Социальное партнерство семьи и школы.
статья (4 класс) на тему

Медведева Светлана Васильевна

Материал по обобщению опыта  работы  с родителями с учащимися класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon medvedeva_s.v._kr.pol_.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

                       Работа с родителями.                                        Медведева С.В.

       Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. Проанализировав свой опыт, могу отметить, что у меня в моей работе есть две крепкие опоры, без которых ничего не получилось бы. Во-первых, это глубокие, прекрасные традиции нашей школы, класса. Второй опорой для меня всегда были родители.      

       Большое значение в жизни детского коллектива имеют традиции. Особо хочется подчеркнуть, что традиции жизни в детском коллективе начинают формироваться в начальной школе. Желание педагога развивать традиции детского коллектива, последовательно их использовать в своей работе приводит к тому, что под влиянием традиций у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе.

         Начиная с первых дней работы с младшими школьниками, я знакомлю учащихся с теми традициями, которые живут в  нашей школе. В течение учебного года мы стараемся соблюдать законы жизни в классе:

  •  человек не имеет права унижать, оскорблять и обижать другого человека;
  • человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать свою правоту;
  • человек должен учиться дружить и иметь друзей;
  • человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.

         Наши родители тоже не остались в стороне. Формирование классных традиций стало и их делом. А началось всё с первого родительского собрания, которое было не таким обычным, как принято. Круглый стол из парт был накрыт к вечернему чаю. Все сразу были вовлечены в совместную творческую работу по формированию классных традиций. К ним отнесли:                        

  • «Праздник рождения класса»;
  • Поздравление каждого ученика с днём рождения;
  • Праздник осени.
  • Совместная подготовка и проведение новогоднего праздника,

праздника « 8 марта», «День защитника Отечества»;

  • Экскурсии и прогулки (в конце учебного года);
  • Творческий отчет в конце учебного года.

        Отчет  проходит под девизом: «Мы переходим в …. класс», проходит также совместно с родителями, цель – осознание своей индивидуальности, одаренности, формирование коммуникативных навыков, создание условий для раскрытия творческого потенциала детей.

          Весело проходит  конкурс «А ну-ка, девочки!», где девочки класса соревновались со своими мамами, а лучших выбирало жюри, состоящее из мальчиков!  Кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает. Эту истину подтвердила ещё одна наша традиция – проведение экскурсий и прогулок в конце учебного года. Это совместные выезды в бассейн, экскурсии в зоопарк, дельфинарий, музей, кинотеатр.

       Согласитесь, что мы чего–то и не помним через годы, но свои первые школьные шаги – помнит каждый! Мои ученики непременно будут вспоминать добрые традиции своего класса. Эти традиции и есть то разумное, доброе, вечное, о чём в народе принято говорить: « Что посеешь, то и пожнёшь!»

        Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни младшего школьника. Передо мной встала проблема –  как найти такое взаимоотношение с родителями ребенка, которое поможет развивать и формировать будущую личность в правильном направлении. Не давая готовых решений, а, заставляя родителей задуматься над стилем собственного поведения, формами и способами взаимодействия с сыном или дочерью, побуждая изменить собственные позиции в вопросах воспитания, тем самым, повышая воспитательный потенциал родителей. Работа с родителями мною ведется в системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.

         Работу с семьей в классе стараюсь проводить поэтапно:  (слайд 2)

 Этап первый: Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, поиск и формирование положительных основ для дальнейшего  сотрудничества, что происходит в ходе бесед, в ходе знакомства с родителями, родственниками.  ( Если родители идут на контакт с психологом, социальным педагогом, классным руководителем, то можно переходить ко второму этапу взаимодействия с семье).

  Этап второй: Изучение микроклимата семьи, стилей воспитания, уточнение информации о родителях, их социальном статусе; выявление материального обеспечения и жилищно-бытовых условий; изучение  взаимоотношений между взрослыми в семье.  (слад 3)

     Этап третий. Обработка полученных результатов изучения семьи, подведение итогов.   Выбор форм и методов  работы с  семьей.

  Этап четвертый. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье.

(слайд  4)

     Целью моей работы  с родителями  и учащимися является формирование нравственных ценностей и качеств у школьников через систему воспитательных мероприятий.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- формирование  потребности и мотивации нравственного поведения;

- формирование представления о здоровом образе жизни;

     - формирование патриотических чувств: любви к Родине, гордости за свою малую родину и свой край;

       В своей работе я практикую  коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем использую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Традиционные формы: родительские собрания. Собрание родителей ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей, но и сплочение коллектива родителей. На собрании решается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы, вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителя. И чем разнообразнее и интереснее будут формы общения педагогов и родителей, тем больше положительных результатов принесут родительские собрания.

( слайды 5-8)       Примерная  тематика родительских собраний.

     1 класс:

Название темы родительского собрания

Задачи

1

Трудности адаптации первоклассников к школе.

Ознакомить родителей с особен-ностями адаптации детей к первому году обучения в школе, рассмотреть физиологические и психологические трудности адаптации первоклассни-ков, обсудить систему взаимоотно-шений с ребенком в семье в период адаптации, предложить родителям практические советы по адаптации ребенка к школе . Совместный проект  « Первый раз в первый класс»

2

Мотивы учения младших школьников.

Рассказать родителям о влиянии мотивов на характер учебной деятельности, дать рекомендации по формированию внутренней мотивации. Совместный проект

 « Хочу учиться »

3.

Эмоции положительные и отрицательные.

Обсудить проблему значения в жиз-ни человека эмоциональной сферы, предложить практические рекомен-дации по воспитанию у ребенка доброжелательности, а также как преодолевать ребенку  негативные эмоциональные состояния. Совместный проект: «Неразлучные друзья – родители и дети»

4

Телевизор, мобильный телефон, компьютер в жизни семьи и первоклассника.

Показать влияние техники на психи-ку маленького ребенка, обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с сов-ременными средствами коммуника-ции. Совместный проект « Польза и вред».

2 класс

Название темы родительского собрания

Задачи

1

Причины и последствия детской агрессии.

Обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка, поощрение и наказание в семье. Совместный проект «  Не навреди».

2

Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка.

Ознакомить родителей с результа-тами развития читательских умений учащихся класса, развитие желания читать.  Проект: «Что мы читаем с мамой и папой!»

3

Родителям о воспитании и воспитанности.

Обсудить проблему воспитания нравственности в детях, способы защиты детей от безнравственности и как формировать умения по самосохранению жизни. Проект: «Как хорошо быть воспитанным»

4

Семейные традиции и способность ребенка трудиться.

О значении примера семьи в воспи-тании трудовых навыков ребенка, об оценке трудовых усилий ребенка в семье. Проект: «Папа, мама, я - …»

3 класс.

Название темы родительского собрания

Задачи

1

Роль самооценки в формировании личности.

Ознакомить родителей с причинами формирования как низкой, так и высокой самооценки ребенка;

о последствиях низкой самооценки, повышение уровня самооценки ребенка. Совместный проект: «Я и общество»

2

О физиологии и психологии младшего школьника.

Ознакомить родителей с особеннос-тями физического и психического развития; о темпераменте и форми-ровании характера.

Совместный проект: «Здоровый образ жизни»

3

Развитие творческих способностей детей.

Обратить внимание родителей на творческий аспект воспитания детей, игры позволяющие развить творческие способности детей. 

Совместный проект: «Творчество- путь к успеху! Вот какие мы талантливые!»

4

Как научить своего ребенка жить в мире людей.

Обсудить с родителями готовность к самосохранительному поведению учащихся в школе, дома (когда один), на улице. Совместный проект: « Мы среди людей»

4 класс.

Название темы родительского собрания

Задачи

1

Поговорим о дружбе.

О дружбе и ее значении в жизни ребенка. Совместный проект: «Когда мои друзья со мной»

2

Как уберечь ребенка от насилия

Показать родителям актуальность обсуждаемой проблемы, обсудить возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций. Совместный проект: «Внимание, ребенок!»

3

Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм?

Демонстрировать родителям необхо-димость обсуждения  нравственных и патриотических тем в семье, фор-мировать нравственную культуру семьи. Совместный проект: «Чем я могу быть полезен Родине?»

4

Будущий пятый класс.

О готовности к обучению в среднем звене.

Проект « Я – пятиклассник!»

    Также из традиционных форм работы использую индивидуальные консультации, посещение на дому. Нетрадиционные: родительский лекторий, собрания-диспуты, проигрывание педагогических ситуаций, совместные собрания вместе с детьми, посещение мест работы родителей, выставки ученических творческих работ, выступления художественной самодеятельности для родителей (это доставляет удовольствие самому ученику и радует их родителей).

          Говоря о работе с родителями, хочу отметить роль родительского комитета. Родительский комитет – оперативная группа родителей класса, которая является связующим звеном между семьей, школой, общественностью и учащимися класса. Обязанности между членами  нашего родительского комитета распределяются в зависимости от их склонностей и желания. Родители  не только принимают активное участие в подготовке и проведении праздников, экскурсий и других мероприятий, являясь основными помощниками учителя, но и оказывают большую помощь в работе с трудными семьями, в формировании у родителей ответственности за воспитание своих детей.

        Членам родительского комитета, я считаю, стоит знать и о трудностях воспитания детей в некоторых семьях, подсказать учителю, чтобы тактично и своевременно вмешаться, помочь вовлечь ребенка в классный коллектив.                                                                                 По-моему, главное в работе родительского комитета – желание и умение привлечь по возможности как можно больше родителей класса к выполнению намеченных дел, помогающих создать в классе тот микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием, и жить дружно, весело, увлеченно.

( слайд 9)           В своей работе я опираюсь на следующие документы:

  • Закон Российской Федерации “Об образовании”.
  • Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Стандарты второго поколения).
  • Конвенция о правах ребенка, 1993 г.
  • Устав муниципального казенного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов пгт Красная Поляна

      Я считаю, что в семье начинается формирование духовно-нравственных ценностей, а продолжается в различных сообществах и коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее последо-вательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности  происходит  в школе. Ведь именно здесь сосредоточена не только интеллектуальная, но и культурная, духовная и гражданская жизнь ребенка.

      Поэтому воспитательный процесс  в своем классе стараюсь проводить по следующим направлениям:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников: например праздник «Самая дружная семья», где семьи разных национальностей представляли блюда, костюмы и т.д.)

получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье: «Моя семья», «Мой любимый дедушка»;

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

узнают о профессиях своих родителей и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных» (экскурсии организовываются родителями);

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой,  (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства);

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ.

       Партнерство семьи и школы работает в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие.  Родители вместе с учителем участвуют в планировании предстоящей работы, распределении сил средств, осуществляют совместный контроль и оценку результатов работы. Естественно, что в повседневной жизни возникают противоречия. Но ни одно из них  стараюсь не доводить до конфликта.

   (слайд 10)   

          Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:

-в улучшении отношений с ребенком,  во взаимопонимании;

 -в улучшении результатов успеваемости учащихся;

 -в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей;

  -в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.

           Результаты совместной деятельности отражаются в портфолио учащихся класса. Портфолио – это итог совместной работы педагогов, учащихся и родителей.

Разделы портфолио:

  • «Моя семья» (фотография  членов семьи, краткая информация о каждом члене семьи, девиз семьи, семейное древо).
  • «Традиции семьи» (семейные увлечения, любимые праздники, любимые блюда, хобби).
  • «Папа, мама,  я – дружная семья» (рассказ о поездках, о конкурсах,  об экскурсиях, о семейных чтениях, о том, где побывали, что увидали).
  • «Страницы выходного дня» (это своего рода план  путешествий,  семейных выходов, мероприятий)
  • «Семейная презентация» (презентация более удачного, интересного мероприятия).

«Для того чтобы воспитать хорошего человека, надо каждый день в течение 10 лет давать ему 4 урока - урок здоровья, урок  любви, урок мудрости, урок труда»   А когда спросили, какой урок самый важный и самый трудный, мудрец, не задумываясь, ответил: «Урок любви! Потому,  что без любви  никому не нужны ни здоровье, ни мудрость, ни труд! Зачем  всё это человеку, если нет в его душе любви: к своему ближнему, к работе, к своему телу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнёрства семьи и школы

«Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…»(Л. Кассиль) Макаренко подчер...

Художественно-эстетическое воспитание младших школьников на основе социального партнерства семьи и школы.

Из опыта работы МБОУ «Школа № 74 с углублённым изучением отдельных предметов» по организации внеурочной деятельности школьников.Учитель начальных классов Орлова Алла Витальевна...

Партнерство семьи и школы

В презентации представлены основные формы работы с родителями и принципы работы с детьми....

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного партнерства семьи и школы: как помочь родителям наметить пути развития первоклассника

Доклад выступления районном на методическом объединении для учителей первых классов.При поступлении ребенка в школу изменяется и отношение ребенка к миру, меняется восприятие мира, меняется отношение ...

Социальный проект "Семья и школа"

Создание условий для установления  доверительных отношений между учащимися и родителями через приобщение к семейным традициям и ценностям....

Партнерство семьи и школы в использовании здоровьесберегающих технологий

Создание партнерста семьи и образовательного учреждения имеет огромное значения для эффективного использования здоровьесберегающих технологий. Этот материал описывает основные этапы создания этого пар...

Конспект родительского собрания на тему: «Партнерство семьи и школы в период адаптации первоклассника к школьной жизни»

Конспект родительского собрания на тему: «Партнерство семьи и школы в период адаптации первоклассника к школьной жизни»...