До свидания,Букварь
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Ананникова Лариса Ильинична

Можно воспользоваться учителям, проводящим праздник прощания с букварём

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proshchanie_s_bukvaryom_stsenariy.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

                           Прощание с букварём .  

  1. Хороша сегодня школа

Зал горит огнём.

Мы на праздник наш весёлый

Всех друзей зовём.

  1. Мы собрали мам и пап,

Но не для потехи

Мы сегодня рапортуем

         Про свои успехи.

3. Мы были все смешными малышами,                

    Когда вошли впервые в этот класс,

    И получив тетрадь с карандашами,

        За парту сели первый в жизни раз!

    4. Мы знаем буквы, знаем слоги.                          

        Умеем говорить, считать.

        И постепенно, понемногу.

        Мы научились все читать!

    5. Среди ярких толстых книжек                                  
       Неприметна и скромна,

        (показать АЗБУКУ)
       Но зато читать - в полгода!
       Научила нас она!

  1. Мы прочли Азбуку до корки

    Нам по чтению пятёрки. 

  1. Позади нелёгкий труд слогового чтения.

Нам сегодня выдают…

Все: Удо-сто-ве-ре-ни-я !

  1. В том , что мы Азбуку  прочли.

9. Полный курс наук прошли.

10.И теперь без передышки

     Мы прочтём любые книжки !

Ведущий.  В самом деле ?

Все :   Нет вопросов !

( Дети встают и по очереди говорят.)

  • Михалков                                          - Маяковский
  • Маршак                                             - Горький
  • И Носов                                             - Пришвин
  • Заходер                                              - И Сладков
  • Барто                                                  - Лев Кассиль
  • Чуковский                                         - И Лев Толстой
  • Хармс                                                - Пушкин
  • Бианки                                               - Лермонтов
  • И Житков
  • Паустовский

11. Постой, перечислить всех нельзя – все теперь мои друзья.    (хлопают)

              Песня.

В день осенний , в день чудесный

Мы в поход ушли не зря.

Было очень интересно

На страницах букваря.

Вдоль картинок мы шагали ,

По ступенькам-строчкам шли.

Ах, как много мы узнали !

Ах, как много мы прочли !

Был наш путь не очень долгим-

Незаметно дни бегут.

А теперь на книжной полке

Нас другие книжки ждут.

Тем, кто любит приключенья,

Мы откроем свой секрет :

Увлекательнее чтенья

                                                         Ничего на свете нет !

                            Я выросла.      А Барто

Мне теперь не до игрушек –

Я учусь по букварю,

Соберу свои игрушки

И Серёже подарю.

Деревянную посуду

Я пока дарить не буду.

Заяц нужен мне самой –

Ничего, что он хромой.

А медведь измазан слишком…

Куклу жалко отдавать:

Он отдаст её мальчишкам

Или бросит под кровать.

Паровоз отдать Серёже ?

Он плохой, без колеса…

И потом, мне нужно тоже

Поиграть хоть полчаса !

Мне теперь не игрушек –

Я учусь по букварю…

Но я , кажется Серёже

Ничего не подарю.

   

4.Умею читать

Мы чернилами сначала

Только палочки писали,

А теперь в букварь гляжу-

Буквы смело вывожу.

Подрастёт сестра Марина,

Для неё куплю тетрадь,

И , конечно же , скорее

Усажу её писать.

Ну, Мариночка , пиши !

Да старайся , не спеши !

Я уже все буквы знаю,

Даже вывески читаю

И названия газет,

И бумажки от конфет.

И по книжке-раскладушке

Я учу читать игрушки.

Мишка плюшевый и кошка

Могут прочитать немножко.

5.    Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз.

И учитель учит нас.

Ель, топор, лопата руки

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные :

Все: гласные , согласные.

6.      Гласные тянутся в песенке звонкой.

       Могут заплакать и закричать.

        В тёмном лесу звать и аукать,

       И в колыбельке Алёнку баюкать,

       Но не желают свистеть и ворчать.

  1. А согласные согласны

Шелестеть , шептать, скрипеть.

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.  

 

  1. Дружат гласная с согласной,

Составляя вместе слог.

Ма и ша. Запомни : Маша

К нам явилась на урок .

  1. Если слоги встанут рядом,

Получаются слова.

ТЫ  и  КВА. А вместе  ТЫКВА.

СО  и  ВА. Читай : СОВА.

  1. Дружат гласная с согласной

Да и как иначе быть

Если буквы , если буквы

Не хотят дружить,

То на свете невозможно

Интересно жить.

                                  Сценка   « Буква Я ».

Мальвина.   Вам известно, ли друзья,

Какая буква в азбуке последняя ?

Буратино.     А известно ли кому

  Отчего и почему ?

  Неизвестно ?

Ну так слушайте рассказ :

Мальвина.  Жили в азбуке у нас буквы.

Буратино.   Жили , не тужили,

Мальвина.   Потому что все дружили.

Буратино.   Только раз

                     Всё дело стало

                     Из-за страшного скандала :

Мальвина .  Буква  «Я» в строку не встала .

Буратино.     Взбунтовалась буква «Я» !

«  Я  » .         Я , - сказала буква Я , -

                      Главная, заглавная !

                      Я хочу , чтобы повсюду

                      Впереди стояла  «Я» !

                      Не хочу стоять в ряду !

                      Быть желаю на виду !

Мальвина.    Говорят  ей :

 

Буквы.          Встань на место !

Буратино.     Отвечает :

«  Я  ».           Не пойду !

                       Я  ведь вам не просто буква :

                       Я – местоимение .

                       Вы в сравнении со мною –

                       Недоразумение !

Мальвина.     Тут вся азбука пришла

                       В страшное волнение.

«  Ф  ».           Фу !  Фу!  Фу ! –

                       вздохнуло   Эф ,

                       от обиды покраснев.

«  С  ».          Срам ! –

                      сердито Эс сказало .

«  В  ».           «В» кричит : «Воображала! Это каждый так бы мог !

                      Может я и сам предлог ! ».

Проворчало «П» :  

                        -Попробуй , потолкуй с такой особой …

«  Ь  ».            Нужен к ней подход особый , -

                        Вдруг промямлил мягкий знак .

Буратино.      А сердитый твёрдый знак

                       Только показал кулак .

Гласные .       Ти-и-и-ше буквы !  Стыдно , знаки ! -

«А» , «У».       Закричали гласные , -

                        Не хватало только драки !

                        А ещё согласные !

«  А  ».           Надо раньше  разобраться ,

«  У  ».           А потом уже и драться !

Вместе.          Мы же грамотный народ .

«  А  ».           Буква   «Я» сама поймёт :

«  У  ».           Разве мыслимое дело

                       Всюду  «Я»  совать вперёд ?

«  А  ».            Ведь никто в таком письме

                        Не поймёт ни  бе , ни  ме !

 

« Я » затопало ногами :

                        -Не хочу водиться с вами !

                        Буду делать всё сама .

                         Хватит у меня ума !

Буратино .      Буквы тут переглянулись.

                        Все – буквально улыбнулись.

                        И ответил дружный хор :

Все :                Хорошо ! Идём на спор.

«  Ф  ».            Если сможешь в одиночку

                        Написать хотя бы строчку ,

                        Правда , стало быть , твоя !

«  Я  ».             Чтобы я да не сумела ?

                        Я  ж  не  кто-нибудь , а  «Я» !

Мальвина.      Буква  «Я» взялась за дело.

                        Целый час она пыхтела ,

Буратино.       И кряхтела ,

Буквы :           И потела –

                        Написать она сумела только  яяяяяяяяяяяяя …

Мальвина.      Как зальётся буква  «Ха».

«  Х  ».            Ха-ха-ха-ха !

Буратино.      «О»  от смеху покатилось.

Мальвина.     «А»  за голову схватилось.

Буратино.      «Б»  схватилось за живот…

Мальвина.     Буква  «Я»  сперва крепилась,

                       А потом как заревёт:

«  Я  ».           Я , ребята , виновата !

                      Признаю вину свою .

                      Я согласна встать , ребята,

                      Даже сзади буквы  «Ю» !

Буквы.          Что ж ,

Буратино.     Решил весь алфавит.

Буквы.          Если хочет , пусть стоит .

«  А  ».          Дело ведь совсем не в месте .

«  В  ».          Дело в том , что все мы –

Все.               Вместе.  

 Без АЗБУКИ,

 Без АЗБУКИ,

Мне скучно было жить.

Теперь я буквы разные

Могу в слова сложить.

Как здорово, что грамота

На белом свете есть!

 

А теперь вспомним все буквы алфавита

Тридцать три родных сестрицы.
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам сейчас они спешат,
Славные сестрицы, -
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!


А, Б, В, Г, Д, Е, Ж,
Прикатили на еже!


З,И,К,Л,М,Н,О
Дружно вылезли в окно!


П,Р,С,Т,У,Ф,Х
Оседлали петуха, -


Ц,Ч,Ш,Щ,Э,Ю,Я -
Вот и все мои друзья!...

Это очень хорошо,
Что буквы есть на свете.
Их должны на память знать
И взрослые и дети.

Ты эти буквы заучи.                    
Их три десятка с лишком,
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.

В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку

Прочтешь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах ,
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.

Тебе чудесные края

 Откроет путь от «А» до «Я».

                                    Песня « Азбука »

         Если хочешь много знать,

         Многого добиться,

         Обязательно читать

         Должен научиться.

                          Припев: Азбука, азбука

                                        Каждому нужна.

                                        Нас научит книжки

                                       Прочитать она.

         Надо буквы нам писать

         Аккуратно в строчку.

         Надо их запоминать

        Без ошибки точно.

                          Припев: Азбука, азбука

                                        Каждому нужна.

                                        Нас научит книжки

                                       Прочитать она.

        Книжки могут рассказать

        Обо всём на свете.

        Очень любят их читать

         Взрослые и дети.

                        

12.   Много с буквами хлопот :

        Уж такой они народ.

        Но когда с умом , толково

          Их построишь в чёткий ряд,

        Превратятся буквы в слово,

        И с тобой заговорят.                       

 13.   Учитель: Прочтите слово :  БУКВАРЬ

                         Запишите новые слова из букв этого слова.

                         ( КОНКУРС   по 2 человека от класса )

   

    Игра

   - Кто шагает с сумкой книг утром в школу?    ( ученик ).

   - Очень скоро встретит вас ваш весёлый светлый … (класс).

   - В коридоре топот ног, то зовёт всех в класс… (звонок).

   - Если всё ты будешь знать, то получишь в школе… (пять).

   - Если будешь знать едва, знай – получишь только…(два).

   -То, какой ты ученик, всем расскажет твой…(дневник).

   - Быть должны всегда в порядке твои школьные…(тетрадки).

   - Кто карандаш свой потерял, тот забыл, что есть…(пенал).

   - Я сижу едва не плача: очень трудная… (задача).

   - Долгожданный дан звонок – это кончился…(урок).

    14. Тыщу слов в минуту нынче,

          Как машина я строчу.

          Я любую вашу книжку

          Одним махом проглочу!

     15. За окном стоит март,

          Снежок в воздухе кружится,   ?

          А нам сегодня предстоит

          С Азбукой проститься!

    16. Нас научила Азбука читать,

          Слова на слоги разделять,

          Открыла она тайны книги,

          К ней мы все привыкли.

     17.Мы простимся с Азбукой,

          И рукой помашем.

          И спасибо десять раз

          Дружно хором скажем!

Все:  Спасибо!

     18. Ученик: И зачем было идти?

                          Я читаю лет с пяти.

                          Нужен этот первый класс!

                          Ухожу домой сейчас.

                          Попрошу купить компьютер,

                          Буду целый день играть,

                          В Интернете пропадать.

          Азбука:  Подожди, не торопись,

                          Лучше к школе приглядись,

                          А уйти всегда успеешь

                          И включиться в Интернет.

                          Грамотою не владеешь-

                          Подключаться толку нет,

                          Насмешишь ты целый свет!

          Ученик: Как же так? Ведь я читаю,

                         Цифры знаю, буквы знаю.

         Букварь(показывает на букву Р ):

                         Эту тоже?

          Ученик: Ну а как же!

                         Скажет каждый во дворе-

                         Перед нами буква «ре»!

          Буква Р: Я не  «ре», не «ре», не «ре»,

                         Хоть пишусь я во дворе!

                         Ты меня найдёшь в горах,

                         Тундре, речке, берегах.

                         Рокочу я громким громом

                         И реву звериным рёвом-

                         Вот тигриным, например.

                         Моё имя-буква «эр»!

           Ученик: Извините, я не знал.

                          Но я правильно читал!

   19. Ведущий: Да, ребята, перед любой работой нужно сначала учиться. А то получится как в стихотворении.

   20. Ведущий: Послушайте стихотворение, как другой ученик читал книги.

                             Коля книги не читал –

                             Он их попросту глотал:

                             За едой и перед сном,

                             В лодке с поднятым веслом,

                             На уроках и в саду,

                             Лёжа, стоя, на ходу.

                             За обедом проглотил он

                             «Гулливера» с «Буратино».

                             Брал он с вешалки пальто-

                             Закусил стихом Барто.

                             А в аптеку шёл пока,

                             Скушал томик Маршака.

                             Не заметил, как с арбузом

                             Скушал «Робинзона Крузо».

                             Наконец, собравшись спать,

                             Взял Хоттабыча в кровать.

                             У него спросили в школе:

                             - Что прочёл сегодня, Коля?

                             И ответил Коля так:

                             - Написал роман Маршак,

                             Как отважный Робинзон

                             Сел в отцепленный вагон

                             И поехал лилипутам,

                             Был верёвками опутан,

                             Но его от смерти спас

                             Добрый папа Карабас…

                             Дружно смех раздался в школе.

                             Отчего – не понял Коля.

                             Знает кто-нибудь из вас,

                             Почему смеялся класс?

                       

    - А теперь угадайте, какие сказки прочитали ученики?  

         « Красная Кепочка »  (« Красная Шапочка »)

         « Снежная Принцесса »  (« Снежная Королева »)

         «  Илья Царевич и Серый волк»  («Иван Царевич и Серый волк»)

         « Мальчик и Карлсон »  («Малыш и Карлсон »)

         « Стойкий железный солдатик »  («Стойкий оловянный солдатик»)

         « Сказка о рыбаке и рыбачке »  (« Сказка о рыбаке и рыбке »)

         « Конь - горбун »  (« Конёк - горбунок »)

 ( Поют  песню « Юных читателей » )                                                                

21. Учитель :  Буквы стоят, как бойцы на параде,

                        В строгом порядке . И называется этот строй…

                                                                                      Алфавит

22. Конкурс  « Займи своё место »

                 Стать по алфавиту   по 5 человек от класса

23.Учитель : В русском языке есть слова, которые пишутся и произносятся одинаково , а называют разные предметы. Мы их называем словами-близнецами. О таких словах-близнецах смотрите следующую сценку.

Встретились 2 друга : Сашка и Матвей.

Сашка сказал: - У меня  дома овсянка !

  • Подумаешь, - сказал Матвей , - у меня дома тоже овсянка.
  • Люблю я овсянку ! – добавил Сашка.
  • И я люблю ! – сказал Матвей.
  • Она жёлтая, красивая такая !
  • И вкусная. Особенно с молоком !
  • Как это вкусная ? Как это с молоком ? – удивился Сашка ?
  • Да так . А ещё хороша с маслом или с сахарным песком.
  • Да ты про что говоришь ?! – всплеснул руками Сашка.
  • Как про что ? Про овсянку ! – ответил Матвей .
  • Про какую овсянку ?
  • Про обыкновенную овсянку. А ты про какую ?
  • И я про обыкновенную. Про ту , что в нашем саду жила и песни пела .
  • Каша песни пела ?! – изумился Матвей.
  • Какая каша ? Не каша , а птица. Птица ов-сян-ка ! Не слыхал про такую, что-ли ? – рассердился Сашка и добавил :- Айда ко мне , мою овсянку слушать !
  • Айда ! – согласился Матвей, а потом ко мне – мою овсянку кушать!

И друзья побежали.

Учитель . Почему мальчики долго не понимали друг друга ?

( Мальчики говорили о разных предметах : об овсянке – каше и об овсянке – птице. )

  Конкурс  « Составь слово из букв »

  Учитель: Буквы, внимание ! Начинаем испытание – сложить слово. Мы загадываем загадку, а вы складываете отгадку из букв, которые есть у вас.

      А) Сама пёстрая, ест зелёное,

           А нам всем даёт белое.    ( корова )

      Б) А как называют её деток ?  ( телятки )

      В) А если это телёночек мужского рода ?  ( бычок ) 

16.Конкурс : Прочитай стихотворение  « Бычок »

              А) дети , у которых были буквы читают стихотворение :

                                                                                   Весело

                                                                                   Грустно

                                                                                   Плача

                                                                                   Смеясь

             Б)  их родители поют, как оперу, нар. хор,

                                                          цыгане, солдаты

                           Песня   « Грамотей »

 Кто на свете всех сильней ?

Ну , конечно, грамотей.

                                   Кто на свете всех умней ?

                                  Ну, конечно, грамотей .

Припев :(все)  Грамотей, грамотей –

                        Ну, конечно, грамотей.

                       Да, да, да ! Да, да, да !

                       Ну, конечно, грамотей !

И про смелость , и про честь

Может в книжке всё прочесть.

                                И , конечно, грамотей

                               Защитит всегда друзей.

Припев.

Всё на свете нипочём

Тем , кто грамоте учён !

                            Нужный выход, нужный вход

                            Грамотей всегда найдёт.

Припев.

  1. Не теряли мы времени зря :

Знаем буквы от «А» до «Я» .

А теперь расстаёмся с тобой,        ?

До свиданья, Букварь дорогой !

 18. Закончена Азбука.                                              
Буквы мы знаем.
Стихи и рассказы
Свободно читаем.
Добру нас учила
Русская речь.
И мы её будем
Любить и беречь!

19. Как хорошо уметь читать !

 Не надо к маме приставать,

 Не надо бабушку просить :

 « Прочти , пожалуйста, прочти !»

                                Не надо умолять сестрицу :

                                «Ну, прочитай ещё страницу !»

                                Не надо звать,

                                Не надо ждать,

                                А можно взять и почитать.

 20. Разбудите меня ночью,                                                  
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!

21.                                          

Тыщу слов в минуту нынче,                                      
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом “проглочу”!

22.                                                    

Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
И уже на книжной полке
Нас другие книжки ждут

23.

Много книг в библиотеке,
Надо их успеть прочесть
И рассказы, и загадки,
И стихи, и сказки есть.

24. Говорят, что каждый год                                    
Разные учебники.
Как же все их изучить?
Мы же не волшебники?

25. Не волнуйся, прочитаем                                
И расширим кругозор,
Потому что буквы знаем,
И читаем с этих пор.

Песня  « Прощание с букварём»

  1. Слово родителям.

- Что вы думали, когда 1 сентября привели ребёнка в школу?

-Что вы думали после первого родительского собрания ?  

- Ваши мысли после первой самостоятельной работы ?

- Что вы думаете сейчас ?

Танец  « Вальс дружбы »

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

До свидания , Букварь!

Праздник для первоклассников....

Сценарий праздника "До свидания, Букварь!"

Сценарий содержит материал, который поможет учителям 1-го класса провести прощание детей с первой учебной книгой. Материал содержит стихи, песни, частушки, сценки....

Праздник "До свидания, Букварь".

Праздник прощания с букварём....

До свидания, Букварь

Подбор стихотворений для проведения праздника Букваря...

Праздник "До свидания, Букварь!"

Весёлый праздник прощания с Букварём....

До свидания, Букварь.

Внеклассное мероприятие, посвященное празднику прощания  с Букварем....