Проект "Что означает ваша фамилия?!"
проект (4 класс) по теме

Боровик Елена Станиславовна

Очень интересная работа представлена в проекте. Ведь фамилий очень много, а о их происхождении мы совсем ничего не знаем. Ребята моего класса провели огромную исследовательскую работу, смогли более тщательно изучить историю возникновения фамилий своих одноклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Руководитель проекта

Фамилия, имя отчество

Боровик Елена Станиславовна

Должность

учитель начальных классов

Населенный пункт

Вышневолоцкий район, п. Красномайский

Название ОУ

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Красномайская средняя общеобразовательная школа»

Описание проекта

Название темы учебного проекта

Проект «Что означает ваша фамилия?»

Краткое содержание проекта

     В старину, люди знали и почитали своих предков. Гордились ими, их делами, хранили память о них и боялись уронить её совершением неблаговидного поступка. Люди , уронившие честь фамилии и рода, будь то юноша или старец, подвергались бойкоту в учебных заведениях, увольнялись в отставку из армии, выселялись «На выселки», словом, делались изгоями. Поэтому преступления и проступки, порочащие память предков и род, случались нечасто.

    Естественно стремление каждого человека знать, что означает своя фамилия, от какого слова произошла, изменилась с течением времени. Цель настоящей работы узнать значение своей фамилии и ознакомиться со способами образования русских фамилий, что позволит учащимся развить чувство гордости, самоуважения.

    При работе по проекту учащиеся научатся самостоятельно находить недостающую информацию ориентироваться в потоке информации, приобретут коммуникативные умения, работая в группах. Отличительной чертой проекта является то, что он предусматривает интеграцию внеурочной деятельности с учебными предметами: литературой, русским языком, окружающим миром.  Результаты своих исследований учащиеся оформят в виде презентации.

Предмет

Внеурочная деятельность

Класс

 4

Приблизительная продолжительность проекта

3 – 4 занятия

Основа проекта

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

  • Развитие учебно- познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения задачи; развитие способности к самооценке;
  • Формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, адекватно воспринимать оценку учителя;
  • Развитие умений осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
  • Развитие умения строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • Устанавливать причинно-следственные связи; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; обобщать на основе выделения  связи;
  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
  • Формулировать собственное мнение и позицию;
  • Контролировать действия партнёра.

Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения 

В результате изучения данной темы ученик должен

знать

  • значение и происхождение своей фамилии и фамилий учащихся класса;

уметь

  • изучать и анализировать справочные, художественные литературные источники, ресурсы интернета,
  • собирать информацию о происхождении и значении фамилий,
  • исследовать значение фамилий одноклассников,
  • правильно употреблять формы фамилий, согласно правилам этикета.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Что означает народная мудрость «Без корня и трава не растёт»?

Проблемные вопросы

Как появилось моя фамилия?

Какое значение имеет составление родословной?

Учебные вопросы

Когда появились первые фамилии?

Как образуются фамилии?

Что мы знаем об истории своей фамилии? Какие фамилии есть в нашем классе?

Как составлять генеалогическое древо?

Гипотеза

Если мы больше узнаем о значении своих фамилий, о фамилиях своих сверстниках, то сможем избежать каких-либо ошибок в общении и поведении, а может быть и в определении будущей профессии.

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

Организационное занятие. Проведение анкетирования. Вопросы для обсуждения: актуальность темы проекта;  формирование групп;  постановка проблемы;  определение целей и задач;  предварительное планирование работы над проектом.

Составление плана работы. Работа с литературно-критическим материалом.  Поиск информации в Интернете. Обработка информации,  полученной в процессе работы, составление диаграмм по их результатам. Оформление результатов исследования в форме презентации. Консультация учителя.   Подготовка к защите.

Творческая защита проекта в рамках  конкретного урока.

Продукты проектной деятельности учащихся:

представление самостоятельных исследований групп учащихся «Исследователи», «Статисты», «Историки».

Описание методов оценивания

Перед стартом проекта проводится анкетирование на выявление знаний учащимися значений своих фамилий.

В ходе работы проводится промежуточный контроль результатов деятельности каждой исследовательской группы (предоставляются промежуточные результаты по созданию проекта).

После завершения работы над проектом учащиеся в классе представляют результаты в виде продуктов, выполненных на компьютере: презентации.        

Завершается проект обсуждением, что удалось и не удалось сделать в данном проекте, чему научились.

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Навыки работы на компьютере, поиска информации в беседе с членами семьи, в справочной литературе, Интернете, умение выделять главное в большом объеме информации. Иметь понятие о том, что каждая фамилия  имеет свое значение и происхождение.

Учебные мероприятия

•Анкетирование (проверка начальных знаний по данной теме, выявление уровня заинтересованностью темой, определение темы проекта.)

•Подготовительный (знакомство с уже имеющимися в литературе и сети Интернет информацией о фамилиях, их происхождении и значении.

•Проектирование (Знакомство с основными понятиями и сведениями по теме, деление на группы, определение задач групп, самостоятельная работа по решению проблем, обработка результатовопроса.)

•Дизайн (разработка учащимися дизайна презентаций своих групп, графических элементов, обработка графики.)

•Создание презентаций (Работа включает в себя выбор программного обеспечения для создания продукта, программирование, написание функциональной части.)

•Тестирование (на этом этапе проверяется удобство навигации, целостность данных, корректность ссылок и орфография.)

•Готовый проект (представление и оценивание созданного проекта.)

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик) 

Работа в группах, каждая из которой работает над одной темой, позволяет учащимся выбрать то направление исследований и последовательность практических действий, которое вызывает больший интерес:

•        поиск и анализ информации в Интернете;

•        компьютерная обработка результатов и представление их средствами компьютерных и Интернет- технологий.

Одаренный ученик

Индивидуальный выбор в средствах дифференцированного обучения.

Открытые темы исследований в рамках проекта.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии – оборудование:

Компьютер, мультимедиа-проектор.

Технологии – программное обеспечение:

Пакет Microsoft Office.

Материалы на печатной основе

  • Введенская Л.А. ,Колесников Н.П. От собственных имён к нарицательным.- М.:Просвещение,1989.-143с.
  • Пасхалов А.П. Удивительная этимология.-М.:НЦ ЭНАС, 2007.-176с.
  • Федосюк Ю.А.Русские фамилии: популярный этимологический словарь.-М.:Дет.Лит., 1981
  • С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М., «Русский язык»1988г.748с.
  • Е.Н.Полякова. Из истории русских имён и фамилий.-М.,1975.
  • Саплин, Саплина. Введение в историю.

Другие принадлежности

Интернет-ресурсы

  • Юрий Александрович Федосюк. http://sv-scena.ru/athenaeum/chto-oznachaet-vasha-familiya.html
  • http://books.iqbuy.ru/categories_offer/9785885270113/slovar-russkih-familii-nikonov
  • http://festival.1september.ru/2003 
  • http://ru.wikipedia.org/wiki

Другие ресурсы

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Что означает ваша фамилия?» Группа «Историки» : Корсаков Олег, Кабанова Анна, Малышев Сергей, Салкуцан Дмитрий, Уткина Альбина, Тинус Иван, Бондин Михаил, Жуков Максим. Руководитель: Боровик Елена Станиславовна МОБУ «Красномайская средняя общеобразовательная школа»

Слайд 2

Фамилия – это связующая нить с предками, раскрывающая тайны рода.

Слайд 3

Слово «фамилия» внедрилось в России в повседневную жизнь после указов Петра I. Фамилии , как элемент именования русских людей , существовали и раньше. Они назывались « прозвищами » , « прозваниями » . В этом же значении употреблялось слово « назвище ». Когда появились фамилии?

Слайд 4

В Х IV –Х V веках - первыми получили фамилии представители знати от названий их вотчинных владений: Коломенский, Тверской, Вяземский. В Х VI - Х VIII веках - сложились фамилии дворян : Кантемир, Куракин, Хитрово, Чернаго. Какие фамилии появились в России?

Слайд 6

Следующая категория фамилий принадлежала торговым и служилым людям. Х VI – Х I Х века пополнились фамилиями: Веневитинов, Ростовцев, Вологжанинов. В Х I Х веке складываются фамилии русского духовенства : Рождественский, Успенский. Какие фамилии появились еще?

Слайд 8

А вы задумывались над этим ? Фамильное наследство достается каждому из нас: кому-то такое наследство нравится, кто-то им гордится. Как же быть, если фамилия Дураков , Копытин или Козлов? Фамилии достаются нам от предков и хранят происхождение рода. Фамилия - это и наследство.

Слайд 10

Наши мамы взяли фамилии своих мужей, наших пап, когда была свадьба. У наших мам изменилась судьба. Они поменяли и место жительства. А мы , когда достигнем совершеннолетия, можем выбрать девическую фамилию мамы. И тогда мы не будем Дураковыми и Копытиными. Фамилия может изменить жизнь.

Слайд 12

Изучая происхождение фамилий, мы нашли много интересного о своих и хотим вам рассказать об этом. Как тебя звать – величать?

Слайд 14

Мы узнали, что многие фамилии у ребят нашего класса имеют происхождение от прозвищ. А фамилии других ребят имеют происхождение от мирских имён. Откуда же наши фамилии?

Слайд 15

в фамилиях различных лиц, порою нам знакомых, звучат названья рыб и птиц, зверей и насекомых; Лисичкин, Раков, Индюков, Селедкин, Мышкин, Тёлкин, мокрицын, Волков,Мотыльков, бобров и Перепёлкин.

Слайд 16

Моя фамилия Корсаков. Существует несколько версий происхождения этой фамилии. Согласно одной из них, в основу данного семейного имени легло тюркское слово « karsak », означающее «степная лисица». возможно, что прозвище Корсак получил человек, обладавший какими-то отличительными чертами, которые вызывали у окружающих ассоциации с внешностью, характером или манерой поведения корсака- степной лисицы. в некоторых областях «корсак»- это название шапки, сшитой из меха корсака. Следовательно предок данного рода мог быть зажиточным, богатым человеком, кто на селе носил очень дорогую по тем временам лисью шапку.

Слайд 17

Моя фамилия Бондин Фамилия Бондин относится к распространённому типу родовых наименований, образованных от мирских имён, прозвищ. в основе фамилии лежит имя родоначальника Бонда. В старину бондой называли полного и неуклюжего человека. Причем прозвание Бонда мог получить как взрослый человек, так и упитанный, круглощёкий ребёнок. В Сибирской губернии, согласно словарю Владимира Даля, бонда- это колокольчик, который прикреплялся к шее коров и других домашних животных. Здесь подобное прозвище мог иметь ремесленник, изготавливавший такие колокольчики, пастух или обладатель звонкого и тонкого голоса.

Слайд 18

Моя фамилия малышев . Основа фамилии Малышев восходит к достаточно распространённому славянскому прозвищу Малыш, каким и по сей день называют низкорослого человека. Этим прозвищем нередко нарекают и маленького ребёнка, младенца. Скорее всего, предок Малышевых получил прозвище Малыш, поскольку был маленького роста или единственным чадом у родителей, считавших своего ребёнка недостаточно взрослым и самостоятельным. однако в русском языке помимо прозвища Малыш , было не менее популярное прозвище Мал или Маля , что в переводе с латинского означало «злой», «дурной». Таким образом возникновение фамилии Малышев можно связать с недружелюбным, сердитым характером её обладателя.

Слайд 19

Моя фамилия жуков. Основой фамилии Жуков послужило мирское имя Жук. Такое имя присоединялось родителям ребёнка к имени, полученному им при крещении. Это имя употреблялось чаще крестильного и закреплялось за человеком на всю жизнь. фамилия Жуков входит в первую сотню русских фамилий и занимает 61 место среди самых распространённых фамильных наименований. Популярность этой фамилии объясняется тем, что мирское имя Жук было очень распространено на Руси в самых разных социальных слоях.

Слайд 20

Моя фамилия салкуцан . фамилия Салкуцан имеет довольно интересную историю происхождения и относится к распространённом типу румынских фамилий. фамилия Салкуцан образована от аналогичного прозвища, которое восходит к румынскому слову salciu - «горько-солёный». На территории Румынии и Молдавии есть несколько населённых пунктов с названием Салкуца . Вероятно, все они стоят на берегу водоёмов, вода в которых имеет горько-солёный привкус. Очевидно, прозвище Салкуцан получил уроженец одного из сёл.

Слайд 21

Моя фамилия уткина . О сновой фамилии Уткина послужило мирское имя Утка. Мирское имя Утка, скорее всего, образовано от аналогичного существительного. До введения на Руси христианства наречение ребенка именем, представляющим собой название животного или растения, было очень распространенной традицией. Это соответствовало языческим представлениям человека о мире. Давая младенцу такое имя, как Утка, родители хотели, чтобы природа воспринимала ребенка как своего, чтобы к нему перешли те полезные качества, которыми наделен избранный представитель животного мира. Согласно древним славянским представлением, утка — священная птица, олицетворяющая счастливую семейную жизнь. Кроме того, она являлась символом защиты от всех невзгод. Существует также версия, что фамилия Уткин ведет свое начало от прозвища Утка. Исходя из этого, можно предположить, что такое прозвище получил хороший пловец.

Слайд 22

Моя фамилия Кабанова. Фамилия Кабанов образована от прозвища Кабан. В русских деревнях бытовали имена, образованные от названий животных, которые и стали основами отчеств, а затем фамилий. Тем более, что кабан издревле считался священным животным, обладавшим даром пророчества. У славян кабан являлся олицетворением храбрости, упорства, завоевания и всех воинских доблестей. До введения на Руси христианства наречение ребёнка именем, представляющим собой название животного или растения, было очень распространённой традицией. Это соответствовало языческим представлениям человека о мире. Древнерусский человек, живший по законам природы, сам представлял себя частью природы. Давая младенцу такое имя, как Кабан, родители хотели, чтобы природа воспринимала ребёнка как своего, чтобы к нему перешли те полезные качества, которыми наделён избранный представитель животного или растительного мира. Таким образом, фамилия Кабанов относится к числу наиболее древних фамилий.

Слайд 24

Много интересного мы узнали, но сколько фамилий еще нужно исследовать! Поэтому мы продолжим эту работу и постараемся узнать истории возникновения фамилий наших родных и одноклассников. А вас заинтересовало происхождение фамилии? Вывод:

Слайд 25

Интернет- ресурсы: http://www.ufolog.ru/names/order/ Кабанов http://www.ufolog.ru/names/order/ Уткин Юрий Александрович Федосюк . http://sv-scena.ru/athenaeum/chto-oznachaet-vasha-familiya.html http://books.iqbuy.ru/categories_offer/9785885270113/slovar-russkih-familii-nikonov

Слайд 26

А.В.Суслова, А.В.Суперанская « О русских именах», Лениздат , 1991 год. « Ну что за фамильярность!» Пресс – Коктейль, № 4 (49) , апрель- 2008 год, стр. 24. Дата вашего рождения. Знаки судьбы . «Морфей» № 14 ( 130) - 2008 год , стр. 14. Литература.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОБУ «Красномайская средняя общеобразовательная школа» Группа «Исследователи»: Белякова Валентина Иванова Дарья Бурцева Ангелина Гурьянова Майя Куприн Артём Шевцов Владислав Некрасов Максим Шаврин Егор Руководитель проекта: Боровик Елена Станиславовна Проект «Что означает ваша фамилия ?»

Слайд 2

Что такое родословная? Родословная — свод данных, описывающих происхождение тех или иных сущностей от других сущностей. Наиболее часто это понятие используется для обозначения родословной человека. Родословные также используются в сельскохозяйственном и декоративном животноводстве, в садоводстве. Для записи родословных людей наиболее часто используются один вид записи: Родовое (генеалогическое) дерево

Слайд 3

Родословное, или генеалогическое древо Родословное, или генеалогическое древо — схематичное представление родственных связей , родословной росписи в виде условно-символического « дерева », у «корней» которого указывается родоначальник , на «стволе» — представители основной (по старшинству) линии рода, а на «ветвях» — различных линиях родословия, известные его потомки — «листья» (настоящий пример иллюстрирует древо «нисходящего родословия», каковые являются наиболее распространёнными); но зачастую, если она, роспись, не стилизована в виде дерева реального, что было очень распространено в прошлом, схема эта для удобства восприятия и формирования представляет родословное древо в перевёрнутом виде, когда родоначальник располагается в верхней части таблицы. Генеалогическим или родословным древом также называют представление восходящих или нисходящих родословий и генеалогических таблиц вообще — всем этим занимается генеалогия (родословие), в статье о которой и примеры.

Слайд 4

Что такое генеалогия Генеалогия является вспомогательной исторической дисциплиной (прикладной исторической дисциплиной) и занимается изучением родственных взаимосвязей людей

Слайд 5

Как строить генеалогическое древо. Все, кто интересуется своей родословной и хочет построить генеалогическое древо , знают, что сделать это довольно сложно. Однако сейчас появилось много способов, помогающих построить собственную родословную используя специальные приспособления. Генеалогия- является вспомогательной исторической дисциплиной и занимается изучением родственных взаимосвязей .

Слайд 6

КОНЕЦ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОБУ «Красномайская средняя общеобразовательная школа» Проект «Что означает ваша фамилия?» Группа «Статисты» : Спасский Николай, Кузенко Валентина, Хлямова Любовь, Беляев Артур, Суханов Артём, Джабарова Анастасия, Киреев Кирилл, Кулыева Наталья Руководитель проекта: Боровик Елена Станиславовна

Слайд 2

Результаты мини-опроса: В результате проведенного в начале работы анкетирования «Знаешь ли ты, что означает твоя фамилия?», мы выяснили, что из количества учеников 24 человек на вопрос «да» ответили только-3 учащихся, а остальные-21 ответили- «нет».

Слайд 3

Происхождение фамилий В результате исследования мы выяснили, что в нашем классе фамилий, образованных от прозвищ-10, от имён – 6. Фамилий, образованных от мусульманских имён-2. Фамилий с искусственным происхождением-1. Фамилии, образованные от названия цвета-1.

Слайд 4

Значение наших фамилий

Слайд 5

Источники : Никонов В.А.Словарь русских фамилий.М.:Школа-пресс,1993 Унбегаун Б.Русские фамилии./Общ. ред. Б.А.Успенского.-М.,Прогресс,1995 http :// www.imena.org http ://ru.wikipedia.org



Предварительный просмотр:

Анкета              Ф. И. __________________

  1. Какая у тебя фамилия?___________________
  2. Знаешь ли ты откуда пошла твоя фамилия?(подчеркни «да» или «нет»)Узнай у родителей.

____________________________________________________________

     ____________________________________________________________

     ____________________________________________________________

  1. Что ты знаешь о значении и происхождении своей фамилии?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Анкета              Ф. И. __________________

  1. Какая у тебя фамилия?___________________
  2. Знаешь ли ты откуда пошла твоя фамилия? (подчеркни «да» или «нет»)Узнай у родителей.

____________________________________________________________

     ____________________________________________________________

     ____________________________________________________________

  1. Что ты знаешь о значении и происхождении своей фамилии?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Анкета              Ф. И. __________________

  1. Какая у тебя фамилия?___________________
  2. Знаешь ли ты откуда пошла твоя фамилия? (подчеркни «да» или «нет») Узнай у родителей.

____________________________________________________________

     ____________________________________________________________

     ____________________________________________________________

  1. Что ты знаешь о значении и происхождении своей фамилии?

____________________________________________________________

____________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Критерии оценивания работы в группе.

Критерии оценивания( от 0 до 5 баллов)

Моя оценка

Оценка группы

Комментарии учителя

  1. Внесение максимального вклада в работу группы.

  1. Умение выслушивать другую точку зрения.

  1. Умение выслушивать аргументы и доводы участников группы.

  1. Умение отстаивать собственную точку зрения.

  1. Умение формулировать, анализировать и решать проблемы.

  1. Умение работать на общий результат.

  1. Понимание собеседника и умение общаться.

  1. Умение работать в коллективе.

Итого:



Предварительный просмотр:

Рефлексия

Закрась ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от работы над проектом.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первоклассник - новый этап в жизни вашего ребенка... и вашей семьи

Ваш ребенок поступил в первый класс. Поздравляем! Но это будет непростой год, постараться придется всей семье. Ведь в самом начале обучения, пока первоклассник привыкает к школьным требованиям, ...

«ВАШИ ДЕТИ – ВАШИ ТАЛАНТЫ!» /внеклассное мероприятие в 3 классе

Организация совместного досуга детей и родителей...

Беседа на тему: "Родословная или что означает ваша фамилия?!"

Воспитательский час в детском доме на тему: " Родословная или что означает ваша фамилия"...

Беседа на тему: "Родословная или что означает ваша фамилия?!"

Воспитательский час в детском доме на тему: " Родословная или что означает ваша фамилия"...

Классный час "Ваше здоровье в ваших руках"

Классный час в 4 классе о сохрнении здоровья, связанный с олимпиадой...

Проект "Что означает ваша фамилия?!"

Очень интересная работа представлена в проекте. Ведь фамилий очень много, а о их происхождении мы совсем ничего не знаем. Ребята моего класса провели огромную исследовательскую работу, смогли более тщ...