Классный час "Олимпийские игры - гарантия мира. Так ли это?"
методическая разработка (4 класс) по теме

Суслова Елена Анатольевна

В преддверии Олимпиады Сочи-2014 хотелось отметить значимость данного мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_olimpiada.rar2.4 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему:

«Олимпийские игры – гарантия мира. Так ли это?»

Цель: пропаганда олимпийского движения, развитие интереса к истории Олимпийского движения, развитие патриотизма.

Ход занятия:

  1. Орг. момент.

- Сегодня на занятии мы поговорим об Олимпийских играх.

Прочитайте тему классного часа. Что вы думаете по этому поводу?

  1. Актуализация.

- Для чего нам нужны Олимпийские игры?

Как они появились? Почему в современном мире они очень нужны?

Вот на эти вопросы мы постараемся ответить.

  1. Словарная работа.

- Что такое гарантия? (Гарантия — это моральная или материальная ответственность, обеспечение безопасности, которые принимают на себя частное лицо, государство, предприятие, коммерческая или иная структура за выполнение, соблюдение и т. п. каких-либо обязательств, а также за состояние, качество чего-либо. (Международные гарантии. Гарантии безопасности.)

(Толковый словарь Дмитриева )

-Что такое мир?

Нет, слово "мир" останется едва ли,
Когда войны не будут люди знать.
Ведь то, что раньше миром называли,
Все станут просто жизнью называть.

(В.Берестов)

Мир – это жизнь!!! 

  1. Цель олимпийского движения - способствовать совершенствованию мира за счет воспитания молодежи и поощрения занятий спортом.
  2. Легенда о возникновении Олимпийских игр.

Одной из древнейших является легенда о Пелопсе, которую упоминают древнеримский поэт Овидий, сын Тантала, рассказывается в этой легенде, после того, как царь Трои Ил завоевал его родной город Сипил, покинул родину, и отправился к берегам Греции. На самом юге Греции он нашел полуостров и поселился на нем. С тех пор этот полуостров стали называть Пелопоннесом.

Однажды он увидел красавицу Гиподамию - дочь Эномая. Эномай был царем Писы, города, расположенного на северо-западе Пелопоннеса, в долине реки Алфей. Пелопс влюбился в прекрасную дочь Эномая и решил просить у царя ее руки.

Но это оказалось делом не таким уж легким. Дело в том, что оракул предсказал Эномаю гибель от руки мужа его дочери. Чтобы предотвратить такую судьбу Эномай решил вообще не выдавать дочь замуж. Но как это сделать? Как отказывать всем претендентам на руку Гиподамии? Много достойных женихов сваталось за красавицу царевну. Отказывать всем без причины Эномай не мог и придумал жестокое условие: он отдаст Гиподамию в жены лишь тому, кто победит его в состязании на колеснице, но если он окажется победителем, то побежденный должен поплатиться жизнью.

Во всей Греции не было равных Эномаю в искусстве управлять колесницей, да и кони его были быстрее ветра. Один за другим приходили во дворец Эномая молодые люди, не боявшиеся лишиться жизни, лишь бы получить в жены прекрасную Гиподамию. И всех их убил Эномай, а чтоб неповадно другим было приходить свататься, прибил головы погибших к дверям дворца. Но это не остановило Пелопса. Он решил перехитрить жестокого правителя Писы. Тайно договорился Пелопс с возничим о том, чтобы тот не вставлял чеку, удерживающую колесо на оси. Перед началом состязаний Эномай, уверенный, как всегда, в успехе, предложил Пелопсу начать гонку в одиночестве. Колесница жениха срывается с места, а Эномай не спеша приносит жертву великому громовержцу Зевсу и только после этого бросается вдогонку. Вот уже колесница Эномая достигла Пелопса, уже чувствует сын Тантала горячее дыхание коней царя Писы, он оборачивается и видит, как царь с торжествующим смехом замахивается копьем. Но в этот момент колеса с осей колесницы Эномая соскакивают, колесница опрокидывается, и жестокий царь замертво падает на землю.

С торжеством возвратился Пелопс в Пису, взял в жены прекрасную Гиподамию, завладел всем царством Эномая и в честь своей победы устроил в Олимпии спортивный праздник, который решил повторять раз в четыре года.

  1. Законы греческих олимпиад.

- В преддверии олимпиады прекращались все распри и войны.

- Никто не смел вступить на территорию Олимпии с оружием.

- Строго наказывался человек, обидевший путника, идущего на олимпийский праздник.

- Греки страшились проклятия, которое насылалось богами на нарушителя олимпийского перемирия.

- Самым суровым наказанием было отречение, запрет участвовать в  играх на срок в 1 или 2 Олимпиады.

К сожалению, сейчас законами распоряжаются политики.

  1. Основателем современного олимпийского движения является барон Пьер де Кубертен.

75 лет назад мир потерял человека, который положил жизнь на то, чтобы остановить войны. Звали его Пьер де Кубертен, и вошел он в историю как основатель современного Олимпийского движения. Его главное детище живо до сих пор. Но,  увы — заменить войны спортом ему не удалось. Политики не дают.

Пьер де Фреди, барон де Кубертен родился 1 января 1863 года в Париже в аристократической семье. С детства он был романтическим юношей, любившим читать и слушать музыку. Вопреки воле родителей он не стал делать военную карьеру, а поступил на философский факультет Сорбонны. Там он увлекся историей и литературой Древней Греции, занялся греблей, боксом, фехтованием, верховой ездой.

Изучив античный опыт, он пришел к неожиданному выводу. Именно недостаток в физической подготовке французских солдат привел к тому, что страна потерпела катастрофическое поражение во Франко-прусской войне 1870-1871 годов. Во Франции конца XIX века набирали силу реваншистские настроения, многие хотели вернуть захваченные Германской империей Эльзас и Лотарингию. Однако де Кубертен направил свои идеи в совершенно иное русло…

Увлекаясь спортом, он совершил путешествия по разным странам. Наибольшее впечатление на него произвели Греция и Великобритания. В числе прочего он посетил долину Алфея в 300 километрах от Афин, где проводились древние Олимпиады. А в Англии де Кубертен увидел состязания по разным видам спорта в городе Бартон-апон-Хэс. Кроме того, студенты университетов Кембриджа и Оксфорда постоянно состязались друг с другом в беге, прыжках, гребле…

Соединение древнегреческого и современного барону английского опыта, помноженного на развитие спортивных обществ в других странах Европы и США, породило идею Олимпийских игр. Отлично зная античность, де Кубертен помнил о том, что состязания прежних времен имели не только спортивную, но и политическую составляющую. На время Олимпиад в Греции прекращались все войны. Барон же выступил за то, чтобы люди мерились силами на спортивных аренах, а не на полях битв.

25 ноября 1892 года де Кубертен выступил в Сорбонне с докладом "Возрождение олимпизма", совпавшим по времени с раскопками в древней Олимпии. Число сторонников барона и без того росло, а фактор греческих археологических работ только увеличивал интерес к идее олимпизма. Наконец, 23 июня 1894 года в Париже было принято историческое решение о возобновлении Олимпийских игр, которые следует проводить каждые четыре года — как и в Древней Греции.

Тогда же был учрежден и Международный олимпийский комитет (МОК). Сам де Кубертен стал его генеральным секретарем, а первым президентом — грек Димитриос Викелас. Тем самым подчеркивалась преемственность между соревнованиями прошлого и будущего. Постепенно был выработан круг видов спорта, которые включат в программу Олимпиад. Вполне естественно, что первую Олимпиаду современности провели в Афинах. Дело было в 1896 году.

После афинской "премьеры" де Кубертен занял место главы МОК. В знак признания его заслуг вторые Игры (1900 год) прошли в Париже. Постепенно был утвержден олимпийский флаг. Пять его переплетенных колец символизировали единство пяти континентов: синего (Европы), желтого (Азии), черного (Африки), зеленого (Австралии) и красного (Америки). Белый фон олицетворял мир во всем мире. "О спорт! Ты — мир!", — гласил девиз современных Олимпиад, придуманный с подачи де Кубертена.

Но сколь ни прекрасна была идея заменить войны выяснением отношений на спортивных аренах, политики не стали слушать де Кубертена. В 1914 году вспыхнула Первая мировая война, из-за которой пришлось отменить Олимпиаду 1916 года в Берлине. В том же году сам де Кубертен надел на себя военную форму и отправился на фронт в составе французской армии. Свои полномочия он временно передал представителю нейтральной Швейцарии Годфруа де Блоне.

В ноябре 1918 года война закончилась, и спустя год де Кубертен вернулся к руководству МОК. В тот момент в Европе происходило становление новых государств — Польши, Чехословакии, Югославии, Финляндии. Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская империи исчезли с карты мира. Но несмотря на потрясения, дух олимпизма был жив. В 1920 году прошли Олимпийские игры в бельгийском Антверпене, куда приехали делегации из десятков стран.

Барон снова представлял собой фонтан идей. Теперь ему захотелось, чтобы Олимпиады проводились не только летом, но и зимой. Ведь уже существовали бег на лыжах, прыжки с трамплина, хоккей, фигурное катание. Ими тоже занимались тысячи и тысячи людей, но состязаться летом было невозможно. В итоге любителям зимних видов тоже позволили помериться силами. Первые зимние Игры прошли в 1924 во французском Шамони. Что было вполне логично, учитывая, что олимпийское движение основал француз.

В 1924 году Олимпиада во второй раз приехала в родной для де Кубертена Париж, а спустя год он оставил пост руководителя МОК, оставшись только почетным президентом. Он дожил до Олимпиады 1936 года в Берлине, которую нацисты попытались превратить в торжество "арийского духа". Барон своими глазами успел увидеть, как политики способны приватизировать благое дело. А 2 сентября 1937 года Пьера де Кубертена не стало. Его тело похоронили в Лозанне, где до сих пор находится штаб-квартира МОК. А сердце — в Древней Олимпии.

После его кончины войны неоднократно проверяли на прочность детище де Кубертена: олимпиады 1940 и 1944 годов не состоялись. Игры 1972 годы были омрачены расстрелом израильских спортсменов. В 1980 и 1984 годах США и СССР обменялись бойкотами. А в 2008 году в день начала Олимпиад руководство Грузии совсем уже извратило олимпийский принцип, начав войну именно в день открытия Игр в Пекине.

Тем не менее, дело Пьера де Кубертена до сих пор живо. Да, политики вовсю используют Олимпиады в ее целях. Да, на них пришли большие деньги и там состязаются профессионалы, хотя барон видел Игры исключительно состязанием любителей без всякого материального вознаграждения. Но все же Олимпиады существуют, и потому барон может считать себя счастливым человеком. Остается надеяться, что впредь войны будут останавливаться хотя бы на две олимпийские недели…

Спорт помогает нам не только сохранить здоровье, но и приобрести очень нужные для успешной жизни качества: трудолюбие, упорство, решительность, умение работать в команде, поддерживать товарищей. Кроме того, спорт – это друзья, интересные события, путешествия и новые впечатления. Олимпиада – это одно из важнейших достижений человечества. Она объединяет весь мир.

  1. 7 февраля – Олимпиада в Сочи! Болеем за нашу сборную!
  2. Виды спорта в зимней олимпиаде:

Бобслей

Кёрлинг

Хоккей

Скелетон

Фигурное катание

Шорт-трек

Фристайл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Я в мире...мир во мне... Толерантность-путь к миру"

 выбор качеств толерантного человека;изучение качества «Милосердие», выявление этого качества у себя;поиск новых шагов, путей выработки в себе данного качества. ...

Интерактивная игра окружающему миру "Своя игра"

Интерактивная игра на основе телепередачи "Своя игра" для учащихся 3 - 4 классов. Игра проводится во внеурочное время....

Внеклассное мероприятие. Игра-кругосветное путешествие: "Игры народов мира"

Игра проводится в начальной школе.  Играя, дети повторяют учебный материал по окружающему миру о частях света,  знакомятся с традициями, обычаями и укладом жизни народов мира, отраженными в ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" (игры народов мира)

Рабочая программа по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» (игры народов мира) для 1-4 классовБазовый уровень...

Толерантность – гарантия мира

Стихотворение "Толерантность – гарантия мира"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ (классный час). Игра поле чудес по теме: «В мире профессий» 2 класс.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ (классный час).Игра  поле чудес по теме:  «В мире профессий» 2 класс....