Рабочая программа « Волшебное перо» внеурочной деятельности для 3 класса
календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме

Овчарук Галина Александровна

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.

 Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне - развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

  Рабочая программа  внеурочной деятельности «Волшебное перо» составлена  на основе программно – методических материалов:  сборника: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] ;под редакцией В.А. Горского. – М. : Просвещение, 2010. Учтены  индивидуальные и возрастные особенности учащихся 3 класса.  Эта программа рассчитана  на 1 год обучения, 1 час  в неделю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3a_klass_vneurochka.docx67.12 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено ШМО начальных классов

_______/Шпотаковская Е И.

Протокол №__1___ от

«28» августа 2013г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №8 с. Спасское

_______/Пилипенко Т. А

«30»  августа 2013г.

Утверждаю

Директор МБОУСОШ №8 с. Спасское

__________/Простакишин Б.К/

Рабочая  программа « Волшебное перо»

  внеурочной деятельности

для 3 «А» класса 

МБОУСОШ № 8. c. Спасское Спасского района

на 2013 – 2014 учебный год

                                                                                    Автор:  учитель

                                                        Овчарук  Галина  Александровна

                                                                                        МБОУСОШ №8  с Спасское

2013 год

Содержание  

1.Пояснительная записка…………………………………………………………… 32.Цели,  задачи и принципы  внеурочной деятельности…………………………....

3. Основные требования к знаниям и умениям учащихся………………………….

4. Методические рекомендации по проведению занятий………………………….

5. Учебно-тематическое планирование……………………………………………...

6. Содержание программы…………………………………………………………..

7. Календарно-тематическое планирование…………………………… ..

8.Формы и виды контроля…………………………………………………………..

9. Используемая литература…………………………………………………………

2

Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.

 Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне - развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

  Рабочая программа  внеурочной деятельности «Волшебное перо» составлена  на основе программно – методических материалов:  сборника: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] ;под редакцией В.А. Горского. – М. : Просвещение, 2010. Учтены  индивидуальные и возрастные особенности учащихся 3 класса.  Эта программа рассчитана  на 1 год обучения, 1 час  в неделю.

Рабочая программа  внеурочной деятельности « Волшебное перо» отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – поэтического и литературного написания стихотворных строк и заметок собственного сочинения, оформления стенных газет по определённой тематике. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности такая работа помогает детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать свои творческие способности. Развитие творческих способностей, самостоятельности учащихся является в настоящее время одной из первейших задач школы, и решать её необходимо теми средствами и способами, которые наиболее подходят для той или иной работы.

3

Цель данной программы – развитие у обучающихся способности чувствовать, воспринимать, понимать красоту  человека, природы, искусства, стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира на началах красоты.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Задачи:

* воспитание эстетической чуткости;

* воспитание чувства красоты;

* формирование нравственно-эстетической потребности;

* формирование эстетических вкусов и идеалов личности;

* развитие способности к  созиданию красоты;

* воспитание культуры речи;

* обогащение словарного запаса.

Эстетическое воспитание детей представляет собой синтез возвышенной творческой деятельности людей по сотворению красоты (культуры).

Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребёнка, как в эстетическом плане, так и в нравственном. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей  создает в   ребенке   особые   эмоционально -  психические   состояния,    возбуждает непосредственный интерес  к  жизни,  обостряет  любознательность,  развивает мышление, память, волю .

 Эстетическое воспитание пробуждает  и развивает чувство красоты, облагораживает личность. Человек, чуткий к красоте, испытывает потребность строить свою жизнь на её началах. Красота вызывает в нём светлую радость, создает радостное, торжественное настроение.

Эстетическое воспитание затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений, способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе.

 «Конечная цель эстетического воспитания - это гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства» (М.М.Рукавицин).

Воспитание у детей  доброты, ответственности, аккуратности, вежливости, соблюдение гигиены - является важной стороной эстетического воспитания. Правильные, красивые отношения в семье, отношения в школе между учителями и учащимися, между товарищами составляют фундамент эстетического воспитания. Чувство такта, умение в трудной обстановке найти правильное решение и поступиться своими желаниями ради близких людей, способность создавать хорошее настроение - все это не только нравственная воспитанность ребенка, но и проявление его эстетической культуры.

Как и любая черта личности, эстетическая культура развивается в деятельности, и если вся жизнь ребенка, его учение, труд, отдых будут проникнуты эстетической направленностью, тогда он будет вносить в свою жизнь элементы прекрасного. Именно в деятельности, имеющей эстетическую направленность, и развивается эстетическая активность преобразователя и устроителя жизни по законам красоты.

На занятиях по эстетическому воспитанию дети не только узнают о прекрасном, учатся им восхищаться, но и сами активно участвуют в создании прекрасного в жизни, искусстве, труде, поведении, отношениях. Это требует развитие у ребёнка нравственных качеств, развития эмоционально- чувственной сферы.

Важно, чтобы ребенок не только чувствовал, но и понимал прекрасное, мог судить о нем. Этому помогают специальные знания. Знания о взаимоотношениях людей, форме и цвете, свете и тени в области изобразительного искусства, знания о ритме, гармонии, о звуках в музыке и пении, знания о выразительных средствах художественного слова, знания направлений, жанров, методов искусства.

4

Учащиеся на занятиях овладевают такими навыками и умениями, которые необходимы в индивидуальной, коллективной и общественной работе.

Дети рисуют, пишут заметки, зарисовки, выпускают стенные газеты, готовят выставки, стенды, творческие альбомы, авторские книги, делают коллажи.                                                                                    

Такая многообразная и интересная деятельность дает разумный выход познавательной, трудовой, творческой  активности детей.

Современная система образования делает ориентир на формирование у обучающихся умения учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания. Особое значение  в этом приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности. Этому способствуют методы организации познавательной деятельности в работе с источниками информации. В связи с этим, данная Программа предполагает работу с детскими периодическими изданиями. Такая работа  формирует у детей  навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, включая умение определять примерное содержание текста при беглом его просмотре, выработку высокой техники чтения, умение извлекать информацию из текста и оформлять полученную информацию. В итоге, дети способны не только ориентироваться в потоке информации, но и продуктивно использовать полученные знания и информацию, как в личных, так и в социально значимых целях, включая совершенствование нравственных качеств, повышение культурного уровня и эстетической воспитанности.

Принципы Программы:

* Принцип культуросообразности - развитие ребёнка на основе культурно-исторических традиций народа.

* Личностный – развитие личностных качеств, эстетических чувств, развитие готовности к самостоятельной деятельности по сбору и  обработке информации, развитие самодеятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их.

* Принцип системности и последовательности – обучение в соответствии с возрастными особенностями детей. Подбор материала от менее сложного к более сложному.

* Принцип целостного представления о мире - поможет ребенку понять свое место в обществе и мире. Формирование эстетической культуры на основе целостного миропонимания.

* Принцип доступности – получение новых знаний и их закрепление с использованием материала, понятного и доступного детям.

* Принцип творчества – развитие творчества через художественную деятельность, слово, творческую деятельность.

* Принцип ответственности – использование учебного материала, способствующего развитию ответственности за собственные слова и поступки.

* Принцип наглядности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным, наглядным. Этот принцип формирует у обучающихся стремление к прекрасному, способствует желанию с радостью выполнять предлагаемые виды заданий и достичь результата.

* Принцип справедливости – использование правдивого, актуального, общественно значимого материала.

5

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Социальный критерий

Эстетическая воспитанность в социальном смысле проявляется во всём комплексе поведения и отношения ребёнка. Его поступки, трудовая деятельность, взаимодействия с людьми в общественной и личной жизни, его одежда и внешний вид – всё это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности школьника. Его подлинная эстетическая воспитанность проявляется в наличии эстетического идеала и художественного подлинного вкуса, органически соединённых с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству, в развитии умений и навыков изготовления собственных творческих работ.

Воспитанники проявляют широкий интерес к различным видам искусства, глубокую потребность общения с эстетическими явлениями искусства и жизни. Проявляется отношение к творчеству и искусству как к созиданию красоты и пользы.

Педагогический критерий

Проявляется в качестве выбираемых детьми произведений искусства, в оценке явлений искусства и жизни; в результате их разнообразной деятельности, особенно художественно-эстетического творчества. Педагогические критерии дают возможность обнаружить у ребят уровень художественно-образного мышления и творческого воображения; умение создавать собственный, новый, оригинальный образ, а также навыки творческой деятельности. Для высокого уровня эстетической воспитанности в творчестве характерно отточенное исполнительское мастерство, объединённое с импровизацией, созиданием нового образа.

Психологический критерий

Проявляется в развитии у детей эмоциональной отзывчивости на красоту, в развитии эстетического восприятия народного и профессионального искусства. У детей сформировано эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, устойчивая потребность к общению с искусством в различных формах. Дети способны восхищаться художественными образами, воссоздавать их в своём воображении. У детей развита любознательность, потребность проявлять творческую инициативу.

Критериями оценки эстетической воспитанности, сформированной при обращении к искусству дизайна, на уровне творческой деятельности являются:

  • оригинальность,
  • гармоничность,
  • выразительность,
  • колористическое решение,
  • художественно-графические умения,
  • техника исполнения.

6

Программа формирования универсальных учебных действий

* Личностный блок

Развитие нравственных качеств, эстетической воспитанности, творческих и литературных способностей. Формирование межличностных отношений.

* Познавательный блок

Получение знаний о красоте, культуре, культурных ценностях. Знакомство с произведениями композиторов, художников, народных умельцев. Знакомство с творчеством сверстников (рисунки, поделки, стихи, заметки). Овладение первоначальными оформительскими навыками.

* Регулятивный блок

Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников.

* Коммуникативный блок

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах. Обучение владению диалогической и монологической речью.

7

Методические рекомендации по проведению занятий.

Инструктаж по  технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ  конструкции изделия, либо схемы рисунка и разработку технологического плана  должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.

Желательно около половины времени  на внеурочном занятии отводить на так называемые комплексные работы — написание собственной заметки, включающей выбор,  иллюстрирование, оформление стенгазет, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения в лексике и накоплении словарного запаса учащихся, а сформированные ранее  умения по составлению описаний предметов, репродукций ученик вынужден применять в новых условиях.

Выбирая тему для написания собственной  заметки, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если  времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому,  стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

На занятии   должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала наблюдения в собственную заметку; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем  на практические действия.  

 В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, экскурсий, просмотра презентаций о мастерстве писателей,  расширяющие кругозор детей.

8

Учебно - тематическое планирование.

Тема

Всего

Вводное занятие. Посещение районной библиотеки. Эстетика как наука. Просмотр видеосюжета о красоте мира. Беседа о красоте человека. Разучивание песни «Большой хоровод». Рисование по представлению «Большой хоровод».

1

Беседа о красоте речи (устной и письменной). Знакомство с газетными жанрами. Творческая игра «Определи жанр текста». Беседа о заголовках текстов. Знакомство с видами заголовков. Чтение осенних зарисовок, стихотворений об осени в газете, журнале, выделение заголовков цветом.

1

Мастерство писателей. Изучение заметок о природе писателей:  Пескова, Пришвина, Паустовского.

1

Наблюдение на улице за красотой осенней природы. Отгадывание загадок. Игра «Подбираем красивые слова-описания». Сбор осенних листьев.

1

Создание  собственных заметок о природе. Выбор «осеннего заголовка» и иллюстрирование его (составление композиции из осенних листьев).

1

Просмотр видеосюжета о красоте осенней природы.

Художественное оформление зарисовки.

1

 Знакомство с основами дизайна. Художественное оформление зарисовки.

1

Оформление стенной газеты «Осень – художница»

1

Экскурсия в библиотеку. Знакомство с фотовыставкой «Моя любимая мамочка». Написание заметки о своей маме.

1

Чтение стихотворений,  заметок, публикаций  писателей и поэтов о мамах в газете «Спасск», книгах, журналах. Рассматривание иллюстраций к текстам. Размышление над словами «Мысль – основа творчества». Иллюстрирование стихотворения «Моя мама».

1

Создание собственных заметок о своей маме. Художественное оформление заметок. Изготовление коллажа «Моя мама».

1

Экскурсия-наблюдение за красотой зимней природы. Игра «Подбираем слова-описания». Изготовление снеговиков.

1

  1. 9

Мастерство писателей. Изучение заметок о зимней природе, отрывков из произведений писателей, чтение стихов русских поэтов о зиме.

1

Написание зимней зарисовки. Художественное оформление зарисовки и изготовление снежного городка.

1

Просмотр видеосюжета о красоте зимней природы.  Написание и оформление новогоднего поздравления.

1

Изготовление ёлки из «бумажных ладошек». Оформление стенгазеты (бумажная ёлка, собственные зарисовки, поздравления).

1

Газетный жанр – заметка.  Написание заметки о творческом деле (изготовлении поделки из снега).

1

 Иллюстрирование заметки. Художественное оформление заметки. Оформление стенгазеты «Волшебный снег» или «Моя снежная поделка».

1

Урок - экскурсия в школьный музей.  Просмотр документальных фильмов о войне.

1

Беседа о подвиге, о защите Родины. Чтение рассказа «Самое дорогое». Изготовление подарка для пап – пятиконечной звезды (оригами).

1

Рассматривание поделок в газете, журнале,  Интернете.  Написание письма-отзыва автору понравившейся поделки. Художественное оформление письма.

1

Беседа о мамах. Чтение стихов о мамах в газете «Спасск», журналах о мамах. Изготовление цветка- аппликации из бумаги. Приклеивание в серединку цветка фото мамы. Запись на лепестках качеств мамы.

1

Выпуск праздничной стенгазеты (работа в группах: рисование портретов мам, написание заметок о маме, оформление поздравления, оформление заголовка стенгазеты).

1

Беседа о мечте и желаниях. Рассказ о К. Циолковском. Просмотр слайдов «Звёздное небо». Изготовление макета космического корабля.

1

Беседа о новостях. Сбор новостей - экскурсия в кабинет биологии. Рассказ учителя о Дне Земли.  Написание заметки о Земле.

1

Новость – приезд в школу гостей. Беседа об этикете. Экскурсия в кабинет домоводства. Рассказ учителя об этикете за столом. Практическая работа - сервировка стола.

1

Экскурсия в библиотеку. Интервью с библиотекарем. Разгадывание чайнворда. Выставка книг по теме «Рукотворчество». Индивидуальный выбор поделки из книги.

1

Изготовление выбранной поделки. Организация выставки поделок.

1

Экскурсия на улицу – наблюдение за цветущими деревьями. Рассказ об испытанных чувствах. Рисование цветущей ветки.

1

Чтение заметок, зарисовок, стихотворений писателей и поэтов  в газете «Спасск», журналах о весне. Просмотр видеосюжета о красоте природы весной под классическую музыку.  

1

Экскурсия на улицу – наблюдение за облаками, за оттенками неба. Выставка картин репродукций картин по теме «Разноцветное небо». Рисование неба.

Разучивание танца цветов.

1

 Чтение стихотворений о красоте. Исполнение танца цветов. Исполнение песни о красоте мира. Инсценировка «Красота вокруг». Просмотр презентации о цветах.

1

Творческая работа – вырезание из голубой и жёлтой бумаги «ладошек». На фоне рисунков «Разноцветное небо» составление солнышка и нитей дождя из «ладошек».

1

Организация и проведение отчетной выставки работ обучающихся.

1

11

Содержание программы

3 класс

(34 часа в год/ 1 час в неделю)

Тема

Содержание

        Формы

деятельности

1 четверть. « Край ты мой родимый».

1.

«Наука эстетика»

Посещение районной библиотеки. Эстетика как наука. Просмотр видеосюжета о красоте мира. Беседа о красоте человека. Разучивание песни «Большой хоровод». Рисование по представлению «Большой хоровод».

экскурсия

2.

«Красота речи»

Беседа о красоте речи (устной и письменной). Знакомство с газетными жанрами. Творческая игра «Определи жанр текста». Беседа о заголовках текстов. Знакомство с видами заголовков. Чтение осенних зарисовок, стихотворений об осени в газете, журнале, выделение заголовков цветом.

творческая игра

3

« Творческая мастерская писателей»

Мастерство писателей. Изучение заметок о природе писателей:  Пескова, Пришвина, Паустовского.

поисковая

деятельность

4.

«Осень – прекрасная пора»

Наблюдение на улице за красотой осенней природы. Отгадывание загадок. Игра «Подбираем красивые слова-описания». Сбор осенних листьев.

экскурсия

5.

«Проба пера»

Создание  собственных заметок о природе. Выбор «осеннего заголовка» и иллюстрирование его (составление композиции из осенних листьев).

круглый стол

6.

«Красота в словах и творчестве»

 Просмотр видеосюжета о красоте осенней природы.

Художественное оформление зарисовки.

художественная

мастерская

7.

«Мы – художники-оформители»

Знакомство с основами дизайна. Художественное оформление зарисовки.

художественная

мастерская

8.

«Мы – художники оформители»

Оформление стенной газеты «Осень – художница»

художественная

мастерская

2 четверть. «Русь моя, жизнь моя».

9.

«Красота слова»

Экскурсия в библиотеку. Знакомство с фотовыставкой «Моя любимая мамочка». Написание заметки о своей маме.

экскурсия

10.

« Творческая мастерская писателей»

Чтение стихотворений,  заметок, публикаций  писателей и поэтов о мамах в газете «Спасск», книгах, журналах. Рассматривание иллюстраций к текстам. Размышление над словами «Мысль – основа творчества». Иллюстрирование стихотворения «Моя мама».

круглый стол

11.

«Проба пера»

Создание собственных заметок о своей маме. Художественное оформление заметок. Изготовление коллажа «Моя мама».

творческая

мастерская

12.

«Волшебница-зима»

Экскурсия-наблюдение за красотой зимней природы. Игра «Подбираем слова-описания». Изготовление снеговиков.

экскурсия

13.

«Творческая мастерская писателей»

Мастерство писателей. Изучение заметок о зимней природе, отрывков из произведений писателей, чтение стихов русских поэтов о зиме.

поисковая

 деятельность

14.

«Волшебница-зима»

Написание зимней зарисовки. Художественное оформление зарисовки и изготовление снежного городка.

художественная

мастерская

15.

«Новогодняя стенгазета»

Просмотр видеосюжета о красоте зимней природы.  Написание и оформление новогоднего поздравления.

творческая

мастерская

16.

«Новогодняя стенгазета»

Изготовление ёлки из «бумажных ладошек». Оформление стенгазеты (бумажная ёлка, собственные зарисовки, поздравления).

творческая

мастерская

3 четверть. Энциклопедия праздников.

17.

«Заметка о творческом деле»

Газетный жанр – заметка.  Написание заметки о творческом деле (изготовлении поделки из снега).

экскурсия

(домашнее задание)

18.

Оформление стенгазеты «Волшебный снег»

Иллюстрирование заметки. Художественное оформление заметки. Оформление стенгазеты «Волшебный снег» или «Моя снежная поделка».

творческая

мастерская

19.

«Самое дорогое»

Урок - экскурсия в школьный музей.  Просмотр документальных фильмов о войне.

экскурсия

20.

«Творческая мастерская писателей»

Беседа о подвиге, о защите Родины. Чтение рассказа «Самое дорогое». Изготовление подарка для пап – пятиконечной звезды (оригами).

творческая

 мастерская

21.

«Письмо незнакомому другу»

Рассматривание поделок в газете, журнале,  Интернете.  Написание письма-отзыва автору понравившейся поделки. Художественное оформление письма.

художественная

мастерская

22.

«Цветок для мамы»

Беседа о мамах. Чтение стихов о мамах в газете «Спасск», журналах о мамах. Изготовление цветка- аппликации из бумаги. Приклеивание в серединку цветка фото мамы. Запись на лепестках качеств мамы.

творческая

мастерская

23.

Выпуск стенгазеты «Мамин праздник»

Выпуск праздничной стенгазеты (работа в группах: рисование портретов мам, написание заметок о маме, оформление поздравления, оформление заголовка стенгазеты).

художественная

 мастерская

24.

«Мечтать на пользу людям»

Беседа о мечте и желаниях. Рассказ о К. Циолковском. Просмотр слайдов «Звёздное небо». Изготовление макета космического корабля.

поисковая

деятельность

25.

«Путешествие в страну новостей»

Беседа о новостях. Сбор новостей - экскурсия в кабинет биологии. Рассказ учителя о Дне Земли.  Написание заметки о Земле.

экскурсия

26.

«Путешествие в страну новостей»

Новость – приезд в школу гостей. Беседа об этикете. Экскурсия в кабинет домоводства. Рассказ учителя об этикете за столом. Практическая работа - сервировка стола.

экскурсия

4 четверть. «Творческие мастерские»

27.

«В царстве книг»

Экскурсия в библиотеку. Интервью с библиотекарем. Разгадывание чайнворда. Выставка книг по теме «Рукотворчество». Индивидуальный выбор поделки из книги.

экскурсия

28.

«Творческая мастерская»

Изготовление выбранной поделки. Организация выставки поделок.

творческая

 мастерская,

выставка поделок

29.

«Красота цветущей ветки»

Экскурсия на улицу – наблюдение за цветущими деревьями. Рассказ об испытанных чувствах. Рисование цветущей ветки.

экскурсия

30.

«Творческая мастерская писателей» -«Весна-красна»

Чтение заметок, зарисовок, стихотворений писателей и поэтов  в газете «Спасск», журналах о весне. Просмотр видеосюжета о красоте природы весной под классическую музыку.  

творческая

 мастерская

31.

«Разноцветное небо»

Экскурсия на улицу – наблюдение за облаками, за оттенками неба. Выставка картин репродукций картин по теме «Разноцветное небо». Рисование неба.

Разучивание танца цветов.

экскурсия,

художественная

мастерская

32.

Праздник «Планета красоты»

Чтение стихотворений о красоте. Исполнение танца цветов. Исполнение песни о красоте мира. Инсценировка «Красота вокруг». Просмотр презентации о цветах.

праздник

33.

Праздник «Планета красоты»

Творческая работа – вырезание из голубой и жёлтой бумаги «ладошек». На фоне рисунков «Разноцветное небо» составление солнышка и нитей дождя из «ладошек».

творческая

мастерская

34.

Итоговое занятие

Организация и проведение отчетной выставки работ обучающихся.

творческий  отчёт

14

Календарно-тематическое планирование.

Тема

Дата

планируемая

фактическая

Вводное занятие. Посещение районной библиотеки. Эстетика как наука. Просмотр видеосюжета о красоте мира. Беседа о красоте человека. Разучивание песни «Большой хоровод». Рисование по представлению «Большой хоровод».

Беседа о красоте речи (устной и письменной). Знакомство с газетными жанрами. Творческая игра «Определи жанр текста». Беседа о заголовках текстов. Знакомство с видами заголовков. Чтение осенних зарисовок, стихотворений об осени в газете, журнале, выделение заголовков цветом.

Мастерство писателей. Изучение заметок о природе писателей  Пескова, Пришвина, Паустовского.

Наблюдение на улице за красотой осенней природы. Отгадывание загадок. Игра «Подбираем красивые слова-описания». Сбор осенних листьев.

Создание  собственных заметок о природе. Выбор «осеннего заголовка» и иллюстрирование его (составление композиции из осенних листьев).

Просмотр видеосюжета о красоте осенней природы.

Художественное оформление зарисовки.

 Знакомство с основами дизайна. Художественное оформление зарисовки.

Оформление стенной газеты «Осень – художница»

Экскурсия в библиотеку. Знакомство с фотовыставкой «Моя любимая мамочка». Написание заметки о своей маме.

Чтение стихотворений,  заметок, публикаций  писателей и поэтов о мамах в газете «Спасск», книгах, журналах. Рассматривание иллюстраций к текстам. Размышление над словами «Мысль – основа творчества». Иллюстрирование стихотворения «Моя мама».

Создание собственных заметок о своей маме. Художественное оформление заметок. Изготовление коллажа «Моя мама».

Экскурсия-наблюдение за красотой зимней природы. Игра «Подбираем слова-описания». Изготовление снеговиков.

Мастерство писателей. Изучение заметок о зимней природе, отрывков из произведений писателей, чтение стихов русских поэтов о зиме.

Написание зимней зарисовки. Художественное оформление зарисовки и изготовление снежного городка.

Просмотр видеосюжета о красоте зимней природы.  Написание и оформление новогоднего поздравления.

Изготовление ёлки из «бумажных ладошек». Оформление стенгазеты (бумажная ёлка, собственные зарисовки, поздравления).

Газетный жанр – заметка.  Написание заметки о творческом деле (изготовлении поделки из снега).

 Иллюстрирование заметки. Художественное оформление заметки. Оформление стенгазеты «Волшебный снег» или «Моя снежная поделка».

Урок - экскурсия в школьный музей.  Просмотр документальных фильмов о войне.

Беседа о подвиге, о защите Родины. Чтение рассказа «Самое дорогое». Изготовление подарка для пап – пятиконечной звезды (оригами).

Рассматривание поделок в газете, журнале,  Интернете.  Написание письма-отзыва автору понравившейся поделки. Художественное оформление письма.

Беседа о мамах. Чтение стихов о мамах в газете «Спасск», журналах о мамах. Изготовление цветка- аппликации из бумаги. Приклеивание в серединку цветка фото мамы. Запись на лепестках качеств мамы.

Выпуск праздничной стенгазеты (работа в группах: рисование портретов мам, написание заметок о маме, оформление поздравления, оформление заголовка стенгазеты).

Беседа о мечте и желаниях. Рассказ о К. Циолковском. Просмотр слайдов «Звёздное небо». Изготовление макета космического корабля.

Беседа о новостях. Сбор новостей - экскурсия в кабинет биологии. Рассказ учителя о Дне Земли.  Написание заметки о Земле.

Новость – приезд в школу гостей. Беседа об этикете. Экскурсия в кабинет домоводства. Рассказ учителя об этикете за столом. Практическая работа - сервировка стола.

Экскурсия в библиотеку. Интервью с библиотекарем. Разгадывание чайнворда. Выставка книг по теме «Рукотворчество». Индивидуальный выбор поделки из книги.

Изготовление выбранной поделки. Организация выставки поделок.

Экскурсия на улицу – наблюдение за цветущими деревьями. Рассказ об испытанных чувствах. Рисование цветущей ветки.

Чтение заметок, зарисовок, стихотворений писателей и поэтов  в газете «Спасск», журналах о весне. Просмотр видеосюжета о красоте природы весной под классическую музыку.  

Экскурсия на улицу – наблюдение за облаками, за оттенками неба. Выставка картин репродукций картин по теме «Разноцветное небо». Рисование неба.

Разучивание танца цветов.

 Чтение стихотворений о красоте. Исполнение танца цветов. Исполнение песни о красоте мира. Инсценировка «Красота вокруг». Просмотр презентации о цветах.

Творческая работа – вырезание из голубой и жёлтой бумаги «ладошек». На фоне рисунков «Разноцветное небо» составление солнышка и нитей дождя из «ладошек».

Организация и проведение отчетной выставки работ обучающихся.

18

Формы  контроля и отслеживание результатов

3 год обучения

Задачи

Показатель

Содержание

Способ

диагностики

Механизм отслеживания

Развитие чувственного восприятия

Понимание, отношение

Наблюдения за природой, просмотр видеосюжетов о красоте мира, посещение театра, выставок, чтение текстов в газете-журнале

Постановка мини-сценок, исполнение песен, постановка танцев, рукотворчество, изодеятельность, организация выставок

Анализ художественной самодеятельности, творческих работ

Развитие оформительских навыков

Понимание, отношение, знание

Наблюдения, объяснение учителя, посещение выставок

Выпуск стенных газет, выполнение творческих работ

Анализ творческой деятельности

Развитие умения видеть красоту природы в различное время года.

Понимание, отношение

Наблюдения, созерцания, просмотр видеосюжетов, репродукций картин

Изодеятельность

Анализ творческой деятельности

Развитие творческих навыков.

Отношение

Наблюдения, чтение заметок в газете-журнале, рассматривание образцов поделок, посещение выставок

Написание заметок, зарисовок, отзывов, изодеятельность,

театральная деятельность,

художественная деятельность, выпуск стенных газет

Анализ творческой деятельности

Итог  года  обучения:

 выпуск индивидуальных творческих книг-самоделок, индивидуальных альбомов.

19

Диагностический инструментарий

  • метод наблюдения;
  • метод изучения продуктов детского творчества;
  • диагностика уровня эмоционально-эстетического развития;
  • вопросник «Что я люблю».

Метод наблюдения

Критерии оценки уровня развития художественно-эстетической направленности детей:

высокий уровень – ярко проявленный демонстрируемый интерес к художественным видам деятельности и разножанровой направленности;

средний уровень – выражается в наличии интереса к разным видам искусств, но с предпочтением развлекательной направленности, вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны;

низкий уровень – характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к разным видам искусств и разным видам художественной деятельности.

Диагностика  уровня эмоционально-эстетического развития

(разработал А.Ф. Яфальян)

В ходе исследования выделяются три критерия эмоционально-эстетического развития детей:

соматическое выражение эмоций, в котором определялась адекватность восприятия детьми эмоциональных состояний людей и выражение эмоций в движениях;

вербальное     выражение     эмоций,     в     котором     проверялась     адекватность     передачи эмоционального состояния в речи;

визуально-графическое выражение эмоций,  которое состояло из визуального восприятия эмоционального состояния и графического выражения экспрессии чувств и эмоций.

Градации уровней эстетического отношения детей к людям, которое соответствует развитию эстетических чувств и эмоций:

неэстетический (низкий) уровень;

предэстетический (средний) уровень;

эстетический (высокий) уровень.

Дети, которые способны быть выразительными соматически, умеют выразить словесно экспрессию чувства и определить визуально, а затем выразить это в рисунке, достигают той степени эмоционального и эстетического развития, которая является необходимой для целостного полноценного развития ребенка.

Показатели, которые характеризуют каждый критерий, а также баллы, которые соответствуют уровням:

1 — низкий (неэстетический),

2 — средний (предэстетический),

3 — высокий (эстетический).

20

Критерии

Уровни

Баллы

Соматическое выражение эмоций

Не выражает эмоции в мимике и жестах, движения хаотичные, резкие или вялые.

1

Не всегда адекватно передает эмоции в мимике и жестах, движения осмысленны, однако не всегда выразительны.

2

Мимика и жесты выразительны, соответствуют передаваемой эмоции, движения пластичные, музыкальные.

3

Вербальное

выражение эмоций

Не может передать выразительно в речи эмоциональное состояние, не может подобрать прилагательное для передачи характера произведения.

1

Может адекватно передать в речи эмоциональное состояние при помощи педагога, подбирает 1-2 слова для передачи эмоциональных состояний.

2

Речь интонационно выразительна, подбирает 3 и более прилагательных, соответствующих эмоциональному состоянию.

3

Визуально-графическое

выражение эмоций

Не может в изображении определить характер эмоции, графические не выражает эмоциональные состояния.

1

Адекватно определяет 2 -3 изображения эмоциональных состояний, графически выражает эмоциональные состояния.

2

Адекватно определяет все предложенные изображения, графически выразительно изображает эмоциональные состояния.

3

Вопросник «Что я люблю»

* Что ты любишь больше всего на свете?

* Что тебе нравится, когда ты попадаешь в лес?

* Что ты любишь в школе?

* Что тебе нравится во взрослых людях?

* Что тебя удивляет?

* Назови свои увлечения.

21

Используемая литература.

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
  2. «Библиотека Спасска». Подборка стихов, заметок о природе спасских поэтов и писателей.  Подборка из газеты «Спасск».  2013год.
  3. Заметки о природе русских писателей: Пескова, Пришвина, Паустовского.

22

Список учащихся 3 «А» класса

№ п/п

Список учащихся

1

Антохин Илья Андреевич

2

Бакун Илья Андреевич

3

Беккер Наталья Васильевна

4

Бондарев Сергей Александрович

5

Гордейчик Надежда Львовна

6

Григорьев Никита Николаевич

7

Задорожный Артём Александрович

8

Колыженко Маргарита Александровна

9

Логвиненко Виктория Владимировна

10

Мартыненко Константин Евгеньевич

11

Миронич Татьяна Анатольевна

12

Рожков Даниил Андреевич

13

Савкина Анастасия Александровна

14

Свитина Наталья Андреевна

15

Фефелов Никита Дмитриевич

16

Фурман Пётр Петрович

17

Щербина Артём Алексеевич

График работы

Дни недели

Время работы

вторник

12.40 – 13.25

23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Палитра" 3класс

Программа по внеурочной деятельности...

Рабочая программа по курсу «Волшебная кисточка» (внеурочная деятельность) Художественно – эстетическое направление.

Рабочая программапо курсу «Волшебная кисточка»(внеурочная деятельность)Художественно – эстетическое направление....

Рабочая программа по курсу «Волшебная кисточка» (внеурочная деятельность) Художественно – эстетическое направление. Уровень общего образования – начальное общее образование, 3 класс

Рабочая программапо курсу «Волшебная кисточка»(внеурочная деятельность)Художественно – эстетическое направление. Уровень общего образования –  начальное общее...

Рабочая программа по курсу «Волшебная кисточка» (внеурочная деятельность)

Рабочая программапо курсу «Волшебная кисточка»(внеурочная деятельность)...

Рабочая программа. Внеурочная деятельность.Шахматы. 3класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы"...

рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности

рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...

рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности

рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...