Актуальные проблемы этического образования.
статья на тему

 Ивченко Людмила Валентиновна

     Интенсивность  демократических  изменений общества  и  современной  школы  обусловили потребность педагогической  практики  в  новых  подходах  к  проблемам  подрастающего  поколения. Сегодня  школа  ориентирована  на  возрастание  нравственной  целостности  в  обществе  духовности  и  культуры.  В  соответствии  с  этим  проблема  воспитания  этической  культуры  школьников  становится  необычайно  актуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktualnye_problemy_eticheskogo_obrazovaniya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальные  проблемы  этического  образования.

     Интенсивность  демократических  изменений общества  и  современной  школы  обусловили потребность педагогической  практики  в  новых  подходах  к  проблемам  подрастающего  поколения. Сегодня  школа  ориентирована  на  возрастание  нравственной  целостности  в  обществе  духовности  и  культуры.  В  соответствии  с  этим  проблема  воспитания  этической  культуры  школьников  становится  необычайно  актуальной.

     Анализ  продолжительности  деятельности  по  воспитанию этической  культуры  школьников  позволил  вычленить  и  определить  само  понятие  «этическая  культура». Мы  понимаем  его  как  образ  жизни,  ориентирующий  личность  школьника  на  нравственные  ценности, отобранные  и  проверенные  человеческим опытом  предшествующих  поколений.  

     Известно,  что  воспитанность – качество  личности,  определяющее  прежде  всего  в  повседневном  поведении  человека  его  отношение  к  другим  людям. В  основе  такого  отношения  лежит  уважение  и  доброжелательность  к каждому  человеку.  А  это  в  свою  очередь  основополагающие  принципы  гуманизма.  Следовательно,  когда  мы говорим  о  гуманизации воспитания, имеем  в  виду  прежде  всего пробуждение  гуманизма  в  личности  и  утверждение  гуманистических основ  в  повседневной  жизни  детей.

     Как  же  закладывать  эти  основы  в  системе  учебно – воспитательного  процесса  школы?  Вероятно,  здесь  следует  подумать  не  только  о  нравственном  содержании  учебных  предметов,  но  и  о  педагогической  технологии,  позволяющей  осуществлять  взаимосвязь  моральных  знаний  и  представлений  учащихся,  получаемых  на  уроках,  с их  повседневной жизнедеятельностью,  формирующей  опыт  нравственного  поведения.

     В  нашей  школе  разработана  технология, ориентирующая школьника  на  нравственные  и  этические  ценности.  Эту  технологию  мы  применяем  не  только  на уроках,  но  и во  внеурочной  деятельности (классные часы, КВН, беседы,  ролевые игры,  инсценировки и т.д.).

     Простые  по  содержанию,  разнообразные  и  привлекательные  по  форме,  такие  уроки  и  внеклассные  мероприятия  вызывают  интерес детей,  постепенно  и  последовательно  формируют  их  ценностные  ориентации,  повышая  статус  нравственности  в  поведении  и  отношениях  с  окружающими, моральных  оценках,  даваемых  сверстниками  и  себе  в анализе  поступков.

     Содержание  и  методика  занятий  позволяют  на уровне  возрастных  возможностей  синтезировать  имеющиеся и  получаемыми  учащимися  в  процессе  всей  учебно -  воспитательной  работы  знания  о  человеке, человеческих  отношениях в  обществе, а  также  включать  суммарные  знания,

необходимые  развивающемуся  человеку,  о  простых нормах  нравственности,  правилах  культуры  поведения, человеческих  отношениях, психологии  общения.

     Мы считаем,  что  уже  в  начальных  классах  важно  так  построить воспитательный  процесс,  чтобы  дети, систематически  получая  нравственные знания  и  представления, оказались  также   в  жизненных  ситуациях,  способствующих  эмоциональному  переживанию  полученных  знаний, а  значит,  их  осознанию  и  закреплению.

    Школьный возраст – это  возраст,  когда  люди  имеют  недостаточно  своего  жизненного  опыта,  поэтому,  как  правило  дети  обращаются  к  опыту  других  людей, ищут  идеал  для  подражания.  К  сожалению  многие  нравственные  образцы, которые  дети  получают  в  реальной  жизни  с  экрана  телевидения,  из  видео  продукции  радикально  расходятся  с теми нравственными  нормами,  которые  общество  хотело  бы  видеть  у  своих граждан  и  которые  ценились  во  все времена  на  Земле.

     Поскольку  школа  выполняет  заказ  государства  и  общества,  учителя призваны  формировать  нравственную  культуру учащихся.  Естественно,  что  задачи  нравственного  воспитания  и  развития  решаются  на  уроках  всех  предметов,  однако,  как  показывает  жизненная  практика, сегодня  этого  не  достаточно.  Нашим  детям  не  хватает  знаний  о  том,  как  вести  себя  в  той или  иной  ситуации.  Не  доставляет  умение  сделать  нравственный  выбор  при  совершении  каких – либо  поступков.  Многие  из них  не  представляют,  как следуют  строить  отношения  между  людьми,  выполняя  при  этом  общепринятые  нормы.

     Введение  этического  образования  в  учебно – воспитательный процесс  позволяет  нам  изменить  эту  ситуацию,  дать  учащимся иные  образы  поведения и  отношения,  иные  нравственные  установки  с  тем,  чтобы  при  желании  ребёнок  мог  выбирать  и  способ  поведения,  и  способ  отношений.  А это  очень  важно.  Опыт внедрения  этического  образования  в  учебно -  воспитательный  процесс  показал:

1.Детям  интересны  эти  мероприятия.  Они с  удовольствием  расширяют свой  кругозор  о  области  этического,  стараются  полученные  знания  применять  в  жизни,  они  учаться  видеть   себя  как бы  со  стороны  и  пытаются  менять  себя  в  соответствии  с  полученными  знаниями.  Они  начинают  по-другому  оценивать  своих  одноклассников, т.е.  у  детей  начинают

формироваться  представления  об  этических  нормах  поведения и отношения.  Т.о.  практика  введения  этического  образования  в учебно – воспитательный процесс  подтверждает  его  необходимость  в содержании  школьного  образования.

2.Внеклассные  мероприятия  по  этическому  образованию  специфичны  и отличаются  от  других  предметов.  В чём  я  вижу  эти  принципиальные  отличия?  Прежде  всего,  на  этих  мероприятиях  нужно  не  только  давать  какой-то  объём  этических  знаний, но  нужно  обязательно  помочь  детям  понять, зачем  эти  знания  нужны  и  почему  руководствоваться  ими, т.е.  на  первый  план  выдвигается  задача-формирование  нравственных  ценностей  и  ценностных  отношений.  А  отсюда  и  методика.  Обязательное  правило  на  этических мероприятиях - это  большая  доля  таких  приёмов,  как решение  этических  ситуаций,  высказывание  собственного  мнения.  Например, предлагается  детям  рассмотреть  следующую  этическую  ситуацию.  Правила  поведения  в  театре:  мы  пришли  в  театр.  Когда  раздвинулся  занавес  и  игра  актёров  стала  увлекать  нас,  вдруг  кто-то  зашуршал  бумажной  обёрткой,  и  вы  ясно  услышали  хруст  карамели.  Не успел  сосед  съесть  свою  конфету,  как  сзади   кто-то  уронил  номерок  и,  ища  его,  начал  пререкаться  с  соседями.  А  перед  самым  концом  спектакля, когда  все  ждали  самое  интересное – развязку, некоторые  зрители  стали  подниматься  с  мест,  заслонять  сцену,  пробираться  между  рядами,  торопясь  в  гардероб.

ОБСУЖДЕНИЕ.

-Какие  самые  простые  правила  поведения  нарушены  здесь?

-Какие  правила  поведения  в  театре  и  других  культурно-просветительных учреждениях  вы  знаете?

В  этом  примере  решается  этическая  задача,  и  дети  высказывают  своё  мнение.

ИЛИ

В  магазине  две  девочки  подошли  к  прилавку, и  продавец  разложил  перед  ними  несколько  красивых  платков. Один из  платков  отличался  своим  цветом,  рисунком  и  одна  девочка,  выбиравшая  платок  для  мамы,  попросила  упаковать  ей.  Но  вмешалась  подруга  и  убедила  девочку,  что  этот  платок  не  так  красив,  как ей  показалась.  Девочка  послушала совет  подруги  и взяла  другой  платок.  Когда  она  отошла  к  кассе,  подруга  попросила  упаковать  «некрасивый»  платок  ей.

И  опять  идёт  обсуждение  этой  этической  задачи.  Дети  высказывают  своё  мнение:

-О  какой  черте  характера  говорит  поступок  подруги?

-Может  ли  быть эта  девочка  надёжным  другом?

-Какими  чертами  характера  на  ваш  взгляд  должен  обладать  ваш  друг?

-А  сами  вы  обладаете  такими  чертами  характера?

-Как  вы  относитесь к  своим  друзьям?

Также  обязательное  правило  на  наших  мероприятиях – это  выполнение  творческих  работ  учащихся. Например,  выполнить  рисунок,  в  которых  они выражают  своё  отношение  к  тем  этическим  нормам,  которые  мы  обсуждаем.  Затем  авторы  работ  защищают своё  творчество,  тем  самым  происходит  закрепление  новой  учебной  информации.

3.Следующая  особенность  этических  мероприятий  связана  с  тем,  что  ребята,  узнав  новые  формы  поведения,  имеют  желание  их  выполнять,  но  у  них  нет  этих  навыков,  они  чувствуют себя  дискомфортно,  поэтому  не  используют  их.

Я  считаю,  что  значительную  долю  должны занимать  тренировочные  упражнения.  Это проигрывание  этических  ситуаций,  когда они  должны  суметь  реализовать  новые  знания.

Например,  разговор  по  телефону, приглашение  к  столу,  подари  другому  радость,  цени  доверие  других,  добро  творить -  себя  веселить,  подумай  о  других,  дружим  с  добрыми  словами,  за  столом  с  дедушкой.  Этикетом,  любим  добрые  поступки,  школьные  правила  этикета,  как  решать  семейные  проблемы,  этика  человеческих  отношений,  помоги  понять  себя  и т.д.

     Таким  образом,  внедрение в  учебно – воспитательный процесс  проблемы  этического  образования  в  перспективе  может  дать  положительные результаты.