Конспект внеклассного мероприятия "День чувашского языка"
методическая разработка (2 класс) по теме

Ярмушкина Нина Германовна

Интересные задания помогут разнообразить работу с детьми по изучению родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_chuv._yazyka.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Ход занятия.

  1. Вводное слово учителя.

        Добрый день, дорогие ребята, дорогие гости!

        Есть хороший обычай у чувашского народа встречать гостей с хлебом и солью. Нет ничего чище, выше и старше хлеба на земле. Об обычаях народа, связанные с хлебом, мы вам рассказали в прошлом году. А сегодня поговорим о некоторых других обычаях.

     Мы с вами смотрим мексиканские и бразильские фильмы, хорошо знаем их быт. А о своем народе, о его обычаях и традициях, о жизни дедушек и бабушек знаем мало, а о прадедах и прабабушках, вообще, не знаем. Может ли кто-нибудь из вас назвать прадедушку и прабабушку?

(Ответы детей).

    Есть очень много добрых наставлений у чуваш: никогда не плюй в колодец, почитай старых и уважай старших.

    «Построй(ить) дом, посади дерево, вырой колодец, вырасти сына» - гласит древняя крестьянская заповедь. Дом вы не построили, колодец не вырыли, сына не растили пока, но вы могли посадить дерево, хоть одно дерево. Поднимите руки, кто посадил дерево?

    Чуваш, когда родится сын, сажает дерево. Это дерево обычно йамра (ветла). А когда родится дочка – хуран (березу). Поэтому в песнях, сказках ветла является символом доброго молодца, береза – красной девицей. Если рассказать о всех обычаях и традициях народа, не хватит нам трех дней и трех ночей. Но мы сегодня можем поговорить о некоторых из них.

 (появляется коробка с игрушками)

--Хĕвелпи принесла эту коробку, а что в ней мы узнаем, если правильно разгадаем загадки.

   ЗАГАДКИ( Загадки на слайдах, класс разбит на три группы. Для каждой группы две загадки.)

1.Голодная мычит, сытая жуёт, всем ребяткам молоко даёт.

    Ку мĕн?        (корова ĕне)

2. Я копытами стучу, стучу.Я скачу, скачу.Грива вьётся на ветру.

     Ку мĕн?     (лошадь лаша)

3. С хозяином дружит, дом сторожит, под крылечком лежит.

     Ку мĕн?     (собака йытă)

4. По горам по долам ходит шуба да кафтан. 

      Ку мĕн?    (овца сурăх)

5.Не артист, а голосист. Не ездок, а шпоры у ног. 

     Ку мĕн?    (петух автан)

6. С бородой, а не старик. 

    С рогами , а не бык.

    Даёт молоко, а не корова.

      Ку мĕн?  (коза качака)

1) А Васька слушает да ест. (Кошка - кушак)

2) По горам, по долам

Ходит шуба и кафтан. (Овца - сурăх)

3) Вместо носа - пятачок,

Вместо хвостика – крючок. (Свинья - сысна)

4) Пассажир без билета. (Заяц - мулкач)

5) Он всегда в лес смотрит. (Волк - кашкăр)

6) Ее Отчество Патрикеевна. (Лиса - тилĕ)

Читаем сверху вниз и смотрим, какое слово у нас получилось, АСАМАТ.

 -Ребята,медвежонок Яша говорит, что в коробке ещё что-то есть.

--Уч: -Настя, кил ман пата, тархасшăн. Ил.

--Уч: - Ку мĕн? 

--У:- Ку ĕне.

--Уч: -Тавтапуç, лар. И т.д.

    По очереди несколько учеников проговаривают этот диалог, вытаскивая из коробки игрушки домашних животных. В коробке: корова, лошадь, коза, собака,овца,петух.( Петуха вытаскиваем последним и вспоминаем стих.) 

Автан тус, автан тус

Мĕншĕн хытă кăшкăран?

Автан тус, автан тус,

Мана ирех вăратан.

( 2-3 ученика рассказывают у доски)

-Ребята, зверята нам предлагают игру.

.ИГРА  « МĔН ÇУК?» (çывăрăр- вăранăр)

На наборном полотне выставлены известные детям звери и птицы, В ходе игры выставляется картинка совы.

- Что это за птица?

Затрудняются назвать по чувашски. 

1. «Знаешь ли ты слова?»

 

– Посмотрите на картинки и назовите изображенных на ней животных, птиц, овощи и фрукты.

 

 2. «Художник».

 

– Ребята, художник рисовал очень красивую картинку. Но Клякса пришла и все краски раскидала. Давайте поможем художнику, соберем ему краски. Учитель называет цвет по-чувашски, дети его находят и приклеивают на палитру.

 

 3. «Запретное слово» (ученики повторяют слова за мучителем, но одно слово «çарак»-запретное, не повторяют).

 

Слова для игры: – пакша, кушак, мулкач, çарак, тилĕ, сурăх, ĕне, çарак, хĕрлĕ, симĕс, кăвак, шурă, çарак, анне, атте, çăкăр, пичче, асанне, пулă çарак, купăста, кишĕр, çарак, хăяр, çарак, çарак, помидор, кавăн, çарак, кăшман, çарак, панулми, çырла, кукăль, çарак, какай, кăмпа.

  

4. «Назови сказку» 

 

(Чтобы выполнить это задание нам нужно вспомнить числа.)

 – Давайте посчитаем до десяти.

 – Я даю опорные слова, а Вы определяете названия русских сказок и называете их на чувашском языке.

 – Кашкăр, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-наф.

 

(«Виçĕ сысна çури»)

 

– Упа çури, Маша, Михаил Иваныч, Настасия Петровна, Мишутка.

 («Виçĕ упа»)

 – Асанне, асатте, йыта, кушак, шăши, мăнук.  («Çарак»)

  Вышивка. Чувашию называют страной ста тысяч слов, ста тысяч вышивок и ста тысяч песен. В чувашском языке все имеет свое название. Вы хорошо знаете дни недели на русском языке.

- А как называются они на чувашском языке?

(Отвечают дети).

Ачасем вǎйǎ картине тǎраççĕ. Вǎйǎ картинче пĕр ача ларать, ыттисем сǎвǎ каласа çаврǎнаççĕ. Сǎвǎ каласа пĕтерсен, çаврǎнма чарǎнаççĕ. Пĕр ачи хыçалтан пырса арçын ачан куçне хуплать. Куç хуплаканнин ятне тĕрĕс каласан, Рома вǎйǎ картине тǎрать. Куç хуплаканĕ вара вǎйǎ карти варрине ларать.

Турикас ачисем: Ларать, ларать, Рома ларать

                                Шĕшкĕ тĕмĕ айĕнче.

                                Çиет, çиет, Рома çиет

                                Шĕшкĕн сарǎ мǎйǎрне.

                               Вǎхǎт çитсен, тǎрас пулать,

                               Ятне тěрěс калас пулать.

- А как называются пальцы на руке?

                                  (Отвечают дети).

     Чувашский народ трудолюбив. В труде он не замечал, как проходит время. Женщины любили вышивать, вязать. Вышивки получались разные: гладью, крестиком, национальные. Мы сегодня вспомним и познакомимся с некоторыми вышивками.

    Узоры. Их значения.

(Ответы детей).

  1.   Пища. Чувашский народ гостеприимен, дорогих гостей сажает за стол. Он рад даже нежданному гостю-путнику, ни в коем случае не отпускает его, не угостив чем-нибудь. Если ничего нет, то угостит его просто хлебом. Хлеб – символ жизни.

                     Викторина.

- Речь пойдет о пище чувашей. Даются варианты ответов, вы должны выбрать правильный.

   1. Вторым хлебом считается:

      Хаяр, кампа, серулми

     (огурцы, грибы, картофель)

   2. До появления картофеля на Руси основным продуктом питания была:

       Свекла, репа, помидоры.

- Репу ели и вареную, и пареную, и свежую. Она источник витаминов.

  1. Выбираем для чувашей:

       Калпасси, пула, чакат

  1. Популярный напиток чувашей:

           Кофе, квас, минеральная вода.

  1. Мясное блюдо:

      Шарттан, котлета, гуляш.

- Что такое шарттан? Тултармаш тессе чавашсем. Им угощают дорогих гостей. Раньше шарттан готовили для сына, которого провожали в солдаты, или для близкого родного, который уезжал в далекие края.

   Тяжелая была солдатская служба, она длилась 25 лет. Солдат должен был привести обратно кусочек шарттана, который хранил тепло родного очага. В нем, думали чуваши, есть какая-то волшебная сила.

    Как готовили шарттан? Чтобы приготовить его, резали молодого барана. Кишки бараны мыли, чистили и заполняли мясом, пшеничной крупой, луком, чесноком, добавляли свежую кровь, соль. Завязав с двух концов, ставят в печь. Шарттан приготовленный правильно, никогда не портился.

  1. Изделия из теста:

Лаваш, хуплу, баранки(сушки).

    7. Основная каша:

    Перловая, пшеничная, рисовая.

  1. Любимый молочный напиток:

Сет, турах, уйран.

  1. Любимое блюдо нашего земляка-космонавта Андрияна Григорьевича Николаева:

Хуран кукли, жаркое, пшенная каша.

    10.Основным продуктом из бобовых считается:

     Бобы, горох, фасоль.

  1.    Одежда. Немного поговорим об одежде. Как одевались чуваши? Верхней одеждой был кафтан (сахман). Летом прохладную погоду одевали летний кафтан – шупар. Шупар шили из черного или белого материала.

(Все это показывается).

     Под кафтаном чуваши одевали белое. Белый цвет – это чистота, чистые помыслы, светлые мечты.

(Демонстрация чувашской национальной одежды).

  1.    Песни. Недаром говорят, что Чувашия – край ста тысяч песен. Много песен сложил чувашский народ за свою многовековую историю. Песни сопутствовали ему в работе и в праздники, в радостях и невзгодах. В них выражались чувства человека, надежды, мечты. Были и свои мастера: одни собирали эти песни, другие пели. Песни были на разные темы. После посевных работ начинались посиделки (улах ларни), где девушки пряли, вышивали, вязали; парни мастерили игрушки, а все любили играть и петь.

Поют песню «Хуран сулси».

    Много еще других интересных обычаев у чувашей. Но о них поговорим в другой раз.

- До свидания, будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по чувашскому языку

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая образовательная программа разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по чувашскому языку и п...

Конспект урока по чувашскому языку

Этот конспект подготовлен для нестандартных уроков чувашского языка....

Внеклассное мероприятие по родному (чувашскому) языку "Давайте вместе поиграем"

В ходе мероприятия учащиеся познакомились с разными видами устного народного творчества чувашского народа как пословицами, играми,  загадками....

Сценарий ко дню чувашского языка "Маленькая мисс" на чувашском языке

Сценарий подготовлен для начальной школы ко дню чувашского языка....

План - конспект урока по чувашскому языку в 3 классе

План - конспект урока по чувашскому языку в 3 классе...

План-конспект урока на чувашском языке.

Развернутый конспект урока на чувашском языке во 2 классе по теме "Тĕсе пĕлтерекен сăмахсем"....

Урок родного языка (чувашского языка) 2 кл на тему:" Наша семья" презентация

Урок родного языка(чувашского языка) 2 кл на тему: "Наша семья" презентация...