Внеурочная деятельность как важная составляющая формирования УУД младшего школьника.
статья (1 класс) по теме
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения и очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже на этом этапе, так как в младшем школьном возрасте начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sidorkovich_l.g.docx | 24.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Сидоркович Лариса Григорьевна
учитель начальных классов МБОУ-СОШ №3
Внеурочная деятельность как важная составляющая формирования УУД младшего школьника.
"Ребёнок должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями".
В.А. Сухомлинский.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения и очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже на этом этапе, так как в младшем школьном возрасте начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. Если в прошлом главной целью начального образования считалось обучение чтению, письму, счёту, а критерием успешности был уровень умений и навыков ученика, то в новых условиях важно не просто дать школьнику новые знания, но и научить его применять, развивать и умело их использовать. При этом успешность ребенка оценивается не только его учебными умениями, но и уровнем общего личностного развития.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед учительством задачу формирования «универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа учебной деятельности ребенка - система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь формирование умения учиться понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования нового столетия. К сожалению, на сегодняшний день, традиционный подход к обучению не оправдывает себя, так как учащиеся способны в основном только к воспроизведению полученных знаний, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Потому что в школе, он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике.
Как организовать условия для полноценного формирования универсальных учебных действий учащихся? Учебной деятельности для этого недостаточно. Необходимо продолжить формирование УУД во внеурочной деятельности.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
– обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
– снизить учебную нагрузку обучающихся;
– улучшить условия для развития ребенка;
– учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Основные направления и виды внеурочной деятельности.
Направления развития личности | Направления | Виды внеурочной | Формы организации внеурочной |
Спортивно-оздоровительное | Спортивно-оздоровительное | Игровая деятельность, спортивно-оздоровительная, | Секции, соревнования, |
Духовно-нравственное | Научно-познавательное Художественно-эстетическое Проектная деятельность | Игровая деятельность, проблемно-ценностное общение, художественное творчество, трудовая деятельность. | Кружок, творческое объединение, концерты, спектакли, выставки |
Социальное | Общественно-полезная деятельность | Игровая деятельность, проблемно-ценностное общение, социальное творчество (социально преобразующая деятельность), | Детские общественные объединения |
Обще-интеллектуальное | Научно-познавательное | Познавательная деятельность Проблемно-ценностное общение | Школьные научные общества, соревнования, школьные научные общества, олимпиады, |
Общекультурное | Художественно-эстетическое | Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение, | Клубы, кружки художественного творчества, студии, |
Школа и учреждения дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора. Материалы стандарта подводят к выводу:
- внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;
- внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
- происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Ориентирами в организации внеурочной деятельности в классе, могут служить
запросы родителей (законных представителей), приоритетные направления
деятельности школы, интересы и склонности педагогов, возможности образовательных учреждений дополнительного образования, рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.
Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе. Главным аспектом системы дополнительного образования является преемственность и взаимосвязь программ дополнительного образования с программами общеобразовательной средней школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться.
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образ...
Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться
В статье раскрываются сущность и принципы системно-деятельностного подхода в обучении. Рассматривается использование различных способов организации учебного процесса при реализации системно- деятельно...
Изучение влияния учебной и внеурочной деятельности на развитие способностей и склонностей младших школьников.
Каждый человек имеет способности. Как развивать эти срособности написано в статье, это поможет учителям в работе по внеурочной деятельности....
Внеурочная деятельность как важная составляющая формирования УУД младшего школьника.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимуществе...
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В статье даны рекомендации по формированию личности мл. школьника...
Внеурочная деятельность как важное условие формирования творческой личности младших школьников
Данный материал - результат реализации педагогического проекта по музыке "Мы в ответе за тех, кого приручили" во 2 классе с использованием межпредметных связей, главной целью которого стало развитие т...
Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться.
В “Концепции модернизации Российского образования” говорится: “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно ...