Особенности формирования коллектива в начальной школе
статья (1 класс) по теме

Шмойлова Ирина Сергеевна

Особенности формирования коллектива в начальной школе

Шмойлова Ирина, студентка

ГБОУ СПО Самарский социально-педагогический колледж

Научный руководитель Мозгалева И.Е., преподаватель

В школьные годы происходит становление личности ребенка. Школьный коллектив – это колыбель ребенка, которая позволяет всесторонне развиваться личности. В коллективе формируются благоприятные условия для подготовки детей к общественной жизни. Родители на протяжении всей жизни ребенка формируют привычки, взгляды ребенка, от которых будет завесить его взаимоотношения с другими детьми. Следовательно, они создают предпосылки для развития коллектива.  А коллектив это то место, где, формируется личность. Поэтому в младшем школьном возрасте очень важно предать отношениям в коллективе дух доброжелательности, единства, взаимопомощи, товарищества, поддержки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности формирования коллектива в начальной школе

Шмойлова Ирина, студентка

ГБОУ СПО Самарский социально-педагогический колледж

Научный руководитель Мозгалева И.Е., преподаватель

В школьные годы происходит становление личности ребенка. Школьный коллектив – это колыбель ребенка, которая позволяет всесторонне развиваться личности. В коллективе формируются благоприятные условия для подготовки детей к общественной жизни. Родители на протяжении всей жизни ребенка формируют привычки, взгляды ребенка, от которых будет завесить его взаимоотношения с другими детьми. Следовательно, они создают предпосылки для развития коллектива.  А коллектив это то место, где, формируется личность. Поэтому в младшем школьном возрасте очень важно предать отношениям в коллективе дух доброжелательности, единства, взаимопомощи, товарищества, поддержки.

Задача исследования:  изучить психолого-педагогическую литературу,  посвященную вопросу формирования коллектива в начальной школе с целью выявления наиболее эффективных способов формирования ученического коллектива.

Основу нашего исследования составили труды отечественных педагогов, таких как А. С. Макаренко, А. Н. Лутошкин, В. А. Сухомлинский.

Большим подспорьем для проведения исследования по проблемам формирования ученического коллектива в начальной школе являются разработки А. С. Макаренко. В них детально и точно проработана методика коллективистского воспитания.

Изучив психолого – педагогическую литературу, можно сделать вывод,  что в современной школе существует многообразие коллективов. Это дает ребенку возможность проявлять свои способности, самореализоваться, осуществлять различные социальные роли. Но наиболее стабильным элементом в коллективе школы является коллектив класса, который осуществляет различные виды деятельности, но основным из них является учебная деятельность.

Коллектив  - социальная общность людей, объединённых на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения.

Коллектив учащихся формируется продолжительное время. Процесс становления и формирования коллектива длителен и проходит через ряд этапов.

У известного советского педагога А. С. Макаренко определяющим параметром формирования коллектива было требование. Согласно этой концепции в развитии коллектива выделяются три стадии.

1 стадия. Требования к коллективу. На этом этапе велика роль педагога, который стремится организационно оформить группу.

2 стадия. Требования руководителя поддерживает группа детей (неформальный актив). Работа педагога с активом требует пристального внимания. Коллектив выступает как целостная система.

3 стадия. Требования к личности начинает предъявлять коллектив. Члены группы предъявляют более высокие требования к себе, чем к товарищам.

А.Н. Лутошкин в книге «Как вести за собой» выделил следующие стации развития коллектива: 

 «Песчаная россыпь». Основными характеристиками является – отсутствие общих интересов, авторитета, участие в группе не приносит удовлетворения всем, кто в нее  входит.

 «Мягкая глина». Только в руках настоящего мастера материал превращается в произведение искусства. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложит достаточных усилий.

«Мерцающий маяк». Здесь преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. В группе есть явный лидер. Но не во всех делах проявляется единое общественное мнение.  

«Алый парус». Ребята принципиальны и требовательны друг к другу. На  первый план выступают характеристики: во главе лидер, у большинства членов коллектива появляется чувство гордости за свой коллектив.

 «Горящий факел». В коллективе тесная дружба, взаимопонимание, ответственность каждого не только за себя, но и за коллектив.

Особенно важна и в сплочении детского коллектива, и в воспитании отдельных школьников роль таких видов совместной деятельности, как труд, игра и общение. 

     Труд является главным фактором приобщения детей к материальной культуре общества. Труд играет большую роль в сплочении и развитии коллектива, потому что процесс труда предполагает обмен мнениями, взаимодействие, эмоциональное сопереживание.

   В жизни младших школьников также большое значение имеет игра. С помощью игры многое можно преподнести, научить. Трудно представить себе детский коллектив, как коллектив  неиграющих детей. Результат игры - те эмоциональные переживания, которые они испытывают, тот жизненный опыт, который они в ней приобретают.

Также существенную роль в сплочении ученического коллективе играет общение, обмен духовными ценностями его членов в процессе их взаимодействия. Жизнедеятельность ученического коллектива, включая труд, познание, игру, общение должна быть сбалансированной.

В  начале организации  коллектива большое значение имеет педагог. Это человек, от которого зависит формирования коллектива, на протяжении всего процесса он является тем, кто направляет процесс формирования коллектива в начальной школе.  

Хотя некоторые современные исследователи  считают, что теория А. С. Макаренко не всегда применима на практике, но с нашей точки зрения  его работы, книги – это отличный пример  воспитательной деятельности педагога.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование коллектива в начальной школе ГБОУ СПО Самарский социально – педагогический колледж

Слайд 2

Антон Семенович Макаренко 1 стадия – требование к коллективу. 2 стадия – требования руководителя поддерживает группа детей 3 стадия – требования к личности предъявляет коллектив

Слайд 3

Анатолий Николаевич Лутошкин Песчаная россыпь Отсутствие общих интересов, авторитета.

Слайд 4

Анатолий Николаевич Лутошкин Мягкая глина Только в руках мастера материал может превратиться в произведение искусства.

Слайд 5

Анатолий Николаевич Лутошкин Мерцающий маяк Преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. Присутствует лидер.

Слайд 6

Анатолий Николаевич Лутошкин Алый парус Во главе лидер, у большинства членов коллектива появляется чувство гордости за свой коллектив.

Слайд 7

Анатолий Николаевич Лутошкин Горящий факел В коллективе тесная дружба, взаимопонимание, ответственность каждого не только за себя, но и за коллектив.

Слайд 8

В сплочении детского коллектива важно учитывать: Труд - приобщение детей к материальной культуре общества.

Слайд 9

Игра Игру – эмоциональное сопереживание, жизненный опыт.

Слайд 10

Общение Общение - обмен духовными ценностями .

Слайд 11

Жизнедеятельность коллектива должна быть сбалансирована. В начале организации коллектива ведущая роль принадлежит педагогу.

Слайд 12

Спасибо за внимание