Путешествие в народные праздники: Сагаалган и Масленица
проект (2 класс) по теме

Базарова Баярма Дондокдоржиевна

Этот  материал позволяет учащимся  познакомиться с обычаями и традициями прзаднования Сагаалгана и  Масленицы, реализуют творческие возможности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sagaalgan_imaslenimtsa.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сагаалган и Масленица

Путешествие в народные праздники:

1)« Звонкая масленица»

2)Праздник Белого месяца

   Цель: познакомить учащихся с обычаями и традициями, связанными с празднованием Сагаалгана и  Масленицы. Дать возможность каждому ребёнку реализовать свои творческие возможности.

Образовательная задача: расширять знания учащихся о культуре и  традициях бурятского и  русского народа.

Воспитательная задача: способствовать привитию интереса к изучению истории и традиций бурятского и  русского народа. 

Развивающая задачи: развивать творческие способности  учащихся. Развивать у учащихся умения общаться друг с другом при организации и проведении внеклассного мероприятия.

Форма проведения: внеурочная деятельность - народные праздники.

Реквизит:

  1.  Мультимедиа, плакат Дракона, наклейки в «сундук»- (коробочка с наклейками- подарками для дракона от детей;
  2. Кулёк- пакетик  с конфетами для приза- клада;
  3. Костюмы для девочек – по буряад дэгэл басагадай и  сарафанов;
  4. Костюмы для мальчиков – по  буряад дэгэл хубуудэй  и  рубашек;
  5. Костюм Масленицы для   мамы Инны и костюм Буряад Убгэн  для пятиклассника – Э. Бато;
  6. Литэ 12 животных, синие хадаки-6 , 6 пиал с белой пищей.
  7. Подставка для чучела;
  8. 4 коробки  куклами;
  9. Ленточки (красные, жёлтые и оранжевые) для имитации огня;
  10. Поднос с блинами, пиала с чаем с молоком. Влажные салфетки гостям,детям;
  11. Рушник
  12.  Позы, Сагаан Табаг, Блины,Чайный сервиз , чай,  стол для гостей, салфетки;
  13. Дракончики , Масляничные календари для подарка гостям от детей.

                                                     

                                                 Ход праздника

Заставка

Слайд 1

     Центральная площадка  -выставлены сувениры, творческие работы уч-ся.

 Дети рассаживаются с противоположной стороны оформления. Гости  расположились в глубине зала.

Учитель:

        - Здравствуйте, дети! Мы с вами собрались на весёлые   народные  праздники, которые отмечаются в конце зимы. Как ой же праздник без гостей и у нас -  гости.  Посмотрим на гостей, улыбнёмся и поздороваемся.

А  вы ждёте конца зимы?  А какие праздники мы отмечаем в конце зимы?

 

Дети:

Масленица, Сагаалган

Учитель:

  Да. Правильно. Сегодня    ПОИГРАЕМ И ЗАОДНО МНОГОЕ О  СагаалганЕ и  Масленице. А наш   добрый  дракон будет с нами за всё время путешествия. Ведь он тоже любознательный и тоже хочет мир  узнать. А кто из вас тоже такой же, как и наш Дракоша любознательный, у кого пытливый ум, хочет  всегда многое узнать, многому научиться.  

( ответы детей)

   -Как  вы думаете  почему Дракоша и вы сегодня такие нарядные. Он именинник. Его год наступил - год Дракона.

 А вы когда бываете именинником, что вы ждёте от своих друзей?

( подарка)

И дракон тоже ждёт от вас сегодня подарка. Сегодня вы все подарите дракону свои  подарки, своим  пытливым умом и весёлым настроением на наших праздниках. А ваши подарки лежат в этом красивом сундуке.

 - И  Дракон в конце путешествия тоже  приготовил для вас сладкий сюрприз.  

 А что возьмём с собой в дорогу?

  В ДОРОГЕ НАМ ПРИГОДяТСЯ ВАШИ:  

Пытливый ум,знание,ВЁСЁЛОЕ НАСТРОЕНИЕ.

 - Итак, в путь.

  -Все мы с вами живём в прекрасной и великой стране - России и один из праздников, который отмечаем мы все вместе, это – Масленица.

   Этот праздник проходит бурно и весело!  

- А что вы знаете о народном празднике Масленица?

( Ответы детей)

-  А  какой праздник  празднуется 7 дней, и все дни имеют своё название. За каждым днём закреплены определенные обряды, поступки, правила поведения?

 

Дети:

Масленица.  

Баирма

Широкая Масленица - Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

Дети:

 А что означает Масленица?

Учитель:

   Масленица – это кукла из соломы. Масленица - это зима. Зиму мы проводим, встречаем весну

Учитель:

Сейчас, дорогие дети всё и узнаем. А вот и она сама –Масленица к нам пожаловала.

Нажимаю  в звук петуха

Раздаётся крик петуха и входит Масленица

Здравствуйте, люди добрые! Соскучились по мне?

Учитель:

Здравствуй, дорогая Масленица! С тобой мы всегда рады повеселиться на празднике проводов Зимы холодной. Встречи весны ясной! Надолго ль ты к нам пришла?

Масленица     

- Всего на семь дней. Мой первый день - встреча, а седьмой - проводы

Ученик

К. Руслан

Наша Масленица дорогая

Ненадолго к нам пришла.

Мы думали на семь недель

Оказалось - на семь дней?

А с чем пришла ты Масленица?

Масленица.  

- Встречают меня испокон веков сытостью и довольством, Чем богаче Масленица - тем богаче год будет!

Учитель:

- А мы тебя встречаем песней про блины. Да какая же это масленица без блинов?

-Право подарить д ДРАКОШЕ достаётся Руслану

Песня «Масленица»

1.Разрумяными блинами

Мы весну встречаем с вами

Чучела-то мы сжигаем

В хороводе распеваем

Припев: Здравствуй, милая весна

Мы с тобой соседствуем

Здравствуй, Красная Весна/    Мы тебя приветствуем- 2раза  

2. Ароматными блинами

Мы весну  прославим с вами

Всё в природе оживает

Хитро солнышко мигает

Припев: Я пригрею посильней

 Побежит с горы ручей

Поднимусь повыше я

 Здравствуй, Красная весна- 2раза

 

2-я ОСТАНОВКА. Понедельник – «встреча».

Ученица

Жарникова Вероника

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК...

Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.

Слайд 2

Учитель:

В первый день  Масленицы,  утром дети  делали куклу из соломы – Масленицу  и наряжали ее.

А затем все вместе шли от дома к дому с песнями. Хозяйки угощали детей блинами. Это длилось до обеда, а после обеда все шли качаться на качелях, кататься со снежных гор и петь песни.

 А  вы  со своими родителями сделали такие  куклы Масленицы.

Слайд 3

Дети,  достают из приготовленных для них коробок масленичных  

Звучит музыка

Учитель:

А кто был внимателен, кто запомнил, что дети делали, изготовив куклы?

Дети:

Ходили от дома к дому с песнями, качались на качелях, катались с горок.

 

Учитель:

 

-Мы уже прошли 2-ую остановку. Почётное право  на вручение подарка Дракону присуждаем-

 Жарниковой Веронике  

Вторник – «заигрыш»

Ученик

Баирма

 

"ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них - награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!

Слайд 4

Учитель:

- В этот  самый день было  катание с гор, но и длилось угощение блинами во всех домах: в эти дни молодые люди играли и водили хороводы.

 

Звучит музыка

Пройдена 3 остановка. Почётное право одарить   Дракона  присуждается  Баирме

Звучит музыка

Среда – «лакомка».

Вероника

Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники - всё им удаётся.
Пироги и блинчики - всё на стол мечи!

Слайд 5

Учитель:

В среду тещи приглашали своих зятьев на блины.  

Учитель:

Мы прошли  4-ую остановку - почётное право – одарить  дракона передаём Саше.

Четверг – «разгуляй»

Ученик-Дамдин

А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек - суженых своих.

Слайд 6

Учитель:

Этот день часто назывался широкий четверток, разгул, перелом. В этот день на праздник собирались все от мала до велика.

Устраивались знаменитые кулачные бои, взятие снежных городков. 

После взятия городка начинался пир горой, а затем остальные масленичные забавы, например, лазание на столб за подарком.

С этим днем Масленицы связанны сюжеты картин…  Рассмотрим их. Что вы видите на картине.

В этот день часто сельские жители обряжались,  кто как хотел.

Чучело Масленицы из соломы поднимали на гору.

Слайд  7

Учитель устанавливает чучело Масленицы перед детьми

Мы все вместе прошли уже 5-ую остановку –одаривает   Дракона Дамдин


Пятница – «тёщины вечёрки»

ученик

ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы
.

Слайд 8

Учитель:

В этот день наступала очередь тещи - посещать зятя: для тещи пеклись блины. А кто же такие «тёщи»? Тёща – это бабушка, мамина мама по отношению к папе.

Тёща — мать жены, это родственник, который появляется в результате заключения брака.

Зять должен был сам лично пригласить тещу.

Зять – это  папа по отношению к бабушке, маминой маме.

Зять – муж  дочери.

Теща же, приглашенная зятем, посылала зятю всё, из чего и на чем пекут блины. Эта встреча символизировала предоставление чести семье жены.

А что же посылала тёща зятю? Из чего блины пекут?

 - молоко, яйца, мука, сахар, соль, растительное масло, сливочное масло для смазывания готовых блинчиков.

Мы прошли 6- ую остановку. Почётное право  украшать дракона передаём…

 Ё.Руслан

Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!

Слайд 9

Учитель:

В этот день Масленицу - чучело из соломы- Масленицу сжигали. Вокруг костра веселились: пели песни, танцевали.

Так прощались с Масленицей и серьезно, и шутя, потому что эту веселую неделю нужно было ожидать целый год.

Что ж,  настала пора сжечь и нашу Масленицу.

Звучит песня проводов

Учитель приглашает 4 ребёнка

 Алина, Инна Андрей, Жамсо   вручает им в руки красные, оранжевые и жёлтые ленточки. Дети должны будут изобразить при их помощи пламя.

Остальные дети встают в хоровод вокруг Масленицы и поют вместе с учителем

Гори, гори ясно, чтобы не погасло,

Чтобы все метели разом улетели!

Чтобы все невзгоды: холод, непогоды,

Зимние морозы, неудачи, слезы,

Пусть они сгорают, к солнцу улетают!

Сжигание чучела

Мы прошли 7-ую остановку.  Одаривает  дракона Руслан Ёлгин.

ученик

Ё.Руслан

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень…

Слайд 10

Учитель:

В воскресенье люди прощались с Сударыней-Масленицей

Масленица

Я гуляла с вами  пела и плясала

Да больно я устала

Пора прощаться настала

Ученик

Дамдин

Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
 
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!
-

Прошли 8-ую остановку, одаривает дракона…

Учитель: (Масленица  уходит)

и здоровались с весной.

Прощенное воскресенье.

Звучит колокольный звон

Учитель:

В воскресенье все вспоминали, что в понедельник наступает Большой Пост, потому, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили прощения  

При прощении одаривали друг друга всякими сладкими «заедками».

Учитель:

9-я остановка «Заключительная часть»

Вот и пролистали мы с вами календарь масленичной недели, а  как же без угощения?

         

Ученик

Инна

Ё.Руслан

Саша

Данил

Алтана

Андрей

Норжима

Вы давно блинов не ели?

Вы блиночков захотели..?

На поднос блины кладу

И к гостям своим несу! 

Полакомившись блинами  гости пели песни и частушки.

1.Эй, девчата – Хохотушки

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей

Чтоб порадовать гостей!

2. Я плясала в две ноги

Потеряла сапоги.

Оглянулась я назад-

 Сапоги мои лежат.

3. Разрешите поплясать,

Разрешите топнуть,

Неужели в нашем классе

Половицы лопнут.

 4. По деревне как- то шла

 И Ванюшу видела-

Под кустом сидел и плакал

Курица обидела

5. На окошке два цветочка:

Голубой и аленький, -

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький

6. За частушку, друг мой милый,

Три рубля тебе я дам,

По глазам, по вашим видно

Что понравились мы вам.

Учитель:

Скоро ожидает приятный сюрприз от нашего друга Дракона.

Итак, все готовы продолжить наш путь.

Тогда, вперёд!

        

Кто перечислит весь календарь масленичной недели.?

Сагаалган

 

Вступительные слова ведущего

  5-классник

  Саяна

Бадма

Учитель

 

 

 

Учитель

12годов 

Сценка «Будда и животные»:

Бадма

Вероника

Андрей

Баирма

С синими хадакамии и белой пищей подходят к гостям и подают чай

Ведущий:

 

Учитель

Бато

Учитель

Саяна

   5

- классник

Бато

5-классник

Сценка Золгохо

Учитель:

 5-классник

5-классник

Учитель

Учитель

Чтение стихов благопожеланий

Бато

Учитель

Бато

Сценка «Чаепитие- угощение»

Учитель

Благопожелания «Сагаан Убгэн»

Бато

Ведущий:

На бурятском языке: Арюна, Жамсо, Баярма, бина,Данил

Бато

Саяна

 

Баирма, Все поют Туг- туг…, Родословное –Данил, Арюна –историю семьи Учитель:

- Начинаем 2-ой маршрут «САГААЛГАН»,

1-я остановка

Амар сайн хундэтэ  …) 

Сценка «Угталга»

 На все земном шаре самым радостным праздником

Считается Новый год.  А на земле Бурятии мы все вместе  отмечаем самый  радостный  праздник  Новый год- «Сагаалган».

 Мы  встречаем  Новый год на исходе зимы, когда наступает Белый месяц.  

Прошли 1-ую остановку- одаривает  дракона Бадма

 Кто знает  под знаком какого животного проходит уже наступивший год?

( Ответы детей)

 На востоке существует така я легенда: как-то раз накануне Нового года, обнаружил Великий Будда, что идут года без названия, без примет, скучной чередой.

«БУДДА» повелел  тогда объявить всем животным::

- Если явятся к нему на совет, будут награждены подарками.

 Но не все животные откликнулись на приглашение

Будды. Пришли только 12 животных, зато подарки получили поистине божественные. Каждый по порядку

прихода был одарен целым годом с правом присвоения

ему своего имени и черты характера. Вот такая у Будды получилась очередь:

(Дети в костюмах животных по очереди выходят):

- очаровательная, честная, суетливая – МЫШЬ

- трудолюбивый, замкнутый - бык

- чувствительный и эгоистичный - Т И Г Р

- счастливчик - З А Я Ц

-честный Дракон

- мудрая красавица - З М Е Я

- веселая, но часто незадачливая – ЛОШАДЬ

- артистичная и застенчивая – О В Ц А

- изобретательная и общительная - ОБЕЗЬЯНА

- мечтательный и откровенный – ПЕТУХ

- преданная и упрямая – СОБАКА

- вспыльчивый интеллектуал – Свинья

 Прошли 2- ую остановку - задабриваем дракона

Ведущий: Таким образом, каждый год в пределах 12-годичного

цикла проходит под знаком какого-нибудь животного.

- А тем временем где-то далеко, под жарким солнцем

Юго-Восточной Азии взлетает в небо сказочный конь и

Только в конце февраля появляется над нашими прос-

Торами, над холодными снежками бурятской степи. Это значит, что домчался до нашей стороны Новый год. Пришел Праздник Белого месяца.

Слово «белый» здесь имеет глубокий смысл. В бурятском языке, как и в русском, есть такие понятия: белый Цвет, молочнакя (белая) пища, светлая душа. И все понимают, что так говорят о доброй нашей земле, о вкусной еде,о чистой совести.

Когда приходит Белый месяц, февральский снег еще Ослепительно ярок, но в подворье уже телятся коровы, ягнятся овцы – множится домашний скот. В каждой избе в достатке молока, из него же изобилие белой молочной пищи. И каждый хозяин радостно, щедро празднует Белый месяц.

-Какой год наступил по восточному календарю. Ребята?

(ответы детей)

Да. Надо задабривать Дракона,

чтобы год был благополучный для всех для нас.Что мы сегодня и делаем ребята

-В этот праздник сельские жители вынимают из сунду-

Ков самую нарядную одежду, седлают коня и по обычаю

Предков отпраляются в гости – разделить радость. И пер-

Вым долгом навещают старших, почтенных в роду.

 -Здороваются с дедом и бабкой, с отцом и м атерью,

Протягивая обе руки. Хозяева также выходят настречу молоДым, держа ладони открытыми. И соединяются руки в раДушном приветствии. Причем младший охватывает руки Старшего снизу, почти под локоть.

Сценка приветствия: Мэндээ ама-ар! С праздником вас, с СагаалГаном! (С Белым месяцем) Богато ли ваше стадо? Все живыЗдоровы? Мира тебе и благоденствия!

- Эта церемония называется Золгоох. Это означает, что

Прощают друг другу обиды, желают счастья, здоровья, долГолетия.

Прошли 4-ую остановку

Гороскоп на 2012 годНа год Дракона:

Как мы уже выяснили, каждый год в пределах 12тигодич-

Ного цикла проходит под знаком какого-нибудь животно-

Ного. Человек, рожденный в определенном году получает

Ряд врожденных качеств, которые оказывают влияние на

Его жизнь. Например, человек, родившийся в год обезьяны, это вы

Отличается качествами свойственными этому животному, - жизненной активностью, склонностью к авантюризму.

(Дети по очереди называют качества животного и называют приСутствующих.)

Праздник Сагаалган – это еще и день отсчёТа года рождения человека. Причем, с первым Сагаалганом у ребенка начинается второй год жизни. К примеру, если ребенок родился даже в конце старого года – пусть 1 февраля 2005 года,

Когда еще не кончился год Обезьяны, то с Сагаалгана, наступившего 9 февраля, ему уже пойдет второй год Жизни – год синеватой курицы. И так до конца жизни с каждым Сагаалганом человек становится на год старше.

Празднование Сагаалгана начинается вечером в канун

Нового года. Это семейный праздник, посвященный

Проводам года старого. Сам же Новый год встречают

Утром первого дня с ритуала поздравления с праздником

Родителей и старших младшими.

И вот подошла самая интересная часть нашего праздНика. Сейчас мы с вами познакомимся с обычаями и тра-

Дициями угощения в праздник Белого месяца. 

По обычаю гостя встречая,

пожелаем мы добра

И нальём вам чашку чая

С белой пенкой молока

-В эти дни для гостей заранее готовятся угощения, по-

дарки. Из угощения в первую очередь предлагают зеле-

Ный чай с молоком. На стол выставляются молочные продукты: урмэ(пенки), уураг(молозиво), тарак (ряженка), саламат(сметанная каша)

-Молочные продукты хозяйке дома полагается сначала

Капнуть на домашний очаг сразу же после приготовления,

А также на 4 стороны горизонта, правым мизинцем. Гости

Же капают на стол и только после этого начинают трапезу.

-Вторым после молочных продуктов идет именное по-

Четное мясо. Пока гости пьют чай, угощаются молочной пи-

Щей, на стол подается бухэлер(вареное мясо) в большой

Чашке, затем гостей обильно потчуют позами(бууза)

  Сопровождается Сагаалган веселыми играми моло-

Дежи. Гости и хозяева обмениваются подарками. Детей

Угощают сладостями, одаривают игрушками, поделками.

(Праздник завершается чаепитием с позами и зеленым чаем с молоком)

Вечером перед праздником вся семья была в сборе, считалось,что с гор спускается «белый Старец»- саган Убгэн,заходит в каждую юрту. Если вся семья в сборе,стол заставлен богатой пищей, люди были весёлые и приветливые, то год должен быть удачным для семьи.

-Амар мэндэээ

- Мэндэ амар

Я пришёл к вам поздравить вас с Новым Годом Годом Дракона. Я вижу вы все дружно сидите встречаете Новый Год Сагаалган.

Сагаа Нараар

_ Сагаалганаар!

Стол ваш богат, вы сами веселы и дружны.значит год для вас всех будет очень хороший. Но погодите а что вы для меня приготовили  Из стихов, песен, пожеланий , рисунков, поделок,  Может кто родословное древо покажеткто чем мне похвастается.

Пусть помыслы осуществляются,

Желанья исполняются!

Людских судеб верша круговорот,

Да осенит всех счастьем небосвод!

Сокровищница жизни и добра,

Земля да будет на дары щедра!

Пусть в очаге пылает вековой

Огонь, зажженный женскою рукой!

Хор «Песня «Ту-туг»»

Все танцуют Ёхор

 Все кто ещё не дарил подарки …

 

Что за праздники без подарков?! На память о сегодняшних праздниках «Масленица» и «Сагаалган  мы подарим нашим гостям – Символ Года –Дракона, ( читаю на обратной стороне) календарики - напоминалочки Масленичной недели. Посмотрев на календарик, вы сразу вспомните, что и в какой день принято делать на масленицу. Нет дороже подарков, чем подарков.сделанных детскими руками.

 

  Сагаан Убгэн прощается

Пришла прощаться с Вами, Мне нужно обойти много других домов. До свидания!

Итак, мы с вами прошли уже 1-ый  маршрут.

 

         Посмотрите наш добрый друг какой стал Довольный. Он благодарит вас и дарит вот такой целый кулёк шоколадных конфет.

Сага Нараар.Сагаалганаар.

.

Звучит торжественная музыка.

1 дорожка

3

дорожка

 

Играет весёлая музыка

(7мин.)

 Сказочный конь

7 дорожка

Дорожка 9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народный праздник «Масленица» в начальной школе.

В статье описывается, как прошла Масленичная неделе в начальной школе....

русский народный праздник "Масленица"

методическая разработка " Масленица"...

Народный праздник Масленица

Внеклассное занятие по окружающему миру в 3 классе Тема: "Чему поклонялись наши предки"....

Народный праздник Масленица

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в 3 классе. Тема: "Чему поклонялись наши предки"....

Народный праздник Масленица

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в 3 классе. Тема: "Чему поклонялись наши предки"....

Народный праздник Масленица

Внеклассное занятие по окружающему миру в 3 классе. Тема: "Чему поклонялись наши предки"....