"20 лет Конституции России"
классный час (3 класс) по теме

Рожкова Ирина Владимировна

Внеклассное мероприятие для 3-4 классов, построено в виде устного журнала. 1 страница "История появления Конституции Российской Федерации». 2 страница. "Знакомство со структурой  Конституции РФ". 3 страница. «Права и обязанности граждан РФ».Страница 4.  Викторина «Великая Россия». Презентация разбита на страницы. Для удобства демонстрации необходимо всё скачать и объеденить в одну презентацию. Викторина "Великая Россия" интерактивная.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час

«20 лет Конституции России»

Подготовила Рожкова И.В.,

учитель начальных классов

МКОУ «Прогимназия №1»

г.п.Залукокоаже

Октябрь, 2013г.

Вид: устный журнал

Возраст: 3-4 класс

Цель: познакомить с основным законом – Конституцией РФ.

Задачи:

  • познакомить с историческими этапами развития Конституции;
  • формирование представления о важности соблюдения законов государства;
  • развитие гражданско-правового образования учащихся;
  • развивать познавательный интерес к своей Родине;

Универсальные учебные действия:

Личностныe:

У обучающего будут сформированы:

- представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

- положительное отношение правам других людей.

Метапредметные (УУД):

Регулятивные УУД:

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной  речи (на уровне предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

 Оборудование: Конституция РФ, гимн России, презентация.

Сценарий классного часа:

  1. Организационный момент.

Слайд 2.

Психологический настрой.

Вы готовы поработать? (Да!)

Вы готовы отвечать? (Да!)

Вы готовы, если надо,

Что-то вспомнить и узнать? (Да!)

Ну а главное –

Готовы, вы, сегодня рассуждать? (Да!)

II.  Сообщение темы, целей классного часа:

- Отлично. К работе все готовы. И сегодня мы с вами поговорим на очень важную тему. Она касается всех нас вместе и каждого в отдельности. 

Каждый из нас являясь гражданином РФ, должен знать какой закон регулирует отношения в нашем обществе, поэтому сегодня перед нами стоит задача познакомиться и узнать больше об основном законе страны, о Конституции.

Слайд 3.

Проблема: Когда в  России впервые появилась Конституция? (ответы детей).

- Ваша задача, ребята, сегодня на классном часе, узнать как можно больше о самом главном документе государства.

III. Актуализация знаний.

Слайды 4-10.

Игра-разминка поможет вам вспомнить, в каком государстве вы живёте:

  1. Как называется наша Родина? (Россия)
  2. Как звучит полное название государства? (Российская Федерация).
  3.  Выбери изображения символов России: флага, герба. (№2,№1)

1.      http://fifa-uefa.at.ua/images/flags/france.gif

Франция

2.http://ped-kopilka.ru/images/2(459).jpg

          Россия

  1. http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=69478908-50-72&n=21

Нидерланды

  1. http://ped-kopilka.ru/images/2(459).jpgРоссия

  1. http://www.protown.ru/netcat_files/Image/gerb_kbr.gif

Кабардино-Балкарская республика

  1. http://www.amic.ru/images/gallery_09-2011/640.600px-Coat_of_arms_of_the_Soviet_Union.svg.jpg

                     СССР

 

4. Прослушайте три музыкальных сюжета и выберите гимн России.(№3)

5. Отгадайте ребус и тогда сможете прочитать фразу:

Ключ к ребусу: Столица России – город Москва.

6. Вспомните, как называется основной закон нашего государства. (Конституция)

IV. Основная часть

Слайд 11.

-Миллионы  лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:

-Что люди могут делать и чего не могут?

-Что они обязаны делать и чего не обязаны?

-На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти вопросы, когда их решили, появились законы, которые помогали устранить кошмар и неразбериху.

Слайд 12.

- Что же такое – законы? (ответы детей).

Законы – это правила, которое устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.

Законы бывают разные, но основной закон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны. В  этом году мы будем отмечать 20 лет со дня принятия Конституции РФ.

Ребята, сегодня наш классный час пройдет в форме устного журнала. Давайте перевернём его первую страницу.

Слайд 13.

1 страница. «История появления Конституции Российской Федерации»

Слайд 14.

Ученик 1. «Конституция (от лат. Constitutio - устройство) - основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представителей органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан. Конституция – основа всего законодательства государства» - определение из Советского энциклопедического словаря.

Слайд 15.

Ученик 2. Оказывается не всегда  в России, да и в других государствах были у людей  права. Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку. Только в ХХ веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. Люди подумали, что необходимо составить специальные документы по правам человека.

Ученик 3: Потребность в новой конституции в любой стране возникает после каких-либо масштабных событий общественно политического характера: революции, завоевание независимости, распада государства, образование нового государственного единства, изменение формы правления и политического режима. Каждая новая конституция обобщает конкретный опыт истории и обогащает его новым содержанием.  В России же первая Конституция была принята большевиками в 1918г.    

Слайд 16.

Ученик 4. Конституция РСФСР 1918 г. - первая Советская Конституция, первый в истории Основной Закон социалистического государства, принята V Всероссийским Съездом Советов от 10 июля 1918 г. Она подвела итог начальному периоду строительства Советского государства, закрепила завоевания Великой Октябрьской социалистической революции.

Слайд 17.

Ученик 5. В 1922г. образовалось новое государство под названием СССР.
И в 1924 году принимается Конституция Союза Советских Социалистических Республик. Эта Конституция была очень короткой  и имела одну главную цель – отразить структуру нового союзного государства. Подчеркивалась диктатура пролетариата. Подтверждались классовые права трудящихся. Были сформулированы только трудовые права рабочих и крестьян. 

Слайд 18.

Ученик 6. В 1936 году была издана новая «сталинская» Конституция РСФСР. Она объявляла, что в Российской Федерации в основном построен социализм. Четко была сформулирована идея однопартийности. Закреплялись две формы собственности: государственная и коллективная. Записаны личные права граждан.

Слайд 19.

Ученик 7. Конституция СССР 1977 года вошла в историю как «конституция развитого социализма» или  «Брежневская конституция». Она оставалась бумажным доказательством защиты прав человека в СССР. В документе отразились прогрессивные положения, касающиеся социально – экономических, политических и личных прав граждан.

Слайд 20.

Ученик 8.  В 1991г. Союз Советских Социалистических Республик  распался на ряд независимых и самостоятельных государств. И уже  в независимой России начался процесс создания совершенно другого общества с рыночной экономикой, основанного на демократических принципах.

Так, 12 декабря 1993 году была принята всенародным голосованием (референдумом) ныне действующая Конституция Российской Федерации.
В референдуме участвовали 58 млн. 187 тыс. 775 зарегистрированных избирателей, 32 млн. 937 тыс. 630 ( 58,4%) – проголосовало за принятие новой Конституции.

Учитель. Ребята, давайте подведём итоги:

  1.  Сколько раз в России принимался основной закон государства? (5 раз)
  2. Когда была принята Конституция РФ? (12 декабря 1993 года)


Слайд 21.

2 страница. Знакомство со структурой  Конституции РФ.

Учитель. Итак, Конституция – основной закон, по которому мы с вами живём. 

-А знаете, с чего начинается Конституция?(Нет.)

         На первой странице Конституции – гимн нашей страны. Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны. Гимн слушают и исполняют стоя.

Внимание! Звучит   гимн Российской Федерации.  «Смирно»! (звучит Гимн).

Учитель: Что записано в Конституции?

Слайд 22.

Ученик 1: В первой главе Конституции раскрываются Основы конституционного строя. Принципиально новый для Конституции раздел, в основу которого положены гуманистические идеи, исходящие из незыблемости прав и свобод человека и гражданина.

Во второй главе раскрыты права и свободы человека и гражданина.

В третьей главе раскрыто федеративное устройство Российской Федерации.

В четвертой главе Конституции определен статус Президента России.

Глава пятая посвящена структуре, функциям и порядку избрания Федерального Собрания.

Глава шестая посвящена структуре, функциям и порядку избрания Правительства РФ.

Глава седьмая – «Судебная власть».

Глава восьмая – «Местное самоуправление».

Глава девятая определяет порядок внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции.

Учитель: Ребята, как вы думаете, с какой главой Конституции мы с вами сегодня будем знакомиться? Почему? (со второй главой, потому что она раскрывает права гражданина России).

Слайд 23.

3 страница. «Права и обязанности граждан РФ».

Учитель:  На территории нашей страны живут более 180 национальностей и народностей. У многих из них есть свои республики, свои национальные округа, но все они объединились в федерацию – союз равноправных народов нашей страны. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Об этом записано в Конституции.

- Прочитайте тезисы из Конституции.

Статья 19.

  1. Все равны перед законом и судом.
  2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, национальности, происхождения.
  3. Мужчины и женщины имеют равные права.

Учитель:

-В Конституции правам и обязанностям  человека отведена целая глава, более 50 статей.

-А как вы понимаете, в чём различие понятий права и обязанности? (ответы детей)

Слайд 24.

Право – это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а обязанность – это то, что граждане гарантируют дать своему государству.

Учитель: В России все граждане обладают равными правами. Каждый ребёнок с момента рождения взят под охрану государства, а это значит, что у детей тоже есть права, нарушить которые никто не может.

Проблема: Кто знает, какие права есть у детей? (ответы детей)

Рассмотрим иллюстрации и расскажем об основных правах ребёнка в нашем государстве:

Слайд 25.

1.  Право на жизнь.

2.  Право на имя, отчество и фамилию.

  1. Право жить и воспитываться в семье.

Слайд 26.

4.  Право на образование.

Слайд 27.

5.  Право на медицинское обслуживание.

Слайд 28.

6.  Право на защиту своих прав.

Слайд 29.

7.  Право на полноценное питание и приемлемый образ жизни.

Слайд 30.

8.  Право на отдых и досуг

Все эти права записаны в Конституции, а это значит, что нарушать их, отнимать у вас никто не может. Человек, который нарушает ваши права, совершает преступление, и он несёт ответственность перед государством.

Но кроме прав на вас возлагаются и обязанности. Кто знает, в чем они заключаются?

После ответов детей на слайде появляются: права и свободы граждан, обязанности граждан.

Слайд 31.

Права и свободы граждан

Обязанности граждан

Право на жизнь

Обязанность защищать Родину

Право на личную неприкосновенность

Обязанность соблюдать законы

Право на свободное передвижение

Обязанность сохранять природу и окружающую среду

Право на жилище и его неприкосновенность

Обязанность платить налоги

Право на труд

Право на отдых

Право на образование

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Свобода мысли и слова

Свобода творчества

Свобода информации

Свобода совести, свобода вероисповеданий

Право на получение юридической помощи

Право на получение социальной помощи

Право избирать и быть избранным

Равенство прав и свобод

 Учитель:

    - Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод,      а как немного обязанностей возлагает на нас Родина. Согласно Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

В нашей стране жизнь любого человека охраняется законом и государством. Никто не может лишать человека жизни, подвергать его пыткам, унижать. Никто не вправе силой удерживать человека в каком-либо месте или стране. Но если гражданин совершил какой-либо проступок или преступление, нарушил права других людей и его вина доказана в суде, то человека ждёт наказание.

Каждый гражданин России может выражать свои мысли во всеуслышание, но если при этом он несправедливо оговаривает кого-нибудь, оскорбляет, то в соответствии с Конституцией его могут привлечь к правовой ответственности за клевету. Поэтому, прежде чем что-то сказать или сделать,  нужно хорошо подумать!

Ученик 1.

Права, ребята, надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать.

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

Учитель: Ребята, мы с вами сейчас прослушали много интересной информации о Конституции нашей страны. Быстрее растите, учитесь, возвращайтесь в родные места. Именно от вас зависит будущее нашей великой страны.

 Слайд 32.

4 страница.  Викторина «Великая Россия».

А  сейчас мы проведем интеллектуальную викторину на тему «Великая Россия», но для этого вам надо разделиться на 2 команды.  Перед вами табло из 5-и  номинаций. В каждой номинации спрятано 5 вопросов, каждый вопрос имеет свою цену, которая зависит от его сложности. Вы должны подумать командой, выбрать вопрос по стоимости  и ответить на него. Победит та команда, которая наберет большее количество  баллов.

Символика России

100

200

300

400

500

Конституция России

100

200

300

400

500

Конституция в сказках

100

200

300

400

500

Великие люди России

100

200

300

400

500

Мой край   родной

100

200

300

400

500

Номинации и вопросы к ним:

Символы России

100- Какая птица изображена на российском гербе? - орёл

200- Торжественная песнь, несущая славу государству. - Гимн

300- О чем вам говорит эта дата: 12 декабря 1993 года? – День Конституции

400- Какое дерево является символом России? - берёза

500- Кто написал стихи к гимну России? – С. Михалков.

Конституция России.

100- Сколько лет исполняется последней Конституции РФ.  - (20 лет)

200- Сколько раз в России принимался основной закон государства? - (5 раз)

300- Что по Конституции РФ, является высшей ценностью? - (человек, его права и свободы).

400- Сколько глав в нашей Конституции? - (9)

500- С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? - (с 18 лет).

Конституция в сказках

100- В сказке «Белоснежка и семь гномов» злая мачеха отравила Белоснежку, нарушив её право на… (жизнь)

200-  В сказке «Золотой ключик» Буратино, взяв Азбуку, отправился в школу, воспользовавшись правом на…(образование)

 300- Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на….        ( свободу передвижения)

 400- Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на…( частную собственность)

500- Мачеха из сказки «Золушка» заставляла работать бедную падчерицу, нарушая её право на … (свободный труд за вознаграждение и отдых).

Великие  люди России.

100- Великий русский  поэт России, воспитанник Арины Родионовны. А.С.Пушкин

200- Князь, одержавший победу в битве с монголо-татарами на поле    Куликовом.- Дмитрий Донской

300- Великий царь, основавший город Санкт -Петербург.- Пётр 1

400- Первый  космонавт, побывавший в космосе.- Ю.А.Гагарин

500-  второй Президент Российской Федерации. - В.В.Путин.

 Мой край   родной

100- Назовите главный город  нашей республики? - Нальчик

200- Какую гору называют горой счастья? – Эльбрус

300- Назовите знаменитых людей родного края. – Ю.Темирканов, З.Тутов, В.Коков.

400- Как зовут Главу Кабардино-Балкарской республики? – А.Б.Каноков.

500- В каком году был подписан военно-политический союз между Россией и Кабардой? -1557.

           

Слайд 33.

V. Рефлексия.  Ребята, какие впечатление остались у вас от классного час?

Продолжите предложения:

  1. Сегодня я узнал…
  2. Мне было интересно…
  3. Мне непонятно…
  4. Я хотел бы узнать …

VI. Заключение.

Ученик 1.

 Мы знаем о законе мало,

Не больше всех иных,

Мы знаем, делать нужно то,

Что благо для других.

Не нужно думать и гадать,

Как описать закон.

Его лишь нужно соблюдать,

Чтоб был незыблем он.

Слайд 34.

Учитель: Создание и развитие правового государства, в котором будут соблюдаться наши права, защищаться наши интересы - зависит от каждого из нас, от выбора, решения конкретного человека, принятого в той или иной ситуации. Не бойтесь принимать верных решений и отстаивать свои права, боритесь за свои интересы, но при этом не нарушайте прав других людей. Будьте правы, и пусть соблюдаются Ваши права! С праздником!

Использованная литература и интернет - источники:

  1. Конституция Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб.уни.изд-во, 2007.
  2. Гребёнкина А.К., Жокина Н.А. и др. Сценарии классных часов. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.
  3. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе. – Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель»,2000.
  5. Павлова О.В. Тематические классные часы в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2007.
  6. http//festival. 1 september.ru  
  7. www.rossimvolika.ru
  8. http://nachalka29gimn.ucoz.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "20 лет Конституции России"

Классный час на тему "20 лет Конституции России"Цель: знакомство обучающихся с устройством и законами своей страны в доступной форме с элементами игры.Задачи:дать основные понятия о своей стране: ее с...

Презентация Классный час в 3 классе по теме : «Конституция РОССИИ»

Конституция Российской Федерации – это основной закон нашего государства, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие на всей территории Российской Федерации ...

День конституции России

Развитие познавательной активности учащихся, кругозоро, воспитание любви к родине!...

кл.час "День Конституции России"

классный час для 4 класса "20 лет Конституции России"...

классный час" О конституция России для детей"

Цель классного часа :формировать у учащихся представление о том, что значит быть гражданином, о правах и обязанностях граждан России; формировать представление об основном законе страны – Консти...

Внеклассное мероприятие "20 лет Конституции России".

Задачи:дать основные понятия о своей стране: ее символах, законах и президенте;воспитание гражданственности и толерантности;развитие интереса к истории России;расширение общего кругозора....

Презентация "День Конституции России"

Материал ориентирован для школьников начальных классов и рассказывает о главном законе страны, его истории и содержании....