Сценарий праздника "История вокруг меня"
методическая разработка (3 класс) по теме

Моисеенкова Татьяна Анатольевна

Сценарий проведения праздника "История вокруг меня". Человек изначально, являясь существом любопытным, интересовался историей. И не важно, чья это история. История предмета, человека, государства, а может и всего мира. Ведь заглянуть в прошлое, поучиться ошибкам предков, получить уроки неудач и падений, проанализировать ситуацию в настоящем — ох как бывает необходимо. Где еще брать совет, как не у истории.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_vokrug_menya.docx30.78 КБ

Предварительный просмотр:

ИСТОРИЯ ВОКРУГ МЕНЯ

Школьная музыка («Сестрёнка Наташка»).  Звенит звонок с урока. На авансцену выбегает Егор, осматривается.  Появляется Катя.

Егор. Привет, Катюша! Всё? Уроки закончились? Идём домой? Как прошел день?

Катя. ЗдОрово, Егор! Мне так нравится в школе! И одноклассники весёлые, и уроки интересные, а учительница… Знаешь, Егор, …(таинственно) Мне кажется иногда, что она (шёпотом) … волшебница! И у неё есть волшебный колокольчик. Стоит ей только в него позвонить, как все мы сразу становимся особенно внимательными.

Егор. Да, и у моей учительницы тоже такой колокольчик есть. Знаешь, Катюша, колокольчик – это действительно удивительная вещь. Очень интересная  история у этого предмета. Да и   использовать его -   в традициях русских людей.

Катя. Егор, Егор, подожди! Меня в школе учат уточнять смысл каждого непонятного слова. Скажи, пожалуйста, а что значит традиция? А история – это как интересный рассказ или что-то другое?  

Егор. Тебе это действительно интересно?

Катя.  Ну, конечно!

Егор. Тогда слушай меня внимательно. По дороге домой я тебе расскажу то, что знаю. Но для начала давай заглянем в школе в некоторые кабинеты…

ВИДЕО. КАБИНЕТ ИСТОРИИ в старшей школе. Старшеклассники читают учебник по «Истории России».

Учитель истории:   Человек изначально, являясь существом любопытным, интересовался историей. И не важно, чья это история. История предмета, человека, государства, а может и всего мира. Ведь заглянуть в прошлое, поучиться ошибкам предков, получить уроки неудач и падений, проанализировать ситуацию в настоящем — ох как бывает необходимо. Где еще брать совет, как не у истории.
Прошлое не изменить, как ни старайся, а вот настоящее и, тем более, будущее, пока оно не стало прошлым, человек изменить в силах.
Ну, и, наконец, порадоваться, возгордиться своими предками. Почувствовать себя наследником великих нравов и обычаев, осознать свою причастность к происходящему в настоящем и ответственность за это перед своими потомками.
Все это изучает история.

Ну, а мы живём в прекрасной стране – России, и наш долг изучать её историю. Начинайте и вы, ребята, с малых лет интересоваться прошлым нашей Родины.  Поверьте, это очень интересно!

Песня «Российский флаг»

1. Весь край этот милый навеки, 
В стволах белокорых берез, 
И эти студеные реки, 
У плёса которых ты рос, 
2. И синий ласкающий воздух, 
И крепкий загар на щеках, 
И деды в Андреевских звездах, 
В высоких, седых париках, 
3. И рожь на полях непочатых, 
И этот  хлеб-соль средь стола, 
И русских соборов стрельчатых 
Причудливые купола. 
4. И ливни, такие косые, 
Что в поле не видно ни зги... 
Запомни, все это- Россия, 
Её не сломили враги.

Музыка (Балакирев)

Князь:

За Русь святую я сражался,
Но цел и невредим остался.
Врагов коварных мы разбили,
В бою неравном победили.
(Кладет щит и меч и с любовью осматривает родные просторы.)
И вот вернулся я домой,
В свой город, сердцу дорогой.
Пойду на луг полюбоваться
И в мягкой травке поваляться.

Князь снимает доспехи, с удовольствием ложится на траву и засыпает. 
Слышится тихий, серебристый звон. Нежные полевые колокольчики, качая голубыми и синими головками, исполняют свой танец.
Князь просыпается, очарованный увиденным сном.

Князь:

Какое чудное виденье!
И звук небесной чистоты…
Он словно ангельское пенье
Ко мне донесся с высоты…
Я так хочу волшебный звон
Услышать снова — не как сон...
(Повелительно.)
Чтоб этот звук я слышать мог,
Отлить из меди тот цветок!
Пусть звон божественный с небес
Пленяет всех людей окрест,
Затихнут ветер, птицы, лес —
Все будут слушать
благовест!

Звучит запись колокольного звона. 
Но маленького Никиту звуки колоколов захватили полностью: ему трудно было дышать, сердце сильно билось. Несколько секунд он стоял, бормоча что-то непонятное, потом упал в траву.
За кулисами слышен тревожный голос няни.

Няня:

Никитушка-а-а! Ники-и-и-ту-у-ушка!
(Увидела лежащего Никиту на траве, подбежала. Обняв, гладит его по волосам, целует.)Никитушка, Никитушка!

Никита (приходя в себя, прислушивается): Что это за звуки, няня?

Няня (продолжая ласково обнимать Никиту): Колокола звонят.

Никита (по-прежнему прислушиваясь): Какая волшебная музыка…

Няня (озабоченно): Как сильно бьется твое сердце!.. Успокойся, малыш, успокойся.(Усаживает его на траву.) А хочешь, я тебе сказочку расскажу о маленьких колокольчиках?
В старину, в день Великой Пасхи, забирались на звонницу все, кому не лень, и звонили с утра до вечера. А один колокол от долгого качания не удержался на перекладине, упал с колокольни вниз и разбился на мелкие кусочки. Подбежали детки, стали собирать кусочки разбившегося колокола и вдруг увидели, что у них в руках маленькие блестящие колокольчики.
С тех пор стали колокольчики детям забавой в играх. Надевали колокольчики и лошадям в упряжку — для веселой езды. Поговаривали в народе, что тот колокол был не простой, а волшебный, и упал с колокольни нарочно, чтобы людям радость нести.

Во время няниного рассказа из-за кулис один за другим потихоньку выходят дети и с интересом слушают, окружая няню плотным кольцом, — кто лежит, кто сидит. 

Звените колокольчики, звените.

Вы музыкой своей плените всех.

Дарите свежесть, красоту дарите,

Пусть радует всех серебристый смех.

Цветок души, заливистый и звонкий,

Бывает белым, светло-голубым,

И ярко-синим, как глаза ребенка,

И розовым, как нежный цвет зари.

В моем саду он счастья добрый вестник,

Он сказочный романтик для друзей.

И сердце вторит его чистой песне,

А жить с чудесным звоном веселей.

ПЕСНЯ  «КОЛОКОЛЬЧИКИ»

Появляется Колокольный мужичок. На голове у него колпак с маленькими колокольчиками, колокольчики и на рубашке, и на обуви.

Мужичок (озорно, весело):

Я, ребятки, старичок,
Колокольный Бренчичок.
Мои ноги чоки-чок 
(приплясывает).
Вы похлопайте скорее —
Пляска будет веселее! 
(Пляшет.)
Раньше был сердитый, злой,
А теперь совсем другой —
Я веселый, озорной! 
(Достает колокольчики.)
Колокольчики вам дам —
Будет весело всем нам!

Начинается веселое движение, и вся площадь, кажется, закружилась в вихре…

Праздничное веселье прерывает тревожный, грозный голос колокола.
Звучит
набат. Выходит князь Владимир в доспехах.

Князь:

Голос набатный,
Голос тревожный
Колокол нам с высоты подаёт.
Враг ненавистный,
Опасный и грозный
Снова нам беды и горе несёт.
(Обращается к каждому из мальчиков.)
Защитим родную землю,
Жён, детей и матерей!
Тех, в чьём сердце есть отвага,
Меч сзывает мой скорей!

(Делает призывный жест мечом, и все мальчики выстраиваются за ним клином.)

Звучит фонограмма «Колокола России».

Каждая из девочек медленно подходит к мальчику, снимает с себя оберег и вешает ему на грудь оберег - он должен защитить, уберечь… Девочки отходят в сторону и машут вслед уходящим ребятам. В отдалении слышен нежный звон колоколов.
Женский голос (запись):

В звоне нежном колокольном
Ты услышишь голос мой.
Он утешит твоё горе,
Ниспошлет душе покой.
Силы даст в бою неравном,
Волю даст в борьбе со злом,
Ты вернёшься, воин, славным,
Мне о том вещает звон…

Продолжает звучать набат.

И восстала земля русская, 
Весь народ помогал своим воинам, 
А когда все люди русские, 
Взявшись за руки, объединилися, 
Победили они злого ворога. 

И кто слабым был, сильным стал тогда, 
А кто сильным был, стал ещё сильней, 
И кричали враги зачарованные: 
"Может, русские заколдованные? 
Их пронзишь стрелой, а они живут, 
Их сожжешь огнём, а они живут, 
Их убьёшь сто раз, а они живут, 
А они живут и сражаются!" 

Звучит радостно-победная музыка. Выходит князь Владимир, за ним шеренгой мальчики (в костюмах защитников разных времён и эпох), их головы гордо подняты, плечи широко расправлены. Они — победители.

Князь.

Да, немало бед русским выпало.

Много раз осквернял враг  нашу Родину.

И с народом вместе  колокола  плакали,

Молились перед Богом о земле славной.

Когда же приходил конец войне страшной,

Ничто не могло сказать сильнее о народной радости,

Как мощные победные ликующие трезвоны.

Читают мальчики на фоне трезвонов.

1. Россия, ты – святая земля, ты надежда, 

Славой дедов для нас хороша. 
Пусть меняются нравы, одежда, 
Но останется русской душа. 

2. Победа! Какое крылатое слово! 
Оно, как огонь, зажигает сердца! 
Оно трепетать заставляет любого! 
Оно поднимает на подвиг бойца! 
3. Победа - и залпы гремят над Москвою, 
И трубы играют, и губы поют. 
Привет тебе, пахарь! 
Салют тебе, воин! 
 И Родине нашей – трижды салют! 

4. А я такой страной горжусь,
В которой эти люди жили!
Они же отстояли Русь,
Для нас в войне той победили!

Мальчики уходят.

Егор. Вот так, Катюша, именно в России впервые зародилось искусство колокольного звона. И только здесь можно услышать колокольный звон, который считается одним из символов России.  

Катя. Егор, а помнишь, мы слышали  колокольный звон,  когда гуляли в воскресенье неподалёку от нашего храма?  Интересно бы узнать о колоколах побольше…

Егор. Тогда обратимся к Ирине Викторовне, библиотекарю. Она много знает об истории России и колоколах. Бежим в библиотеку!

ВИДЕО. БИБЛИОТЕКА

Очень давно, когда не было ни телевидения, ни радио ни телефонной связи, колокольный звон созывал всех людей, для того чтобы оповестить их о каких – либо событиях: о хороших или плохих, о радостных или печальных.

Для любого человека язык колокола означал многое. Люди могли не только выделить голос колокола, но и по характеру звука знали, о чем он говорит. Торжественный звон означал, что войска уходят на битву. Звон радостный - значит, вернулись с победой. Звон праздничный - упоминал о наступившем празднике. Звон свадебный  о свадьбе. А вот тяжелый, скорбный звон означал беду, горе или смерть.

         Считалось, что колокольный звон прогоняет громы и молнии, град и огонь, голод и засуху. А также  колокольные звоны способны отгонять злых духов, у многих улучшается самочувствие, и даже поправляется здоровье. 

Издревле повелось, что самым горьким наказанием для побежденного города и народа, означавшим потерю воли, было лишение колоколов. В междоусобных войнах князья забирали друг у друга вечевые колокола.

Стал колокол на Руси голосом Родины, музыкой нашего народа, с ним человек рождался и умирал, вставал на защиту страны и веселился в праздники. Это наша история, это символ России, души человека, добра, веры.

Я уверена, что 200 лет назад именно праздничный звон в храмах возвестил всей России о славной победе русских воинов над Наполеоном.

Марш гренадерского полка. Выходят чтецы. Читают на фоне музыки.

Бородино!.. Да кто в России
Не знает про Бородино?
Века идут, но с прежней силой
Волнует нашу грудь оно.
Отвага, мужество и слава,
И небывалый героизм,
И гордость за свою державу
Навечно в слове том слились.
Оно как символ русской славы
Вошло в историю навек,
И без него своей державы
Не мыслит русский человек.

Песня «Бородино» (3 класс)

Под песню «Малиновый звон» дети уходят со сцены. Выходят чтецы.

Колокол дремавший 
Разбудил поля, 
Улыбнулась солнцу 
Сонная земля.

Понеслись удары 
К синим небесам, 
Звонко раздается 
Голос по лесам.

Скрылась за рекою 
Бледная луна, 
Звонко побежала, 
Резвая волна.

Тихая долина 
Отгоняет сон, 
Где-то за дорогой 
Замирает звон.

Блок РУССКИЙ (муз. номер – народники).

Катя. Егор, я вспомнила, мне рассказывала бабушка, что на Руси раньше была такая пословица: «Поедем в Москву пирогов покушать, колокольного звона послушать».

Егор. Интересно. Но я думаю, не только за этим ехали люди в Россию. Интересно им было узнать получше русскую культуру, да и со своей, иностранной, русского человека познакомить… Ведь  у любого предмета, костюма, танца, художественного произведения была своя увлекательная история.

(ВИДЕО. УРОК МХК.)

Историю танца мы можем узнать,
Ведь люди умели всегда танцевать.
Их праздники, быт интересны для нас:
Гавот, полонез, менуэт, падеграс…
Эпохи различны, поклоны, манеры…
Ах, как танцевали тогда кавалеры!

А как танцевали барышни в залах!

Об этом история нам рассказала.

Танец «Полонез» 4 класс

Катя. Теперь я понимаю, что не только человек может что-то интересное рассказать о своей жизни, но и любой предмет имеет свою неповторимую судьбу.

Егор. Это верно. После экскурсии в городской музей я запомнил удивительную историю  старого рояля, выставленного  там. Оказывается, он пережил страшные дни блокады Ленинграда, и его хозяевам чудом удалось сохранить его, не сжечь в лютые морозы 42-го и вывезти по дороге Жизни к нам в город.

Катя. Нужно будет ещё раз сходить в музей. Теперь я тот рояль повнимательней рассмотрю.

«Экскурсия в музей». Театралы 2 класс

Уникальна  история каждой старенькой вещи -
Ведь за ней притаилась  дней прошлых печать.
И  при виде всех вмятин, зазубрин и трещин
Интересно ту жизнь, как  в кино, представлять.

Представлять кружева и шуршанье материй

Платья той пианистки, что клавиш касалась,

В век прошедший открыты дубовые двери,

Нам рояля звук нежный услышать осталось…

Песня «Старый  рояль» 4 класс

Егор. Ну, что, Катя, теперь ты поняла, какое важное место занимает в жизни любого человека история? Как важно уважать её вековые традиции! Прав был мудрец, сказавший: «Кто выстрелит в прошлое из пистолета, в того будущее выстрелит из пушки». Это не столько его грозное предупреждение, сколько дружеский совет знать и чтить историю родного Отечества!

Катя. А я знаю, с чего я начну изучать историю своей страны –  я узнаю об истории нашей  школы.

Егор. Замечательная идея. Тогда нам нужно заглянуть ещё в одно интересное место – в школьный музей. Его хозяйка, Ирина Владимировна, бережно хранит историю нашей школы, а ведь в будущем году школе исполнится уже 55 лет!

ВИДЕО. ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ. (История старых вещей. Школа – маленькое государство со своими законами доброты, вежливости, заботы. Есть у неё своя история. Необходимо продолжать традиции – хорошо учиться, работать на благо города, сотрудничать взрослыми детям, жить дружно – как в большой счастливой семье. Вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если с детства будете любить свою Родину, своих родных, близких, друзей. Если дружба велика – будет Родина крепка.)

Песня « «Взрослые и дети» (1 класс)

Стихотворение «Приготовишка»

Песня «Если бы я стал королём» (Карпов А.)

Когда-нибудь в тридцатом веке

Мы будем древними, как греки.

Нас в обязательном порядке

Все будут в школе проходить

И наши старые тетрадки

Всех будут в ужас  приводить.

И кто-то, взяв тетрадь Петрова

И разобрав с трудом слова,

Воскликнет: « В древности кАрова

Писалась через букву А?!...»

Песня  «Волшебник-недоучка»

Егор. (выносит рынду) Смотри, Катя!

Катя. Ух, ты, какой колокольчик!

Егор. Это настоящая рында. Много лет она давала  военным морякам сигналы. Потом её принёс  в школу наш выпускник, служивший на этом корабле. А сейчас этот колокол хранится в школьном музее. (Звонит в колокол)

Катя. Егор, я, кажется,  поняла, почему звук колокольчика мне всегда казался волшебным! Ведь в нём столько чистоты, знания, творчества!

Егор. (продолжает звенеть) Пусть этот волшебный колокольчик всех нас соберёт в Хоровод!

Катя. Будем вместе танцевать?

Егор. И танцевать,  и учиться, и заниматься творчеством!

ВИДЕО. ДИРЕКТОР МБОУ СОШ 2

ДИРЕКТОР ДШИ

Время героев, обычно ты кажешься прошлым: 
Главные битвы приходят из книг и кино, 
Главные даты отлиты в газетные строки, 
Главные судьбы историей стали давно. 

Время героев, по самому высшему праву, 
Ты подарило далеким и близким годам 
Доблесть, и славу, и долгую добрую память. 
Время героев, а что ты оставило нам? 

Ты нам оставило ясное небо Отчизны, 
Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе, 
Ты нам оставило самое главное в жизни — 
Радость работы на мирной, счастливой земле.
Нам Родину завещано любить 
И сердцем отовсюду к ней тянуться, 
Не перервать связующую нить  - 
И нам порой так нужно оглянуться...

Какие ждут вас в будущем дела!
Об этом думать вы должны всё чаще.
И, если гражданин ты настоящий, 
Большой отдачи ждёт страна.
И поднимай, бездумью вопреки,
Свою решимость до конца бороться.
И, может, от одной твоей руки
Зависит всё, что будущим зовётся!

Финальная песня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Я и мир вокруг меня"

В наши дни все больше внимания уделяется формированию правосознания и воспитания коммуникативных знаний и умений у детей. По мере взросления у детей расширяется их самостоятельность, круг общения. Все...

Растения вокруг меня (1класс)

Это внеклассное мероприятие для первоклассников. Подобраны разные загадки, стихотворения, которые позволяют младшим школьникам усвоит группы растений. Так же данный материал можно использовать на урок...

Рабочая программа "Я и мир вокруг меня"

Программа «Я и мир вокруг меня» ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе ...

Классный час "Благородство и милосердие вокруг меня"

Классный час "Благородство и милосердие вокруг меня"...

Классный час "Благородство и милосердие вокруг меня"

Классный час "Благородство и милосердие вокруг меня"конспект урока...

Программа воспитательной работы с классом "Я и мир вокруг меня"

Программа воспитательной работы с классом "Я и мир вокруг меня"...

Мир вокруг меня и я в нем. Мое настроение.

Презентация к беседе "Мое настроение".Цель занятия: формировать понятие о настроении, как эмоциональном состоянии человека; способствовать развитию умения детей управляять своим настроением.Задачи:- д...