Викторина "Азбука вежливости"
классный час (4 класс) по теме

Захарова  Надежда Витальевна

В материале представлена разработка внеклассного мероприятия по определению навыков поведения в обществе, этикету. Полезная информация с презентацией.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

      Внеклассное занятие о культуре поведения

Викторина "Азбука  вежливости"

                                                                                                                            Подготовила и провела:

                                                                                                                           учитель начальных классов

                                                                                                                           МКОУ «Ильичёвская СОШ»

                                                                                                                                      Захарова Н.В.

Цель занятия: привитие детям потребности культурного поведения.

Задачи:

Развивать навыки культурного поведения в общественных местах.

Формировать положительные моральные качества.

Формировать умение давать само - и взаимооценку поступкам, высказывать свое мнение по теме.

Развивать творческие способности детей.

Использованная литература

1. Сценарии школьных праздников: Методическое пособие / Н. Б. Троицкая, Г. А. Королева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.

2. Сценарии общешкольных и клубных мероприятий: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

Оборудование:

аудиозаписи мелодий песни “Улыбка”, “Вальса вежливости”,

бумага, ручки для команд; жетоны; призы для команд;

мультимедийный проектор, экран;

электронная презентация (Приложение 1).

Ход занятия

Звучит торжественная музыка. Участники, зрители и гости занимают свои места. На экране – I слайд презентации.

Участвуют 2 команды У каждой команды – капитан

Ведущий . Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!

. Сегодня у нас состоится викторина вежливости!

 Что такое “этикет”? Это каждый знает:

То нельзя и сё нельзя. Кто же возражает?

Пошутили мы, друзья, в этом нет сомненья.

А теперь серьёзное дадим определенье.

(Дети хором читают слова на II слайде презентации)

“Этикет – это правила поведения человека среди других людей.”

Кроме этого на слайде помещено определение этикета из “Словаря русского языка” Ожегова С.И.: “Этикет. Установленный порядок поведения, форм обхождения (в дипломатических кругах, при дворе монарха и т. п.)”

Ведущий . Человеку многое надо знать: и на каком расстоянии надо находиться, когда беседуешь с разными людьми, и как к ним обращаться, и как вести себя за столом. Как одеваться, каким должно быть поведение в общественных местах. И многое другое. Люди придумали правила для всех случаев поведения и назвали их этикетом.

А как называют человека, который знает все правила этикета и соблюдает их?

Дети:

- Его называют культурным.

- Его называют воспитанным человеком.

Ведущий . Но какие правила этикета, к сожалению, часто нарушаются в школе?

Тур I “Случаи из школьной жизни”

Демонстрируется III слайд презентации

I чтец.

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут …, а впрочем,

Мы лучше здесь его не назовем.

 

II чтец.

“Спасибо”,“здравствуйте”, “простите” -

Произносить он не привык,

Простого слова “извините”

Не одолел его язык.

 

III чтец.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: “Добрый день!”

Казалось бы, простое слово.

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае “здорово”

Он вместо “здравствуй” говорит.

 

IV чтец.

А вместо слова “до свидания”

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

“Ну, я пошел, пока, всего…”

 

Vчтец.

Не скажет он друзьям по школе:

“Алеша, Петя, Ваня, Толя”.

Своих друзей зовет он только:

“Алешка, Петька, Ванька. Толька”.

 

VI чтец.

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

 

YII чтец.

Но может быть, он вам знаком

И вы встречались с ним где-либо,

Тогда скажите нам о нем,

А мы … Мы скажем вам “спасибо”.

 

 

 

Демонстрируется V слайд презентации

Ведущий .

ТУР 2  Внимание! Словарь вежливых слов!

Прошу вас хором заканчивать начатые мной фразы:

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо).

 

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день).

 

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо).

 

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече (здравствуйте).

 

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста)

 

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания)

 

 

Ведущий . Внимательно послушайте стихотворение и определите, вежлив Витя или нет?

Ученик читает стих. А. Антонова “Вежлив Витя или нет” (Демонстрируется VI слайд презентации).

Малыша обидел Витя,

Но перед школою в строю

Витя просит:

“Извините, я ошибку признаю”.

На урок пришёл учитель,

Положил на стол журнал,

Следом Витя:

“Извините, я немного опоздал”.

Спор давно ведётся в классе

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре нашем

И пришлите нам ответ.

Команды отвечают по очереди.

Тур III “Мы пешеходы и пассажиры”

(Демонстрируется VII слайд презентации)

Ученик читает отрывок из стих. С. Маршака “Ежели вы вежливы”

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе.

И ежели вы вежливы, -

Тому кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Ведущий  описывает ситуации, команды по очереди отвечают.

1. Представьте себе, что вы едете в автобусе! ( Стоят в ряд стулья, таблички: “вход”, “выход”). 1 команда, покажите, как войдёте в автобус.

(Дети входят в заднюю дверь, все места заняты.)

2. Остановка (входят девочка и “старушка” в очках с палочкой). 2 команда, как следует поступить? (Дети уступают место вошедшим.)

3. Мальчик крикнул прохожему: “Скажите, сколько сейчас часов?” Обращаясь к прохожему, мальчик допустил четыре ошибки. Какие? 1 команда, ваше мнение!

(Спросить: “Скажите, пожалуйста, который час?” Не “часов”, а “который час?” После ответа надо сказать: “Спасибо!” Не кричать.)

4. Одна девочка жаловалась возмущённо маме: “Во дворе мальчишка такой невежливый – зовёт меня Танька”. – “А ты как его зовёшь?” - спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!” - ответила Таня. Права ли Таня? Как думают во 2 команде? (Нет.)

5. Два мальчика столкнулись в дверях подъезда и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет. Вопрос для 1 команды. (Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.)

6. По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги и большой свёрток. Одна книга упала. “У вас упала книга”, - закричал мальчик, догоняя прохожего. “Разве?” - удивился тот. “Конечно. У вас было 5 предметов: 3 книги, портфель и свёрток, а теперь осталось 4 предмета”, - объяснил мальчик.

“Я вижу, что ты хорошо знаешь математику, - сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. – Но, однако, есть правила, которые ты ещё не усвоил”.

Что должен был сделать мальчик? Вопрос для 2 команды. (Поднять книгу и помочь прохожему.)

Музыкальная пауза

Ведущий . Культурный человек, прежде всего, аккуратен в одежде. Он знает, как нужно одеваться в разных случаях, чего не скажешь о герое стихотворения В. Лившица “Неряха”.

Тур IV Инсценировка стихотворения (герои: чтец и “неряха”):

Проинсценируйте это стихотворение по очереди , у кого получится лучше, тот и выиграл.

Тротуар ему не нужен,

Расстегнувши воротник,

По канавам и по лужам

Он шагает напрямик!

Он портфель нести не хочет,

По земле его волочит.

 

Слез ремень на левый бок.

Из штанины вырван клок.

Мне, признаться, неприятно –

Что он делал?

Где он был?

 

Как на лбу возникли пятна

Фиолетовых чернил?

Почему на брюках глина?

Почему фуражка блином

И расстегнут воротник?

Кто он, этот ученик?

 

Ведущий . Ребята, как можно назвать такого ученика? (Ответы детей). 

Тур V “Волшебные слова”

(Демонстрируется XIV слайд презентации)

Ведущий . А сейчас тур – “Волшебные слова”. Команды за 5 минут должны написать на листах бумаги недостающие  “волшебные” слова. (Раздаточный материал)

Подведение итогов викторины. Награждение участников.

 

Ведущий . Наша викторина окончена, но хочется верить, что всегда среди вас, ребята, будут настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на помощь, защитить слабого, люди сильные, смелые, благородные .

Этикет – не этикетка

И не новенький костюм,

Это – жизненная сметка,

И воспитанность, и ум.

 

Во дворе и в школьном классе,

Дома и когда в гостях

Прост и вежлив оставайся –

Это вовсе не пустяк.

Вместо окрика злого

Лучше доброе слово

И улыбку не надо стеречь.

 

Жизнь устроена мудро:

Это вовсе не трудно –

Берегите, пожалуйста, речь!

 

 

Всеми присутствующими на занятии исполняется заключительная песенка “Улыбка”. Слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского.

Демонстрируется заключительный слайд презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа о вежливости "Что такое вежливость?"

В данном мероприятии уточняется значение слов"вежливость","спасибо", "пожалуйста","здравствуйте", закрепляются правила вежливости; воспитываются уважение к старшим и сверстникам, детей учат осознавать...

Тематическая неделя вежливости "Ежели Вы вежливы..."

Материал содержит цели и план проведения тематической недели вежливости в начальной школе "Ежели Вы вежливы..."....

ПРАЗДНИК ВЕЖЛИВОСТИ "БУДЕМ ВЕЖЛИВЫ И ДОБРЫ ВСЕГДА!"

Данный материал представлен сценарием внеклассного мероприятия "Будем вежливы и добры всегда" и презентацией....

Методическая разработка "Вежливость.Вежливые слова"

Методическая разработка "Вежливость. Вежливые слова" по модулю "Светская этика". Можно использовать на уроках ОРКСЭ в 4 классе....

Статья на тему: "Вежливость воспитывается вежливостью"

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – эти задач...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк».

Цель: через знакомство со стихотворениями С.Я. Маршака «Урок вежливости», И.М. Пивоваровой «Вежливый ослик» и Б.В. Заходера «Очень вежливый ослик» способствовать вежливому, доброжелательному общению и...

Презентация к уроку по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк».

Презентация разработана к уроку по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк»....