"Музей как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания"
статья по теме

Лопатина Екатерина Николаевна

В статье говорится о значении музейной деятельности в деле воспитания воспитания младшмх школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_muzee.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Музей  как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания.

              В условиях перехода России к правовому государству, к демократическому  обществу,  к рыночной экономике, специфические проблемы в обществе вызваны не только экономическими и политическими трудностями, а, прежде всего, сменой системы ценностей и социальных приоритетов. Начало XXI века  отмечено усилением воспитательных мотивов на всех уровнях общества. В педагогический лексикон возвращаются понятия: «нравственность», «духовность», «патриотизм», «гражданственность».

              Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Национальная культура и история  – это ресурсы, которые  помогают  воспитывать духовно-нравственную и патриотичную  личность, которой присущи любовь и уважение к родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самой себе. Но моральные отношения не возникают и не существуют сами по себе, они связаны с деятельностью человека и обуславливаются ею. Чтобы формировать у ребёнка нравственные качества, необходимо включать его в соответствующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую,   деятельность по сбережению и охране природы, общения с другими людьми и т.д. Таким образом,  у учащихся возникает понимание того, как  необходимо осуществлять ту или иную деятельность, формируется чувство ответственности, вырабатываются навыки нравственного  поведения, и укрепляется воля.

Академик  Д. С. Лихачев отмечал, что «любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней». Приобщение к культурно-историческому наследию должно начинаться с познания своего края, малой родины. Источником культуры по праву выступает музей. В нём собраны подлинные предметы старины, коллекции, исторические документы, содержательные экспозиции, все это создает  атмосферу погружения в прошлое, дает возможность понять, прочувствовать, пережить историю своего народа. Только человек, знающий свое прошлое, лучше ценит и настоящее.

Тольяттинский  краеведческий музей ежегодно готовит для школьников  разнообразные культурно-образовательные программы. Они направлены на  развитие познавательной и творческой активности детей, самостоятельности и способности к самореализации, умение отстаивать свою точку зрения, приобщение к историко-культурному наследию нашего края,  пробуждение любознательности. Музейные образовательные программы помогают в реализации задач новых федеральных государственных образовательных стандартов, разнообразят внеурочную деятельность, помогают формированию универсальных учебных действий. Особенно ценно то, что занятия в музее дают возможность не только наглядно познакомить с историей родного края, с жизнью людей в разные временные эпохи,  с традициями  народа, но и с настоящим нашего города, с экологией края и его проблемами.

 Так, например, мультимедийное  занятие «Дерево в городе» в игровой форме помогло ребятам  узнать  о жизни городских деревьев, о том какие деревья произрастают в Тольятти, как правильно сажать деревья и что влияет на их самочувствие. Оно стало отличным дополнением к проекту «Лучшее дерево для школьного двора», которым дети занимались во внеурочной деятельности. Теперь они смогут правильно посадить и ухаживать за деревом на школьном дворе» уже не виртуально, а реально.

Видео-занятие «Военные истории Собаки Дика», которое  рассказало об использовании собак в военных действиях и помощи четвероногих «бойцов» Красной Армии в тяжелые военные годы, стало продолжением проекта «Собака бывает  кусачей»,  выполненного учащимися во 2 классе.  Ребята выясняли, почему собаки из друзей человека превращаются в одичавших животных, которые кусаются и переносят множество заболеваний. Они пришли к выводу, что виноваты люди, которые безответственно и равнодушно относятся к своим четвероногим друзьям. Дети дважды провели общешкольную акцию по сбору средств в помощь приюту для собак на Московском проспекте и сами отвезли корма. Такая работа оставила отпечаток в душе каждого ребёнка. Думаю, они никогда не будут обижать бездомных животных, и смотреть на них с ненавистью. А, когда дети  подрастут, всегда смогут найти гуманный способ решения любой экологической или  нравственной проблемы.

На праздничном занятии «Весенние заклички», которое было призвано познакомить с праздничными традициями русского народа,  ребята узнали, как встречали весну наши предки, как гнали зиму, как загадывали желания, куда «летали» печёные жаворонки и зачем «кормили» холм.  Дети стали участниками игрового представления с угощением, загадками, шутками и народными играми, веселыми «закличками» в  деревенской избе, лепкой из соленого теста «жаворонков». Это занятие  подготовило детей к изучению темы по окружающему миру о жизни славян. Учащиеся с удовольствием вспомнили о празднике и традициях, с которыми их знакомили работники музея. Каждое занятие,  проведённое в музее, которое рассказывает об образе жизни, традициях, ремёслах наших предков,  даёт ребятам не только знания, но чувство причастности к истории, оставляет в душе  неизгладимый след.      

        На базе краеведческого музея  регулярно проводятся интерактивные литературные выставки. Мы посетили выставки по творчеству Милна «Винни-Пух и все, все, все» и по творчеству  Аркадия Петровича Гайдара. Ребята имели возможность посмотреть и потрогать декорации  к литературным произведениям, посмотрели выставку, посвященную авторам. Выполняли различные задания, играли.

        Такая деятельность в условиях музея порождает единство словесно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства детей. Информация, которая возможно уже даже была известна детям, приобретает наглядность, образность, способствует активизации воображения, визуального мышление, обогащает словарный запас, становится средством передачи культурного и духовного опыта.

        Огромный вклад в дело духовно-нравственного и патриотического воспитания учащихся вносит школьный музей  и  мемориальный комплекс погибшим в Великой Отечественной войне выпускникам и учителям школы №1. Работая в старейшей из школ города,  я  имею уникальную возможность использовать материалы, накопленные за многие годы в музее. Не смотря на то, что сейчас средняя школа №1 находится в современном здании, её по праву можно называть самой старой школой города Тольятти.  Нашу  школу называют трижды рождённой. Первым рождением  считается образование школы в городе  Ставрополе  в послереволюционные годы. Вторым рождением считается переезд школы в 1957 году на новый адрес (ул. Горького, 88),  в связи со строительством Жигулевской ГЭС и затоплением Ставрополя. Третье рождение - переезд школы в новое здание по адресу (ул. Мира, 121) в 1985 году, где она находится и поныне. Множество старых документов и прочих интересных вещей, перевезённых из первой ставропольской школы, представлены в школьном музее. Старинные парты и учебники, плакаты и грамоты, фотографии  и другие артефакты прошлых лет позволяют прочувствовать атмосферу, в которой учились наши предки. Дают возможность представить, как протекала  жизнь в городе Ставрополе.

            МБУ школа №1 носит имя выпускника - героя Великой  Отечественной войны Виктора Носова, командира  экипажа 51-го минно-торпедного авиаполка Балтийского флота, погибшего при совершении тарана немецкого транспорта в 1945 году. Экспозиция музея содержит множество экспонатов, посвященных памяти героев Великой Отечественной Войны, выпускников ставропольской средней школы. Это фотографии, письма, остатки боевых снарядов, обмундирования военных лет, некоторые предметы обихода военных лет. Есть и макет дома, где жила известная выпускница ставропольской школы, штурман 46-го женского Гвардейского авиаполка Валентина Ступина, её письма с фронта.  В основном  экспонаты  добыты усилиями учеников и педагогов школы №1, а также были пожертвованы ветеранами Великой Отечественной войны.

            Учащиеся нашей школы  имеют возможность регулярно посещать школьный музей с такой  богатой историей, изучать экспонаты. В музее проводятся уроки  шкинографии (ШКИН – это школа имени Носова). Там старшие ребята рассказывают об истории нашей школы, об известных выпускниках школы.  Учащиеся начальной школы принимают участие в конкурсах стихов и рисунков о Родине и о Великой Отечественной войне, участвуют в  концертах для ветеранов.  Ежегодно 13 февраля  в школе  проводится  урок мужества, посвященный подвигу экипажа Виктора Носова. Дети в этот день возлагают  цветы к памятнику и обелиску. В результате проведенной работы детям хочется быть похожими на тех, кто составляет славу и гордость родного края.

              Соединение учебной и краеведческой работы по изучению младшими школьниками страниц истории и культуры родного города и школы рождает у детей любовь к Отечеству, позволяет правильно сориентировать ребенка на духовные ценности, и дает надежду на возрождение высоко духовного российского общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Музей как средство духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания.

статья "Музей как средство духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания" предназначена для учителей начальных классов...

статья Музей как средство духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания.

статья "Музей как средство духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания" предназначена для учителей начальных классов...

статья Музей как средство духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания.

статья "Музей как средство духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания" предназначена для учителей начальных классов...

Об итогах семинара «Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательных организациях. Возрождение духовно-нравственного наследия на основе традиций отечественной культуры»

В ходе семинара участники посетили различные мероприятия с использованием новых методик и форм проведения:-  урок по Основам православной культуры в 6 классе «Святоотеческое предание как нр...