Внеурочная деятельность как важная составляющая формирования УУД младшего школьника.
статья (1 класс) по теме

Сидоркович Лариса Григорьевна

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения и  очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже на этом этапе, так как в младшем школьном возрасте начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sidorkovich_l.g.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Сидоркович Лариса Григорьевна

учитель начальных классов  МБОУ-СОШ №3

Внеурочная деятельность как важная составляющая формирования УУД младшего школьника.

"Ребёнок должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями".

В.А. Сухомлинский.

    Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения и  очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже на этом этапе, так как в младшем школьном возрасте начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. Если в прошлом главной целью начального образования считалось обучение чтению, письму, счёту, а критерием успешности был уровень умений и навыков ученика, то в новых условиях важно не просто дать школьнику новые знания, но и научить его применять, развивать и умело их использовать. При этом успешность ребенка оценивается не только его учебными умениями, но и уровнем общего личностного развития.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед учительством задачу формирования «универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа учебной деятельности ребенка - система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.    

    Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь формирование умения учиться понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования нового столетия. К сожалению,  на сегодняшний день, традиционный подход к обучению не оправдывает себя, так как учащиеся способны в основном только к воспроизведению полученных знаний, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Потому что  в школе, он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике.

Как организовать условия для полноценного формирования  универсальных учебных действий учащихся? Учебной деятельности для этого недостаточно. Необходимо продолжить формирование УУД во внеурочной деятельности.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

– обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

– снизить учебную нагрузку обучающихся;

– улучшить условия для развития ребенка;

– учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Основные направления и виды внеурочной деятельности.

Направления развития личности

Направления
внеурочной деятельности

Виды внеурочной
деятельности

Формы организации внеурочной
деятельности

Спортивно-оздоровительное

Спортивно-оздоровительное

Игровая деятельность,  

спортивно-оздоровительная,
познавательная деятельность,
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

Секции, соревнования,
экскурсии, олимпиады.

Духовно-нравственное

Научно-познавательное

Художественно-эстетическое

Проектная деятельность

Игровая деятельность, проблемно-ценностное общение, художественное творчество, трудовая деятельность.

Кружок, творческое объединение, концерты, спектакли, выставки
интеллектуальные игры,
круглый  стол, дискуссии,
конференции, гражданские акции, трудовой десант

Социальное

Общественно-полезная деятельность
Проектная деятельность

Игровая деятельность, проблемно-ценностное общение, социальное творчество (социально преобразующая деятельность), 
трудовая деятельность.

Детские общественные объединения
Детские общественные организации
Акции
Движения
Социально значимые проекты 

Обще-интеллектуальное

Научно-познавательное

Познавательная деятельность

Проблемно-ценностное общение

Школьные научные общества, соревнования,
клубы, экспедиции,
исследовательские проекты,

школьные научные общества, олимпиады,
поисковые и научные исследования, индивидуально – групповые занятия, индивидуально-групповые консультации.

Общекультурное

Художественно-эстетическое
Духовно-нравственное

Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение,
художественное творчество

Клубы, кружки художественного творчества, студии,
экскурсии, классные часы, концерты,
спектакли, выставки,
Социальные проекты на основе художественной деятельности

Школа и учреждения дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора. Материалы стандарта подводят к выводу:

  • внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;
  • внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
  • происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Ориентирами в организации внеурочной деятельности в классе, могут служить

запросы родителей (законных представителей), приоритетные направления

деятельности школы, интересы и склонности педагогов, возможности образовательных учреждений дополнительного образования, рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.

Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе. Главным аспектом системы дополнительного образования является преемственность и взаимосвязь программ дополнительного образования с программами общеобразовательной средней школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться.

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образ...

Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться

В статье раскрываются сущность и принципы системно-деятельностного подхода в обучении. Рассматривается использование различных способов организации учебного процесса при реализации системно- деятельно...

Изучение влияния учебной и внеурочной деятельности на развитие способностей и склонностей младших школьников.

Каждый человек имеет способности. Как развивать эти срособности написано в статье, это поможет учителям в работе по внеурочной деятельности....

Внеурочная деятельность как важная составляющая формирования УУД младшего школьника.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимуществе...

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В статье даны рекомендации по формированию личности мл. школьника...

Внеурочная деятельность как важное условие формирования творческой личности младших школьников

Данный материал - результат реализации педагогического проекта по музыке "Мы в ответе за тех, кого приручили" во 2 классе с использованием межпредметных связей, главной целью которого стало развитие т...

Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться.

В “Концепции модернизации Российского образования” говорится: “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно ...