Разработка занятия кружка во 2 А классе «Музей в твоём классе» по программе «Перспективная начальная школа»
план-конспект урока (2 класс) на тему

Леонтьева Ольга Петровна

Тема занятия: Картина Б.М. Кустодиева «Масленица»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_zanyatiya.docx22.76 КБ
Package icon maslenitsa_1.zip2.89 МБ
Package icon maslenitsa_2.zip2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №52» Ленинского района города Саратова

Разработка занятия кружка во 2 А классе

«Музей в твоём классе»

по программе «Перспективная начальная школа»

Тема занятия: Картина Б.М. Кустодиева «Масленица»

Выполнила:

учитель начальных классов

Леонтьева Ольга Петровна

Саратов 2014

Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (знакомство с картиной Б. М. Кустодиева «Масленица»)

Задачи занятия:

  1. Образовательная – формировать опыт работы с картиной, способствовать закреплению  знания художественных терминов .
  2. Развивающая – способствовать развитию познавательной сферы учащихся, грамотной речи, внимания, умения устанавливать причинно-следственные связи,   сравнивать, обобщать и делать выводы.  
  3. Воспитательная – создать условия для формирования у детей познавательного интереса к искусству, к традициям русского народа, национальной культуре, воспитания культуры общения в группе со сверстниками, осуществления самооценки собственной учебной деятельности;  эмоций.          

Образовательные ресурсы: доска, компьютер, проектор, репродукция картины Б. М. Кустодиева «Масленица», рамки для выделения фрагментов картины (прямоугольная и круглая), лупы (у каждого ученика), слайды с репродукциями картин художника  Б. М. Кустодиева .

Ход занятия:

  1. Организационный момент. 
  2. Актуализация знаний

Слово учителя:

Среди древнерусских праздников особо любимых русскими людьми – Масленица. Это праздник, который «провожает зиму». Масленица длится целую неделю и приходится на ту пору зимы, когда наступают оттепели, с крыш капает капель, день начинает увеличиваться, холод постепенно отступает. Каждый год он бывает в разные дни от середины февраля до первых дней марта.

        Масленицу называли разными именами: широкая, развеселая, честная. Существовало поверье, если на Масленицу не будет потех и веселья, то жить придется в горькой беде. Поэтому пекли блины с маслом и сметаной, оладьи, ходили друг к другу в гости, катались на лошадях в разукрашенных ли укрытых коврами санях, одевались в разные наряды. В городах устраивались шумные балаганы. Да еще приговаривали  

(Дети проговаривают следующие фразы и стихи):

«Приходи, весна, с радостью, с великой милостью.

Масленицу провожаем , света, солнца ожидаем.

Кончилась твоя власть, зима! Весна на пороге».

  1.  Постановка темы урока.

Нам предстоит знакомство  с новой картиной  художника Бориса Михайловича  Кустодиева  «Масленица».

Праздник масленицы совсем недавно прошел, но атмосфера веселого раздольного праздника осталась. Чувствуется она и на картине Б.М. Кустодиева «Масленица».

Народные праздники были излюбленной темой в творчестве Б. Кустодиева. И первое место среди них занимает веселая, шумная, хлебосольная масленица.

Глядя на эту картину, «Масленица», трудно себе представить, что она создавалась художником в ту пору, когда он был уже тяжело и неизлечимо болен. Парализованный, навсегда прикованный к инвалидному креслу, Кустодиев говорил: «Мой мир – это моя комната». Но в тоже время: «Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому – это было всегда единственным «сюжетом» моих картин».

Я думаю, что удалось. Давайте это докажем.

4. Работа по теме  занятия.

- Много ли людей принимает участие в праздновании Масленицы?

- Это город или деревня?

-Какие постройки вы видите?

-Правда ли , что праздничные гуляния в самом разгаре?

- Сколько упряжек с лошадками  вы видите?

- Кроме катания на лошадях, как ещё развлекаются люди?

- Какое развлечение художник считает самым  главным?

-Можно ли упряжки лошадей считать праздничными?

- Что показывает движение лошадей?

- Как называли человека, который управлял лошадью?

-Покажите его с помощью круглой рамки.

- Как его отличить от пассажиров? Какая у него одежда?

- Скажите, где слышны  музыка и пение? Обозначьте этот фрагмент картины с помощью прямоугольной рамки.

- Покажите музыканта с помощью круглой рамки.

- На каком инструменте он играет?

- Что может он исполнять? Какую мелодию?

-Можно ли сказать, что у детей свои развлечения?

- Чем они заняты?

-Глубокий ли снег? Почему вы так решили?

-Докажите, что на улице не так уж и холодно.

-А каким будет следующий день? По каким приметам народным это можно узнать?

-Что ещё усиливает атмосферу праздника? Какими средствами художник это показал?

- Есть ли взаимосвязь между природой и сценой народного гулянья? В чем она проявляется?

- Вообразите, какими звуками может быть наполнена картина?

-Почему художник расположил свою картину на горизонтальном полотне?

- Перед нами раздольная красота России с ее многовековыми традициями, с самобытностью народа и обычаев, с жизнелюбием и оптимизмом. Сохранилось ли это сегодня?  Отмечается ли этот праздник в наши дни? Какие традиции существуют в вашей семье?

- Сохранилось очень многое. Это настоящее богатство. Наши вечные ценности.

-Где по-вашему находится глаз художника? Где художник находился, когда рисовал картину? ( Обратите внимание на размеры фигур людей, предметов)

-Где на картине художник оставил свою подпись? Найдите.

5.Итог занятия:

-Какую  картину мы рассматривали и анализировали на сегодняшнем занятии?

- О каком празднике рассказал нам художник?

- Понравилась вам картина?

У Кустодиева много картин,  посвящённых Масленице. Если эта тема вас заинтересовала, мы можете с ними познакомиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по математике для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа"...

Рабочие программы к предметам 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"

1.Пояснительная записка      Рабочая программа по математике разработана на основе программы четырёхлетней начальной школы:«Перспективная начальная школа», курса «Матема...

Рабочие программы к предметам 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"

1.Пояснительная записка      Рабочая программа по математике разработана на основе программы четырёхлетней начальной школы:«Перспективная начальная школа», курса «Матема...

Рабочие программы к предметам 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"

1.Пояснительная записка      Рабочая программа по математике разработана на основе программы четырёхлетней начальной школы:«Перспективная начальная школа», курса «Матема...

Рабочая программа и развернутое календарно-тематическое планирование по математике 2 класс, по программе "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа и КТП по математике для 2 класса по программе "Перспективная начальная школа" составлено  в соответствии с положением школы....

Презентация методического пособия "Музей в твоём классе" по программе "Перспективная начальная школа"

Методическое пособие "Музей в твоём классе" 1-6 кл. может быть использовано и при работе по другим УМК, а так же не только учителями начальной школы, но и ИЗО, МХК, литературы, истории....

Рабочая программа по русскому языку 1 класс по программе "Перспективная начальная школа"

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»1 класс( составлена на основе ПРОГРАММЫ КУРСА  «РУССКИЙ ЯЗЫК» М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская, Т.А. Байкова, Н.М. Лаврова) ПОЯС...