"Моё имя"
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Постнова Светлана Анатольевна

Конспект классного часа "Мое имя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мое имя».

Цель: познакомить детей со значением имени для человека.

Задачи:

- развивать интерес к словам и их значению;

- воспитывать уважение к себе и окружающим.

Ход урока:

Учитель читает слова, записанные на доске:

Имя у тебя одно.

Навсегда оно дано.

Жизнь длинна,

И от того

Ты

Побереги его.

- Как вы понимаете эти слова?

- Для чего человеку имя? Почему имя нужно беречь? Об этом мы и поговорим сегодня.

Имя – одно из первых слов, с которым знакомится ребенок с самого раннего возраста. Человек проносит его через всю жизнь: от  рождения до смерти, оно определяет характер человека и даже его судьбу. Имена и фамилии – своего рода живая история. Они доносят до нас множество забытых, незаписанных слов и многие утраченные живой речью формы. Вот почему так важно знать значение и смысл имен.

- Как вы думаете, всегда ли были у людей имена?

- Как появились первые имена?

Первые имена давались людям по их внешнему виду, заслугам, качествам характера, происшествиям.

- Давайте попробуем определить какими могли быть эти имена и есть ли такие имена сейчас. (Работа в группах).

В древней Руси широко встречались такие имена:

Неждан, Ждан, Большой, Первый, Буян, Рябой, Волк, Краснозора, Властимир.

- Объясните, что обозначает имя? (Работа в группах).

- Все имена, как мы выяснили, имели значение.  Вы получили свои имена в первые дни после рождения, всегда ли так было? Подумайте, когда человек получал имя в древности?

Действительно, в древности на Руси имя давали ребенку не сразу. Имя нужно было заслужить, дорасти.

- Знакомясь, мы очень редко говорим прямо: «Я такой-то», «Моё имя такое-то». Это необъяснимым образом звучит как-то неловко, и чаще мы представляемся как бы иносказательно: «Меня зовут»... Почему так?

 Древние люди считали имя важной частью человеческой личности и предпочитали хранить его в тайне, чтобы злой колдун не сумел «взять» имя и использовать для наведения порчи (подобно тому, как использовали для этого остриженные волосы, клочки одежды, выкопанные куски Земли со следами на ней и даже сор, выметенный из избы). Поэтому в древности настоящее имя человека обычно было известно только родителям и нескольким самым близким людям. Все остальные звали его по имени рода или по прозвищу, как правило носившему охранительный характер: Некрас, Неждан, Нежелан. Подобные имена-прозвища должны были «разочаровать» болезни и смерть, заставить их искать «более достойную» поживу в других местах. Так поступали не только славяне. Например, красивое турецкое имя Йылмаз означает «то, что не нужно даже и собаке»...

Язычни,к ни под каким видом не должен был говорить: «Я — такой-то», ведь он не мог быть до конца твёрдо уверен, что его новый знакомый заслуживает полного доверия, что он вообще человек, а не злой дух. На первых порах он отвечал уклончиво: «Меня называют...» А ещё лучше, если даже и это произносил не он сам, а кто-то другой. Всем известно, что по правилам хорошего тона до сих пор считается предпочтительным, чтобы двоих незнакомых людей представлял друг другу кто-нибудь третий. Вот из какой дали времён пришёл этот обычай. С приходом православия имена стали давать при крещении, но и они держались в секрете от посторонних.

А тому, кто любит фантастику, возможно, попадалась книга Урсулы Ле Гуин «Волшебник Земноморья». Там, в насыщенном магией мире, тоже существует нечто подобное: назвать кому-либо своё имя — значит проявить максимальное доверие, буквально отдать ему в руки свою душу и жизнь. И это не плод богатого воображения автора!

Человек проносит имя через всю жизнь. Его можно лишить всех богатств, званий, всех прав, но нельзя лишить имени.

Доброго, уважаемого человека всегда называют по имени. Людей, создавших себе славу, доброе имя – называют именитыми, знатными. Многих людей уже нет, а их имена живут. Такие великие художники, как Леонардо, Микеланджело,  Рафаэль,  остались в истории только по именам.

- А каких великих людей знаете вы? (Короткие выступления детей, подготовленные дома).

- Определите имена людей по портрету, по произведению, по фамилии. (подборка материала учителем).

Учитывая важность и ценность  имени для человека, в разных концах земли в древности, имя нередко было залогом правоты, доказательством честности и порядочности.  Имя могло быть оставлено в залог  или дано, как награда за особые заслуги, имени могли лишить за серьёзные преступления.

Именами уважаемых людей называют города, улицы, парки, корабли, звезды, …

Ордена: Андрея Первозванного, Георгия Победоносца, Александра Невского.

Во все времена, давая ребенку имя, родители не редко оказываются перед выбором, так как имя определяет судьбу человека и очень хорошо мы видим это на примере  сказочного героя (Звучит песенка Капитана Врунгеля).

-  Кто этот герой? Определило ли имя его судьбу и судьбу его корабля?

- А вот взгляд С.Я.Маршака на эту тему:

Если только ты умен,

Не давай ребятам

Столь затейливых имен,

Как протон и атом

Удружить хотела мать

Дочке белокурой.

Вот и вздумала назвать

Дочку Диктатурой.

Хоть семья ее зовет

Сокращенно Дита,

На родителей была

Девочка сердита.

Для другой искал отец

Имя по хитрее.

И назвал он, наконец

Дочь свою Идея.

Звали мама и сестра

Девочку идейкой,

А ребята со двора

Стали звать Индейкой.

А один оригинал,

Начинен газетой.

Сына Спутником назвал,

Дочь назвал Ракетой.

Пусть поймут отец и мать,

Что с прозваньем этим,

Век придется вековать

Злополучным детям.

- Как  же нужно относиться к выбору имени?

- А как нужно относиться к своему имени и к именам других?

- А теперь пришло время представить тот материал, который вы нашли о своем имени и именах своих родных.

Итог классного часа.

- Важное ли значение у имени?