29-35 занятие на развитие памяти
план-конспект занятия по теме

Содержит упражнения, тренинги, игры и задания, направленные на развитие памяти

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_29-35_razvitie_pamyati.docx435.2 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 29. Память. Особенности памяти.

Цели: Способствовать формированию интеллектуальных способностей учащихся.

Ход занятия.

  1. Определение памяти.

Одним из основных свойств личности является память. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. Многие выдающиеся личности обладали феноменальной памятью. Например, академик А. Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Но хорошая память не всегда гарантирует ее обладателю высокий интеллект. Психолог Т. Рибо описал слабоумного мальчика, который легко запомнил ряды чисел. И все же, память — это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.

  1. Виды памяти.

Различают три вида памяти:

  1.  наглядно-образную память, которая помогает хорошо запомнить лица, звуки, цвет предметов и т. д.;
  2.  словесно-логическую, при которой преимущественно запоминают понятия, термины, схемы, формулы;
  3.  эмоциональную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.

Кроме того, существует разделение памяти на два типа в зависимости от длительности хранения информации:

  •  кратковременную память, когда материал запоминается быстро, но очень ненадолго;
  •  долговременную память, требующую больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на долгие годы.

Скорость заучивания материала у людей также разная. Есть быстро заучивающие и медленно заучивающие предлагаемую информацию. Второй группе людей для запоминания такого же объема информации потребуется втрое больше времени, но помнят они значительно дольше.

Память разделяют еще на механическую и смысловую. Часть людей склонна к механическому заучиванию (зубрежке), а другая часть — к осмысленному запоминанию. Хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понято. Как показывает экспериментальные исследования психологов, во втором случае результаты более чем в 20 раз лучше.

Иногда без всякого усилия, порой даже против воли человека, тот или иной материал «всплывает» в памяти человека. Возникает какой-то мотив песни, вспоминаются строчки стихотворения и др. Такая ' память носит название непроизвольной. Произвольная память имеет место тогда, когда человек прилагает усилия для запоминания или припоминания воспринятого, т. е. направляет свою активность на достижение поставленной цели.

Все люди отличаются друг от друга еще и тем, какой материал они лучше запоминают. Так, музыкант успешно запоминает музыку, у него лучше развита слуховая память. Художник или охотник имеют высокоразвитую зрительную память. У спортсменов лучше развита память на движения.

Различными бывают и основные свойства каждого вида памяти: объем (сколько информации человек может сохранить), прочность и точность памяти (насколько долго человек сохраняет воспринятое и насколько правильно его воспроизводит), организованность.

Для каждой возрастной группы детей характерны свои особенности памяти, поэтому считаем просто необходимым познакомить вас с особенностями памяти подростков. Степень владении человеком в любом возрасте своей памятью также различна, поэтому каждого ребенка надо научить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания и припоминания сохраненного в памяти материала, а также и применения сохраненного в памяти в жизни.

  1. Особенности памяти.

Эльконин Д. Б., характеризуя память подростков, писал, что она становится «мыслящей». Усиливается роль и удельный вес смыслового запоминания по сравнению с наглядно-образным. Подросток может сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления: запоминание, воспроизведение, припоминание.

Развиваясь, логическая память становится ведущей. Подростки более часто употребляют именно этот вид памяти. Соответственно реже ими используется для запоминания информации память механическая.

Известный психолог Леонтьев А. Н. исследовал развитие непосредственной и опосредованной памяти у детей и установил особенности их преобразования. Ученый показал, что с возрастом идет постепенное улучшение непосредственного запоминания, причем быстрее, чем опосредованного. От дошкольного к младшему школьному возрасту увеличивается разрыв между продуктивностью непосредственного и опосредованного запоминания. В подростковом возрасте прирост продуктивности непосредственного запоминания замедляется, а прирост продуктивности опосредованного запоминания увеличивается.

В подростковом возрасте происходит решающий сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими процессами. Исследования памяти детей данного возраста показали, что для подростка вспомнить — значит мыслить. Процесс запоминания подростка сводится также к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим связям между понятиями и явлениями.

Вследствие появления в школе новых предметов увеличивается количество информации, которую подросток должен запомнить, в том числе и механически. В связи с этим у школьников подросткового возраста часто возникают проблемы с памятью, возникают жалобы на плохую память. Но наряду с этим появляется интерес подростков к способам улучшения, тренировки памяти.

Для того чтобы школьники могли успешно учиться в среднем звене школы, у них должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений.

Подростка надо научить правильно ставить цели для запоминания материала. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если подросток запоминает материал с установкой, что эта информация понадобится в скором времени, то материал усваивается быстрее, помнится дольше, воспроизводится точнее.

  1. Законы памяти.

Для того чтобы подростки могли улучшить свою память, тренировать ее, их следует познакомить с законами памяти.

  1. Для лучшего запоминания необходимо думать. Учитывая тот факт, что память подростка теснейшим образом связана с мышлением, необходимо советовать учащимся среднего звена непременно во всем искать смысл. Не следует зубрить заданный параграф, повторяя про себя строчку за строчкой. Результат будет значительно лучше, если подросток постарается найти в тексте главную мысль, сделает конспект.
  2. Интерес к материалу повышает продуктивность запоминания. Следует посоветовать учащимся среднего звена школы почаще оценивать, что даст полученная информация. Если польза действительно ожидается, то читать будет интереснее, а следовательно, больше запомнится.
  3. К предстоящей работе с материалом следует готовиться. Психологами установлено, что новое гораздо легче усваивается, если подросток предварительно прочитает что-либо популярное на эту тему. Можно также посоветовать подростку подумать над тем, что он знает на предложенную тему, оценить, насколько информация пополнит знания.
  4. Не следует перегружать информацией память за короткий промежуток времени.

Это особенно касается подготовки к зачетным занятиям, к экзаменам. Ученые-психологи раскрыли секрет запоминания. Оказывается, объем оперативной памяти «семь», т. е. при одновременном восприятии мы можем удержать в памяти в среднем 7 объектов. Это могут быть 7 слов, 7 фраз, 7 параграфов. Причем легче запомнить первый и последний элементы ряда.

  1. Не следует учить друг за другом похожие предметы.

Так, не следует учить физику после математики, а литературу после истории. Учеными давно замечено, что лучший способ забыть все, только что выученное, — попытаться тут же запомнить нечто похожее.

  1. Необходимо бороться с забывчивостью.

Бороться с забывчивостью можно следующим образом: представляя обстановку, в которой происходило событие, можно припомнить и само это событие. Это объясняется тем, что одновременные впечатления имеют свойство вызывать друг друга. Так, узелок на память, завязанный в определенной ситуации, или крестик,нарисованный на руке, впоследствии помогают вспомнить и повод, по которому они появились.

  1. Вся информация должна восприниматься как законченное целое. Так, стихотворение или параграф надо прочитывать целиком и пытаться рассказать сразу все. Это поможет потом быстро восстановить в памяти весь материал.

V. Рекомендации для смыслового запоминания материала можно сформулировать так:

  1. осознайте, зачем следует запоминать материал;
  2. осознайте, что надо запомнить;
  3. проанализируйте материал, выявите связи между понятиями и явлениями;
  4. выделите главное, суть в материале, который надо запомнить;
  5. обобщите содержание;
  6. запомните обобщение.
  1. Наиболее известные приемы запоминания можно сформулировать следующим образом:
  1. Прогноз ситуации. Подросток обязательно должен подумать о том, что произойдет, если он не запомнит нужного. Можно прогнозировать и приятные последствия, если только они достаточно важны для учащихся.
  2. Следует учить подростков переводить скучную, не всегда изложенную доступным языком информацию на приемлемый для него язык. Здесь окажут помощь эмоции. Эмоциональное восприятие поможет запомнить материал. Яркое первое впечатление от предлагаемой информации является гарантией успеха.
  3.  Для лучшего запоминания следует сокращать информацию до предела. Лучше упустить детали, нежели главный смысл.
  4.  Поиск связей между фразами в материале, который следует запомнить, поможет во многом облегчить задачу.

В материале могут быть следующие связи:

  •  смысловые (логические связи между абзацами, параграфами);
  •  структурные (при запоминании бессмысленного ряда цифр большое значение имеет их расположение на листе. Чтобы лучше запомнить число из 7 цифр: 7415216, надо записать его так: 741 — 52 — 16. Читая текст, можно придать ему определенный ритм, внести эмоции).
  1.  Опорные сигналы или знаковое моделирование также можно использовать для лучшего запоминания материала.

Об этом приеме подробно пишет Шаталов В. Ф. в книге «Педагогическая проза».

В 1789 году Александр Васильевич Суворов с 7000 русской армией и 18 000 австрийская армия на реке Рымник разбили 100 000 турецкую армию: конница, паника.

  1.  Еще один прием: мнемотехника (искусство запоминания). Например, у радистов, осваивающих азбуку Морзе, свои приемы. Буква Э: (.. — ..) «Я на горку шла».
  2.  Повторение материала. Общеизвестно, что повторение — мать учения. Но даже, если повторить параграф 20 раз подряд, то наутро можно убедиться, что не все обстоит так благополучно с запоминанием, как хотелось бы.

Психологи установили, что через 30 минут забывается 40% новой информации, на следующий день — 34%, через месяц — 21%.

С учетом этого и надо повторять: первый раз сразу после прочтения, второй раз — через полчаса, третий раз — через день, а четвертый раз — через 3 недели

  1.  Тренировка памяти.

Тренировка — самый элементарный вид формирования личности, в основе которого лежит систематическое повторение определенных действий, а результатом является закрепление повторяемых процессов. Прежде чем приступать к тренировке памяти, необходимо провести диагностику памяти подростка, т. е. знать особенности памяти, занятия следует проводить в эмоционально приятной обстановке (там, где положительные эмоции, высокая готовность к восприятию)

  1. Правила сохранения знаний:
  1.  Выделите то, что нужно запомнить.
  2.  Отвлекитесь от всего постороннего и сосредоточьте внимание на тех объектах, которые нужно запомнить.
  3.  Выделите в объектах главное и второстепенное, найдите связи объектов с друг другом, используйте мнемотехнику.
  4.  В сложном материале обязательно выделяйте смысловые вехи.
  5.  Опирайтесь на свой тип памяти, активизируйте образные представления.
  6.  Систематически повторяйте и воспроизводите материал, который запомнили.
  7.  Не смешивайте узнавание и воспроизведение.
  8.  В случае затруднений вспомните обстановку заучивания, идите от отдельного факта к системе или от более общих знаний к необходимым в данный момент.

Следует помнить о том, что утомляемость, тревожность являются врагами памяти. Для хорошего запоминания необходимо и хорошее здоровье.

Укрепляя и тренируя память, ни в коем случае не следует забывать о таких психических процессах, как внимание, наблюдательность, воля. Тренировать память следует регулярно, посвящая этому хотя бы 30 минут ежедневно.

Лучшие результаты можно получить, если занятия проводить утром, между 8 и 12 часами. Потом наступает спад. Новый пик эффективности к 19 часам.

Чашка чая, кофе улучшают, активизируют память.

Табак ухудшает кровоснабжение мозга, в результате чего у большинства курильщиков память слабеет.

Для того чтобы занятия и упражнения были более эффективны, предварительно необходимо провести диагностику памяти. С помощью предлагаемых ниже методик можно определить, какой вид памяти преобладает, а какой нуждается в тренировке, какие свойства памяти недостаточно развиты.

Занятие 30. Тренировка памяти.

Цели: Способствовать формированию интеллектуальных способностей учащихся.

Ход занятия.

  1. Игра «Логически не связанный текст».
  2. Игра «Числа»

Игра «Логически не связанный текст».

Для запоминания 20 слов дается 40 секунд, после чего следует записать то, что запомнили. Ответ считается правильным, если верно указывается и порядковый номер, и само слово. Умножив число правильных ответов на 5, получим эффективность запоминания в процентах.

  1. украинец
  2. экономика
  3. каша
  4. татуировка
  5. нейрон
  6. любовь
  7. ножницы
  8. совесть
  9. глина
  10. словарь
  11. масло
  12. бумага
  13. сладости
  14. логика
  15. социализм
  16. глагол
  17. прорыв
  18. дезертир
  19. свеча
  20. вишня

Игра «Числа».

За 40 секунд нужно запомнить 20 чисел и их порядковые номера.

Эффективность запоминания вычисляется так же, как и в предыдущем упражнении.

Занятие 31. Тренировка памяти.

Цели: Способствовать формированию интеллектуальных способностей учащихся.

Ход занятия.

  1. Игра «Лица с именами и фамилиями».
  2. Игра «Логически связанный текст»

Игра «Лица с именами и фамилиями».

Бывает очень неприятно, когда забываешь, как зовут знакомого, или вообще не можешь вспомнить, знакомы ли вы. Так нередко случается, когда знакомство не было связано с какими-либо эмоциями.

Чтобы запомнить лицо, внимательно рассмотрите его, отмечая характерные особенности. Мысленно повторите несколько раз имя и отчество человека. Свяжите с ними зрительный образ.

Возьмите 10 незнакомых фотографий с именами и фамилиями (их можно вырезать из газет, журналов). На запоминание дается полминуты. После этого те же фотографии, но в другом порядке, вновь предлагаются испытуемому, он должен опознать их. Эффективность запоминания получите, умножив число правильных ответов на 10.

Игра «Логически связанный текст».

Запомните 10 основных положений, выделенных в следующем тексте. Нужно прочесть упражнение и через минуту воспроизвести содержание основных положений в заданном порядке. Умножьте число правильных ответов на 10 и получите процент эффективности запоминания.

Текст: Мы берем на хранение чужие мысли и знания (1), только и всего. Нужно, однако, сделать их собственными (2). Мы уподобляемся человеку, который, нуждаясь в огне, отправился за ним к соседу и, найдя у него прекрасный, яркий огонь, стал греться у чужого очага (3), забыв о своем намерении разжечь очаг у себя дома. Что толку набить себе брюхо говядиной, если мы не перевариваем ее (4), если она не преобразуется в ткани нашего тела, если не прибавляет нам веса и силы? Или, быть может, мы думаем, что Лукулл, ознакомившийся с военным делом только по книгам и сделавшийся, несмотря на отсутствие личного опыта, столь видным полководцем, изучал его по нашему способу? Мы опираемся на чужие руки с такой силой, что в конце концов, обессиливаем (5). Хочу ли я побороть страх смерти? Я это делаю за счет Сенеки (6). Стремлюсь ли утешить другого? Я черпаю из Цицерона (7). А между тем я бы мог обратиться за этим к себе самому (8), если бы меня надлежащим образом воспитали. Нет, не люблю я этого весьма относительного богатства, собранного с мира по нитке. И если можно быть учеными чужою ученостью (9), то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью (10).

(Мишель        де        Монтенъ)

Среднюю продуктивность запоминания вы получите, если сложите проценты двух упражнений и поделите на 2.

91-100% — отличная память;

71-90% — очень хорошая память;

51-70% — хорошая память;

31-50% — удовлетворительная память;

11-30% — плохая память;

0-10% — очень плохая память.

Занятие 32. Тренировка памяти.

Цели: Способствовать формированию интеллектуальных способностей учащихся.

Ход занятия.

  1. Игра «Пословицы».
  2. Игра «Споем вместе».
  3. Игра «Песня».

Игра «Пословицы»

Участники игры сидят в кругу.

УСЛОВИЯ ИГРЫ: ведущий произносит начало какой-либо пословицы. Первый из игроков должен продолжить эту пословицу, а затем должен вспомнить начало новой. Если кто-то из игроков не сможет продолжить пословицу или не вспомнит новую, то он выбывает из игры.

Побеждает тот, кто остался последним.

Игра «Споем вместе»

Участники игры делятся на 2 команды.

условия ИГРЫ: первая команда должна вспомнить отрывок из песни, содержащий вопрос. Например: Ну, что сказать,

Ну что сказать.

Устроены так люди,

Желают знать, желают знать:

«Что было и что будет?»

Вторая команда должна за 1 минуту вспомнить и пропеть ответ на заданный вопрос. В данном случае ответ может выглядеть так:

«То ли еще будет, ой-е-ей».

Приведем еще пример:

«Ах, зачем я на свет появился?

Ах, зачем меня мама родила?»

В этом случае ответ может выглядеть следующим образом:

«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью...» Если ответ не принимается, команде дается еще 30 секунд на поиски.

Ответившая команда затем должна придумать вопрос. Другая — ищет ответ. Проигрывает та команда, которая не сумеет найти ответа.

Игра «Песни»

Участники игры сидят в кругу.

условия ИГРЫ: первый участник поет куплет любой песни, второй должен вспомнить и спеть куплет другой песни, но в котором обязательно должно быть хотя бы одно слово из предыдущей песни. Третий припоминает и поет куплет из другой песни, который содержит хотя бы одно слово из предыдущей и т. д.

Например: «То береза, то рябина,

Куст ракиты над рекой.

Край родной, навек любимый,

Где найти еще такой?»

2-й участник игры может продолжить так:

«Что ж стоишь, качаясь, тонкая рябина,

Головой склоняясь, до самого тына».

3-й участник игры далее может привести слова из следующей песни:

«Голова стала белою, что с нею я сделаю...»

4-й участник:

«И шила платье белое, когда цвели сады,

Но что же тут поделаешь, другую встретил ты. Красивая и смелая, дорогу перешла.

Черешней скороспелою любовь ее была».

5-й участник:

«У дороги чибис, у дороги чибис,

Он кричит, волнуется чудак:

«А скажите, чьи вы, а скажите чьи вы?

И зачем, зачем спешите вы сюда?»

6-й участник:

«Крикну, а кругом тишина,

Снова я останусь одна,

Сильная женщина плачет у окна...» и т. д.

Тот из участников, кто не может вспомнить куплета песни, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался последним.

Занятие 33. Тренировка памяти.

Цели: Способствовать формированию интеллектуальных способностей учащихся.

Ход занятия.

  1. Игра «Запомним слова».
  2. Игра «Предметы».

 Игра «Запомним слова»

Участники делятся на пары.

условия ИГРЫ: каждый из партнеров берет листок

бумаги и пишет 20 любых слов. Пока подростки пишут, они должны их запомнить. Дается ограничение во времени — 1 минута.

После этого участники обмениваются листочками и проверяют, насколько хорошо каждый из них запомнил записанные им самым слова.

Число слов, которые воспроизведены, фиксируется. Ведущий должен определить, кто занял 1-е, 2-е и 3-е место.

Игра «Предметы»

Участники игры разбиваются на 2 команды.

Из каждой команды выбирают по водящему. Члены каждой команды выкладывают на стол по одному предмету. Водящий смотрит и запоминает, кто какой предмет положил. После этого каждый водящий должен ответить на вопрос: кто и в какой последовательности какой предмет положил.

Ведущий оценивает результаты ответов водящих. В роли водящего должен выступить каждый член команды.

Занятие 34. Тренировка памяти.

Цели: Способствовать формированию интеллектуальных способностей учащихся.

Ход занятия.

  1. Игра «Запоминаем, рисуя».
  2. Игра «Слова».
  3. Игра «Кто больше запомнит?»

Игра «Запоминаем, рисуя»

Участники сидят за столами.

Ведущий заранее готовит 20 слов. Каждый из участников игры заранее готовит ручку и листок бумаги. Ведущий называет последовательно слова. После каждого названного слова он считает до 3-х. За это время участники игры должны успеть каким угодно рисунком для запоминания зарисовать это слово. Пусть рисунок будет непонятен для других, лишь бы участник игры мог потом по порядку назвать слова. Кто всех больше слов запомнит, тот и выиграл.

Игра «Кто больше запомнит?»

Участники игры сидят в кругу.

условия игры: первый участник называет любое

слово, например, карандаш, следующий должен повторить это слово и должен назвать любое свое, например, лес. Третий участник повторяет уже два предыдущих слова: карандаш и лес, называет свое и т. д.

Таким образом, в конце игры остается победитель, который обладает самой выдающейся памятью.

Игру можно начинать несколько раз.

Игра «Слова»

Эта игра поможет вспомнить как можно больше слов — названий предметов, относящихся к одной группе.

Участники игры сидят в кругу.

условия ИГРЫ: ведущий называет тему, на которую участникам предстоит подбирать существительные. Причем, первый называет слово, второй повторяет названное слово и приводит свое и т. д. Например, тема: фрукты. Первый называет «яблоко». Второй повторяет «яблоко» и называет «апельсин». Третий участник повторяет «яблоко» и «апельсин» и называет «груша» и т. д.

Тот из подростков, кто забудет названные для него слова или не назовет свое, выбывает из игры.

Побеждает тот, что останется последним.

Занятие 35. Тренировка памяти.

Цели: Способствовать формированию интеллектуальных способностей учащихся.

Ход занятия.

  1. Игра «С одной буквы».
  2. Игра «Города».
  3. Игра «Украшаем слова»

Игра «С одной буквы»

Эта игра развивает память подростков.

Участники игры делятся на 2 команды.

условия ИГРЫ: ведущий называет букву, а команды по очереди называют по одному предмету, находящемуся в комнате и начинающемуся с этой буквы.

Та команда, которая называет последнее слово, побеждает.

Игра «Города»

Эта игра развивает память подростков, а также их мышление.

Участники игры сидят в кругу.

условия игры: ведущий называет какой-либо город, например, Москва. Первый из участников игры должен вспомнить название города на букву «А». Например, он называет Армавир. Следующий должен вспомнить название города на «Р» и т. д.

Если кто-то из игроков назвал слово, оканчивающееся буквой, с которой не начинается название никакого города, или не может вспомнить название города, он выбывает из игры.

Выигрывает тот, кто останется последним.

Игра «Украшаем слова»

Эта игра развивает память и мышление подростков.

Участники игры сидят в кругу.

условия ИГРЫ:        ведущий предлагает какое-либо существительное, а каждый из участников игры по очереди называет по одному прилагательному к этому существительному. Тот из участников, кто не сможет назвать прилагательное, выбывает из игры. Повторяться нельзя.

Побеждает тот, кто остается последним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное занятие для развития памяти и внимания учащихся VII вида

Занятие предназначено для учащихся VII вида 2-3 класса. Основано на упражнениях, но преподносится в игровой форме....

Психологическое занятие на развитие памяти

Презентация разработана для группового развивающего психологического занятия в начальной школе. Цель занятия - развитие памяти....

Презентация "Занятие на развитие памяти, внимания, мышления"

В презентации представлены игры, способствующие развитию памяти, внимания, мышления у детей с ОВЗ...

Коррекционно-развивающее занятие по развитию памяти у учащихся 1 класса

Открытое занятие на день открытых дверей в МБОУ "Школа равных возможностей" для родителей учителя-дефектолога «Коррекционно-развивающее занятие по развитию памяти у учащихся 1 класса&r...

Коррекционно-развивающее занятие по развитию памяти, внимания и мышления у младших школьников.

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по развитию памяти, внимания и мышления у младших школьников. Содержание занятия направлено на развитие у учащихся познавательных способностей...

коррекционно-развивающее занятие по развитию памяти со школьниками с ЗПР

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОРРККЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ У ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР...

Аттестационная работа «Использование приемов ТРИЗ – РТВ при обучении запоминанию различной информации» (на занятиях по развитию памяти)

Современное общество предъявляет все более сложные требования к системе образования порастающего поколения. Согласно ФГОС, одной из первостепенных задач воспитания и обучения является воспит...