Внеклассное мероприятие Война на Кубани
методическая разработка (4 класс) по теме

Калачева Галина Алексеевна

Сегодня разговор пойдет о наших односельчанах – казаках  в годы Великой Отечественной войны, о доблестных подвигах наших земляков, о творчестве нашего земляка  поэта, посвящённом военной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voyna_na_kubani.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Война на Кубани»

Цель мероприятия:

  • Раскрыть роль Кубани в Великой Отечественной войне;
  • Воспитывать чувство уважения к боевому прошлому, к трудолюбивому героическому народу нашего края;
  • Изучать традиции и обычаи, историю и культуру казачества;
  • Воспитание чувства гордости за свою малую родину.

Подготовка: Дети получили задание найти стихи кубанских поэтов, посвященные Великой Отечественной войне, выучить стихи тех лет.

Оборудование: экспозиция «Односельчане-казаки в годы войны» казачьи костюмы, декорации хаты, казачья утварь, макет казачьего подворья, стенды, посвящённые ветеранам В.О.в., фотографии  воинов-интернационалистов, экспонаты времён войны, подготовленные материалы о кубанских писателях.

“Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно!”

Место проведения: школьный музей

Ход мероприятия:

  1. Приветствие:

- Тема нашего занятия очень интересная - Сегодня разговор пойдет о наших односельчанах – казаках  в годы Великой Отечественной войны, о доблестных подвигах наших земляков, о творчестве нашего земляка  поэта, посвящённом военной теме.

   Война… Что же это за слово такое, вызывающее содрогание только при одном его упоминании? Война – это тысяча семьсот двадцать пять разрушенных  и сожжённых городов и посёлков, свыше семидесяти тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война – это тридцать две тысячи взорванных заводов и фабрик, шестьдесят пять тысяч километров разобранных железнодорожных путей.

   Это тонны бомб и снарядов, падающих на головы мирных людей.

   Война – это двадцать часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на руках таких же девчонок и мальчишек, как мы.

Давно известно, что каждый уголок нашей Родины, будь то малый или великий имеет свою историю, которая сохраняет имена героев, события того или иного времени. Они волнуют нас, вызывают чувство гордости и любви к Родине. А как можно не любить Кубань, свою малую Родину, самый родной уголок земли.

  1. Беседа о подвигах кубанцев в военное время.

  В августе 1942 года наш край был взят немцами, началась страшная страница в истории нашего края – оккупация. Во время оккупации немцы установили в крае «новый порядок» - насилие, грабеж, убийства, угон в Германию.

  Много героев взрастила Кубанская земля. Беспримерным подвигом в памяти народной останется подвиг девяти братьев Степановых. Но не менее велик и материнский  подвиг простой женщины, породившей  и воспитавшей их такими, стойко перенесшей горькие муки безмерных  утрат. Всех девятерых благословила кубанская мать на подвиги и девять «похоронок» получила с войны.

   Подвиг семьи Игнатовых за освобождение Кубани также достоин благодарной памяти кубанцев. В районе города Краснодара действовал разведывательно - диверсионный партизанский отряд, в который вошла вся семья: сыновья Евгений и Геннадий и жена Елена Ивановна (мед. сестра). Отряд провёл 26 боевых операций, пустил под откос 4 эшелона, разрушил  7 мостов. В ночь на 10 октября  1942 во время диверсии на ж. д. Краснодар - Новороссийск геройски погибли оба брата. Обелиск установлен на месте подвига - в поселке Баки Северского района. Именем братьев названы улица и библиотека в Краснодаре, теплоход МРФ, школа № 19 в Геленджике. Сегодня у нас за плечами страшное время войны, разрухи, миллионы смертей. И мы не вправе забыть тех солдат, которые спасли мир от фашистского гнёта.

    12 февраля 1943 года Краснодар встречал своих освободителей. Отступая, противник оказывал ожесточенное сопротивление. В ночь на 4 февраля южнее Новороссийска был высажен десант советских воинов, на наших стендах отображён подвиг кубанцев при освобождении Новороссийска. Немцы попытались сбросить десант с занятого ими плацдарма, однако советские солдаты сумели не только удержаться, но и расширить плацдарм. Плацдарм получил название Малая Земля. Оборона Малой Земли продолжалась 225 дней.  Говоря о Великой Отечественной войне нельзя не вспомнить и бойцов партизанских отрядов, всего на территории края действовало 86 партизанских отрядов.

   Великая Отечественная война тяжелым  и страшным грузом легла на плечи всего советского народа. Но жители нашего края мужественно встретили страшное известие и бросили все свои силы на борьбу с врагом. И враг был отброшен, изгнан с территории нашей маленькой Родины. Спасибо  за это нашим защитникам, героически, сражающихся на фронтах войны. И отдельные слова благодарности, тем людям, которые пережили страшные дни оккупации. Вечная Вам память!!! Почтим минутой молчания, всех тех, кто отдал свои жизни за будущее своей Родины!

   На наших стендах хранится память о наших земляках, героически защищавших Родину во время войны. Это наши ветераны, которых мы знаем наперечёт. Давайте вспомним ещё раз о мужестве людей, которые защищали свою малую родину и свою великую Отчизну. Костырко Вера Гавриловна девчонкой  поступила в 18 армию под командованием Леселидзе. Служила в г. Новороссийске, ухаживала за ранеными в госпитале, делала перевязки, варила еду, шила одежду для солдат. Служила также в г.Анапе. Когда наши войска освободили Новороссийск, их часть перекинули в с. Кирилловка. В 1943 году их взвод отправили в Киев. Затем была Полтава, Брест, польская граница. И так по всей Европе. В Чехословакии  им объявили  о Победе. Вера Гавриловна - настоящая русская женщина: преодолела тяготы войны, много  трудилась, одна поднимала сына – инвалида детства. Все эти трудности её только закалили.  Но осталась она доброй, отзывчивой , гостеприимной. Более сорока лет проработала она в нашем Геленджикском совхозе  на виноградниках. В предпенсионном  возрасте работала в совхозной столовой поваром. Любит, когда к ней приходят учащиеся нашей школы. Наступит время, когда ветеранов Великой Отечественной мы будем видеть только в кадрах кинохроники, и ни пламенные речи на митингах, ни цветы, ни наши поклоны до земли им будут уже не нужны. Свои добрые слова  и поступки надо успевать говорить и делать сегодня, пока ветераны еще живы.

  1. Землянки на территории Марьиной Рощи.

На территории нашего поселка не было боевых сражений, но он попал в прифронтовую зону. Враг не дошел до этого места, линия фронта проходила за 20 км от Марьиной Рощи. Густой лес, окружавший поселок, оказался хорошим защитником для размещенного в Марьиной Роще штаба 18 армии, где разрабатывались планы сражений за Новороссийск и его освобождение. Я хочу рассказать вам о штабных землянках.

      Мемориальная экспозиция была открыта для посетителей в сентябре 1977 года. Землянки по положению военного времени соорудили в «три наката», обставили теми предметами, которыми пользовались ее обитатели. Восстановлено четыре землянки. Первая была - командующего 18-й десантной армии генерала Леселидзе Константина Николаевича, дважды Героя Советского Союза, он был награжден орденом Ленина, 2 орденами Боевого Красного Знамени, орденами Суворова 1-й степени, Кутузова 1-й степени, Богдана Хмельницкого 1-й степени.

     Вторая землянка – начальника политотдела армии полковника Леонида Ильича Брежнева. Третья землянка была члена военного совета армии генерал-майора Колонина Семена Ефимовича. За боевые заслуги перед Родиной он был награжден орденом Ленина, четырьмя  орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, Орденом Суворова, тремя орденами Кутузова и другими наградами Родины.

      Землянок в лесах Марьиной было много, потому что надо было разместить большое штабное хозяйство армии, а это более двухсот человек. Работников штаба расквартировывали в домах жителей села, чтоб в редкие минуты отдыха они могли почувствовать домашний уют.

     Землянки притягивали к себе людей, и можно было видеть, как бродили они между землянок, мысленно представляя себе героические дни. Когда было принято решение восстановить землянки (а их нужно было восстановить к визиту Генерального Секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева), следопыты школы № 10 под руководством старшей пионервожатой Соловьевой С. М. ( учителя МБОУ ООШ № 10 в настоящее время) обследовали землянки и нашли землянку Брежнева и Леселидзе. Целыми днями на мемориальном комплексе шла работа, работали специалисты, солдаты и школьники. Последним было дано задание носить землю, чтоб закрыть верхний слой наката. Работа была трудная, но никто из школьников не жаловался и не уходил. К землянкам вела асфальтированная дорожка. К ним можно было проехать или пройти по улицам Ленина или Ореховая. Мемориальный комплекс был гордостью марьинцев.

    Здесь проходили экскурсии, комплекс посещали иностранцы, приезжали ветераны 18-й армии, родственники тех, кто воевал. Комплекс просуществовал около 8 лет, а потом его забросили.

  1. Подвиг воинов-интернационалистов, наших односельчан.

   Летят года. Наша страна залечила раны войны. Уже давно земля не вздрагивает от взрывов снарядов, но и в этой светлой полосе мирной жизни были черные годы войны в Афганистане, Чеченской Республике. Среди нас находятся люди, которые также выполняли свой воинский долг, те, кто выбрал профессию «Родину защищать». Хочу представить одного из них: Халявка Михаил Петрович, бывший воин- афганец, в настоящее время такой же обычный житель села Марьина Роща, как и все мы. Несмотря на тяготы службы в Афганистане, где каждый день смерть заглядывала ему в лицо Халявка Михаил Петрович производит впечатление удовлетворённого своей жизнью человека Он сохранил все человеческие качества человека, который способен прийти на помощь в любой ситуации, умеет говорить правду в лицо, обладает прекрасным чувством  юмора. Не жалеет о прошлом, когда пришлось  перенёсти  столько тягот, у видел столько ужасов и страданий, но жалеет о тех, кого потерял, но, с другой стороны, он радуется тому, что жизнь его свела с такими удивительно  надёжными людьми. Как это важно, когда  твою спину прикрывает надёжный товарищ.  Может поэтому от этого человека  исходит такое чувство надёжности и защиты , что кажется,  обратись к нему с любой просьбой, всегда получишь помощь. Михаил Петрович как человек состоялся: построил дом, вырастил двух сыновей, которым он привил чувство любви к своей стране.  Оба  сына  выполнили свой долг  - отслужили в Российской Армии. Сам он доволен своей жизнью, с таким увлечением рассказывает о своей профессии экскаваторщика, что заслушаешься. Халявка Михаил Петрович состоит членом  Общество афганцев и является его активным участником. Душевным праздником является  для него приезд  однополчан, и сам он при любой возможности навещает своих друзей.  Для него фронтовая дружба – это дружба навек.

  1. Стихи о войне кубанских поэтов.

  Давайте вспомним поэтов Кубани, которые в своём творчестве отразили события Великой Отечественной войны. Они сами являются очевидцами и участниками войны. (При подготовке к уроку велась учащимися предварительная поисковая работа по группам: сбор материала о поэтах, разучивание стихотворений наизусть).

Беляков Иван Васильевич

   Беляков Иван Васильевич более 40 лет жил и писал в нашем крае. Вся творческая жизнь поэта посвящена детям. Родился Беляков 8 декабря 1915 г. в деревне Мокряй Горьковской области. Учёба в школе фабрично-заводского обучения и железнодорожном техникуме, служба в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке - начало пути будущего писателя.

   В 1938 году поступает в Литературный институт им. Горького в Москве, а когда началась Великая Отечественная война, Иван Васильевич, не задумываясь, уходит с третьего курса института на фронт. Это были годы испытаний для всей страны и для молодого поэта прошедшего путь от рядового солдата до офицера, сначала в штабе 49-го стрелкового корпуса, затем, после ранения, на восстановительных работах в железнодорожных войсках. Куда бы война ни бросала Ивана Васильевича - техник роты, старший техник батальона, корреспондент газеты "Военный железнодорожник", - любовь к поэзии, желание творить не покидало его.

   В 1947 году после демобилизации Иван Васильевич приехал на Кубань. Работал в газетах " Советская Кубань" и "Комсомолец Кубани".

   Боевой офицер, прошедший кровопролитную войну, стал писать, добрые, светлые книги для детей. Ему хотелось, чтобы мальчишки и девчонки знали о своих погибших ровесниках, которые так и не успели возмужать, повзрослеть. Тема патриотизма отличительная черта творчества поэта.

-Как автор относится к новым защитникам города? Откуда он знал одного из них?

-Какой памятник вы бы поставили этим мальчишкам, если бы были скульпторами?

- Ребята, мы всегда должны помнить о тех, кто отдал свои жизни за наше  мирное небо, ценою чьих жизней завоёван мир на земле.

Краснов Николай Степанович

Краснов Николай Степанович родился 30 декабря 1924 г. в г. Ульяновске.

В 1943 г. после окончания школы он работает на заводе, затем призывается в Советскую Армию и попадает на Ленинградский фронт, при штурме г. Выборг был тяжело ранен. Был награхдён боевыми наградами: орденом Отечественной войны 1-й степени, медалью " За отвагу" и другими.

Война для Н.Краснова - это солдатские дороги. Фронт, наступательные бои, ранение, госпиталь. Перед глазами предстала картина жизни нашего народа, сражающегося с фашизмом.

"Я каплей был того большого моря," - напишет он потом. Народный подвиг во время Войны стал главной темой в его творчестве. Автор признаётся, что сколько бы ни проходило лет с тех пор, а в памяти фронтовые события так свежи, словно это было вчера.

Впечатления военной поры стали главным душевным богатством писателя.

С 1969г. Н. Краснов живёт на Кубани. Память войны, любовь к людям, родным местам, ко всему чистому и прекрасному. Читая его произведения, мы ощущаем человека большой души, искреннего и доброго. Жизнь, какая она есть, глядит с каждой его страницы.

Николай Краснов

Отрывок из стихотворения "Фронт".

Три года бои и походы,
А всё ещё нет тишины.
Прекрасные, лучшие годы
В коварном огне сожжены.
Три года нас матери ждали
С победой к себе на крыльцо
Любимые плакать устали,
Детишки забыли отцов.
Три года под воинским стягом,
Из боя идущие в бой,
Живём, побратимы присягой,
Одной нерушимой семьёй.
Кто выжил в лишеньях и бедах, 
Те снова в сраженья идут.
Я верю, что вырвем победу
В четвёртом военном году.

Учитель:

- Солдаты верили в Победу, и она наступила. В каком году?

Давно известно, что человек не может жить без прошлого, это грозит ему потерей приходящих ценностей, которые создали его предки и передали на сохранение и приумножение. Люди, события, о которых мы говорили с вами на уроке, были разными, но все они жили и творили какое-то время на Кубани. И мы должны с вами помнить об этом.

“Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно” - писал А.С. Пушкин. Мы начали урок с этих слов, этими словами и закончим

Итог занятия:

Учитель:

-Что вас больше всего поразило в школьном музее?

-Что нового вы узнали о своей малой родине?

- С какими поэтами мы сегодня познакомились?

- Почему тема войны была одной из главной в их творчестве?

- Чему учат нас произведения о войне?

- Какое стихотворение вам запомнилось? Почему?

- Какой праздник отмечает наш народ, как память о Великой Отечественной войне?

В этот светлый праздник Победы,
Мы помним, гордимся, чтим,
Память наших отцов и дедов,
И за мир их благодарим.

Фронтовики - не сентиментальный народ. Много раз смерть смотрела им в глаза. Но когда они слышат слова:

Этот День Победы порохом пропах,
Это праздник с сединою на висках,
Это радость со слезами на глазах:,

никто не остаётся равнодушным, даже слёзы наворачиваются на глаза.
Слава вам, храбрые! 
Слава, бесстрашные! 
Вечную славу поет весь народ. 
Доблестно жившие, смерть сокрушившие, 
Память о вас никогда не умрет. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне «Кто вы, дети войны?»

Целью мероприятия является расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне; воспитание уважения к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы, чувство гор...

События Великой Отечественной войны на Кубани. Кубань – многонациональный край.

«Вспомним всех поименно»к 70-летию освобождения Кубани от не«Вспомним всех поименно»к 70-летию освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков.мецко-фашистских захватчиков.Битва за Кавказ была о...

Сценарий внеклассного мероприятия "Война и дети"

                        ВОЙНА И ДЕТИДанное мероприятие представляет собой литературно-музыкальную композицию, проводимую в форме устн...

Внеклассное мероприятие по кубановедению "Кубань - край многонациональный"

Документ содержит сценарий внеклассного мероприятия по кубановедению в начальной щколе...

Внеклассное мероприятие: "«« Огненная земля Кубани. Малая земля».

Сценарий открытого тематического занятия« Огненная земля Кубани. Малая земля»Цель: познакомить детей с героической биографией Новороссийска на примерах героев- малоземельцев, расширить представления д...

"Песни опалённые войной". Литературно-музыкальная композиция к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Внеклассное мероприятие 1-4 классы

Внеклассное мероприятие «Песни, опалённые войной» посвящено 70-летию Великой Отечественной войны, так как на сегодняшний день развитие личности, гражданина и патриота свой Родины, обеспечение социальн...