирь)

2.Спинкою зеленовата, 

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска  шарфика. (Синица)

3  .Кто в беретке ярко красной

В чёрной курточке атласной

На меня он не глядит

Всё стучит, стучит, стучит.  (Дятел)

4.   Угадайте что за птица –

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвоен в два хвоста. ( Ласточка)

5.   Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом  обитаю. (Ворона)

6. На шесте весёлый дом

С круглым маленьким  окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

 На крыльце поёт отец,

Он и летчик, и певец. (скворец)

- О ком были загадки?

 - О птицах

Молодцы, ребята и как вы, наверное, догадались, тема нашего занятия –  «Перелетные и зимующие птицы».

Посмотрите, сколько разных птиц нас встречает (рассматривание картинок, иллюстраций).

Разбор каждой птицы., назвать её.

Давайте проверим какие птицы вам знакомы? (Ответы детей.)

- А сейчас   я вам буду  описывать птицу, а вы должны отгадать, о какой  птице я говорю.

-Красногрудый, толстый, прилетает к нам  зимой. (снегирь)

-Твёрдоклювый, красноголовый, пестрокрылый, трудолюбивый. (Дятел)

- Чернохвостый, серенький, но всё же драчливый, боевой, удалой. (воробей)

- Ловкая, непоседливая, чернохвостая, белобокая. ( сорока)

-Окраской – сероватая, повадкой вороватая, крикунья хрипловатая.(Ворона)

- Маленькая, брюшко желтенькое, юркая, ловкая.(синица)

– Подумайте и скажите, по какому признаку можно этих птиц разделить на две группы? (Перелетные и зимующие.)

– Как вы думаете, почему наши пернатые друзья улетают зимовать в теплые края?

(Ответы детей.)

– Да, действительно, в связи с переменой времени года, с наступлением холодов, некоторым птицам трудно раздобыть себе корм, трудно выжить в новых для них климатических условиях – потому птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

- А каких  птиц называют перелётными? (Птицы, которые улетают на зиму в тёплые края, называются перелётными)

-Галка, Стрижи, Журавль, Кукушка, Утка., Лебедь, Гуси, Скворец, Грач.

- Каких птиц называют зимующими?

Зимующими называют птиц потому, что они постоянно живут рядом с нами, не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы.( Воробей, Дятел, Сорока, Ворона, Синица, Голубь, И прилетает СНЕГИРЬ.) - А почему  его  называют снегирём, потому-то он прилетает  со снегом.

- Молодцы!

Клип

-Молодцы, Сели на место

-А сейчас  следующее  задание   доскажи словечко.

-1. У синицы клюв тонкий, а у дятла………. толстый.

2.Голубь   большой, а воробей ……..маленький.

3.Кукушка  кукует, а соловей ……..поёт.

4.Сова  ухает, а ворона……..каркает

-молодцы!

- Рассмотреть птиц.

 А знаете ли вы поговорки о птицах?

-Ответы детей.

-А сейчас из частей соберём пословицу.

ПОСЛОВИЦЫ и поговорки  О ПТИЦАХ                            

  1.Красна птица пение ,а человек               умением

2.Каждая птица своё  гнёздышко         знает……..

3.Слово не воробей,             вылетит не поймаешь

4. Соловья баснями               не кормят.

-Беседа:

Что случится, если птиц вдруг не станет?

-Ответы детей.

Беда случится: умолкнут поля, леса, степи, не порадуют наши глаза их ловкий, быстрый полет, их яркое оперенье. Вместе с птицами исчезнут и их секреты, и их тайны. И это только начало.

 Расплодятся вредные насекомые и грызуны, опустошат наши поля, леса, сады, огороды. Полчища гусениц, короедов и погубят леса. Без птиц-санитаров распространятся заболевания, которые погубят других животных. Некому будет разносить по лесам семена лесных ягод, трав и цветов, желуди, орехи. А чтобы этого не случилось, должны мы птиц знать, охранять и беречь.

-Давайте поиграем: встали

- Я буду называть только птиц, но если вдруг  вы  услышите   не птицу, то  похлопайте и потопайте.

-Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, зайцы, воробьи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, комары, кукушки.

Беседа: _ А как вы думаете, человек может прожить без птиц.

-ответы детей.

-Какую пользу птицы приносят людям?

-Ответы детей ( спасают от вредителей деревья, поля, огороды, а когда наступит весна  то птицы нас радуют своим пением.

-Как и чем можно  помочь птицам?

Подкармливать можно практически любых птиц. Их подкармливают семенами подсолнуха и тыквы (не жареными), конопли, кусочками несоленого сала и мяса, различными жирами – маргарином, маслом и т.п. Повесьте на гвоздь за окном в старой авоське пачку маргарина или кусок плавленого сырка. Птицы привыкают к людям в комнате, и через несколько дней вы сможете наблюдать за их возней с расстояния всего в несколько сантиметров – через оконное стекло.

-Ответы детей: Подкормить в холодное время года ,изготовить кормушки.

Вот сейчас нам дети расскажут стихи.

Стих:

 Покормите птиц зимой,

Чтоб со всех концов

К вам слетались, как домой

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

-УЧИТЕЛЬ:

                         Стих

Нам больше всего  беспокойно за птиц

За наших воробышков, галок, синиц

Ведь очень уж холодно в воздухе им

Поможем мы им беззащитным таким

-А как помочь  нашим птицам?

- Что нужно сделать?

-Подкармливать

- Правильно

-поможем! Птиц надо кормить

И тогда им будет легко пережить холода

-Нужно сделать кормушки.

-Каждый по горсточке даст  зерна. И  тогда весной мы с радостью  встретим  птиц, устраиваем  праздники, посвященные их прилету. А 1 АПРЕЛЯ –МЕЖДУНАРОДНЫЙ  ДЕНЬ ПТИЦ. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке,  и в горах.  К сожалению  многие из  них  занесены в КРАСНУЮ  КНИГУ.   А сколько народных примет, связанных с птицами, сколько о них сложено стихов и песен! Голоса птиц слышаться в музыкальных произведениях многих известных композиторов.

- А давайте ребята послушаем голоса птиц. Слышите  как они красиво поют.

 Хорошо! Давайте поиграем в игру: «Весёлый  мячик»

 Ты катись весёлый мячик

Быстро – быстро по рукам,

У кого весёлый мячик

Называет птицу нам.

6. Итог занятия:

-Про каких птиц мы сегодня говорили?

-Как называют птиц, которые не улетают на юг?

-Почему их так называют?

- Каких зимующих птиц вы запомнили?

-Ребята наше занятие закончилось, я за вас очень  рада, что вы много знаете о птицах, и что вы не бросите их, сумеете им помочь.  – Ребята скажите что это ?

- кормушка для птиц

- давайте мы в  эту  кормушку   прикрепим своё весёлое настроение.

Как у нас стало светло!

 В память о нашей сегодняшней встрече я хочу вручить вам памятки.

СПАСИБО!

А сейчас давайте встанем в кружок  поблагодарим все друг друга  подарим улыбки и попрощаемся, а ещё я вам вручаю сладкий приз



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников  с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида» г. Чернушка

Перелётные и зимующие птицы

                                                                            Руководитель:

                                                                                  Микова Светлана Васильевна                                                            

                                                                             воспитатель

Цели:

Обобщить  и расширить  представления учащихся  о перелётных  и зимующих  птицах.

Задачи:

Обучающие:  учить различать  и классифицировать птиц по группам, учить называть зимующих и перелётных птиц.

Коррекционная: коррекция  и развитие связной речи, пополнение  и обогащение пассивного и активного запаса  речи. Воспитательные: воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам и родной природе.

 Оборудование: иллюстрации птиц; изображения птиц (сорока, ворона, воробей, снегирь, голубь, синица);презентация «Перелётные и зимующие  птицы».

     (Дети заходят в класс)

Здравствуйте ребята, я рада сегодня познакомится с вами. Меня зовут Светлана Васильевна. А вы называете свое имя по очереди. Чтоб сегодняшнее занятие прошло замечательно мы подарим друг-другу улыбки и взявшись за руки-тепло наших рук. Улыбки передаем друг-другу по кругу. И передаем наши улыбки и хорошее настроение нашим гостям

 Ход занятия

  1. Организационный  момент

Снится ночью пауку

Чудо – юдо на суку

Длинный клюв и два крыла

Прилетит, плохи дела

А кого паук боится?

Ну конечно это….(птица).

- Ребята, а  я знаю, что ваш класс любит отгадывать  загадки.

- ответы детей.

- Сейчас я буду загадывать загадки, а вы их постарайтесь отгадать, а когда ,отгадаете, то узнаете  о чём  мы с вами будем говорить на занятии.

         1..Зимой на ветке яблоки

             Скорей их собери

                Но вдруг вспорхнули

                      Яблоки –

                  Ведь зто…… (снегирь)

2.Спинкою зеленовата, 

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска  шарфика. (Синица)

3  .Кто в беретке ярко красной

В чёрной курточке атласной

На меня он не глядит

Всё стучит, стучит, стучит.  (Дятел)

4.   Угадайте что за птица –

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвоен в два хвоста. ( Ласточка)

5.   Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом  обитаю. (Ворона)

6. На шесте весёлый дом

С круглым маленьким  окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

 На крыльце поёт отец,

Он и летчик, и певец. (скворец)

- О ком были загадки?

 - О птицах

Молодцы, ребята и как вы, наверное, догадались, тема нашего занятия –  «Перелетные и зимующие птицы».

Посмотрите, сколько разных птиц нас встречает (рассматривание картинок, иллюстраций).

Разбор каждой птицы., назвать её.

Давайте проверим какие птицы вам знакомы? (Ответы детей.)

- А сейчас   я вам буду  описывать птицу, а вы должны отгадать, о какой  птице я говорю.

-Красногрудый, толстый, прилетает к нам  зимой. (снегирь)

-Твёрдоклювый, красноголовый, пестрокрылый, трудолюбивый. (Дятел)

- Чернохвостый, серенький, но всё же драчливый, боевой, удалой. (воробей)

- Ловкая, непоседливая, чернохвостая, белобокая. ( сорока)

-Окраской – сероватая, повадкой вороватая, крикунья хрипловатая.(Ворона)

- Маленькая, брюшко желтенькое, юркая, ловкая.(синица)

– Подумайте и скажите, по какому признаку можно этих птиц разделить на две группы? (Перелетные и зимующие.)

– Как вы думаете, почему наши пернатые друзья улетают зимовать в теплые края?

(Ответы детей.)

– Да, действительно, в связи с переменой времени года, с наступлением холодов, некоторым птицам трудно раздобыть себе корм, трудно выжить в новых для них климатических условиях – потому птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

- А каких  птиц называют перелётными? (Птицы, которые улетают на зиму в тёплые края, называются перелётными)

-Галка, Стрижи, Журавль, Кукушка, Утка., Лебедь, Гуси, Скворец, Грач.

- Каких птиц называют зимующими?

Зимующими называют птиц потому, что они постоянно живут рядом с нами, не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы.( Воробей, Дятел, Сорока, Ворона, Синица, Голубь, И прилетает СНЕГИРЬ.) - А почему  его  называют снегирём, потому-то он прилетает  со снегом.

- Молодцы!

Клип

-Молодцы, Сели на место

-А сейчас  следующее  задание   доскажи словечко.

-1. У синицы клюв тонкий, а у дятла………. толстый.

2.Голубь   большой, а воробей ……..маленький.

3.Кукушка  кукует, а соловей ……..поёт.

4.Сова  ухает, а ворона……..каркает

-молодцы!

- Рассмотреть птиц.

 А знаете ли вы поговорки о птицах?

-Ответы детей.

-А сейчас из частей соберём пословицу.

ПОСЛОВИЦЫ и поговорки  О ПТИЦАХ                            

  1.Красна птица пение ,а человек               умением

2.Каждая птица своё  гнёздышко         знает……..

3.Слово не воробей,             вылетит не поймаешь

4. Соловья баснями               не кормят.

-Беседа:

Что случится, если птиц вдруг не станет?

-Ответы детей.

Беда случится: умолкнут поля, леса, степи, не порадуют наши глаза их ловкий, быстрый полет, их яркое оперенье. Вместе с птицами исчезнут и их секреты, и их тайны. И это только начало.

 Расплодятся вредные насекомые и грызуны, опустошат наши поля, леса, сады, огороды. Полчища гусениц, короедов и погубят леса. Без птиц-санитаров распространятся заболевания, которые погубят других животных. Некому будет разносить по лесам семена лесных ягод, трав и цветов, желуди, орехи. А чтобы этого не случилось, должны мы птиц знать, охранять и беречь.

-Давайте поиграем: встали

- Я буду называть только птиц, но если вдруг  вы  услышите   не птицу, то  похлопайте и потопайте.

-Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, зайцы, воробьи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, комары, кукушки.

Беседа: _ А как вы думаете, человек может прожить без птиц.

-ответы детей.

-Какую пользу птицы приносят людям?

-Ответы детей ( спасают от вредителей деревья, поля, огороды, а когда наступит весна  то птицы нас радуют своим пением.

-Как и чем можно  помочь птицам?

Подкармливать можно практически любых птиц. Их подкармливают семенами подсолнуха и тыквы (не жареными), конопли, кусочками несоленого сала и мяса, различными жирами – маргарином, маслом и т.п. Повесьте на гвоздь за окном в старой авоське пачку маргарина или кусок плавленого сырка. Птицы привыкают к людям в комнате, и через несколько дней вы сможете наблюдать за их возней с расстояния всего в несколько сантиметров – через оконное стекло.

-Ответы детей: Подкормить в холодное время года ,изготовить кормушки.

Вот сейчас нам дети расскажут стихи.

Стих:

 Покормите птиц зимой,

Чтоб со всех концов

К вам слетались, как домой

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

-УЧИТЕЛЬ:

                         Стих

Нам больше всего  беспокойно за птиц

За наших воробышков, галок, синиц

Ведь очень уж холодно в воздухе им

Поможем мы им беззащитным таким

-А как помочь  нашим птицам?

- Что нужно сделать?

-Подкармливать

- Правильно

-поможем! Птиц надо кормить

И тогда им будет легко пережить холода

-Нужно сделать кормушки.

-Каждый по горсточке даст  зерна. И  тогда весной мы с радостью  встретим  птиц, устраиваем  праздники, посвященные их прилету. А 1 АПРЕЛЯ –МЕЖДУНАРОДНЫЙ  ДЕНЬ ПТИЦ. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке,  и в горах.  К сожалению  многие из  них  занесены в КРАСНУЮ  КНИГУ.   А сколько народных примет, связанных с птицами, сколько о них сложено стихов и песен! Голоса птиц слышаться в музыкальных произведениях многих известных композиторов.

- А давайте ребята послушаем голоса птиц. Слышите  как они красиво поют.

 Хорошо! Давайте поиграем в игру: «Весёлый  мячик»

 Ты катись весёлый мячик

Быстро – быстро по рукам,

У кого весёлый мячик

Называет птицу нам.

6. Итог занятия:

-Про каких птиц мы сегодня говорили?

-Как называют птиц, которые не улетают на юг?

-Почему их так называют?

- Каких зимующих птиц вы запомнили?

-Ребята наше занятие закончилось, я за вас очень  рада, что вы много знаете о птицах, и что вы не бросите их, сумеете им помочь.  – Ребята скажите что это ?

- кормушка для птиц

- давайте мы в  эту  кормушку   прикрепим своё весёлое настроение.

Как у нас стало светло!

 В память о нашей сегодняшней встрече я хочу вручить вам памятки.

СПАСИБО!

А сейчас давайте встанем в кружок  поблагодарим все друг друга  подарим улыбки и попрощаемся, а ещё я вам вручаю сладкий приз