Воспитание толерантности в начальной школе
методическая разработка (3 класс) по теме

Барановская Наталия Полиектовна

Здесь дана подборка материала по воспитательной работе: раскрыты понятия толерантности, приведены виды работ по воспитанию толерантности, словарь толерантности, конспект урока толерантности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Воспитание толерантности в начальной школе

Толерантность — это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между народами, социальными группами, для позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Искусство общения – это дар, которым обладают лишь немногие люди. Всех остальных – надо учить. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

 Критериями толерантности являются:  равноправие, взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и др.).

Смысл  деятельности учителя в формировании толерантных отношений– содействовать повышению коммуникативной компетентности учащихся, то есть готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому. Педагогическое общение учителя и ученика основывается на таких принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности.  Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является  освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.

В моем классе воспитание толерантности начинается с первого школьного дня в первом классе. Прежде всего, ребята должны познакомиться друг с другом, научиться обращаться друг к другу по имени. Первые недели провожу игры, помогающие запомнить имена. В традиции нашего класса проведение «Круга» перед началом уроков. «Круг» позволяет ребятам больше узнать друг о друге. На первом родительском собрании прошу родителей помочь детям приготовить небольшой рассказ о себе, принести фотографии, любимые игрушки, сувениры. Фотографии и рисунки дети вывешивают на стенд. Постепенно каждый ученик знакомит одноклассников со своими интересами.  В дальнейшем ребята с удовольствием делятся на «Круге» своими впечатлениями о выходных, каникулах, событиях своей жизни.

Формирование коммуникативной культуры и толерантности продолжается и во время уроков: умение слышать и слушать, вступать в диалог, работать  в парах и в группах,  радоваться успехам. Несколько раз в четверть провожу интеллектуальные игры по командам. Деление на команды проводится с помощью жеребьевки.  Главная задача игры – научиться радоваться своим и чужим победам.

С середины первого класса начинаем проводить коллективные творческие дела.  Коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей. Коллективная творческая деятельность, общение детей способствуют формированию толерантности,  дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими. С этой целью педагогу необходимо регулировать отношения между детьми, их общение, совместные действия.

Важно, чтобы педагог личным примером показывал, как надо относиться к суждениям других, говорить и слушать других, корректно отстаивать свою точку зрения.



Предварительный просмотр:

                        Словарь толерантности (адаптированный).

Антисемитизм.

Антиеврейский расизм – когда евреев считают людьми низшей расы, принадлежащими дискриминации, изгнанию или уничтожению.

Апартеид.

Расовая сегрегация, ограничения для «чёрных» - «чёрные» не имеют права смешиваться с «белыми».

Война.

Одно из самых крайних проявлений нетерпимости, ведущее к невинным жертвам.

Высокомерие.

Презрение и надменность по отношению к другим.

Дискриминация.

Избегание конкретных людей или групп людей потому, что они обладают этническими, религиозными, половыми или иными особенностями.

Запугивание.

Использование страха тех, кто меньше или слабее, или ниже по социальному статусу для принуждения их к нежеланным ими действиям.

Изгнание.

Несправедливое, необоснованное или беспричинное силовое отстранение человека из команды, группы, социума.

Иммигрант.

Люди из другой страны, у иммигрантов подчас другие обычаи, другие языки и религия.

Инвалиды.

Люди с ограниченными возможностями: с физическими и умственными недостатками.

Милосердие.

Сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому; жалостливость, мягкосердечность; готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Мизантропия.

Нелюбовь к людям, человеконенавистничество.

Насилие.

Физическое  и психологическое, моральное давление в различных формах с угрозой жизни, здоровью, статусу и благополучию человека.

Насмешка.

Использование ошибок или личных качеств и условий жизни людей с целью поставить их в неловкое положение.

Национализм.

Нетерпимость к представителям другой национальности.

Невежество.

Нетерпимость из-за отсутствия информации и знаний правил поведения и общения.

Осквернение ли порча.

Непристойные надписи или рисунки, направленные на сознательную порчу собственности другого и/или демонстрацию неуважения к правам, к национальности, к вероисповеданию или работе человека.

Оскорбление.

Унижение человеческого достоинства словом или действием.

Остракизм (бойкот).

Выключение человека из круга общения, из общих дел и совместных действий.

Отверженные.

Люди. которых сторонятся, изгоняют, потому что не признают за полноправных членов общества, например, у них нет домов, работы и им нечего есть или они грязные и попрошайничают.

Отчуждение.

Нетерпимость к отдельным людям или группам, которых упорно и несправедливо не допускают к общим занятиям, не принимают в клубы и команды.

Подавление.

Использование социального статуса, физической силы и различных форм угроз для лишения человека участвовать в общих мероприятиях, высказывать своё мнение.

Поиск «козла отпущения».

Склонность свалить вину за общие проигрыши, неприятности и неудачи на отдельного человека.

Предубеждения.

Убеждения, что некоторые люди или определённые группы людей, отличающихся по верованию, национальности, полу, интеллекту, здоровью, хуже и глупее всех остальных, менее ценны и важны для общества, чем они сами.

Преследование.

Систематические издевательства и унижения на основе предубеждений, национализма и шовинизма.

Сегрегация.

Тенденция собираться и общаться группами, сформированными по национальным, религиозным, половым, расовым признакам или вокруг неформального лидера.

Стереотипы (негативные).

Определение членов какой-либо группы негативными характеристиками, оскорбительными обобщениями по физическим, этническим, половым, интеллектуальным, конфессиональным признакам.

Фанатизм.

Образ мыслей и поведение людей, исступлённо преданных своим убеждениям и пристрастиям.

Фрустрация.

Психологическое состояние. Возникает в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо значимой для человека цели, потребности. Проявляется в гнетущем напряжении, тревожности, чувств безысходности. Реакцией на фрустрацию может быть уход в мир грёз и фантазий, агрессивность и т.п.

Хамство.

Грубое, наглое поведение в обществе.

Шельмование.

Поведение с целью обесчестить и опозорить другого человека.

Шовинизм.

Утверждение превосходства людей своей национальности над другими.

Международный календарь.

месяц

 дата

 праздник

сентябрь

01.09.

Всемирный день мира

01.09.

Международный день грамотности.

08.09.

Международный день солидарности журналистов

09.09.

Всемирный день красоты

16.09.

Международный день защиты озонового слоя Земли

24 – 30. 09.

Всемирный день морей (последняя неделя сентября)

октябрь

01.10.

Международный день пожилых людей.

1-й понедельник

Всемирный день жилищ

09.10.

Всемирный день почты

2-ая среда

Международный день снижения последствий природных катастроф

11-18.10.

Международная неделя науки и мира

16.10.

Всемирный день продовольствия

17.10.

Международный день преодоления нищеты

 24.10.

День ООН

24.10.

Всемирный день информации

24-30.10.

Неделя разоружения

ноябрь

16.11.

Международный день толерантности

20.11.

День индустриализации Африки

20.11.

Всеобщий день детей

21.11.

Всемирный день телевидения

29.11.

Международный день солидарности с палестинским народом

декабрь

01.12.

Международный день борьбы со СПИДом

02.12.

Международный день запрещения рабства

03.12.

Международный день инвалидов

декабрь

07.12.

Международный день гражданской авиации

10.12.

День прав человека

29.12.

Международный день биологического разнообразия

май

25-31. 05.

Неделя солидарности с народами всех колониальных территорий, борющихся за свою свободу, независимость и права человека

31.05.

Всемирный день борьбы с табакокурением

июнь

04.06.

Международный день детей – невинных жертв агрессии

05.06.

Международный день окружающей среды

17.06.

Всемирный день с опустыниванием и засухой

26.06.

Международный день борьбы против употребления наркотиков и их распространения

июль

11.07.

Всемирный день народонаселения

август

 09.08.

Международный день коренных народов мира



Предварительный просмотр:

                                                    Толерантность

«Живи с другими людьми так, чтобы твои друзья

 не стали недругами, а недруги стали  друзьями»

                                                                                                Пифагор

                   Работа в классе по созданию и развитию толерантной среды.

Современное общество все чаще характеризуется как общество повышенной агрессивности. Все, чем окружены современные дети, и чем они заполняют свой досуг, - пропитано агрессией. Современные подростки вместо чтения книг предпочитают играть в компьютерные игры, вместо посещения театра смотрят бои без правил, приключенческие фильмы заменены боевиками. Это их свобода выбора. Обязательным осталось только посещение школы, где процесс образования идет на фоне воспитания, где сходятся дети разных национальностей, статусов, взглядов. Поэтому именно в школе необходимо создать среду, в которой будет спокойно, безопасно и комфортно – толерантную среду.

                      Существует два подхода к созданию толерантной среды:

  1. борьба с проявлениями интолерантности – борьба со «злом», то есть ограничения, запреты, законы;
  2. создание условий для воспитания открытости, признания многообразия культур, способности конструктивно решать разногласия и обеспечивать продвижение от конфликтных ситуаций к  примирению и разрешению противоречий.

 Эти два  подхода не исключают друг друга, а находятся в отношении взаимного дополнения.

 Толерантный класс

 Интолерантный класс

 Умение внимательно слушать и слышать 

 Перебивание, неумение слушать 

 Стремление разобраться, расспрашивание

 Игнорирование

 Совет, предложение

 Отстранение

 Похвала, согласие

 Обзывание

 Подбадривание 

 Обвинение, упреки

 Благожелательность 

 Осуждение, критика

 Утешение

 Морализирование, проповедь

 Эмпатия 

 Предостережение, предупреждение

 Поддержка

 Приказ, указание

 Нельзя отрицать, что основы толерантного отношения к миру, окружающим закладываются в семье. В этой связи социологи в последние годы отмечают серьезный дефицит позитивного воздействия на детей в семье, и, как следствие, у подростков наблюдаются неразвитость нравственных представлений, потребительская ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения. Поэтому одна из основных задач школы - сотрудничество с родителями. Большинство родителей являются союзниками школы в вопросах воспитания.

Система работы по развитию партнерских отношений с родителями выстраивается по следующим направлениям:

-       повышение педагогической культуры родителей через родительский всеобуч. Так, на родительских собраниях затрагивались такие вопросы, как: «Взаимоотношения со сверстниками», «Миролюбие против насилия», «Ребенок в изменяющемся мире», «Агрессия, ее причины и последствия», «Жестокость», «Ответственность родителей за организацию досуга детей» и др.

      На родительских собраниях мы учим родителей общаться с детьми, знакомим   с  результатами педагогических диагностик:  «Уровень воспитанности», «Мотивация к учению», «Ценностные ориентации», «Отношение к себе и окружающим» и др., помогая понимать, уважать, ценить своих детей и серьезно относиться к моделированию отношений в семье.

-        работа службы сопровождения  (индивидуальные консультации, беседы);

-   привлечение родителей к воспитательной работе с детьми в школе (классные праздники, лекции, спортивные игры, соревнования, День здоровья).

Значимость семьи и семейного воспитания признана во всем мире и закреплена в Правах человека и Конвенции о правах ребенка.

Вторая половина XX столетия и первые годы нового века прошли при нарастающем давлении на школу со стороны властных структур и общественности. От школы требуют качественного обновления, не удовлетворяясь ни ее сегодняшним состоянием, ни происходящими в нем переменами.

Сегодня становится все более очевидным, что традиционная школа, ориентированная на передачу знаний, умений и навыков себя изжила, так как темп нарастания знаний становится таким, что школа за ним успеть не может (объем знаний, добываемых человечеством, удваивается, примерно, каждые пять лет). В то же время не развиваются способности, необходимые выпускникам школы, чтобы осмысленно самоопределяться в мире, принимать обоснованные решения относительно своего будущего, быть активными и мобильными субъектами на рынке труда.         

На сегодняшний день ответом образования на вызовы современного общества является компетентностный подход в обучении, который сосредотачивается на том, чтобы не увеличить объем информированности человека в различных предметных областях, а помочь людям самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях. Те же умения, которые помогают человеку ориентироваться в
новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, называют компетенциями. 
    

К одной из важнейших, ключевых компетенций мы относим понятие толерантности.         
Общеизвестно, что в многонациональном и поликультурном обществе люди создают вокруг себя не только материальный мир, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, которое регулируется обычаями, традициями, нормами, характерными для определенных национальных, культурных сообществ.     
      Различия между культурами и людьми могут порождать разногласия, противоречия. Однако в последнее время нетерпимость превратилась в одну из глобальных проблем современного мира. Ее суть выражается в отрицании и неприятии различий между людьми и культурами.        
        

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать и в школе. Следует отметить, что предметом нетерпимости среди школьников может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.         
Обстановка в стране, в обществе в целом и в образовании в частности наталкивают на необходимость проведения социальной работы по формированию толерантной личности в школьной среде.         

Толерантность -  это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.  Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее  формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.     
     

Младший школьный возраст наиболее оптимальный для формирования толерантных отношений. В связи с этим работа ведется по различным направлениям:
1.  Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.  
2. Понимание того, что требуется уважать различия между людьми.  
3.  Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий.  
4.  Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий.  
5. И как результат - приобщение к культуре мира.       

Основной целью мероприятий является формирование у детей навыков толерантных отношений.    
В итоге реализации программы ожидается, что учащиеся смогут успешно взаимодействовать в коллективе, противостоять нетолерантным отношениям, быть социально – адаптированными.   

Оптимальным вариантом реализации поставленной цели является организация системы работы в каждом классе на протяжении четырех лет. При разработке тем  были выделены 5 разделов, в рамках которых проводится работа по воспитанию толерантности у учащихся начальной школы:   
Раздел 1: Уважительное отношение к пожилым людям.   
Раздел 2: Дружат дети всей Земли.   
Раздел 3: Вера – личное дело каждого человека.   
Раздел 4: Толерантные отношения в классе.   
Раздел 5: Толерантные отношения в семье.      

  При работе по воспитанию толерантности используются   самые разнообразные формы: уроки, классные часы, тренинги, КВНы, викторины, уроки – соревнования, праздники, практические занятия, уроки – путешествия, конкурсы, выставки  работ, экскурсии, уроки – дискуссии, совместные с детьми родительские собрания, читательские конференции и проектные работы.       



Предварительный просмотр:

                    Первый урок в учебном году - урок толерантности

Тема: "Экипаж одного корабля"

Цели урока

  • Дать учащимся представление о людях, населяющих планету Земля;
  • подвести к тому, что люди любой национальности имеют право на счастье, что необходимо проявлять дружбу и уважение к любому народу;
  • воспитывать бережное отношение к людям, любовь к малой родине.

Задачи урока

  • Изучить с учащимися терминологию толерантной личности,
  • Учить учащихся делать выводы и суждения на основе анализа документов (статьи СМИ в Интернет и т.д.)
  • Развивать способность адекватно и полно познавать себя и других людей.

Содержание урока

Оборудование:

Рисунок с изображением Земли (вид из космоса); карта полушарий; таблица "Самые многочисленные народы"; изображение человека; древо класса "Какой национальности были наши предки"

ХОД УРОКА

I.Организационный момент

II.Работа с афоризмами

Афоризмы для работы

  • Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует (Ф.Бэкон)
  • Сострадание правит миром (Древнеиндийский афоризм)
  • Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством (Конфуций)
  • Чтобы поверить в добро, надо начать его делать (Л.Толстой)
  • Кто ищет зла, к тому оно приходит (Соломон)

II. Словарная работа

Давайте заполним кроссворд, записанный на доске

1. От слова «привет» образуйте слово, отвечающее на вопрос «какой?» ( Приветливый.)

2. Запишите антоним к слову до свидания. (Здравствуйте.)

 3. Запишите синоним к словам красивый, пригожий. (Прекрасный)

 4. Пословица. Вставьте пропущенное слово (ед. ч). С каким ____ живешь, такого обычая и держишься. (Народ.)

 5. Совокупность людей, объединенных общим делом, где проявляют заботу друг о друге. ( Коллектив.)

 Карточки словарных слов вывешиваются на наборное полотно.

 Прочтите ключевое слово. (ТЕРПЕНИЕ)

Что значит, по-вашему, иметь терпение, быть терпеливым? (Быть выдержанным, спокойно переносить страдания, неприятности.)  Послушайте, как объясняется значение этого слова в словаре Ожегова. К слову «терпение» можно подобрать синоним «толерантность». Что обозначает это слово? Попробуем разобраться.

IV. Игра

В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.

  • Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь. 2. Ты ударяешь его.

  • Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней. 2. Ты обижаешься и мстишь.

  • С тобой поступают жестоко.

1. Ты отвечаешь тем же. 2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.

  • Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает. 2. Ты все сваливаешь на других.

  • Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

1. Ты устраиваешь истерику. 2. Ты идешь с ними гулять.

V. Тестирование

В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность. Снова нам нужны будут кружки красного цвета. Если вы выбираете ответ, в котором у меня отмечено красным кружком , вы тоже оставляете себе красный кружок.

1. Саша плохо одет...

  • Это неважно.
  • Ты подсмеиваешься над ним.

2. Пожилая женщина медленно идет.

  • Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
  • Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь

3. На твоих глазах на кого-то нападают...

  • Ты пытаешься защитить его.
  • Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

4. Цвет кожи у Джека отличается от  твоего...

  • Ты стремишься лучше узнать его.
  • Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".

5. Ты – мальчик, тебя ставят рядом с девочкой...

  • Ты говоришь, что все девочки – нули.
  • Ты разговариваешь с ней.

6. Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком...

  • Ты говоришь, что все мальчики – нули.
  • Ты разговариваешь с ним.

7. К тебе подходит ребенок-инвалид...

  • Ты естественным образом разговариваешь с ним.
  • Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.


Если у тебя 6 кружков, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 2 до 5 кружков, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.

У тебя менее 2 кружков: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!

Все мы знаем, как должны поступать в каждой ситуации. Но всегда ли правильно выбираем стиль поведения? Как стать более терпимым человеком, толерантным? Конечно, не у всех это сразу получится. Но этому можно научиться. Обратимся сначала к тем знаниям, которые у нас уже есть.

1. Как называется наша страна? 2. Сколько материков на Земле? 3. Сколько океанов? 4. На каком материке живем мы? 5. Как называется наша планета? 6. Как называется народ, который живет в России?

VI. Беседа

Каждый ребенок, подрастая, начинает интересоваться своей родословной. Он спрашивает о прабабушках и прадедушках. Так и человечество в целом постоянно задает себе вопросы о собственных родовых корнях. Наши предки... В каждом из нас их частица, а потому, найдя свои истоки, можно узнать все о них. Начнем все по порядку. Как же появились люди на Земле? Человечество давно стремилось выяснить свое происхождение. Когда научных знаний еще не существовало, люди складывали об этом красивые легенды. Д. Австралийские аборигены верят, что вначале, "в эпоху сновидений", Земля была покрыта морем. На выступающих скалах и в воде жили человеческие личинки. Когда Земля высохла, предок ящериц каменным ножом отделил человеческие зародыши друг от друга, прорезал им глаза, уши, рот, нос, пальцы. Он научил их добывать огонь трением, готовить пищу, дал им орудия.

В Библии – священной книги иудеев и христиан – говорится, что Бог, создав мир за шесть дней, под самый конец сотворил человека "по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их".

Таких мифов много. Они красивы, интересны. Ученые доказывают, что человек произошел от волосатого, четвероногого и хвостатого животного. Казалось бы, что люди должны быть все похожими. Но почему все живущие на Земле люди внешне отличаются друг от друга? Люди создавали легенды.

Легенда североамериканских индейцев

Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок – это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печки. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы.

Конечно, люди не только создавали подобные легенды. Существует наука антропология, изучающая происхождение и изменения физического типа человека. А почему люди говорят на разных языках?

По библейской легенде, все люди когда-то были одним народом и говорили на одном языке. Возгордившись, они стали строить огромную Вавилонскую башню, по которой надеялись попасть на небо. За это Бог разгневался на них и разделил языки. Люди больше не могли договориться друг с другом, и строительство башни прекратилось. Так возникли разные народы.

Сколько сейчас на Земле народов? Ответы учеников.

На Земле наберется по меньшей мере 15 тысяч, а возможно, и 20 тысяч разных народов и языков. Какие народы самые многочисленные в мире? Ответы учеников.

VII. Практическая работа

Укажите место каждого народа в таблице. Это поможет определить численность населения.

Самые многочисленные народы

Дети выполняют задание. Таблица вывешивается на доску, подводится итог.

В конце ХХ века все население планеты составляло чуть меньше 6 млрд человек: китайцы, хиндустанцы, американцы, бенгальцы, бразильцы, русские, японцы.

Любой народ можно сравнить с лесом, например с сосновым бором. В глубине его – высокоствольные сосны, но чем ближе к опушке, тем сильнее меняется облик деревьев: на открытых пространствах они кряжистые и низкорослые. Однако сосна всегда остается сосной и елью ни при каких условиях не станет. А вот потомки поляков, много поколений назад переселившиеся в Россию, могут превратиться в русских, и таких случаев немало. Чем отличается каждый народ?

Язык, культура, национальный характер, религия, традиции…

Давайте перенесемся в нашу страну. Назовите главный город России. Назовите город, который является малой родиной. Учащиеся дают справку о своем городе. Что вы знаете о том, как появился наш город?

Какие же народы живут в нашем крае? Дети перечисляют.

VIII. Работа с диаграммой

-  Посмотрите на диаграмму, и вы увидите, каких народов больше.

А теперь посмотрите, что представляет наш класс. Какая кровь течет в учениках нашего класса?

Учитель показывает рисунок дерева, где ветви дерева – фамилии учеников класса. Дети рассказывают о своей родословной. Учитель обобщает ответы учеников.

Все мы очень разные. А хорошо это или плохо? Высказывания детей.

В каждом из нас течет кровь наших предков. А они были людьми разных национальностей. Пусть у нас будет разный цвет кожи. Пусть люди будут говорить на разных языках и жить на разных континентах. А может ли быть что-то общее у всех людей, живущих на нашей планете?

IХ. Групповая работа

- Подумайте и напишите, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля.

Каждой группе выдается лист, на котором изображены контуры человека.

Мы не знаем, где живет этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек. Каждая группа выступает.

Х. Подведение итога

- А теперь еще раз назовите те общие качества, которые были названы каждой группой. На доске дети создают силуэт человека. На доске. Добрый, Умный, Смелый, Сильный, Улыбчивый, Преданный, Честный…

- Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. Все равно, какой ты национальности, какого цвета кожи.

Чего ради  нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы – экипаж одного корабля.

Надо очень любить этот мир, любить его таким, каков он есть. Надо раскрыть ему душу и слиться с ним, делая что-то здесь и сейчас, что сделает мир хоть капельку лучше и добрее. Тогда только вся планета станет твоей, ты поймешь ее тайны и поймешь самого себя.

ХI. Итог урока  

Объясните, почему урок носил название "Экипаж одного корабля".

 Д.–люди, "корабль" – Земля. А закончить наш урок я хотела бы стих. С. Маршака "Всемирный хоровод". 

Стихи для ребят

Всех народов и стран:

Для абиссинцев

И англичан,

Для испанских детей

И для русских,

Шведских,

Турецких, немецких,

Французских

Негров, чья родина –

Африки берег;

Для краснокожих

Обеих Америк.

Для желтокожих,

Которым вставать

Надо,

Когда мы ложимся в кровать,

Для эскимосов,

Что в стужу и снег

Лезут

В мешок меховой

На ночлег;

Из тропических стран,

Где на деревьях

Не счесть обезьян;

Для ребятишек

Одетых и голых –

Тех, что живут

В городах и селах...

Весь этот шумный,

Задорный народ

Пусть соберется

В один хоровод.

Север планеты

Пусть встретится с Югом,

Запад – с Востоком,

А дети – друг с другом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантности в начальной школе

Что такое толерантность. Как формировать толирантность у учеников начальных классов...

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Делюсь опытом, как снизить количество конфликтов среди учащихся начального звена....

Педагогическая статья на тему: Воспитание толерантности в начальной школе.

В статье рассматривается процесс формирования толерантности как ценностного гражданского качества в младшем школьном возрасте, а также условия эффективности ее формирования в процессе гражданского вос...

Доклад на тему: "Воспитание толерантности в начальной школе"

Воспитание толерантности в начальной школе следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи. Сегодня наиболее актуальна проблема толерантности в общении между людьми. Толерантность- это ...

Статья на тему: "Воспитание толерантности в начальной школе"

Воспитание толерантности в начальной школе....

Педагогическая статья на тему: Воспитание толерантности в начальной школе.

В статье рассматривается процесс формирования толерантности как ценностного гражданского качества в младшем школьном возрасте, а также условия эффективности ее формирования в процессе гражданского вос...

Воспитание толерантности в начальной школе

Быть чутким – значит уважать чувства других людей, всегда думать о том, как твои поступки скажутся на окружающих, это значит не быть равнодушным к тому, что люди испытывают. Чуткий человек думае...