Программа духовно-нравственного развития и воспитания
материал (1 класс) по теме

Сидорова Ульяна Юрьевна

Комплексная интегрированная воспитательная программа, направленная на полноценное формирование личности младшего школьника (1-4 классы) как гражданина и патриота с высоким духовно-нравственным потенциалом 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dukhovno-nravstvennogo_vospitaniya.docx252.86 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Приморская средняя общеобразовательная школа

_____________________________________________________________________

ул. Клубная, д. 11, п. Приморский Агаповский  район Челябинская область,  457416

E-mail: primorsk_07@ mail.ru, http:// 74326s9.edusite.ru

Тел. 8-961-579-3818, 89028976220

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

учителя начальных классов

Сидоровой Ульяны Юрьевны

2013/14 учебный год

                                                                                            Целостный педагогический  процесс – это процесс,

                                                                    в котором  воедино  слиты «воспитывающее

                                                       обучение» и «обучающее  воспитание».

                                                                    А. Дистерверг.

          Воспитательная программа «Радуга» представляет собой комплексную интегрированную воспитательную программу, направленную на полноценное формирование личности младшего школьника (1-4 классы) как гражданина и патриота с высоким духовно-нравственным потенциалом. Программа рассчитана на 4 года. 

Цель программы:

            Создание условий для воспитания всесторонне развитой личности, имеющей активную гражданскую позицию, обладающей духовной культурой, способностью к саморазвитию и самореализации через интеграцию воспитательного процесса в образовательную и другие сферы деятельности младшего школьника.

Для достижения цели необходимо решить следующие учебно-воспитательные задачи:

  • развитие познавательной активности учащихся;
  • формирование интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности ребенка;
  •     содействие  развитию творческих способностей;
  • сплочение коллектива, создание  содружества детей, педагогов и родителей;
  • развитее саморегуляции;
  • воспитание любви и уважения к Родине, ее истории и культуре;
  • воспитание любви и бережного отношения к своим родным и близким;  взрослым, окружающим детям;
  • создание условий для сохранения здоровья учащихся;
  • воспитание любви и бережного отношения к природе.

          Название программе дали слова В.А. Сухомлинского, о том, что знакомить детей с каждым предметом или явлением нужно так, «чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». 

Основные положения воспитательной системы

«Законы класса»:

  • Закон уважения: Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.
  • Закон дружбы: В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.
  • Закон храбрости: Будь храбрым и не бойся препятствий.
  • Закон любви: Люби своих друзей, Родину и всё то, что тебя окружает.
  • Закон доброты: Доброта – это сила. Не бойся быть сильным: дари людям добро.
  • Закон трудолюбия: Труд сделал из обезьяны человека. Трудись, чтобы не вернуться назад!
  • Закон дисциплины: Дисциплинированному человеку не страшны трудности и препятствия.
  • Закон милосердия: Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги.

            Программа воспитания и развития «Радуга» отражает современные тенденции и требования к воспитательной работе с детьми в общеобразовательных учреждениях.    Воспитательная модель предусматривает организацию воспитательной работы с классным коллективом по модулям, соответствующим приоритетным направлениям: 

  • гражданско-патриотическое,
  • коммуникативное
  • познавательное,
  • художественно-эстетическое,
  • здоровьесберегающее,
  • экологическое
  • трудовое

               

Модуль  «Я – гражданин России»

Направление деятельности                            Гражданско-патриотическое

Цель:

                Воспитание и развитие у детей гражданского долга, патриотизма – важнейшей         духовно-нравственной и социальной ценности.

Задачи:

  1. Знакомство с символикой государства, области, города, поселка.
  2.  Изучение истории России, Челябинской области, города Магнитогорск, п. Приморский

3)   Формирование чувства гордости за свою Родину, край, город, поселок.

Формы работы:

  • Классные часы «Символика России», «Символика Челябинской области ».
  •  Классные часы, посвященные годовщинам главных сражений и Победе в Великой Отечественной войне.
  • Проект «Моя малая Родина»
  •  Урок «Содружество Независимых государств»
  •  Создание альбома «История моего класса» (фотографии и комментарии)
  •  Экскурсии по родному городу, краю, поселку
  • Организация посещения  учащимися занятий по  внеурочной деятельности «Русский фольклор»
  • Организация посещения  учащимися занятий по  внеурочной деятельности «Земля – наш дом»

Модуль «Школа общения»

Направление деятельности                            Коммуникативное

Цель:

1) Воспитание личности, нравственной, социально-адаптированной к современному обществу.

2) Создание здорового микроклимата в детском коллективе,  формирование положительных межличностных отношений 

Задачи:

1) Прививать  детям такие качества, как  воспитанность, уважительное отношение к окружающим, вежливость

2)  Развивать  у учащихся навыки общения, умение уступать друг другу, находить общий язык в процессе выполнения  коллективных дел.

3) Воспитывать ответственность,  умение отвечать перед коллективом за порученное дело, помогать в выполнении дела, контролировать  его исполнение.

4) Формирования уважительного отношения к семье, родителям, старшему поколению

5) Формировать положительные взаимоотношения между «Семьей» и «Школой»

Формы работы:

  •  Организация коллективных творческих дел.
  •  Организация и проведение классных часов с привлечением всего класса и  отдельных учащихся.
  •  Вовлечение  учащихся в созидательную деятельность.
  • Организация и проведение часов общения, информационных часов и тематических классных часов.
  • Организация групповой работы в урочное и внеурочное время, коллективных проектов.
  • Организация игровой деятельности.
  • Проведение классных праздников и конкурсов с участием родителей

.

Модуль – «Школа почемучки»

        

Направление деятельности                            Познавательное

Цель:

          Создать условия для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей. Оказать влияние на формирование трудолюбия, чувства ответственности, обеспечить развитие познавательной активности учащихся.

Задачи:

1)  Научить детей верить в себя и свои силы, путем  создания ситуации успеха.

2)  Научить самостоятельно получать знания, используя различные технические средства.

3)  Обеспечить переход на более качественный уровень усвоения знаний.

4)  Формирование внутренней потребности и готовности к получению полноценного образования.

5)  Организация просвещения родителей

Формы работы:

  • Система классных часов «Учись учиться».
  • Система классных часов «Самостоятельность, самообразование, самоуправление».
  • Привлечение учащихся к занятиям в кружках, внеурочной деятельности.
  • Организация познавательных экскурсий.
  • Проведение родительских собраний, индивидуальная работа с родителями
  • Проектная деятельность
  • Организация познавательных игр, КВН-ов, викторин
  • Организация работы с детьми по программе внеурочной деятельности «Гимнастика для ума»

Модуль – «Мир прекрасного»

Направление деятельности                            Художественно - эстетическое

Цель:

Развитие творческого потенциала личности, расширение кругозора и повышение культурного

уровня школьников

Задачи:

  1. Создание условий для раскрытия творческой  индивидуальности.
  2. Формирование навыков группового взаимодействия.
  3. Воспитывать чувство прекрасного, умение видеть красоту окружающего мира

Формы работы:

  • Посещение музеев, выставок , театров
  • Знакомство с художественными и историческими ценностями Челябинской области, России.
  • Организация и проведение тематических классных часов
  • Проектная деятельность
  • Организация и проведение конкурсов и выставок творческих работ учащихся
  • Организация и проведение конкурсов театральных постановок
  • Организация посещения  учащимися занятий по  внеурочной деятельности «Русский фольклор»

Увидеть мир в песчинке и рай в диком цветке,

 держать  бесконечность в ладонях и вместить вечность в один час.

                                                                                  Уильям Блейк.

 

Модуль – «Школа здоровья»

Направление деятельности                            Здоровьесберегающее

Цель:

Сохранение и укрепление здоровья учащихся

Задачи:

1) Вовлечение учащихся в  физкультурно-оздоровительную деятельность, развитие двигательной активности

2) Привитие навыков выполнения гигиенических норм и требований

3) Формирование представлений у  учащихся о здоровом образе жизни и вредных привычках

Формы работы:

  • Привлечение учащихся в секции и спортивные кружки внутри школы и вне её.
  • Организация посещения учащимися занятий по внеурочной деятельности «Спортивная гимнастика»
  • Организация и проведение тематических классных часов по теме «Здоровый образ жизни», «Вредные привычки»
  • Организация и проведение тематических классных часов по теме «Личная гигиена»
  • Проведение физ.минуток и динамических пауз
  • Организация работы с детьми по программе внеурочной деятельности «Вкусные уроки»

Модуль – «Земля - наш дом»

Направление деятельности                            Экологическое

Цель:

Воспитание  у  детей ценностного отношения к окружающему миру

Задачи:

1) Расширять и обобщать знания детей об окружающем  нас мире

2) Воспитывать бережное отношение к природе

3) Расширять кругозор учащихся

Формы работы:

  • Организация и проведение классных часов, КВН-ов, конкурсов экологической направленности
  • Организация экскурсий в природу
  • Организация экскурсий в краеведческие музеи города и области
  • Проведение выставок творческих работ учащихся экологической  направленности
  • Организация посещения  учащимися занятий по  внеурочной деятельности «Земля – наш дом»
  • Организация поездки в «Лимонарий», краеведческий музей, зоопарк

Модуль – «Трудяжки»

Направление деятельности                            Трудовое

Цель:

Воспитание  у  детей трудолюбия, ответственности, уважения к труду других людей.

Задачи:

1) Воспитывать трудолюбие, умение достигать поставленной цели

2) Воспитывать уважительное отношение к труду других людей

3) Создавать условия для формирования адекватной самооценки

4) Формировать навыки самооценки и саморегуляции

5) Организация просвещения родителей

Формы работы:

  • Организация и проведение классных часов на тему труда и его роли в жизни людей
  • Организация тематических родительских собраний
  • Проектная деятельность с обязательным подведением итогов и самооценкой учащихся
  • Проведение выставок творческих работ учащихся на тему трудолюбия
  • Организация дежурства по классам, проведение конкурсов «Лучший дежурный», «Лучшая тетрадь», «Лучшая организация рабочего места»
  • Организация работы над пословицами, просмотра мультфильмов, чтение и обсуждение сказок

К концу обучения детей в начальной школе данная программа предполагает:

I .  Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом:

а) знание истории и культурных традиций города, края, страны;

б) уважительное отношение к  традициям  России, её символам;

          в) понимание  необходимость бережного отношения к природе; участие в экологических программах;

     г) умение  жить и учиться в коллективе;

     д) овладение  навыками самообслуживания и самодисциплины;

в) ощущение себя равноправным членом коллектива.

II.        Повышение мотивации учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков:

        а) интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам.

III.                Раскрытие собственной индивидуальности через:

        а) навыки группового взаимодействия;

        б) работу КТД.

IV.        Принятие культуры здорового образа жизни:

      а) умение следить за состоянием своего здоровья;

      б) умение действовать в нестандартных ситуациях.

V.        Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам:

а) понимание  важности бережного отношения к родным, близким;

б) проявление  уважения к  взрослым людям, педагогам, окружающим детям.

 Критериями  эффективности воспитательной системы класса являются:

  • сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
  • развитость креативных способностей учащихся;
  • проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
  • сформированность классного коллектива.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания "Ступеньки мудрости"

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в школе и направлена на воспитание культуры, патриотизма и гражданственности....