Когда и как вводить запреты? Часть 2: профессиональный взгляд
статья на тему

Коновалова Юлия Александровна

Вопросы о запретах, которые часто задают родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaprety2.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                Когда и как вводить запреты?

                                

                                Часть 2: профессиональный взгляд

        Говорить об этом можно много, рассматривая тему запретов с разных сторон, но, мне кажется, лучше просто ответить на вопросы, которые часто задают родители. Итак:

Когда/ с какого возраста нужно вводить запреты?

        Лучше это делать в промежутке между 6 месяцами и 1,5 годами. В 6-7 месяцев малыш начинает активно передвигаться. Некоторые места и способы передвижения будут опасными для него. Запреты могут его уберечь.

        В период примерно с 1,5 до 3,5 лет запреты вызывают наибольшее сопротивление малыша. Поэтому лучше, чтобы к этому возрасту он уже имел опыт обращения с ними.

ВАЖНО ПОМНИТЬ: в каком бы возрасте вы ни начали вводить запреты, запаситесь терпением. Если начали что – то делать, нужно довести это до логического конца. Потому что каждая следующая попытка будет вызывать больший протест ребёнка и требовать от взрослого больше усилий.

Как формулировать запреты?

Формулировка запрета должна содержать не только запрещающую, но и разрешающую часть. Например, «нельзя залезать на подоконник, но можно на стул, диван, лесенку», «нельзя рисовать фломастером на мебели, стенах, покрывалах, но можно в альбоме», «нельзя убегать от мамы на/перед дорогой, но можно на площадке или в парке», «нельзя брать со стола папины документы, но можно попросить у него листочек» и т.д. Основная задача запретов – остановить небезопасное действие и помочь ребёнку понять, каким образом целесообразнее вести себя в сложившейся ситуации.

        Немного позже, в возрасте 4 – 5 лет, когда ребёнок более – менее начинает ориентироваться опасных – безопасных для себя и окружающих действиях, запреты теряют свою актуальность, и их место занимают правила.

Что делать, если ребёнок нарушает запреты?

        В этом случае действия родителей зависят от ситуации. Иногда лучшая стратегия – не мешать естественным последствиям, наступающим за нарушением запрета. Сюда относятся ситуации с горячими  и острыми предметами, моменты, касающиеся высоты и скорости. Как говорят в народе: «Память тела самая надёжная». Однако здесь важно, чтобы сам родитель очень хорошо осознавал степень грозящей ребёнку опасности. Нужно лишь «познакомить» с ней, но не допустить травмы.

        Есть другие ситуации, в которых нет непосредственной опасности для самого ребёнка, но недопустимо, чтобы малыш вёл себя так по моральным соображениям. Например, нельзя бить другого человека или мучить домашнего питомца. Здесь, пожалуй, наиболее действенным будет акцентированное удивление поступком ребёнка, непонимание и дальнейшее игнорирование/отвержение малыша всеми присутствующими при ситуации членами семьи.

        Ещё есть ситуации, и их, пожалуй, больше всего, когда нет непосредственной опасности жизни и здоровью ребёнка, и нет нареканий со стороны морали. Но при этом действия малыша нарушают «границы» других членов семьи и доставляют им дополнительные трудности. Например, малыш стучит по клавишам ноутбука, берёт хрупкие, бьющиеся предметы или важные документы, рисует на стенах, лезет в стиральную машину или духовку, плюётся и т.п. В этом случае чаще и эффективнее «работает» формула «нельзя.., но можно…». Например, «нельзя плевать на пол, но можно в раковину», «нельзя нажимать на клавиши сейчас, но можно чуть позже, когда папа поработает», «нельзя брать этот листок, но можно тот». Благодаря этой формуле ребёнку можно обозначать и пространственные, и временные возможности. Ещё один вариант: чётко обозначить хозяина той или иной вещи. И ввести правило: хочешь взять вещь, спроси хозяина.

ВАЖНО ПОМНИТЬ: необходимо кратко и точно пояснить ребёнку, что в его действиях вызвало ту или иную реакцию со стороны окружающего мира.

Сколько запретов должно быть?

        Абсолютных запретов, когда нельзя ни при каких условиях, не должно быть много. Только то, что действительно способно повредить ребёнку. Чтобы не сковывать естественную активность малыша. Потому что, если запретов много, ребёнок становится тревожным, начинает бояться окружающий мир.

        Остальные ограничения лучше озвучивать через формулу «нельзя.., но можно…». И подобные запреты будут касаться большого количества ситуаций.

До какого возраста нужны запреты? (этот вопрос задают редко, но родителю нужно понимать: то, что помогало ребёнку в одном возрасте, может мешать ему в другом)

        Примерно с 6 месяцев до 4 – 5 лет, когда ребёнок активно исследует и впервые открывает для себя явления окружающего мира, запреты помогают сохранить его безопасность. К 4 – 5 годам дети, как правило, уже имеют обширный опыт общения с окружающим миром. И запреты уступают место правилам и собственным выводам ребёнка. А после 9 - 10 лет запреты начинают мешать, вызывая, скорее, протест, чем послушание. Недаром говорят: «Запретный плод сладок!».

ВАЖНО ПОМНИТЬ: запреты нужны не для того, чтобы купировать активность ребёнка. А чтобы направить её в безопасное и целесообразное русло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой ребенок часто болеет, как закаливать ребенка? Когда нужно начинать закаливание?

Все, что вам нужно знать о том, как закаливать ребенка!  Каждая мама мечтает, чтобы ее малыш рос здоровым, крепким и веселым. А делают ли родители все, для того чтобы дети не болели?...

РЕКОМЕНДАЦИИ по оценке выполнения заданий итоговых работ для учащихся 2 классов по математике и вводу данных в электронную форму (2012/2013 учебный год)

Проверка и оценка выполнения заданий осуществляется на основе приведённых ниже рекомендаций учителями, преподающими в тестируемых классах....

Программа рукописного ввода Pen Input

Как работать на нетбуках по программе Pen Input...

Когда и как вводить запреты?Часть 1: родительский опыт

Рекомендации для родителей  о том, в каком возрасте и каким образом стоит вводить запреты для детей. Зачем они нужны, и как их лучше формулировать. Собственный родительский опыт....

Доклад:Зачем в школе вводится новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики?»

Доклад:Зачем в школе вводится новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики?»...

Конспект урока математики 4 класс по теме "Сложение смешанных чисел с переходом через единицу (когда дробная часть выражена неправильной дробью)" УМК "Школа 2100"

Подробный конспект урока математики 4 класс по теме "Сложение смешанных чисел с переходом через единицу (когда дробная часть выражена неправильной дробью)" по учебнику Л.Г.Петерсон УМК "...