Программа "Театральный"
элективный курс (3 класс) на тему

Лазарева Татьяна Ананьевна

Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. ТОсобенность данной программы состоит в том, что младший школьник погружается в занятия театральным творчеством естественно, без принуждения они попадают в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и т.д. при этом рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка потребуется все его способности, заложенные от природы, даже те , о которых не подозревают ни ребёнок, ни его родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatralnyy_kruzhok.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         Утверждена:

                                                                Методическим советом

                                                                          Центра детского творчества

                                                                                    «  01   »     сентября                     2014г.

               

Муниципальное образовательное  автономное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Театральный»»

     

      Направление –художественно-эстетическое

      Тип программы – образовательная

      Срок реализации программы 1 год (1 ступень)

                                                 

  Составитель:

                                                    педагог дополнительного образования

                                                    Лазарева Татьяна Ананьевна

                                                                     г. Пыть – Ях

2014г.

I. Программа

1 год обучения

Пояснительная записка

  Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театральной деятельности.

Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.

Особенность данной программы состоит в том, что младший школьник погружается в занятия театральным творчеством естественно, без принуждения они попадают в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и т.д. при этом рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка потребуется все его способности, заложенные от природы, даже те , о которых не подозревают ни ребёнок, ни его родители.

Кружок предназначен учащимся для 9-10 лет. Программа рассчитана на144 часа в год(4 часа в неделю). В результате занятий в кружке ребёнок должен научиться работать в коллективе, творчески реализоваться, раскрыться и проявить свои лучшие качества.

           

                       

   Цель:

 Обучить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и чтению и превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности учащихся через искусство художественного слова,  театрализацию, концертную деятельность, практические занятия по сценическому мастерству.

 Основные задачи:

1. Знакомство детей с различными видами театра (пальчиковый, варежковый, теневой, кукольный)).

2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

1.1 Программные задачи:

  1. Прививать любовь к сценическому искусству.
  2. Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.
  3. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.
  4. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.

5. Учить действовать на сценической площадке естественно.

6.  Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать                  интонационной выразительностью речи.

                                               1.2. Тематический план

                                                       для детей от 9 до 10 лет

 1 год обучения

(4 часа в неделю)

Содержание и виды работ

Общее

кол-во

часов

Теория

Прак

Тика

1

Вначале было Слово…». Культура речи.

16

6

10

2.

Игротека

24

8

16

3

 Основы актёрского мастерства

30

10

20

4

 Наш театр

60

20

40

5

Мы кукловоды

20

6

14

6

Итого

150

25

119

1.3. Содержание программы

1Тема: В начале было Слово…». Культура и техника речи.  Ознакомление с целью и задачами кружка, т/ б 16 ч.

Теория: слушание и чтение  сказок

Понятие «общение», говорить и слушать.

Речевой этикет в различных ситуациях.

Логика речи..

Стихи. Подбор простейших рифм.

Практика: Сочинение небольших сказок и  рассказов.

Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов Игры на дыхание и правильную артикуляцию Составление коротких рассказов Скороговорки. Четверостишие.

2.Тема «Игротека» 24ч.

Теория : Упражнения, игры, этюды как сценические действия

Элементы сценического действия. Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях. Запоминание заданных поз и умение образно их передавать.

Практика: театральные игры, потешки, поговорки. Групповые сюжетно-ролевые игры. Создание образов с помощью выразительных движений.

3.Тема: Основы актёрского мастерства. 30ч.

Теория: Как заучить роль своего героя Мимика. Пантомима.. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация..

Практика: Театральный этюд Диалог. Монолог. Сценки без слов.

Упражнения, игры, этюды как сценические действия Умение ориентироваться и размещаться на сцене. Отработка дикции и чёткого произношения слов

4Тема « Наш театр». 60ч

Теория: В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.

Практика:  инсценирование, сказок, басен. Подготовка школьных спектаклей Изготовление костюмов, декораций.

5.Тема: Мы кукловоды»  20 часов

Теория: Знакомство с видами кукольных театров.

Практика: Создание пальчиковых кукол. Проигрывание реальных и вымышленных сюжетов. Создание настольного театра.  

Кукольный театр из-за ширмы. Создание реквизита для кукольного театра: ширма, куклы, декорации. Показ спектакля

 Предполагаемые умения и навыки детей

  1. Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
  2. Умеют двигать в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.
  3. Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
  4. Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.
  5. Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.
  6. Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
  7. Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
  8. Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
  9. Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
  10. Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
  11. Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
  12. Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
  13. Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
  14. Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.
  15. Умеют подбирать рифму к заданному слову.
  16. Умеют составлять диалог между сказочными героями.
  17. Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.
  18. Владеют навыками кукловождения.
  19. Знают виды и особенности театрального искусства.
  20. Знают театральную терминологию и культуру зрителя.
  21. Умеют работать в коллективе и согласовывать свои действия с другими.

                                     Список литературы

  1. Калинина Г.В. Давайте устроим театр. – Москва, 2007 год
  2. Джежелей О.В. Из детских книг. – Москва, 1995 год
  3. Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. – Москва, 1987 год
  4. Библиотека словесника: русские народные загадки, пословицы и поговорки.-Москва, 1990 год
  5. Базанов В.В. Техника и технология сцены. Москва, -1976 год
  6. Берёзкин В.И. Искусство оформления спектакля. Москва, -1986 год
  7. Былеева Л.В. Русские народные игры. – Москва, 1986 год
  8. Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе.- Москва, 2003 год
  9. Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе.- Москва, 2000 год
  10. Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников.-  Москва, 2001 год
  11. Лебедева Г.Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе. – Москва, 2008 год.