Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности
статья (3 класс) на тему

Фесенко Надежда Васильевна

Духовные качества - вот что главное  в человеческой жизни. Живая душа и отзывчивое сердце должны вести человека, тогда и труд его, и достаток обретают смысл" - писал казахский философи поэт 19 века Абай Кунанбаев.

В работе представлен материал по одной из основных проблем современного общего образования - это  приобщение детей к лучшим достижениям и ценностям духовной культуры человечества. Острота этой проблемы объясняется тем, что в современном обществе имеются разные  точки зрения на формирование личности, на проблему смысла жизни, на роль духовной культуры в жизни человека и общества и на те ценности, которые могут составить основу процессов воспитания и образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности

 Н.В. Фесенко,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №6 Тахтамукайского района

                                                    Качества духовные - вот что главное

                                        в человеческой жизни. Живая душа

 и отзывчивое сердце должны вести человека,

 тогда и труд его, и достаток обретают смысл.

Абай Кунанбаев

Одной из основных проблем современного общего образования является проблема приобщения детей к лучшим достижениям и ценностям духовной культуры человечества. Острота этой проблемы объясняется тем, что в современном обществе имеются разные зачастую диаметрально противоположные точки зрения на формирование личности, на проблему смысла жизни, на роль духовной культуры в жизни человека и общества и на те ценности, которые могут составить основу процессов воспитания и образования.

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Все родители хотят, чтобы их ребенок был добрым, умным, порядочным и благовоспитанным. Но, к сожалению, в современном обществе зачастую дети растут капризными, жадными, драчливыми и непослушными. Что делать? Можно ли воспитать счастливого ребенка, если сам педагог или семья ребенка несчастливы? И какова тогда роль педагога?  Уверена, наша задача – увлечь ребёнка своей верой в прекрасное, оптимизмом и умением на занятиях создавать другой мир, альтернативный агрессии, бездуховности, глупости и безнравственности.

По мнению кандидата философских наук Леонида Юрьевича Писарчик школа должна давать основы фундаментальных наук, развивать интеллект и, опираясь на достижения гуманитарных наук и лучшие образцы искусства, углублять духовные интересы учащихся. Главные силы и способности человека формируются духовным творчеством, культурой, моралью, интеллектуальным напряжением. Действительно, состоятельность наша, как Человека с большой буквы, зависит от уровня развития нашей духовно-нравственной культуры. Можно иметь большой багаж знаний, но при этом не иметь элементарных представлений о взаимопонимании, любви, милосердии, доброте, культуре общения, можно потерять себя, не найти свое призвание, не смочь выразить чувство любви ко всему живому.

Конечно же, общее образование детям даёт школа, но развитию личности, раскрытию его способностей и духовно-нравственному воспитанию способствует именно внеурочная деятельность. Нравственные знания, которые дети приобретают на внеурочных занятиях, информируют их о нормах поведения в современном обществе, дают представление о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей, формируют терпимость и учат взаимопониманию.

Достаточно продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и можно развивать его общечеловеческие ценности:

любовь к матери, к Родине, патриотизм, свободу воли, понятие добра и зла, совесть, веру в себя, надежду.

         Сегодня в начальной школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование. Оно имеет целый ряд направлений. Основными среди них в моём классе считаю военно-патриотическое, спортивно-оздоровительное, общекультурное.

В работе использую коммуникативные, исследовательские и игровые технологии. На внеурочных занятиях через игру, анализ ситуаций, взятых из жизни, через проявление творческих способностей помогаю учащимся познать себя и окружающий мир. Учу их ценить труд людей, свободу свою и чужую, любить всё живое, терпимо относиться к окружающим.  

Огромные возможности для реализации духовно – нравственного воспитания дают занятия моих третьеклассников в кружке «Я – гражданин России». Программа кружка позволила им приблизиться к понятию «гражданственность». Свои мысли и чувства дети выражают посредством рисования в специальных тетрадях по военно-патриотическому воспитанию. Решая нравственные задачи они развивают в себе способность к общепринятому поведению в обществе, формируется готовность к принятию ответственных решений в проблемных жизненных ситуациях на основе усвоенных знаний и ценностей данного сообщества. Таким образом, воспитание активных граждан начинается с начальной школы, примером тому могут служить классные часы: «Символы России и Адыгеи», «Что такое выборы?», «Кто нас защищает?» и др.

Оздоровительная программа, реализуемая на кружковом занятии «Спорт – ступенька к здоровью» ориентирована на формирование у школьников признания ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Для достижения цели использую разные формы работы: беседы, включающие вопросы гигиены, питания и закаливания (они дают знания в области оздоровления); динамические паузы и музыкальные минутки, с использованием детских песен о спорте; игры-соревнования по шашкам, шахматам, пионерболу; праздники здоровья способствуют развитию позитивного отношения детей к базовым ценностям современного общества.

         Общекультурное воспитание реализую через занятия в кружке «Радуга талантов». Поле деятельности широко. Изучение народной культуры («Традиции и обычаи народов Адыгеи» - муниципальный фестиваль дружбы народов, «Широкая Масленица» -традиционный народный праздник), встречи с интересными людьми, участие в конкурсах и смотрах, исследовательская работа, подготовка и проведение тематических и народных праздников. Всё это помогает детям по-новому увидеть и осмыслить мир вещей и предметов в повседневной жизни, будит их фантазию, подталкивает к активному творческому поиску и созиданию.

Общекультурное воспитание не только способствует развитию личности ребёнка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает мне, как классному руководителю, вести работу по сплочению детского коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей, которые считают, что предметы внеурочной деятельности являются огоньком добра, счастья, взаимопонимания, тепла и радости. Занятия предоставляют возможность детям анализировать жизненные ситуации, находить самостоятельно верные решения, создавать проекты и презентации. Такая работа очень сближает детей и родителей. Хотелось бы, чтобы этот, пока еще маленький огонек человеческих ценностей никогда не угасал, а только разгорался все больше и больше, освещая путь к нравственности наших детей.

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в любом классе. Оно помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей. А в дальнейшем поможет нашим детям найти своё место в жизни и использовать полученные знания и умения на благо Родины.

         Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком – то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце».                                                                В.А.Сухомлинский

                                           

Литература

1.        Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в "игровой цивилизации". - М.: 1999. - 144 С.

2.        Зоберн В., Кравцова М. Здоровье ребенка духовное и физическое: Пособие для семьи с наставлениями священника и советами детского врача. - М.: 2001. - 475 С.

3.        Караковский В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности – основа учебно-воспитательного процесса. М. 1993г.

4.        Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. - М.: 1997. - 96 С.

5.        Писарчик Л.Ю.

6.        Потаповская О.М. Научный сотрудник лаборатории семейного воспитания Государственного НИИ семьи и воспитания «Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственной культуры младшего школьника во внеурочной деятельности

В статье обобщается опыт работы по проблеме: "Духовно-нравственное воспитание школьников"...

«Формирование духовно – нравственной культуры младших школьников во внеурочной деятельности средствами курса М.Ю.Новицкой "Введение в народоведение"»

Культурное наследие, отражающее разные этапы в жизни народа и их своеобразие; способы осмысле­ния истории самим народом и собственно процесс становления национального характера.  Работа напра...

Духовно-нравственное развитие младшего школьника во внеурочной деятельности

В данной презентации содержится информация о видах, формах, направлениях организации духовно-нравственного развития младших школьников во внеурочной деятельности...

Программа по духовно-нравственному развитию младших школьников во внеурочной деятельности «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!»

Организация проектной деятельности в начальной школе может быть реализована только в том случае, если учащиеся подготовлены к ней, то есть у них сформированы необходимые навыки и умения.Для продуктивн...