Классный час "Деловая игра -мир профессий и твоё место в нём"
классный час на тему

Ермолаева Кристина  Михайловна

 Очень часто  я  провожу  классные часы  по  выбору  прфессии нашими  воспитанниками.Данный классный час познакомит ребят с многообразием мира профессий, окажет помощь в профессиональном самоопределении, поможет избежать ошибок в выборе профессии, вовлечет в дискуссию с целью не оставить равнодушных к теме. Как люди выбирают будующую профессию? Что им в этом помогает? Что должно служить путеводителем в сложном мире профессий? Какие ценностные ориентации и качества личности необходимы при выборе профессии?

Скачать:


Предварительный просмотр:

             МОУ «Детский дом- школа»  город  Орехово-Зуево

             Подготовила  воспитатель : Ермолаева К.М.

Деловая игра: "Мир профессий и твое место в нём".

Цель: Выявление воспитанниками своей профессиональной направленности.

Задачи:

  • Нацелить воспитанников  на серьёзное осмысление выбора профессии.
  • Дать возможность сориентироваться в типах профессий, выявить свои стремления, желания и наклонности.
  • Объяснить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии.
  • Формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии.
  • Продолжить работу по улучшению нравственного климата в группе.

Подготовительная работа: 

  1. Определение темы и формы проведения классного часа, составление плана подготовительной работы.
  2. Проведение  анкетирования воспитанников  на тему:  «Твоя будущая профессия».
  3. Диагностическое изучение профессиональных предпочтений воспитанников  (показ в презентации ).
  4. Подготовить выступление о профессиях (парное поручение).
  5. Подготовка оборудования и оформления классного часа.

Оформление, оборудование и инвентарь:

Ручки, листы, плакаты с высказываниями известных людей о труде, о профессиях, рекламные объявления, наглядные пособия, литература по профориентации, презентация «В мире профессий», ноутбук, проектор.

                                    Ход классного часа:

У: Добрый день, дорогие ребята!

Вступление. Как быстро бежит время… Совсем недавно вы переступили порог этой школы несмышлёными малышами, а сегодня вы, почти выпускники. Время как река, которая течет в одном направлении, из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее. Время не поворачивается вспять и не стоит на месте. Прожив миг,  мы не можем вернуться назад и прожить его заново. Назад дороги нет, идти нужно только вперед.

На экране: Лента жизни.(слайд 2)

                                         

                                                                                                                           

Рождение                         д/сад                   школа                  ?              ?   

У: Глядя на вашу ленту жизни, что вы можете сказать? Что, по вашему мнению, должно быть после слова «школа»?

-Это то, что ожидает вас впереди.

У: А что вас ждёт впереди? Какой важный шаг предстоит вам сделать?

-Ответы ребят.

У: Сегодня мы проведём наше занятие  в форме деловой игры на тему:

      «Мир профессий и твоё место в нём».

 (слайд 3)                                                                             

У: Ребята! (слайд 4)

“Человек рождается два раза, говорят в народе, считая вторым его рождением - выбор профессии. Рождение человека как профессионала – процесс сложный и индивидуальный. Формирование готовности человека к вхождению в новое качество – работника, специалиста, профессионала – уходит корнями в его детство, юность.

Например, бытует легенда, что в голландских семьях (будь то самая богатая или самая бедная семья), когда рождается ребенок и только начинает что-то понимать, мать берет его ладошки и показывает ребенку на них две извилинки (они всегда есть на ладошках). Буква “М” по-голландски означает – “человек”. А если перевернуть – латинская “W”, что означает “work” - “работа”. Человек и работа. Человеку надо работать, человек рождается, чтобы работать, и это большое счастье – найти в жизни свое назначение, свое призвание.

В жизни человека бывают моменты, когда ему приходится делать выбор. Выбор, от которого в дальнейшем зависит вся его судьба! Какой она будет? Как важно не ошибиться! Успешно ли сложится судьба личная и профессиональная карьера? Как не ошибиться и найти свою, только свою дорогу в профессии? Как выбрать? Вопросов тысячи! Ответ должен быть только один! У каждого из вас свой путь! Какой? Давайте попробуем вместе заглянуть в этот мир профессий!

(слайд 5)

Что такое выбор?  В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой:

     «Выбор – отобрать, взять для себя нужное, предпочтимое».

Сделать правильный выбор профессии - это выбрать работу, которая

  • во-первых -  вызывает интерес;
  • во-вторых - может быть доступной и посильной;
  • в третьих - можно будет трудоустроиться.

На доске:

-представители из профессиональных училищ с выступлением на тему: Куда пойти учиться? 

-Фото выпускников 2010-2014 учебных  годов  

У: Итак, я выбрала, я – педагог.

-А о какой профессии мечтаете вы? Посмотрим на экран (ваши анкеты по выбору будущей профессии были обработаны, и вот результат).

На экране: (слайд 6)диаграмма «Выбор профессий обучающимися  9 класса».

?Что мы имеем в виду, когда произносим слово «профессия»?

(слайд 7) Профессия – понятие многозначное:

*общность всех людей, занятых данным видом труда, необходимая для общества и ограниченная область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность существования и развития.

-Объяснение значений данных слов.

*Если посмотреть в словарь, слово “профессия” означает “говорить публично”.

*По американским меркам понятие “профессия” предполагает отличное качество выполнения работы, высокий уровень мастерства и квалификации.

Наряду со словом “ профессия” часто упоминаются и другие термины.

“Специальность” - обозначение того, чем и как занят человек, что он знает и умеет, в чем совершенствует свое мастерство.

Например, профессия - врач. Специальность – стоматолог, хирург. Узкая специализация – нейрохирург.

У: Таким образом, профессия – это группа родственных специальностей.

                                 

(слайд 8)

Упражнение 1: Из предложенного списка, назвать специальности:

токарь, хирург, директор школы, пианист, преподаватель, столяр, монтажник, художник, ткачиха.

Упражнение 2: Из предложенного списка, выбрать профессии:

учитель, резчик по камню, токарь, продавец книг, инженер, парикмахер, водитель, швея, повар, учитель истории. – Проверка задания.

У: Выбор профессии – сложное дело. Когда человек выбирает профессию, он принимает важное решение.

(слайд 9)Задание: Подумай и ответь, согласен ли ты с утверждениями и запиши,

с какими ты согласен, а с какими нет:

  • профессия выбирается раз и навсегда;
  • выбор профессии зависит от толщины кошелька;
  • профессия предназначена человеку от рождения;
  • профессию можно выбирать «за компанию»;
  • медицинские показания имеют значение при выборе профессии;
  • педагог – не помощник в выборе профессии.

У: Итак, этим вопросником мы утверждаем, что выбирать профессию очень важное дело в жизни каждого человека. Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. (слайд10) Послушайте легенду: Давным-давно во французском городе строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор".

Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.                          

 Вопрос: Почему? (Отвечают ребята).                                                     

     У: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.
Вопрос: Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята).                                   У: Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.           1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".
2.
Настоящий труд – это самоотдача и творчество.
3.
При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.                                                         (слайд 11)Хочу - своё желание.
Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.
Надо - потребности рынка труда.                                                                         4.В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.

5. Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии.

У: Что у нас получилось?

                                 

-Это формула выбора вашей будущей профессии.

У: А каким же путём, с чьей помощью вы, ребята, подошли к этому важному моменту в вашей жизни: Выбору  профессии? 

-Я приглашаю вас на просмотр страничек  нашего классного альбома, ведь на данный момент, ваш главный труд – это учёба в школе.

*(на экране под музыку демонстрируются фотографии из школьной жизни: кадры с уроков, мероприятий).

У: На основе анкетирования, результаты вы уже видели, у нас сформировались творческие группы, которые представят сейчас свою выбранную профессию в форме небольшого выступления:

1.«Оператор вязального и швейного оборудования»;

2. «Мастер общестроительных работ» (выступление ребят).

У: Также вам было дано домашнее задание: найти притчи о труде, коль мы говорим о профессиях.

Словарная работа: ПРИТЧА (это небольшой рассказ)

-Каждый ряд читает свою притчу и задаёт вопросы

(идёт дискуссия между ребятами).

 

У: Итак, вы получили информацию о мире профессий. Многим стоит задуматься, как лучше использовать особенности своего характера, свои способности при выборе профессии.

У: А сейчас, представьте, что вы закончили учёбу и вам нужно найти работу. Что вы будете делать?   Ответы ребят. (слайд 12)

На доске: фото организации Службы занятости населения по Сернурскому району.

*Рассказ учителя.

У нас гость: Специалист центра занятости. Вы можете  задать важные интересующие  вопросы, касающиеся непосредственно вашей будущей жизни.

*Вопросы+Ответы.

У: Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники.

А чтобы вы были только хорошими работниками, вам нужны следующие качества:

                                               

Выводы по мероприятию, обобщение:

У: Самое  главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, ибо, выбирая профессию, вы выбираете судьбу.

Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции вам) и обеспечивать максимальную реализацию ваших возможностей (пользу обществу).

*Заключение. 

У: Закончить наше занятие  я хочу небольшой притчей:  (слайд 13)

В одной далекой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек, который, совсем недавно был еще ребенком и только начинал свой жизненный путь. Но он-то думал, что все уже знает, многое умеет, и чужих советов слушать ему не надо. Решил он провести мудреца – поймал бабочку, зажал её между ладонями и спросил мудреца:

“Что у меня в руках – живое или неживое?” Если мудрец ответил бы "живое", он сильнее сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответил бы "неживое", молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец снова был бы не прав. Но когда молодой человек подошел к мудрецу и задал свой вопрос, старый человек внимательно посмотрел на него и сказал:

                                “ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ”…

       

?Объясните ответ мудреца.

?Каким образом эта притча относится к нашей теме.

-Ответы ребят.

У: Наше занятие подходит к концу.

-Какие моменты остались в вашей памяти?

-Какие мысли запомнились?

-Над чем хочется задуматься?

-Ответы ребят.

Русская пословица гласит: “Всяк  кузнец своего счастья”.

А Томас Карлейль сказал: “Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы”.

Я же хочу вам всем пожелать быть только счастливыми, а это ещё и значит, что очень важно в жизни найти работу по душе, как это сделали ваши предшественники – наши бывшие ученики.

На экране: фото Выпускников школы и их трудовая деятельность,          (видеосюжет из жизни выпускников, их напутственное слово9-классникам)

*Вручение 9-классникам путёвок в жизнь. (слайд 14)

                            Желаю вам шагать по жизни смело,
                          Желаю счастья каждому найти,
                          Пусть сбудется, что каждому хотелось.
                          В дорогу, друг! Счастливого пути!"

У: Спасибо за работу!