КРЕМЛЕВСКИЕ ЧУДЕСА
план-конспект занятия на тему

паниковская светлана михайловна

Семейный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект110 КБ

Предварительный просмотр:

(внеклассное  мероприятие)

Кремлёвские чудеса

 

    Историк: Великий русский художник Виктор Васнецов говорил, что только больной или плохой человек не ценит своего детства и юности. И плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории. Мы хотим рассказать о диковинках России, о тех, что находятся на территории московского Кремля. Диковинок в Кремле  много, но начнём мы с Царь-колокола. Чем не чудо из чудес.

Давайте перелистаем несколько страниц нашей летописи и обратимся к этому чуду российского мастерства.

(звучит колокольный перезвон)

  Колокольчики России,

Крошечные и большие!

Не боитесь вы метели,

Только б звонче вы звенели!

  Медные иль золотые,

Колокольчики России.

Вас любили, величали,

Даже имена давали.

  Ну а самый величавый,

Крупный колокол на славу –

Люди знали даже встарь

Имя колокола – «Царь».

Историк: Колокола всегда любили на Руси – даже лошадкам на сбрую прикрепляли маленькие колокольчики. Посмотрите на рисунки ребят – где и как люди использовали колокола и колокольчики. Даже у коровки на шее повешен колокольчик, чтобы по звону можно было найти заблудившуюся корову. Такой колокольчик назывался «ботало». А вот снимки колоколов, расположенных на звонницах монастырей.

Перезвоны, мелодии и переливы колоколов производят неизгладимое впечатление на многих людей, проникают в сердце, помогают возвыситься над суетой, вызывая в душе благоговейный трепет. Диву давались иноземные купцы, когда слышали в старой Руси колокольный перезвон.

Из истории известно, что колокола служили средством оповещения населения о том, что делается в городе, в стране: в мирное время созывали жителей на праздники, а в тревожное – на битву с врагами.

Сегодня мы говорим о колоколе, который вместе с царь-пушкой стал украшением Кремля. Это невиданной величины колокол массой в 200 тонн и высотой 6,14 метров. Речь идёт о Царь-колоколе. Если бы он был подвешен к колокольне, то его звон могли бы слышать люди в радиусе нескольких десятков километров.

Мастер: История его создания уходит в глубь веков. Сначала самым гигантским колоколом в Кремле был большой Успенский колокол. Отлитый  в царствование Бориса Годунова, он весил более 1000 пудов. Но во время одного из пожаров деревянный сруб, на котором он держался, сгорел, а колокол упал и разбился. В  1654 году, почти через 50 лет, при царе Алексее Михайловиче, разбитый колокол переплавили в новый, добавив меди и олова. Теперь его объём увеличился до 8000 пудов. Его назвали «Праздничным».

В те времена все строения Москвы были деревянными, и основным несчастьем столицы были пожары. Как это ни печально, но при очередном пожаре в 1701 году рухнул и разбился и Праздничный колокол.

В конце февраля 1730 года на престол взошла царица Анна Иоанновна. По её приказу начали отливать колокол весом в 10000 пудов. Для такого задания долго искали мастеров, иностранцы не брались за эту сложную работу. И тогда нашёлся русский «колокольных дел мастер» по имени Иван Фёдоров, сын Маторин. Династия колокольных мастеров Маториных была хорошо известна на Руси. Многие церкви перекликались звоном колоколов, отлитыми мастерами этой династии.

Пять лет потребовалось на то, чтобы завершить отливку нового гигантского колокола – восстанавливались печи, велись другие предварительные работы. А императрица тем временем забыла про свой указ по изготовлению колокола. И Иван Маторин пребывал в крайней нужде и нищете, его рабочие часто были голодными. От невзгод и лишений Иван Маторин вскоре умер, завещав сыну Михаилу завершить отливку колокола.

Историк: Сколько трагедий и несчастий несёт в себе история этого колокола! Но всё равно он величественен. Царь-колокол запечатлел имена своих создателей. Об этом на нём имеется надпись: «Отлит сей колокол российским мастером Иваном Фёдоровым сыном Маториным с сыном своим Михаилом Маториным». И мы всегда будем помнить их, потому что они создали великое чудо – необычайной красоты колокол, равного которому нет в мире.

Говорят, что в те годы, когда отец и сын Маторины создавали свой труд, они разработали две модели по подъёму колокола-гиганта из котловины, где он находился. Однако время их не сохранило. Ведь мало было создать Царь-колокол, его ещё нужно было поднять на поверхность земли. А это было нелегко, вспомните, ведь он весил 200 тонн. Не прошло и двух лет, как новый пожар охватил Кремль. При тушении деревянных построек, от охлаждения водой, от колокола откололся кусок в 11,5 тонн весом.

Мастер: А как его достали из-под земли? Не раз правительство ставило вопрос о подъёме колокола из десятиметрового котлована. Но всё было некогда. И только через 100 лет начались подготовительные работы для подъёма Царь-колокола. Как долго колокол был предан забвению, а ведь это шедевр работы наших колокольных мастеров. Достойной техники для его подъёма не существовало. Приходилось изобретать и возводить специальные сооружения, чтобы такую махину вытащить и поставить на постамент для всеобщего обозрения. Наконец, сложнейшая работа по подъёму была проведена. Теперь Царь-колокол стоит на территории Кремля. И мы можем рассмотреть его во всей красе – и затейливость его орнамента, и украшения – изображения ликов российских святых, царя Алексея Михайловича и царицы Анны Иоанновны.

Историк: Надо теперь о другом чуде рассказать. О Царь-пушке, России подружке, что стоит на территории Кремля недалеко от Царь-колокола.

Оружейник: В XY веке в Москве возникла школа русских мастеров-пушкарей. Они обучались своему мастерству на Пушечном дворе. Слово «Пушечный» говорит о том, что в этом месте жили и работали русские мастера-оружейники, мастера-пушкари. Именно здесь, на Пушечном дворе в 1586 году московский мастер Андрей Чохов отлил из бронзы знаменитую Царь-пушку. Масса её составляет около 40 тонн, а калибр – 89 см. по своим размерам Царь-пушка не имеет равных во всём мире.

  Царь-пушка была настоящим боевым орудием. Ранее она стояла на Красной площади, защищая южные территории Москвы. Ведь именно они чаще всего подвергались вражеским набегам. Рассчитана она на стрельбу каменным «дробом» - ядрами, поэтому ей дали ещё и второе название – «российский дробовик». Но вот те чугунные ядра, которые можно видеть у её подножия – вовсе не боевые. Их отлили гораздо позднее, чем была создана сама пушка – уже в XIX веке и просто для красоты, чтобы украсить установку пушки.

Наша Царь-пушка – оружие грозное и мощное. О её размерах говорит такой  факт, описанный в одной из летописей. Один из участников польской интервенции начала XYIII века вспоминал, что в часы отдыха в ствол Царь-пушки влезали человека по три. Там они очень удобно устраивались – садились и играли в карты под отверстием, через которое поджигали запал. Это отверстие служило им вместо окна, освещая ствол пушки изнутри.

   Историк: Вот и закончен наш рассказ. Мы рассказали лишь о двух диковинах московского Кремля, о других наш рассказ пойдёт в другой раз.

 Цель:

- Расширение, закрепление и углубление знаний об истории московского Кремля.

Задачи:

- Познакомить детей с историей создания царь-колокола, царь-пушкой;

- Развивать познавательный интерес детей;

- Воспитывать любовь к истории своего государства.

Оборудование: фотографии или слайды с изображением Царь-колокола и Царь-пушки, записи колокольных звонов, рисунки детей с колоколами.

Участники: Историк, Мастер, Оружейник.

Используемая литература:

-  И.А.Агапова, М.А.Давыдова «Мы – патриоты»

 

Цели урока:

1. Общеобразовательные:

  • Познакомить детей с историей создания русской народной игрушки - матрешки, с различными промыслами, 
  • Закрепить знания учащихся по темам «кодирование информации»;
  • Закрепить навыки работы с инструментами графического редактора;
  • Отрабатывать навыки копирования и вставки элементов, поворота, растяжения;
  • Отрабатывать навыки работы с файлами;
  • Отрабатывать навыки работы с несколькими окнами.

2. Развивающие:

  • Выявлять творческие способности учащихся;
  • Учить анализировать, строить умозаключения, делать выводы;
  • Развивать интеллект учащихся;
  • Способствовать развитию самостоятельности, проявлению лучших качеств личности.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к предмету;
  • Воспитывать чувство уважения к товарищам при фронтальной работе и работе в малых группах;
  • Воспитывать аккуратность оформления работ в тетрадях и на доске.

4. Социальные:

  • Помочь адаптироваться ребенку в детском коллективе;
  • Развитие коммуникативных качеств личности;
  • Приобретение уверенности в себе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Семь чудес России"

Классный час "Семь чудес России" предполагает своей целью привить детям чувство вкуса, гордости за свою страну,патриотизма....

Кремлевские города

Материал для сопровождения урока окружающего мира в 4 классе по теме: "Кремлевские города"...

Презентация к уроку: "Кремлевские храмы"

Презентация к уроку: "Кремлевские храмы"...

Сценарий торжественного проведения акции «Детки Кремлевской елки».

Здравствуйте, юные экологи! 2017 год объявлен годом экологии. -Сегодня мы собрались для того, чтоб торжественно дать старт проведению акции «Детки Кремлевской елки» в г. Ейске, которую организовал...

Чудеса света. Семь чудес западного округа (отчет о проектной деятельности учащихся)

Согласно ФГОС, основным подходом в современном образовании является проектная деятельность.Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект &ndash...