Путешествие в страну вежливости и доброты.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Кулекина Юлия Борисовна

Данное занятие способствует нравственному развитию личности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: Путешествие в   страну Вежливости и Доброты.

Цели: способствовать нравственному развитию личности учащихся.

Задачи: 

– познакомить детей с понятием «вежливость», «доброта»,  показать необходимость употребления в речи “вежливых” слов;

– развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь учащихся,  расширить кругозор учащихся, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

– воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация: «Путешествие в страну Вежливости и Доброты»,  плакаты с вежливыми словами, волшебная палочка, карточки с заданиями, солнышки, тучки.

Литературный ряд:  стихотворение «Доброта», рассказ «На перемене», стихотворение «Гусь»,  стихотворение  С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы»,
стихотворение «Добрые слова»,  стихотворение «Дедушка», пословицы и поговорки о доброте и вежливости.        

Музыкальный ряд: фонограмма песни «Дорога Добра», музыка В. Шаинского, слова М. Танич.             

Игры: «Доброе солнышко», «Волшебные слова», «Будь внимателен», «Вежливо-невежливо».  

Форма проведения: беседа с элементами игры.

Оформление класса: на доске плакаты «Вежливые слова».

Ход внеклассного занятия:

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь!

- Я очень рада  видеть вас и   ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята,  друг на друга и улыбнитесь!

II. Вступительное слово.

- Сегодня  на занятии,  мы с вами  совершим увлекательное путешествие в одну  необычную волшебную страну.

 – А как называется эта страна, попробуйте, угадать сами.

– В этой Стране люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу,  любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова.

– Ребята, наверное, вы уже догадались,  о какой стране идет речь.  Как она называется?

Дети: Страна Вежливости и Доброты.

Слайд 1

- Я приглашаю вас  в путешествие по волшебной стране Вежливости и Доброты.

По дороге в эту удивительную Страну мы посетим:

Слайд 2

1. Море  Доброты.

2. Море Вежливости.

3. Аллею Приветствий.

4. Дворец Извинений.

5. Остров «Размышляй-ка».

- А чтобы в пути нам не было скучно, давайте начнем наше путешествие с веселой дружной песни.

- Итак, все  готовы? Отправляемся!

Несколько учащихся выходят и, взявшись за руки,  исполняют песню «Дорога Добра», остальные дети подпевают припев   с места.

Звучит фонограмма песни.

Дорога добра.  Музыка В. Шаинский, слова М. Танич.

1. Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой?

Куда по свету белому

Отправиться  с утра.

Припев

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Припев повторяют все еще 1 раз.

2. Забудь свои заботы,

Падения и взлеты,

Не хнычь, когда судьба,

Ведет себя, не как сестра.

Припев

Но, если с другом худо,

Не уповай на чудо,

Спеши к нему всегда иди,

Дорогою добра.

Припев повторяют все еще 1 раз.

III. Путешествие в страну Вежливости и Доброты.


1. - Первое море, которое мы должны переплыть –  «Море Доброты».  

Слайд 3

- Ребята, а что  такое – ДОБРОТА?

Ответы детей.

- Давайте прочитаем, высказывания великих людей о доброте.  

Слайд 4  

Читает воспитатель или дети.

Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное.        (Л. Толстой)

Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и обид.                    (В. Розов)

- А как вы думаете, ребята,  каких людей называют добрыми?

Ответы детей.

- Что  же обозначает слово “добрый”?

- А давайте с вами заглянем в словарь, и посмотрим, как в нем толкуется значение слова “добрый”. (Ученик читает значение слова  на экране).

Слайд 5 (1 часть)

Добрый – это человек, делающий добро другим, отзывчивый.

Добрый – это такой человек, который несет благо, благополучие.

– В словаре мы видим, что слово “добрый” имеет два значения.

- Ребята, а давайте попробуем подобрать к слову «Добрый» слова, близкие по значению, т. е. слова – синонимы.

 

Слайд 5 (2 часть)

На слайде появляется солнышко со словами.

Ответы детей.

– И так давайте проверим, какие слова “дружат” со словом “ добрый”(появляются на слайде стрелки).

Слайд 5 (3 часть)

– Ребята, какие слова вы не соединили со словом “добрый”, почему?

Ответы детей.

- Ребята, а какие стихи вы знаете о доброте?

Выходят ученики и рассказывают стихотворение «Доброта».

Доброта

Ученик 1:

Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста, не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит, радуются взрослые и дети.

Ученик 2:

Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.

Ученик 3:

Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру “Доброе солнышко”.

Слайд 6

- В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Как солнце, доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость и внимание.

- Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне должны будете рассказать, какое доброе дело вы совершили за последнее время.

Воспитатель  выборочно дотрагивается “Волшебной палочкой” до ребят.

- Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили.

-  Ну, а нам пора двигаться дальше. Впереди еще одно море – Море Вежливости.

Слайд 7

2.  Море Вежливости.

- А как вы думаете, что такое вежливость?

Ответы детей.

-Давайте, прочитаем на слайде.

Слайд 8    

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

– Скажите, как называют человека, который употребляет вежливые слова в своей речи?

Дети: Вежливым.

– Но всегда ли частое употребление “вежливых” слов, является показателем вежливости человека?

Дети: Нет.

– А вот послушайте, какая история произошла с одним мальчиком на перемене.

На перемене

На перемене мальчики носились как угорелые. А Игорь, конечно, быстрее всех. И, неудивительно, что он впопыхах налетел на учительницу, чуть не сбив ее с ног. Анна Васильевна остановила Игоря и спросила:
– Что нужно сказать?
– Здрасьте! – ответил Игорь.
После этих слов ребята рассмеялись.

– Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря? Можно Игоря назвать вежливым человеком, ведь он употребляет в своей речи вежливые слова?

Дети: нет.

– Почему?

Ответы детей.

– Как  нужно употреблять волшебные слова? (Правильно.)

– А что значит правильно?

Дети: Подходящее, в данной ситуации по смыслу.

– Давайте  сделаем вывод?

Слайд 9

- Дополните предложение:

Для того, чтобы быть вежливым человеком, нужно не только употреблять “Вежливые слова”, но и употреблять их … (правильно).)

– Сейчас у нас XXI век, а вот в XVI веке вежливого человека называли по-другому. Может кто-то из вас знает как?

– В XVI веке вежливого человека называли “вежа”, что означает -  всезнающий. Именно от слова “вежа” произошло наше слово “Вежливость”.

– Вежливость было и есть очень важное качество для всех людей, поэтому в XVI веке вежливости учили в школе, так как сейчас учат математике или русскому языку.

– А вот послушайте, какая история произошла с одной девочкой.

Читает подготовленный ученик:

                    Гусь
Ко мне бежит огромный Гусь.
Я говорю себе:
“Не трусь!
Быть может,
Этот Гусь – ручной,
Бежит знакомиться со мной”.
Но у Гуся свирепый вид –
Он угрожающе шипит.
Щипаться будет?
Но и пусть!
Я улыбнулась:
– Здравствуй, Гусь!
Он головой кивнул в ответ.
И мне послышалось:
“Привет!”

– Что хотел сделать Гусь?

Дети: Ущипнуть девочку.

– Почему он девочку  не тронул? (она с  ним поздоровалась.)

– Разве могут птицы и звери понять человеческую речь? (Нет.)

– Так как же Гусь понял, что девочка  с ним поздоровался? (По приветливому взгляду, доброй улыбке девочки).

– Значит, если мы произносим вежливые слова с улыбкой, с добрым взглядом, то их понимают даже кто? (Животные.)

- Недаром, наверное, в народе говорят, что вежливое слово приятно даже кошке.

- Сейчас послушайте,  о каких полезных советах нам расскажут дети.

Стихотворение «Ежели вы вежливы» С. Я. Маршак.

Ученик 1: Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место без протеста
Уступите старухе.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.

Ученик 2: Ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником
Пред сильным не робея.

Ученик 3: И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.
И ежели вы вежливы
То всех благодарите
И мячика у маленьких
Без спросу не берите!

- Ребята,  о каких  же полезных советах из этого стихотворения  вы узнали?  

Дети: Необходимо уступать место старшим, не разговаривать на уроках, не перебивать старших при разговоре, защищать слабых, помогать родителям, не обижать маленьких детей.

- Ура,  ребята, ваши правильные ответы помогли нам переплыть Море Вежливости.

3. - Молодцы, тогда продолжим наше путешествие и отправимся на «Аллею приветствий». 

Слайд 10

– Скажите, ребята, когда люди встречаются, то с каких слов обычно начинают свое общение?

Дети: Со слова «Здравствуйте».

- Правильно, люди начинают знакомиться со слова “здравствуйте”. Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого.

– А что же  значит простое, обыкновенное слово "здравствуйте"?

- У каждого  слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда впервые  появилось это слово.

 

Слайд 11

- В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни “здравствуйте”, ни “до свидания”. Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им:

– Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово “Здравствуйте” – это значит будьте здоровы.

“Здравствуйте”– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше.

С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово “здравствуйте” – это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении.

- А какие еще волшебные слова вы знаете?

Дети: Здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста и т.д.

- Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете!

- Ребята, а давайте еще раз хором повторим волшебные слова и запомним их.

Слайд 12

- Для того чтобы стать вежливыми, мы  должны как можно чаще пользоваться этими «волшебными словами». В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

- Поиграем в игру «Волшебные слова». 

 Слайд 13

- Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … /спасибо/.

Зазеленеет старый пень, когда услышит … /добрый день/.

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … / спасибо/.

Когда нас бранят за шалости, говорим … /прости, пожалуйста/.

- Молодцы, ребята, и  с этим заданием вы справились успешно.

- А теперь, послушайте, какие еще советы дают нам дети  о добрых и вежливых словах.

Добрые слова

Ученик 1: Слова “До свиданья!”,
“Спасибо!”, “Простите!”,
“Пожалуйста!”, “Здравствуйте!”
Щедро дарите.

Ученик 2: Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома.

Ученик 3: Слова эти очень,
И очень важны,
Они человеку,
Как воздух, нужны.

Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно с улыбкой дарить.

- А сейчас, ребята,  давайте отдохнем и  поиграем.

Физкультминутка

1. Игра “Будь внимателен”

Слайд 14

- Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.

Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте,
пожалуйста.
Будьте любезны,  руки вперед.
Опустите руки,
пожалуйста.

Будьте добры, наклоните голову вперед.

Наклоните, назад, пожалуйста.

Влево.

Вправо.

Будьте любезны, садитесь на свои  места.

                                             

2. Игра “Вежливо  - невежливо”.

Слайд  15    

- Послушайте правила игры: если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши 2 раза. Когда   я читаю  о невежливом поступке   – вы  топаете ногами 2 раза. Начнем.

- Поздороваться при встрече……….
- Толкнуть и не извиниться…………
- Свистеть, кричать, шуметь в школе……….
- Уступить место старшим………
- Не вставать на обращение учителя…………
- Помочь подняться по лестнице…………..
- Попрощаться уходя…………

4. Мы продолжаем наше путешествие и  следующее место, куда мы отправимся это «Дворец извинений». 

Слайд 16

- Здесь встречают нас сказочные герои  Мальвина и Буратино.

Слайд 17

Мальвина: Здравствуйте, дети!

Буратино: (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к плакату) Здрасте!

Мальвина: Что ты такой невесёлый, Буратино?

Буратино: Невесёлый и всё. А тебе что от меня надо?

Мальвина: (обидчиво) Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?

Буратино: А что я тебе такого сказал?

Мальвина: Ничего особенного ты мне не сказал, но так ты со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.

Буратино: Вот ещё, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!

Мальвина: Буратино, что у тебя за тон?

Буратино: Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.

Мальвина: Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже и с Папой Карло.

Буратино: Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко и капризно, зато я хороший товарищ, весёлый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: “Ну, как посадка прошла?” А он обиделся и ушёл. И что плохого я сказал? Да,  разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят. Вон они как сами говорят. Есть такие, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся.

Мальвина: (обращаясь к ребятам) Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро. Почему ему неприятна “шутка” Буратино?

Ответы детей

Дети: Потому, что Буратино смеялся над несчастьем, над бедой Пьеро, а так делать нельзя, не красиво и  невежливо.

Буратино совершил неправильный поступок, он поступил невежливо, он должен будет извиниться перед Пьеро.

Буратино: Ну, ладно давайте не будем думать, кто хуже себя ведёт, мы просто станем все лучше. Хорошо я придумал?

Мальвина: Очень хорошо, Буратино. Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – дружба может разрушиться.

- Ну, вот и хорошо, ребята, что Буратино все понял, научился правильно себя вести по отношению к другим людям,  стал добрым и вежливым.

– А вот послушайте, что случилось однажды  с одним мальчиком.

             

            Дедушка

Попал я в дедушку мячом,
И закричал: – А я причем?
Но, досчитав, до тридцати,
Сказал: – Ну, дедушка, прости!

– Можно назвать этого мальчика вежливым? (Нет.)

– Почему, ведь он попросил у дедушки прощения?

– От его извинений стало дедушке легче? (нет.)

– Смог ли бы вы простить, если бы у вас так попросили прощения?

– А как бы вы в данной ситуации на месте мальчика попросили прощения?

Дети: Извините,  пожалуйста, я не хотел  вас обидеть,   простите меня за то, что я попал в Вас мячом.

Слайд 18

– Правильно, даже если вы случайно обидели другого человека или случайно причинили ему боль, надо обязательно извиниться, и извиниться так, чтобы человеку стало легче от ваших слов.

5. - Ну, а мы двигаемся дальше.   Как незаметно время ушло в пути.

Впереди осталась всего одна  остановка Остров «Размышляй-ка».

Слайд 19

- Как известно, люди издавна стремились к добру и ненавидели зло и эту мысль они отразили в пословицах и поговорках, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение.

- Сейчас, я хочу проверить, а знаете ли вы пословицы и поговорки о доброте и вежливости?

- Давайте поработаем  в парах.

- У вас на столе лежат карточки с заданием. Задание такое: Соедините   начало  пословицы с ее окончанием. Дается несколько вариантов окончания.  Найдите правильный ответ.   (1 минута).

Примечание: Выборочно вызываю любую пару учащихся. Прошу  одного ученика – прочитать первую часть пословицы, а его сосед по парте читает вторую часть пословицы.

1. Добрые дела

добрый ответ.

2. Сделаешь добро -

на добрые дела.

3. Добрый человек -

красят человека.

4. Кто со злом не повстречался,

тот добра не понимает.

5. Жизнь дана

несет мир.

6. На добрый привет –

дорого вежество.

7. Не дорого ничто -

добро найдешь.

8. При солнышке тепло-

богатства.

9. Доброе дело дороже-

красится.

10. Стол спасибом -

при матушке добро.

- Итак,  проверяем.

Слайд 20

На слайде появляется первая часть пословицы, а после ответа учащегося появляется вторая.

1. Добрые дела красят человека.

2. Сделаешь добро - добро найдешь.

3. Добрый человек - несет мир.

4. Кто со злом не повстречался, тот добра не понимает.

5. Жизнь дана на добрые дела.

6. На добрый привет – добрый ответ.

7. Не дорого ничто - дорого вежество.

8. При солнышке тепло - при матушке добро.

9. Доброе дело дороже - богатства.

10. Стол спасибом - красится.

- Ребята, а чему учат все эти пословицы?

Дети:  Надо быть добрым, внимательным, заботливым, совершать добрые поступки.

- Молодцы, ребята, вы справились со всеми испытаниями, которые встречались на вашем нелегком пути, и поэтому двери волшебной страны Доброты и Вежливости для вас открыты. Добро пожаловать!

Слайд 21

- А, так, как это страна волшебная, давайте станем, ребята,  тоже добрыми волшебниками для окружающих людей, подарим им немного радости, счастья и тепла и мы сами станем от этого счастливее!

IV. Итог занятия:  - В заключении нашего занятия, давайте, ребята, еще раз  вспомним, о чем мы сегодня говорили? Чему научились? Что нового узнали?

Дети: О доброте, о вежливости  о добрых и вежливых  поступках, о волшебных словах.

- А, какие правила добрых и вежливых поступков вы запомнили?

Ответы детей.

Слайд 22 . Читает воспитатель или дети.

- Здоровайся при встрече.
- Не груби, даже если сердит.
- Проявляй доброжелательность.
- Будь вежлив и воспитан.

- Призывай окружающих к хорошим взаимоотношениям.

- Совершай добрые дела просто так, из хороших побуждений.

- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились!

V. Рефлексия:

– Ну вот, пришло время прощаться.

- Мне бы хотелось узнать, ребята, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия.

- Я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему занятию. Перед вами лежат солнышки и тучки.

Слайд 23

- Кому было интересно на занятии, кто узнал много нового и интересного, у кого хорошее настроение  поднимите солнышко, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно –  поднимите тучку.

– На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание! До новых встреч!

Слайд 24

Звучит  песня о доброте.



Предварительный просмотр:

Интерактивный урок окружающего мира в 4 классе.

УМК:образовательная система «Школа России»

Тема: «Лес и человек. Экологические проблемы леса».

 Цели урока:

1) образовательные: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы, познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека, показать важность рационального использования и охраны лесов, сформулировать и обосновать правила поведения в лесу, познакомить с редкими растениями и животными леса.

2)воспитательные: воспитывать любовь, уважение, бережное отношение к природе, культуру поведения.

3)развивающие: развивать познавательный интерес, развивать умение работать с картой.

Формируемые УУД:

познавательные- устанавливать причинно-следственные связи  и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, моделировать объекты и явления окружающего мира;

коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

 регулятивные- формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата ,предвосхищать результат, оценивать качество и уровень освоения материала;

 личностные- приобретать новые знания и умения.

Оборудование урока:  компьютер; мультимедиа оборудование; презентация к уроку «Лес и человек»;  рисунки и фотографии с изображением животных, занесенных в Красную книгу; тесты «Зона лесов»; карточки  -задания; выставка работ учащихся по теме: «Лесная зона»; тексты стихотворения С.Никулиной «Русский лес»,Ю.Кулекиной  «Ручеёк»; карта природных зон.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Внимательно слушай!

Запоминай!

Активно на уроке отвечай!

  1. Актуализация опорных знаний.

1.Работа с картой.(Работа ведётся  по карте природных зон)

-Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

-Каким цветом она обозначена на карте?

_Какая у зоны лесов земная поверхность?

_Сравните зону лесов с другими природными зонами.

2.Блицопрос  Я знаю лес

-Какой лес мы называем  тайгой?

-, Назовите дерево :высокое стройное,с желтовато-красноватой или бурой корой.Хвоинки длинные,шишки маленькие,округлые.

-Птица пёстрой окраски,приносящая большую пользу лесу.По земле двигаются прыжками.

-Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?

-Дерево-символ России?

-Животное,которое умеет не только прыгать,но и летать?

-У какого животного пять чёрных полос на спине?

-Узнайте животное по описанию:  самый крупный из ныне живущих представителей обширного семейства оленей. Это мощное, но вместе с тем стройное и красивое животное. От других оленей он отличается длинными ногами, массивной грудной клеткой, относительно большой и тяжелой горбоносой головой,огромными рогами.

-Какие три части можно выделить в лесной зоне?

3 .Проверка домашнего задания. Работа в парах.

-Вспомните правила работы в парах.

(1.Работать должны оба.2.Один говорит ,другой слушает.3.Своё несогласие высказывай вежливо.4.Если не понял,переспроси)

-Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 3-6 на стр.48-49 рабочей тетради.(Взаимопроверка).

4.Сообщения учащихся(ученики выступают с сообщениями о растении или животном лесной зоны, опираясь на свои записи выполнения задания 7 на стр.50 рабочей тетради).

-Чьё сообщение показалось вам наиболее интересным и почему?

  1. Самоопределение  к  деятельности.

Работа в группах.

Прочитайте в группах стихотворение С.Никулиной «Русский лес», обсудите его.

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить –

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –

И видно все до дна.

Течет вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябинка,

Орехи и цветы.

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану –

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

-О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

-Чем является лес для человека?

        

-О чём пойдёт речь на уроке?

(Дети высказывают предположения ,о чём пойдёт речь на уроке. Открывается запись на доске темы урока-«Лес и  человек. Экологические проблемы леса».

-Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

-Что мы будем делать для достижения этой цели?

-Что Вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

  1. Физкультминутка.        

  1. Открытие нового знания.

1.Работа  в рабочей тетради.

-Выполним задание 1 стр.50

-Запишите  в тетрадь ,какую роль играет лес в вашей жизни?

Слушаем  высказывания учащихся.

-Великий русский писатель  М.Горький  в воспоминаниях детства писал: Лес вызывал у меня  чувство душевного покоя и уюта ,в этом чувстве исчезали мои огорчения ,забывалось всё неприятное»

2.Работа в парах.

-Прочитайте в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей» на страницах 103-104.

-С  помощью схемы   расскажите друг другу о роли леса в природе и жизни людей.

Высказывания детей.

-О чём новом  вы узнали из текста?(Лес  очищает воздух от пыли и загрязнений.Фитонциды убивают  болезнетворные  бактерии.Лес защищает почвы от ветра,а корни растений не дают почве разрушаться).

3.Беседа об экологических проблемах леса. Работа в группах.(Каждая группа получает стихотворение).

-А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

-Не по его  ли вине возникают экологические проблемы?

-Прочитайте в группах стихотворения.Обсудите их.

-Подумайте о каких экологических проблемах идёт речь?

 Проверка задания.

1 группа.

Кричала липа и береза тоже:
«Ведь мы производили кислород!
Мы землю украшали! Так за что же
Кончина нас безвременная ждет?
Вы, люди, представляете как долго
Растем мы из семян? И в миг один
Нас погубить?! Не жаль тебе нисколько
Деревья, о природы господин?
Ты возомнил себя венцом природы,
Но отомстит она – она сильней!..»
Пройдут еще наверно, годы, годы!
Пока дойдет все это до людей.
Но может быть тогда уж поздно будет…
И мы не можем это допустить!
Одумайтесь скорей! Давайте люди
Природу нашу бережно хранить!(Автор Е. Герасимова)

-О какой  экологической проблеме  идёт речь?(Речь идёт о вырубке леса).

-Людям казалось,что лесов так много,что их невозможно вырубить.Теперь стало ясно:леса в опасности! А вместе с лесом  погибает животный и растительный мир .Многие  виды редких животных взяты под охрану ,а растения и животные,занесённые  в Красную книгу ,находятся под особой охраной.

-Перечислите животных и растения Красной книги,изображённые на стр.105 учебника.

(Ученики называют и показывают животных и растения).

2 группа.

РУЧЕЁК

Весенний журчит ручеёк.

Путь ручейка далёк.

Сначала в реку Москву,

Потом ненадолго - в Оку.

И Волга уже на просторе.

А дальше - Каспийское море!

Журчал и бежал ручеёк.

Путь ручейка далёк.

Он думал – легко добежит,

Хотя путь далёк лежит.

Бежал ручеёк и пел,

И голос его звенел!

Сначала споткнулся ручей:

Башмак здесь в воде: он чей?

А вот и бутылка, и банка,

И пластиковая болванка…

Не так уж и прост мой путь!

Осталось совсем чуть-чуть!

Мне всё тяжелей бежать,

Уже нелегко журчать!

Лежит колесо поперёк:

М-да, непростой денёк!

Немного заторможу,

Пожалуй, я полежу…

Весенний журчал ручеёк,

Ох, как его путь далёк!

Он так старался, бежал,

Но по дороге …устал.

Болотце на месте ручья.

Вина в том, скажите, чья?(Автор Ю. Кулекина)

-Назовите экологическую проблему,о которой говорится в стихотворении.(Речь идёт о загрязнение лесов и водоёмов)

-Какие правила необходимо соблюдать в лесу,если Вы остановились на привал?

3 группа

Забывчивый охотник на привале

 Не разметал, на растоптал костра.

 Он в лес ушел, а ветки догорали

 И нехотя чадили до утра.

 А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер

 И, сыпля искры, посреди поляны

 Багровые лохмотья распростер.

 Он всю траву с цветами вместе выжег,

 Кусты спалил, в зеленый лес вошел.

 Как вспугнутая стая белок рыжих,

 Он заметался со ствола на ствол.

 И лес гудел от огненной метели,

 С морозным треском падали стволы,

 И, как снежинки, искры с них летели

 Над серыми сугробами золы.

-Какой поступок  человека стал грозной бедой для леса?

-А ведь этого могло бы и не случиться,если бы охотник соблюдал правила поведения в лесу.

-Познакомимся с памяткой «Как разводить костёр».(работа с учебником стр.

107)

Показ видеосюжета «Пожар в лесу».

https://www.youtube.com/watch?v=lTu0NFZkhpU

4 группа

Весна в лесу прекрасная пора,
Лес оживился, и запели птицы,
А лето - это просто красота,
И для зверей открыты все границы.
В глуши тайги медведица бродила,
А рядом пара милых медвежат,
Видать совсем недавно народила,
Они так замечательно рычат.
Природа наделяла чувством веры,
Забыв о безопасности своей,
А рядом с ней таились браконьеры,
Внимательно следившие за ней.


Кто такие браконьеры? Чем они опасны?

Работа со словарём.

Обратимся за помощью к толковому словарю Ожегова.

 (Браконьер – человек, занимающийся браконьерством. Браконьерствовать – охотиться или ловить рыбу в запрещенных местах или запрещенным способом, а также заниматься незаконной вырубкой леса. Браконьеры убивают птиц, животных, нанося вред природе, нарушая экосистему.)

  1. Физкультминутка
  2. Включение нового  знания в систему знаний.

1.Работа в рабочей тетради стр.51.

-Какие экологические проблемы лесной зоны отражены на рисунках?(1.Чрезмерная вырубка лесов для заготовки древесины.2.Незаконная охота-браконьерство.3.Разведение костров в лесу.Пожары в лесу.4.Загрязнение лесов и водоёмов  мусором.)

2.Творческая работа.

-Придумайте и нарисуйте условные знаки к этим экологическим проблемам.

-Как Вы думаете,почему некоторые люди не выполняют правила поведения в лесу?

-О чём должен помнить человек ,приходя в лес?(Лес-наше богатство.Лес-лёгкие планеты.Каждый человек должен думать,о том,что он оставит своим детям)

  1. Подведение итогов урока

-Перечислите экологические проблемы лесов.

-От чего в первую очередь страдает лес?

-Что должен делать человек,чтобы не уменьшать количество лесов?

-Как мы можем заботиться о лесах,которые расположены рядом с нами?

-На все ли поставленные в начале урока вопросы мы ответили?

  1. Рефлексия

-Какие знания вы сегодня для себя открыли?

-Где могут пригодиться в жизни новые знания?

-Что на уроке у Вас хорошо получалось?

-Над чем ещё надо поработать?


ПРИЛОЖЕНИЕ

Тучка.

Однажды на прекраснейшей из планет зародилась тучка. И все ее радовало и веселило: вот птичка пролетит сквозь неё, словно перышком пощекочет; вот капельки светлые хороводы водят и спешат обратно на землю великую, чтобы жизнь на ней процветала и радовала всех; вот ветер могучий разыграется и погонит ее в путь далекий. И так нравилось нашей тучке путешествовать и землю разглядывать, что просила она ветер могучий дуть сильнее. Чтобы летала она быстро –быстро над морями, океанами, над полями и горами. И так ей вольно, и просторно на небе было, что не знала она горя-горюшка и кручины великой.

Но однажды увидала она диво-дивное, чудо-чудное - город, людьми возведенный. И все было в нём прекрасно, и дома , и улицы , и дворцы, утопающие в зелени. Да сами люди казались ей самым великим творением природы. Росли такие города, крепчали, как грибочки после дождя. Наша тучка восхищалась великолепием каменных палат, широтой дорог и роскошью убранства. Только одно ее расстраивало, что не берегли люди ни лесов, ни водоёмов, ни жизни, дарованной природой. Где город возвыситься – леса не станет, лишь изредка деревца одинокие стоят. Если река или море рядышком – все ненужное человеку в воду сбрасывается или под землю закапывается.

Но самое страшное от этих великих городов – росли тучи черные, смрадные. Да такие вредные и злые эти тучки были , что проходу другим не давали. Соберутся маленькие тучки-смрадные в большую и давай все живое мучить и губить. Сначала подкрадываются незаметно , а потом болезнями всякими мучают. Столько в них злости и ненависти. Все больше и больше становилось туч-смрадных на земле и все больше, и больше ширилось их царство. И некуда стало бежать и прятаться от них на земле великой.

Так жалко стало тучке людей, что от рук своих же и страдают, что слезами горькими стала она проливаться на землю. Да только слезы начали обжигать щечки розовые. Да капельки светлые все медленней хороводы водят и все тяжелей становятся. Да птички все реже к тучке поднимаются. Да ветер могучий все больше пылинками тучку обдувает. А пылинки эти словно иголки вонзаются и ранят душу светлую.

Взмолилась тучка, чтоб умылась Земля-матушка, да стерла города великие, чтоб расправила плечи и стряхнула тучи-смрадные. Лишь слабый отголосок донёсся издалека: «Скоро, скоро……потерпи , милая…»

Кулекина Юлия Борисовна, учитель начальных классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "В Стране Вежливости и Доброты"

Классный час содержит конспект занятия и презентацию, сопутствующую уроку....

«Путешествие в страну Вежливости и Доброты»

Внеклассное мероприятие в 1 классе про вежливость и доброту....

Презентация к внеклассному мероприятию "Путешествие в страну Вежливости и Доброты"

Презентация к внеклассному мероприятию "Путешествие в страну Вежливости и Доброты"...

Тема занятия: Путешествие в страну Вежливости и Доброты.

Цели: способствовать нравственному развитию личности учащихся, формировать ценностные ориентиры личности.Задачи:– познакомить детей с понятием «вежливость», «доброта»,...

Путешествие в страну Вежливости и Доброты

Открытый классный час для учащихся начальных классов...

"Путешествие в Страну Вежливости и Доброты"

Методическая разработка программы воспитания в ГПДУчителя: Саленек Е.И.Школы здоровья и индивидуального развития...