Проектная деятельность в начальной школе
учебно-методический материал по теме

Барановская Наталия Полиектовна

Одним из условий ФГОС является привлечение обучающихся к проектной и исследовательской  деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. Здесь дается толкование терминов, задачи и ожидаемые результаты в ходе проектной деятельности. Представлен проект "Тайна имени", состоящий из 5 занятий. Результаты этого проекта в виде классного часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.docx33.5 КБ

Предварительный просмотр:

                            «СПОРЬТЕ, ЗАБЛУЖДАЙТЕСЬ, ОШИБАЙТЕСЬ, НО РАДИ БОГА,

                               РАЗМЫШЛЯЙТЕ, И ХОТЯ И КРИВО, ДА САМИ»          

                                                                                                                           Г. Э. Лессинг

Проектная деятельность – это активная познавательная деятельность, в которой участвуют обучающиеся нашего класса. В ходе работы над проектами дети учатся:

-планировать и оценивать результат своей деятельности,

-разрабатывать алгоритм его достижения,

-выявлять пробелы в своих знаниях и умениях,

-осуществлять информационный поиск,

-делать аргументированные  выводы,

-соотносить свои действия с интересами других людей,

-продуктивно взаимодействовать с окружающими людьми, получая в диалоге необходимую информацию,

-представлять свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении.

Все это направлено на формирование ключевых компетентностей обучающихся и позволит каждому из них успешно реализовать себя в школьной жизни и жизни в обществе.

Метод проектов относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.

Проектная работа в коллективе строится с учетом тех свойств и качеств, которыми должен обладать выпускник начальной школы:

  1. Потребность и инициативность в области познавательной деятельности.
  2. Интерес к работе с книгой, к чтению, а через чтение к познанию окружающего мира.
  3. Наблюдательность.
  4. Видение мира через призму собственного опыта и умения.
  5. Самостоятельность.
  6. Умение высказывать свое мнение.
  7. Искренность.
  8. Любопытство и любознательность.
  9. Открытость близким людям.
  10. Умение слушать других людей, своих сверстников, адекватно оценивать свои и чужие мнения.

Проектирование обязательно предполагает и исследовательскую деятельность – творческую деятельность в целях изучения окружающего мира, открытия новых знаний и способов работы. Она обеспечивает условия для развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

При выработке у детей исследовательских склонностей, придерживаюсь следующих принципов:

  1. Помогать детям действовать независимо, не давать прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
  2. На основе тщательного наблюдения и оценки определять сильные и слабые стороны учеников; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.
  3. Не сдерживать инициативы детей и не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
  4. Научить детей не торопиться с вынесением суждения.
  5. Научить прослеживать межпредметные связи.
  6. Приучить к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
  7. Использовать трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.
  8. Помочь детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
  9. Подходить ко всему творчески.

Ожидаемые результаты работы по использованию проектов во внеклассной и внеурочной работе:

▪ работа с использованием проектного метода возможна и эффективна уже в начальной школе;

▪ результаты работы над проектом превышают планируемые вначале, формируются не просто знания, умения и навыки, а целостные компетенции;

▪ работа над проектом способствует формированию у младших школьников не только знаний, умений и навыков по предмету, но и элементарных исследовательских умений;

▪ выполнение проекта вызывает интерес у детей, что обеспечивает положительный мотивационный и эмоциональный фон, повышающий эффективность учебной и внеучебной работы;

▪ в организации работы детей на каждом этапе выполнения проекта велика роль учителя, так как возраст учеников еще мал, жизненный опыт беден, поэтому они не могут самостоятельно сформулировать возникших вопросов и проблем, наметить шаги к их разрешению, большинство предложений исходит от учителя;

▪ руководство деятельностью детей, вмешательство в их работу и общение должно быть ненавязчивым, максимально тактичным;

▪ при организации и координации работы как отдельных учеников и групп, так и всего класса, необходимо предоставить обучающимся свободу действий и выбора, право самостоятельно решать спорные вопросы, приходить к единому мнению.

Проект – это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих обучающихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

                                            ПРОЕКТ «ТАЙНА ИМЕНИ»

                                     на уроке русского языка во 2 классе

Цель: познакомиться со значением и происхождением имен собственных.

Задачи: изучить значение имени в Древней Руси; проследить влияние на процесс возникновения имен различных культур и исторических событий; научиться пользоваться различными источниками информации; познакомиться с происхождением и значением своего имени и имен своих одноклассников.

Объект исследования: имя собственное.

Материалы: Е. А. Глушко. Энциклопедия русских имен. М., 2000; А. М. Петровский. Словарь русских личных имен. М., 2000.

Предмет исследования: значение и происхождение имен.

Тезис: имена – часть истории и культуры народа; в них отражаются быт и фантазия людей, род занятий и отношение к окружающему миру, исторические контакты народов между собой.

  1. Теоретическая часть носит реферативный характер и рассматривает последовательно следующие вопросы: происхождение имени; значение имени в Древней Руси; влияние на возникновение имени различных культур и событий истории.
  2. Практическая часть предполагает описание и анализ результатов: сбор материала; обработка и анализ материала; анкетирование; выводы; оформление страничек портфолио.
  3. Ход исследования.

Занятие 1.   Тема: «Вводное занятие».

Цели: познакомиться с планом предстоящей работы (показ слайдов); знакомство с историей и легендами возникновения имен; рассказ о значении имени в Древней Руси.

                                                         Ход занятия.

- Наука «Русский язык»  содержит в себе много разных наук. Интересно, существует ли такая наука, которая изучает имена собственные?

Действительно, такая наука существует, и вы сами узнаете, как она называется.

Как вы думаете, зачем человеку имя?

У имен есть какие-то значения?

Как раньше называли детей?

Что это могло обозначать?

Может быть, кого-нибудь из ваших знакомых или родственников зовут необычно и вы знаете, почему именно так их назвали. Расскажите об этом.

Имя человека – загадка, мы с вами будем ее разгадывать.

Скажите, как зовут ваших родителей?

Как вы думаете, что может обозначать имя Светлана?

Светлана обозначает «светлая». Значение этого имени вам о чем-нибудь говорит?

Имя Алексей что обозначает?

Алексей обозначает «защитник». Значение этого имени сказывается как-нибудь на характере ваших пап?

Как вы думаете, имя, исходя из его значения, может предопределять определенные качества человека, его характер?

Подумайте и скажите, что могут обозначать ваши имена?

Предлагаю вам побыть в качестве исследователей, мы будем изучать имена учеников нашего класса. Нашу работу оформим в виде презентации и страничкой в портфолио.

Сейчас мы посмотрим презентацию. Из нее вы поймете, чем мы будем заниматься. (Просмотр слайдов).

Понравилась вам презентация?

Нашу большую работу мы начнем с небольшого домашнего задания.

Задание 1. Найдите, как называется наука, изучающая имена собственные? Для выполнения этого задания вам потребуется специальная книга, которую вы возьмете в библиотеке:  Е. А. Глушко. Энциклопедия русских имен. Словарь русских личных имен.

Задание 2. Запишите в тетрадь имена девочек и мальчиков нашего класса.

Занятие 2.   Тема: «Работа со словарями».

Цели: научиться пользоваться словарями; оформление рабочей тетради; нахождение значения нескольких имен мальчиков и девочек.

                                                   Ход занятия.

  1. Устная работа.

- Как называется наука, изучающая имена собственные?

Будем заниматься ономастикой. Для этой работы у вас будут специальные тетради. Работу начнем с таблицы, которую вы начертите в своей тетради.

Сейчас будем заполнять только первую и вторую колонки, а две другие вы заполните после проведенного анкетирования в классе.

Первую колонку заполняете из домашнего задания №2. Вторую колонку будете заполнять по словарю. Но прежде всего, давайте научимся пользоваться словарем. Напишите в тетради на первой странице заголовок «Как пользоваться словарем».

Составим алгоритм.

Смотрим, на какую букву алфавита начинается искомое имя.

Открываем словарь, находим букву, с которой начинается имя.

Ищем нужное имя, читаем его значение. Записываем в таблицу.

  1. Работа со словарем, заполнение таблицы.

Занятие 3.   Тема: «Как создать слайд».

Цели: научиться создавать слайд; создание слайдов с накопленным материалом; продолжение работы со словарем.

                                          Ход занятия.

- Сегодня на занятии мы будем учиться создавать слайд (на компьютере). Вы знаете как делать слайд?

Запоминайте:

Заходим в программу «Пуск».

Находим программу создания слайдов PowerPoint.

Выбираем необходимый шаблон оформления.

Набираем необходимый текст.

Создание презентации на основе полученных материалов из второго занятия.

Домашнее задание: включить в презентацию оставшиеся имена.

      Имя

     Что обозначает

Как называют родители

Как называют друзья

Анна

Благодать, благодатная (еврейское)

Вера

От слова «вера»

(русское)

Екатерина

Чистота, незапятнанность (греческое)

Ксения

Гостеприимная

(греческое)

Виктория

Победа, победительница (римское)

Полина

Пленительная, пленяющая (славянское)

Кристина

Христианка, «Посвященная Христу» (греческое)

Анисат

Дружелюбная, приветливая (арабское)

Фарида

Жемчужина

(арабское)

Мадина

Хитрая, ловкая

(арабское)

Лейла

Темноволосая, «как ночь» (арабское)

Мишель

Подарок от Бога  

 (французское)

                                         

      Имя

     Что обозначает

Как называют родители

Как называют друзья

Александр

Защита, мужественный

(греческое)

Алексей

Помощник, заступник

(греческое)

Георгий

Земледелец

(греческое)

Леонид

Подобный льву

 (греческое)

Никита

Победитель

(греческое)

Дэни

Посвященный Дионису (Дионис – бог жизненных сил)

(греческое)

Даниил

Суд Божий

(еврейское)

Давид

Возлюбленный, любимый

(еврейское)

Михаил

Кто равен Богу

(еврейское)

Рустам

Богатырь, могучий

(персидское)

Синар

Чистый поток

 (арабское)

Занятие 4.    Тема: «Анкетирование».

Цели: научиться проводить анкетирование; знакомство с процедурой проведения анкетирования» составление вопросов для анкетирования.

                                                Ход занятия.

- Сегодня на занятии вы узнаете, как правильно проводить анкетирование. Что такое анкетирование?

Анкетирование – это метод получения информации на основании ответов на специально подобранные вопросы. Анкетирование проводится с помощью анкет – специально подготовленных бланков. Подготовка анкеты – ответственное дело, при составлении которого необходимо учитывать следующие требования: содержание вопросов (то, что мы хотим узнать); формулировка вопросов(чтобы вопросы были понятные).

В нашей анкете будут два вопроса:

▪ Какое ваше любимое женское имя?

▪ Какое ваше любимое мужское имя?

Мы проводим исследование на тему «Тайна имени», и нам нужно узнать, какие имена нравятся нашему классу. Для этого вам будут розданы специальные анкеты, куда вы и впишете свое любимое женское и мужское имя.

     Занятие 5.    Тема: «Анализ анкет».

Цели: провести анализ анкетных данных; сделать выводы по проведенному исследованию; доработать слайды и странички в портфолио.

                                                     Ход занятия.

- На прошлом занятии вы узнали, как проводить анкетирование, и составили анкету в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Сегодня на занятии мы научимся проводить анализ анкет. Прежде давайте вспомним, что мы хотели узнать, составляя анкету?

С чего мы начнем анализ анкет?

На первом этапе анализа необходимо выписать каждое предлагаемое имя, на втором – объединить одинаковые имена, на третьем – сосчитать количество одинаковых имен.

Анализ анкетирования оформим в виде слайда и включим в презентацию, чтобы узнать любимые женские и мужские имена учеников нашего класса.

                                Результаты проектной деятельности

                                   Классный час «ТАЙНА ИМЕНИ»

Цели: познакомить обучающихся со значением имен; стимулировать интерес обучающихся к именам собственным, стимулировать желание прочитать книги по данной теме.

                                              Ход занятия.

1-й ученик. Нередко мы слышим такие образные русские выражения: у него доброе имя, не позорь моего имени и другие, в которых употребляется слово имя. Это говорит о большом значении личного имени человека.

2-й ученик. Имена – часть истории и культуры народа. В них отражаются быт и фантазия людей, род занятий и отношение к окружающему миру, исторические контакты народов между собой.

Имя присваивается человеку при рождении. Имя – это личное наименование человека, под которым он известен в обществе.

3-й ученик. Есть целая наука, изучающая имена, - ономастика.

Имя – самое важное слово для человека. Множество усилий прилагают люди, чтобы увековечить, сделать известными свои имена.

Прошло много лет, пока древние люди научились выделять каждого человека из племени. Имен в Древней Руси было много. Они отмечали наиболее характерные признаки или внешние особенности человека. Имена людей образовывались от названия определенных черт поведения, внешности, присущих их обладателям. Брюнетку называли - Чернявка, голубоглазую – Синеока, много знающего – Всеведа.

Встречались имена-номерки, произошедшие от названия числа предшествующих детей в семье. Например, Первуша, Вторунья (родившаяся  второй), Третьяк.

Были имена, образовавшиеся от названий каких-то жизненных событий. Например, Неждан – тот, чьего рождения не ждали, Богдан – данный Богом.

Часто употреблялись имена, данные по названиям животных или растений: Воробей, Волк, Пырей, Ветка.

Имена могли характеризовать время рождения ребенка: Зима, Вешняк, явления природы: Метелица, особенности новорожденных: Пискун, Прыгунок, Лобик.

Часто детям давали «охранные имена», или имена-обереги. «Если злые духи придут за нашим сыном, - думали родители, - то вряд ли им понравится Нехорош или Плох, и они уйдут ни с чем».

4-й ученик. Наряду с именами были распространены прозвища. Они всегда отражали качества человека или род его занятий: Рыболов, Грамотей, Скоморох. Были прозвища, которые указывали на происхождение из определенной местности или национальную принадлежность: Муромец, Селянин, Казанец, Татарин. Встречались прозвища, происходящие от названия еды: Коврига, Тюря, Сахар, Борщ.

5-й ученик. В 988 году, во время правления киевского князя Владимира, Русь приняла христианскую религию. Эта религия была заимствована из Византии. Вместе с ней на Русь попали и многие византийские имена, которые произошли от древнегреческих и древнеримских. Греческие и римские имена подчеркивали в людях моральное и физическое достоинство. Андрей – «мужественный», Евгений – «благородный», Софья – «мудрая».

По христианской традиции ребенку давали имя одного из святых, день памяти которого был наиболее близок  ко дню рождения ребенка. Считается, что каждый человек имеет своего Ангела-хранителя, который оберегает человека с первого дня его рождения. Когда в семье рождался ребенок, ему выбирали имя, которое имелось в церковном календаре.

6-й ученик. Имя несло и социальную характеристику. В царских и дворянских семьях были распространены такие имена: Александр, Николай, Павел, Мария, Анна, Елизавета, Екатерина, Ольга. В крестьянских семьях бытовали такие имена: Василиса, Фекла, Мавра, Арина, Матрена, Гаврила, Емельян, Ермолай. У монахов также были свои имена: Варлаам, Евлампий, Фотий. Выделялась целая группа купеческих имен: Тит, Гордей, Фома, Фрол, Федул.

Учитель: Знаете ли вы, что обозначают ваши имена?

Рассказы детей о своих именах (странички из портфолио).

Итог работы.

Внедрение данного проекта показало, что можно развивать у обучающихся следующее:

▪ аналитическое мышление в процессе анализа информации, отбора необходимых фактов, сравнения, сопоставления фактов, явлений;

▪ ассоциативное мышление в процессе установления ассоциации с ранее изученными, знакомыми фактами и явлениями;

▪ логическое мышление, когда формируется умение выстраивать логику доказательности принимаемого решения, логику последовательности действий, предпринимаемых для решения проблемы.

                                         ПРОЕКТ «СЕМЬЯ СЛОВ»

                                       по русскому языку в 3 классе

                         

                           ПРОЕКТ «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА»

                                         по математике в 3 классе

           Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

                               гимназия № 642 «Земля и Вселенная»

                    Василеостровского района г. Санкт – Петербурга

                                       ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

                                            В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

                                                                                             Классный руководитель:

                                                                                              Барановская Н.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....