Кл.час "Первая мировая война".
методическая разработка на тему

Остапенко Наталья Степановна

Память священна, а память о героях,кто  верно служил стране,- священна вдвойне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl_chas_pervaya_mirovaya.doc174 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Первая Мировая война.

Цели и задачи:

   Ознакомить учащихся с историей  Первой Мировой войны; обогатить словарный запас; ознакомить нынешнее поколение с патриотами, героями эпохи Первой Мировой войны; воспитывать интерес к жизни предков нашей Родины; быть патриотом, любить и всегда быть готовым защищать свою Отчизну.

   Оборудование:  фото героев Первой мировой, стихи В. Гудимова, Ю. Друниной, С.  Городецкого А.Прокофьева, Г. Граубин, выдержки писателя В.Распутина. Интернет- ресурс.    

  1. Чтение детьми наизусть стихов о Родине

Мне о России надо говорить,

Да так, чтоб вслух стихи произносили,

Да так, чтоб захотелось повторить,

Сильнее всех имён сказать: Россия !

А. Прокофьев

О, Россия, с нелёгкой судьбою страна...

У меня ты, Россия, как сердце одна

Я и другу скажу, я скажу и врагу-

Без тебя, как без сердца прожить не смогу...

Ю. Друнина

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия,Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе,

Терпел пораженье любой!

Россия, Россия, Россия,

Мы в горе и счастье с тобой!

В. Гудимов

Беседа:

  • О чём эти стихи?
  • Что вы можете сказать об этих трёх поэтах? (В каждой строчке поэтов говорится о любви к своей Родине России...)
  • Как мы ещё называем нашу Родину? (Россия, страна, Отчизна, Отечество, держава, Русь, государство...)
  • Объясните строки из стихотворения Ю. Друниной «О, Россия! С нелёгкой судьбою страна...»

Учитель:

    Много в жизни трудностей испытала наша страна,отстаивая в боях каждый метр своей  земли.  История - это предмет, который знакомит с прошлой жизнью наших предков. Сегодня мы будем говорить о Первой  Мировой войне, о её великих, мужественных людях, преданных своей Родине. Чтобы вам было легче усвоить, запомнить  материал на  классном часе, давайте обогатим наш словарный запас.

1 ученик: Война - вооружённая борьба между государствами. Гражданская война - это война внутри государства (классовая). Воин - тот, кто сражается с врагом, солдат, боец. Воинственный - обладающий воинским духом, храбрый, решительный, готовый к столкновению.

2 ученик: Полк - воинская часть,  обычно входящая в состав дивизии или бригады. Полководец - военачальник, военный вождь.

3 ученик: Монарх - лицо. Стоящее во главе монархии (Общее название для королей, царей, императоров)

4 ученик: Империя - монархическое государство во главе с императором.

Колонии- 1) страна, насильственно захваченная и эксплуатируемая империалистическим государством, лишённая государственной самостоятельности. 2) Посёлок, состоящий из выходцев одной страны, области. (Немецкие колонии в царской России) 3)Земляки, живущие в чужой стране, в чужом городе.

5 ученик: Мобилизация - перевод вооружённых сил из мирного состояния в полную боевую готовность; призыв военнообязанных запаса в армию во время войны. Капитуляция - прекращение военных действий, отказ от продолжения борьбы, от принципиальной за щиты своих взглядов.

Индустрия - это промышленность с машинной техникой.

 

2. Первая Мировая война 

Учитель:

    Целое столетие отделяет нас  от Первой Мировой войны. Нетрудно указать непосредственных виновников и организаторов войны. Они коренятся прежде всего в промышленном соперничестве народов, сама индустрия выросла из военных захватов; она осталась беспощадной завоевательной силой. Нельзя безнаказанно держать громадные военные запасы, значит, надо пустить их в действие. К 1914 году расходы крупных держав на военные нужды доросли до 121 миллиарда. Руководители военной промышленности так вошли во вкус громадных барышей, что стали добиваться настоящей войны, ожидая от неё больших заказов.

   Война началась 28 июля 1914 года .В ней участвовали 38 стран с населением 1,5 млрд человек. На территории 14 государств были боевые действия. У каждой страны были свои причины вступления в войну.

   Германия стремилась: 1)Разгромить Англию, лишить её морского могущества и определить французские, бельгийские и португальские колонии; 2) утвердиться в богатых провинциях Турции, 3) ослабить Россию, отторгнуть у неё польские губернии; Украину и Прибалтику лишить естественных границ по Балтийскому морю.

  Австро-Венгрия рассчитывала захватить Сербию и Черногорию, отнять у России часть польских губерний.

   Турция претендовала на территорию русского Закавказья при поддержке Германии.

   Англия стремилась сохранить своё морское и колониальное могущество, разбить Германию как конкурента на мировом рынке и пресечь её притязание на передел колоний.

   Франция хотела вернуть Эльзас и Лотарингию, отнятые у неё Германией в 1871 году и захватить Саарский бассейн.

   Польша в войне видела возможность воссоздания государства, разрушенного разделами в 18 веке.

   Италия мечтала вернуть свои земли Трентино

   В течение трёх лет войны США занимали нейтральную позицию, наживаясь на военных поставках всем воюющим странам. В апреле 1917 года США вступили в войну, намеревались продиктовать ослабленным странам мировое господство американского империализма.

   Россия вступила в войну с Германией и Австро - Венгрией, добиваясь свободного выхода черноморского флота через Босфор Дарданеллы в Средиземное море.

   Война, начавшаяся в 1914 году , своими размерами и ожесточённостью далеко превосходит все войны, которые когда- либо велись человечеством. Керенский писал: « Мировая война, которая вызревала в сердце Европы в течение нескольких лет, обрушилась на Россию подобно урагану. Ни одна великая держава в Европе так не нуждалась в мире, как Россия после войны с Японией».  Послушайте стихотворение С. Городецкого «Подвиг войны» и скажите: какие настроения преобладали в  обществе после вступления России в войну?

                                                   Не первый вечер пели волны

                                                   В народном море. И стонал

                                                   Стихийный ветер. Мощи полный,

                                                   И к небу гимн летел, как вал;

                                                   Опять на небе пламенела

                                                   Заря невиданно ясна,

                                                   Когда из вражьего предела

                                                   Домчалась весть войны. Война!

                                                   Война! Война! Так вот какие

                                                   Отверзлись двери пред тобой,

                                                   Любвиобильная Россия,

                                                   Страна с Христовою судьбой!

                                                  Так прими ж венок терновый

                                                   И в ад убийственный сойди.

                                                   В руке с мечом своим суровым,

                                                   С крестом, сияющим в груди!

                                                   Прости несжатый мирный колос!

                                                   Земля родимая, прости!

                                                   Самой судьбы громовый голос

                                                   Зовёт Россию в бой идти.

                                                   Не празден будет подвиг бранный,

                                                   В крови родится новый век

                                                   И к пашне славой осиянный,

                                                   Вернётся русский человек...

Словарь: Терновый - из терновника, колючий. Терновый венец - мученичество, страдание.

     Характер этой  войны несправедливый, захватнический, за исключением Сербии. Для неё война  справедливая, национально - освободительная.

     Исход этой войны стал трагичным для России - революция, братоубийственная война, раскол страны, утрата веры и тысячелетней культуры, раскол всего общества на два непримиримых лагеря. История этой катастрофической для России войны рассматривалась как исторический факт и то, как война империалистическая, а не война «За веру, Царя и Отечество». Война показала, что отныне Мировые войны будут носить тотальный характер с вовлечением всего населения и напряжением всех моральных, военных и экономических возможностей государств. И окончиться эта война может только безоговорочной капитуляцией побеждённого. А раньше воюющие исходили из опыта предыдущих войн, в которых победа решалась сокрушением армии и военной мощи противника.

   Первая Мировая война закончилась в 1918 году. В результате войны прекратили своё существование 4 империи: Российская, Австро - Венгерская, Османская и Германская.

   Продолжительность войны- 1554 дня.

   Стран - участниц- 38

   Боевые действия - на территории 14 государств.

   Численность населения стран - участниц войны- 1050 млн человек (62% населения Земли)

   Мобилизованных- 74 млн человек

   Погибших военных- 10 млн человек

   Мирных жителей - около12 млн

   Раненых- около55 млн

          Первая мировая война — один из крупнейших вооружённых конфликтов в истории человечества. В России ее называли Великой или Второй Отечественной войной. Память о забытой войне начинает возрождаться в нашей стране и 1 августа официально объявлен Днем памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне.

  1. Память священна.

Учитель:

   -Память священна, а память о героях,кто  верно служил стране,- священна вдвойне. «Патриотизм - это не право, а обязанность, которую в меру своих способностей и сил должен нести каждый гражданин той земли, что отдана ему под Отечество».  (В. Распутин)

   Сегодня мы пополним наши знания о героях, патриотах  нашей Родины в годы  Первой Мировой войны.

                                         

                                                _______________________________________________________________________________________

Адариди Август-Карл-Михаил Михайлович - начальник 27-й пехотной дивизии, участник сражений в Восточной Пруссии. Во время известного Гумбинненского сражения 20 августа 1914 г. именно его войска сыграли решающую роль в победе над 17-м германским корпусом, что во многом предопределило исход всей битвы. А Гумбинненская победа привела к отступлению противника, это в совокупности с другими успехами в Восточной Пруссии заставило германцев перекинуть два корпуса с западного фронта, тем самым ослабило давление на англо-французов и внесло вклад в их стратегическую победу под Марной. Части под руководством К.М. Адариди проявили себя и во время отступления из Восточной Пруссии, а затем — в Первой августовской операции, когда заняли Мариамполь. К сожалению, талантливый в военном деле, он не смог выстоять против интриг, которые печально сказались на его карьере. Как писал о нем А.А. Успенский:Строгий по службе, вне службы это был обаятельный, простой и милый собеседник, в чем мне пришлось убедиться, когда иногда мы оставались с ним вдвоем по утрам (я заведовал хозяйством, т. е. довольствием всех офицеров на этой полевой поездке), не всегда выезжая в поле»

______________________________________________________________________________

М.В. Алексеев

Алексеев Михаил Васильевич – один из наиболее талантливых русских генералов Первой мировой войны. Начинал как начальник штаба Юго-западного фронта. Именно под его руководством была проведена успешная Галицийская битва, во время которой оказались разбиты и деморализованы основные силы Австро-Венгрии. Весною 1915 года возглавил Северо-Западный фронт, который во время Великого Отступления сумел относительно успешно (ввиду превосходства противника и критического положения с вооружением у нас) избежать готовящегося окружения, что сорвало планы противника решительным ударом вывести Россию из войны. Когда в августе 1915 года пост Верховного главнокомандующего занял император Николай II, М.В. Алексеев стал его начальником штаба, сосредоточив в своих руках фактически все оперативное руководство

___________________________________________________________________________________

Балуев Петр Семенович (1851-1923) — встретил войну начальником 17-й дивизии (19-й корпус 5-я армия). В августе во время Галицийской битвыпринял основной удар противника в героическом Томашевском сражении. Причем у Тарноватки сумел нанести поражение австрийской дивизии, впоследствии ведя тяжелые бои, чуть ли не в окружении, на три фронта. Эта победа имела большое тактическое значение для срыва австрийских планов. В середине октября 1914 г. возглавил 6-й армейский корпус. В сентябре 1915 г. во главе 5-го корпуса у оз. Нарочь разбил 75-ю резервную германскую  дивизию. Относительно успешно действовал весной 1916 г. в Нарочской операции. Отличился и во время Брусиловского прорыва, взяв в боях у р. Липа более 4    000 рядовых и офицеров.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В.Н. Горбатовский

Горбатовский Владимир Николаевич — известный генерал, один из героев обороны Порт-Артура, Первую мировую встретил во главе 19-го корпуса. Во время Галицийской битвы, проявив чудеса руководства и стойкости, выдержал у Томашева атаки превосходящего противника, чемспас от разгрома целую армию. Во время апрельских боев (1915 г.) за Курляндию умелыми действиями стабилизировал фронт. В 1915-16 гг. возглавлял сначала 12-ю, а потом 6-ю и 10-ю армии. Кавалер ордена Св. Георгия 3-й степени.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Гурко Василий Иосифович (1864-1937) — сын известного фельдмаршала, еще до Первой мировой войны успел себя проявить в качестве военного, дипломата и историка. Войну встретил во главе 1-й кавалерийской дивизии, с которой участвовал в наступлении в Восточной Пруссии. Еще 14 августа он организовал рейд на Маркграбово, что ввело противника в заблуждение относительно расположения основных сил русской армии. В дальнейшем он сумел добыть верные сведения о направлениях отступления немцев после Гумбинненского сражения, однако они не были правильно использованы вышестоящим командованием. 30-31 августа организовал дерзкий рейд через германские позиции на Алленштайн с целью оказать содействие попавшей в окружение 2-й русской армии. В сентябре успешно действовал в боях в Августовских лесах, у д. Рачки не допустив разгрома 3-го Сибирского корпуса. В октябре 1914 г. возглавил конный корпус, а затем получил в командование 6-й армейский корпус (Западная Польша). Именно на его фронте в январе 1915 г. под Болимовым германцы произвели первую химическую атаку на восточном фронте. В мае-июне 1915 года в боях на Днестре расстроил два вражеских корпуса, захватив 13 000 солдат и офицеров и 6 орудий, за что удостоился ордена Св. Георгия 3-й ст. В дальнейшем возглавлял 5-ю и Особую армии, а зимой 1916-17 гг. был вр. и.д.  начальника штаба Ставки, разработав свой план операции на 1917 год. Одним из первых начал организацию штурмовых отрядов в русской армии, разрабатывал рекомендации для войск на основе опыта прошедших боев. После Февральской революции один из немногих в личном письме императору выразил свою поддержку.

_____________________________________________________________

А.И. Деникин

Деникин Антон Иванов – несмотря на то, что известен как один из лидеров Белого движения, генерал успел прославиться в годы Первой мировой войны, которую начал в качестве генерал-квартирмейстера 8-й армии (при А.А. Брусилове), но затем решил перейти из штаба в строй и в сентябре возглавил 4-ю стрелковую бригаду (в 1915 развернулась в дивизию), прозванную за стойкость «железной». Успешно действовал в Галицийской битве (1914), Великом отступлении (1915) и Брусиловском прорыве, получив ордена Св. Георгия 4-й и 3-й степеней.

_____________________________________________________________________________________

П.Н. Нестеров

Нестеров Петр Николаевич – один из первых русских авиаторов. Еще до войны он первый в мире совершил «мертвую петлю», однако отличался не только мужеством, но и выдающимися конструкторскими способностями (сам построил планер, разработал конструкцию самолета без вертикального оперения, занимался вопросам усовершенствования двигателей). Первую мировую войну встретил в чину штабс-капитана во главе авиационного отряда. Воевал на Юго-западном фронте и погиб 8 сентября у Жолква во время первого в мире воздушного тарана. В «Акте расследования по обстоятельствам геройской кончины начальника 11-го корпусного авиационного отряда штабс-капитана Нестерова» писалось: «Штабс-капитан Нестеров уже давно выражал мнение, что является возможным сбить неприятельский воздушный аппарат ударами сверху колёсами собственной машины по поддерживающим поверхностям неприятельского аппарата, причем допускал возможность благополучного исхода для таранящего лётчика».

___________________________________________________________________________________

Романов Олег Константинович - все привыкли видеть представителей императорской фамилии во главе армий, фронтов, в штабах, однако не многие знают, что некоторые из них участвовали в гуще сражений, прямо на передовой, вместе с остальными солдатами и боевыми офицерами претерпевая все трудности фронтовой жизни. Среди них – князь Олег Константинович, участник боевых действий в Восточной Пруссии. Выбрав для себя гражданскую службу, он с первых дней войны принял решение с оружием в руках встать на защиту Империи. Сначала он вместе с братьями оказался в штабе лейб-гвардии Гусарского полка, затем после настойчивых просьб был переведен в эскадрон, в составе которого принял участие во многих боях, в одном из которых был смертельно ранен, тем самым оказавшись единственным представителем Царского Дома, погибшим на полях Первой мировой войны.

4 Итог занятия

-Что же вы можете сказать в конце нашего занятия? Начинайте свой ответ так:

  • Я понял, что...
  • Я узнал, что..
  • Я думаю, что...

Чтение стихотворения детьми хором

С Отчизной нашей, Родиной,

Живём одной судьбой.

За честь её прапрадеды

Не раз ходили в бой.

Кровь проливали прадеды,

И деды, и отцы.

Унизить нашу Родину.

Не дали, храбрецы!

Мы с Родиной, с Отечеством

Живём одной судьбой.

Пока богата Родина -

Богаты мы с тобой.

У нашей милой Родины

Прекрасные черты.

Пока красива Родина -

Красивы я и ты!

Чтоб слышалась и в будущем

Родная наша речь,

Должны мы нашу Родину

Лелеять и беречь.

Стран на планете множество,

Она  у нас одна -

Отчизна наша, Родина,

Любимая страна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «73-Я ГОДОВЩИНА СО ДНЯ НАЧАЛА II МИРОВОЙ ВОЙНЫ, 71-Я ГОДОВЩИНА СО ДНЯ НАЧАЛА БЛОКАДЫ»

С сентября 41-го года до марта 42-го от голода и бомбёжек погибло треть жителей нашего великого города. Мы всегда будем их помнить. Мужество ленинградцев и солдат останется в нашей памяти, как неповто...

«Забытая война», посвященный 100-летию начала Первой мировой войны

«Забытая война», посвященный 100-летию начала Первой мировой войны...

«Забытая война», посвященный 100-летию начала Первой мировой войны

«Забытая война», посвященный 100-летию начала Первой мировой войны...

буклет "Первая Мировая война"

«Все ищут и не находят причину, по которой началась война. Их поиски тщетны, причину эту они не найдут. Война началась не по какой– то причине, война началась по всем причинам сразу»...

Презентация по теме "Первая мировая война"

Презентация по теме "Первая мировая война". Материал можно использовать на уроке истории или на внеклассном мероприятии....

Забытая война -1 мировая война

презентация к классном часу...

урок истории 4 класс "Николай II — последний император России. Возникновение политических партий. В. И. Ленин и партия большевиков. Неудачи России в Первой мировой войне. Великая Российская революция 1917 года. Гражданская война. Гибель царской семьи"

Конспект открытого урокав 4 классе по окружающему миру. Тема «Николай II — последний император России. Возникновение политических партий. В. И. Ленин и партия большевиков. Неудачи России в...


 

Комментарии

Наземкина Екатерина Александровна

Наталья Степановна, очень интересная разработка классного часа у Вас получилась. Только, кроме первой, фотографии не открылись.