Главные вкладки

    Внеклассное занятие по теме "Люди разных народов"
    план-конспект занятия (2 класс) на тему

    Докучаева Лариса Юрьевна

    Занятие способствует воспитанию толерантного отношения к людям разных национальностей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vneklassnoe_zanyatie_po_teme_lyudi_razny80 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка внеклассного занятия в области воспитания толерантности у младших школьников на тему «Люди разных народов».

    Актуальность темы.

    Если попросить разных людей охарактеризовать современный мир, то можно услышать: страшный, жестокий, разобщенный. И действительно, страшно потерять сознание на улице, опасно идти вечером домой, открывать дверь незнакомцу и лететь на самолете. Но еще тяжелее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. Толерантность нужно воспитывать.

    Что же такое толерантность? Толерантность (от латинского "toleran") - терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в школе.

    Необходимость воспитания культуры толерантности возникает с самых первых дней обучения. Учитывая возрастные особенности младшего школьника, имеет смысл в течение учебного года проводить коллективные дела, которые помогут каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях и, с другой стороны, узнать что-то новое о ребятах, знакомых с ним уже не первый год, может быть, найти новых друзей. Поскольку для детей 7-10 лет очень важно признание и одобрение со стороны значимых взрослых людей, необходимо опираться на те, доверительные отношения, которые складываются у ребенка в семье, и активно привлекать родителей к делам класса.

    Данная разработка рекомендуется для проведения классного часа во 2-4-х классах.

    Цели:

    • сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
    • формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №330 Невского района города Санкт-Петербурга.

    • воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
    • формировать у учащихся коммуникативные навыки: навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
    • развивать критическое мышление;
    • развивать способность к самостоятельной и оценочной работе с информацией;
    • способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

    Место проведения:

    актовый зал.

    Оборудование:

    карточки с названиями животных по количеству детей (ворона – 1 карточка, собака – 1 карточка, кошка – 6 карточек, лягушка-6 карточек, корова – 6 карточек, петух – 6 карточек) зал украшен флагом РФ, изображениями людей в национальных костюмах, ручка на веревочке у каждого учащегося, Конституция РФ, сигнал звонка, тесты.

    Заранее по углам актового зала организованы выставки с элементами культур аварцев, азербайджанцев, армян, татар (Выбраны именно эти национальности, потому что в классе учатся представители. Представитель какой-либо из перечисленных национальностей сам и рассказывает о культуре народа поочередно четырем группам.). Дети-лекторы в национальных костюмах.


    Продолжительность: 1 час.

    Ход мероприятия:

    Учащиеся входят в зал по одному (цепочкой). При входе получают карточку с названием животного.

    1.        Введение в тему урока. Сообщение целей.

    Форма: беседа.

    Рассказ учителя.

    Российская Федерация  - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В ней проживает приблизительно 166 различных народов.

    Посмотрите на оформление зала и предположите тему классного часа.

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №330 Невского района города Санкт-Петербурга.

    Тема классного часа: «Люди разных народов». (слайд № 1)

    Завтра, 16 ноября международный день толерантности. Наш сегодняшний праздник приурочен именно к этому событию.

    Вопросы для обсуждения.

    - Что же такое толерантность?(Версии детей)

    После предположений учащихся, чтение учителя с интерактивной доски.

    •  на  английском – готовность быть терпимым; (слайд № 2)

    •  во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; (слайд № 3)

    •  в китайском – быть по отношению к другим великолепным; (слайд № 4)

    •  в арабском – милосердие, терпение, сострадание; (слайд № 5)

    - Как вы поняли значение слова «Толерантность»? (Версии детей)

    Рассказ учителя.

    Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. (слайд № 6)

    Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как

    (слайд № 7) Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.;

    (слайд № 8) Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп;

    (слайд № 9) Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан;

    (слайд № 10) Константин  Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики -  из поляков…

    Невозможно представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения.

    Цель зачитывают дети с доски.

    Цель классного часа: знакомиться с культурой разных народов, учиться уважительно относиться к окружающим. (слайд № 11)

    2.        Постановка проблемной ситуации.

    Форма: тренинговое упражнение.

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №330 Невского района города Санкт-Петербурга.

    Задание детям. Вы при входе получили карточку, на которой написано животное. Вспомните это слово. Не произнося ни слова, можно лишь звуки, которые произносит это животное, найдите «своих».

    Дети таким образом делятся на команды.

    Вопросы для обсуждения.

    - Как вы узнали, где ваша группа? (По звукам)

    - Легко ли было найти своих? (Да/нет)

    Обращаясь к детям, кому выпали карточка с надписями «ворона», «собака».

    -Почему никто не обращал на вас внимание? (Мы издавали другие звуки)

    -Как вы себя чувствовали? (Одиноко)

    -Ребята, почему вы не обращали на них внимания? (у них написаны были другие животные)

    -Хотели бы вы, чтобы попалась карточка с надписью «ворона» или «собака»? (Нет)

    -Тяжело ли быть не похожим на всех?(Да)

    -Как вы отнесетесь к такому человеку?(Будем дружить, общаться)

    3. Изучение темы.

    Форма: работа в группах.

    Вопросы для обсуждения.

    -Что такое Конституция Российской Федерации? (Основной закон РФ)

    Рассказ учителя. Показ Конституции.

    Одна из статей Конституции РФ гласит: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

    -Как вы поняли эту статью?

    На территории Российской Федерации проживает более 166 различных народов. У каждого народа свой язык, свои традиции и обычаи, свои национальные костюмы, блюда и много других различий. Но всех объединяет одно: живем в большой стране под названием Российская Федерация.

    Сейчас мы будем работать в образовавшихся группах. Всего 4 группы. Вы очень много нового и интересного узнаете о культуре различных народов.

    Чтобы научиться понимать людей других культур, нужно научиться понимать своих родителей, друзей, одноклассников.

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №330 Невского района города Санкт-Петербурга.

    Не забывайте про правила работы в группе.

    Правила работы в группе. (слайд №12). Читают учащиеся с доски.

    1.Уважай собеседника.

    2. Старайся понять то, о чем говорят другие.

    3. Отстаивай свое мнение тактично.

    4. Ищи лучшие аргументы.

    5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

    6. Стремись учитывать интересы других.

    Слушайте очень внимательно. После прослушивания 4 рассказов я проверю, кто был из вас самым внимательным слушателем. Эти дети будут отмечены знаковым призом. Лекторами сегодня будут ваши же одноклассники. Они уже стоят в своих национальных костюмах. Знаком, когда вам нужно будет перейти к другому лектору, будет звонок. (Сигнал). Каждой группе следует прослушать 4 лекции, а затем вернуться на сидячее место, для того, чтобы написать тест по услышанному материалу.

    Учащиеся слушают лекторов, отвечают на вопросы. (Приложение 1)

    4.Закрепление изученного материала.

    Форма: тест.

    Каждый ребенок получает тест. (Приложение 2)

    Проверка.

    5. Рефлексия.

    Форма: концерт.

    1)Танец «Лезгинка».

    2) Песня на армянском языке.

    3) Стихотворение на азербайджанском языке.

    4) Угощение национальным татарским блюдом. (Чак-чак) (При выходе)

    Стихотворение. (Читает заранее подготовленный ребенок.)

    Владимир Степанов.

    Российская семья.

    Живут в России разные народы с давних пор.

    Одним тайга по нраву, другим – степной простор.

    У каждого народа язык свой и наряд.

     Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №330 Невского района города Санкт-Петербурга.

    Один черкеску носит, другой надел халат.

    Один рыбак с рожденья, другой – оленевод.

    Один кумыс готовит, другой готовит мёд.

    Одним милее осень, другим милей весна.

    А родина Россия у нас у всех одна.

    6. Итог.

    Форма: беседа.

    Ведущий комментирует выполненные детьми тесты. Обсуждают с детьми. Заново задает эти же вопросы.

    Награждение учащихся, которые безошибочно выполнили тест (проверяются 4 задания).

    Все вместе стоя поют гимн РФ.

    Россия — священная наша держава,

    Россия — любимая наша страна.

    Могучая воля, великая слава —

    Твоё достоянье на все времена!

    Славься, Отечество наше свободное,

    Братских народов союз вековой,

    Предками данная мудрость народная!

    Славься, страна! Мы гордимся тобой!

    Очень бы хотелось, чтобы все люди были друг к другу чуточку терпимее, добрее. И

    тогда не будет ссор, драк, войн. Дарите друг другу только улыбки, теплые ласковые слова! 

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №330 Невского района города Санкт-Петербург

    Приложение 1

    Выступления лекторов.

    Аварцы.

    Аварцы – это коренной народ Дагестана. «Дагестан» переводится как «страна гор». Обычаев и праздников у аварцев очень много. Вот некоторые из них: праздник цветов, свадьба в горах, пирожное игрище, праздник первой борозды. Расскажу о последнем подробнее. Этот древний праздник сохранился во многих селах и до настоящего времени. По обычаю, первую борозду должен был провести самый умелый пахарь. Он надевал вывернутую наизнанку овчинную шубу – чтобы всходы были такими же густыми, как ворсинки меха. Все село готовит к этому дню праздничное угощение, нарядную одежду. Обязательно пекут несколько огромных бубликов (14-15 кг) – призы победителям. Под звуки зурны и барабана, быки, украшенные лентами, проводят первую борозду. Семена для посева должны быть собраны понемногу из всех домов села. Семена перемешивали, читали молитву. Пахаря полагалось облить водой, чтобы посевам хватало влаги. Весь день проходит в веселых развлечениях: устраивают танцы, различные спортивные состязания.

    (Выделенные слова в тексте отображены в плакате).

    (Если остается время, то лекторы задают вопросы группам).

    -Какие праздники отмечают аварцы?

    -Как проходит праздник первой борозды?

    Спасибо за внимание.


    Татары.

    У каждого народа есть свои национальные праздники. Татарские народные праздники восхищают чувством благодарности и почтения людей к природе, к обычаям предков, друг к другу.

    У татар же есть два слова, означающие праздник. Религиозные мусульманские праздники называются словом гает (Ураза гаете — праздник поста и Корбан гаете — праздник жертвы). А все народные, не религиозные праздники по-татарски называются бэйрэм. Учёные считают, что это слово означает "весенняя красота", "весеннее торжество". Пожертвование и весеннее торжество — вот какой смысл у татарского праздника! Религиозные праздники татар-мусульман включают в себя коллективную утреннюю молитву, в которой раньше участвовали все мужчины и мальчики. Потом полагается пойти на кладбище и помолиться возле могил своих близких. А женщины и

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №330 Невского района города Санкт-Петербурга.

    помогающие им девочки в это время готовят дома угощения. В праздники (а каждый религиозный праздник раньше длился по несколько дней) с поздравлением обходили дома родственников и соседей. Особенно важным было посещение родительского дома. По возможности старались порадовать друг друга подарками, угощением, устраивали званые обеды. В дни Корбан гаете — праздника жертвы старались угостить мясом как можно больше людей, столы оставались накрытыми два-три дня подряд и каждый входящий в дом, кто бы он ни был, имел право угощаться сколько ему угодно…Национальный праздник – Сабантуй. Традиционные состязания на празднике Сабантуй — скачки, бега, прыжки и национальная борьба — корэш. Сабантуй прекрасен ещё и тем, что на этом празднике все не только зрители, но и участники — они поют, танцуют, показывают ловкость в играх.

    (Выделенные слова в тексте отображены в плакате).

    (Если остается время, то лекторы задают вопросы группам).

    -Какие праздники отмечают татары?

    -Как проходит праздник Сабантуй?

    Спасибо за внимание.

    Армяне

    Армянский народ богат национальными традициями. Среди армянских традиций главными можно выделить свадебные обычаи, праздники и виноделие, которое принято у многих семей как родовая традиция, передающаяся из поколения в поколение. Армяне

    имеют множество национальных праздников. Одним из самых громких в Армении праздников является Вардавар, отмечаемый на 98 день после Пасхи. Согласно обычаям праздника, принято обливать друг друга водой. В армянском языке существует слово «тасиб» (честь, великодушие), оно играет большую роль в армянских традициях. Чем больше «тасиба» у человека, тем больше стол может позволить его «сердце» накрыть для гостя. Про гостеприимство армян знают во всем мире. По любому случаю радости и счастья принято накрывать стол. Тот, кому оказано гостеприимство, обязательно должен выпить и покушать. По мнению армян, чем чаще человек накрывает стол, тем больше ему вернется.

    (Выделенные слова в тексте отображены в плакате).

    (Если остается время, то лекторы задают вопросы группам).

    -Какие праздники отмечают армяне?

    -Как проходит праздник Вардавар?

     Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №330 Невского района города Санкт-Петербурга.

    Спасибо за внимание. 

    Азербайджанцы

    Новруз – один из самых главных и любимых праздников. Праздник Новруз связан с весной, обновлением природы и наступлением теплых дней.

    Сегодня в Азербайджане официально празднуют Новруз 21 марта, и этот день не является рабочим днем. В этот день утром необходимо съесть что-нибудь сладкое, к примеру, мед, или если его нет — сахар. Затем нужно понюхать ароматный дым, что является символом освобождения от «злых духов».

    На столе обязательно должна стоять пища, состоящая из семи блюд, название которых начинается с буквы «с». Это сумах, скэд (молоко), сирке (уксус), сэмени (специальная каша из пшеницы), сабзи (зелень) и т. д. Кроме перечисленных блюд на стол ставятся зеркало, свеча и крашеное яйцо. Свет или огонь оберегает человека от злых духов. Яйцо и зеркало нужны, чтобы установить завершение старого года и наступление первого дня нового.

    Как правило, в праздничные дни входные двери не запираются. Это значит, что семья дома и рада встретить гостей. А детишки в эти дни посещают знакомых и родственников, с мешочками, куда те кладут праздничные подарки.

    В первый день Нового года в каждой семье всю ночь должен гореть свет. Это знак благополучия, тушить огонь ни в коем случае нельзя, это является признаком несчастья.

    (Выделенные слова в тексте отображены в плакате).

    (Если остается время, то лекторы задают вопросы группам).

    -Какие праздники отмечают азербайджанцы?

    -Как проходит праздник Новруз?

    Спасибо за внимание.

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №330 Невского района города Санкт-Петербурга.

    Приложение 2

    Тест.

    Фамилия___________________________________________________________

    1.        Какой из перечисленных народов отмечает праздник Новруз?

    А) Удмурты.

    Б) Русские.

    В) Азербайджанцы.

    2. Какой из перечисленных праздников является национальным у татар?

    А) Сабантуй.

    Б) Новый год.

    В) Масленица.

    3. Какой из перечисленных народов отмечает праздник Вардавар?

    А) Армяне.

    Б) Татары.

    В) Аварцы.

    4. О каком празднике аварцев говорится.

    Пахарь надевал вывернутую наизнанку овчинную шубу. Все жители села пекли бублики, надевали нарядную одежду.

    А) Новруз.

    Б) Праздник первой борозды.

    В) Свадьба в горах.

    5. Допиши высказывание.

    Все люди должны относиться друг к другу ___________________________________, потому что_______________________________________________________________.


    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №330 Невского района города Санкт-Петербурга.

    Список литературы

    1.Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. - №7.

    2.Кузнецова В. Г. «Игры, викторины, праздники в школе и дома» - «Аквариум», ГПГТВ.- 1998.

    3.»Начальная школа». Приложение к газете «Первое сентября». – 2002.

    4.http:www:festival@1 september.ru

    5. http://nmc nevarono.ru//

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №330 Невского района города Санкт-Петербурга.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное занятие Культурные традиции русского народа и коренного населения Кемеровской области

    Автор/руководитель туристско-краеведческого объединения, педагог дополнительного образования  Коннова Ольга Викторовна, МАОУ ДОД «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий», Киселевский...

    Презентация к внеклассному мероприятию "Дети разных народов"

    Праздничное мероприятие ко Дню Толерантности сопровождалось презентацией о Молдове., рассказом о ней, дегустацией блюд национальной кухни, песней и молдавским танцем....

    Внеклассное мероприятие "Путешествие по играм разных народов" (2-4 классы)

    Внеклассное мероприятие  способствует толерантному отношению к культуре разных народов, знакомит со старинными играми других народов и нацеливает на бесконфликтное межнациональное общение детей. ...

    Внеклассное мероприятие "Путешествие по играм разных народов" (2-4 классы)

    Внеклассное мероприятие  способствует толерантному отношению к культуре разных народов, знакомит со старинными играми других народов и нацеливает на бесконфликтное межнациональное общение детей. ...

    Презентация к внеклассному занятию "Сказки разных народов"

    Презентация к занятию внеурочной деятельности или внеклассному чтению во 2 классе...

    «Приветствия разных народов мира» Разделы: кружок «Я познаю мир» Цель: Развивать познавательный интерес к культуре разных народов.

    «Приветствия разных народов мира»Разделы: кружок «Я познаю мир»Цель: Развивать познавательный интерес к культуре разных народов....

    Разработка занятия кружка "Книголюбы". Тема: Сказки разных народов. Венгерская сказка «Два жадных медвежонка».

    На занятии происходит знакомство со сказками народов мира, формирование читательских умений  у обучающихся при работе с текстом, привитие норм морали и нравственности через принятие идейной...