" Поговорим о дружбе"
классный час на тему

Кардаева Надежда Александровна

Классный час "Ты да я, да мы с тобой. Поговорим о дружбе." Общение со сверстниками – основная сфера деятельности младших школьников. Осознанию ценности подлинного душевного общения, на основе которого складываются теплые отношения между людьми, порой тоже надо учиться...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Ты да я, да мы с тобой

Поговорим о дружбе.

Общение со сверстниками – основная сфера деятельности младших школьников. Осознанию ценности подлинного душевного общения, на основе которого складываются теплые отношения между людьми, порой тоже надо учиться...

 Цели:

  • выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
  • способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личностей учащихся;
  • содействовать формированию дружного коллектива.

Задачи:

  • способствовать улучшению психологического климата в детском коллективе;
  • развить дружеские отношения в классе.

Подготовительная работа:
чтение книг о дружбе, поиск пословиц и поговорок, классный конкурс рисунков на лучшее иллюстрирование пословицы или поговорки.

Оборудование:

ромашка, вырезанная из листа формата А4 (сердцевина и лепестки по количеству обучающихся в классе, верхняя часть лепестков белая, а на обороте нарисованы ладошки: половина – левых, половина – правых); проектор, экран, стол, фонограммы песен «Ты да я, да мы с тобой!», «Настоящий друг». “Когда мои друзья со мной”; мультимедийный проектор, экран; электронная презентация (Приложение 1)

  1. Введение в тему

Ребята сидят в кругу. В центре круга стоит столик, на котором находится сложенная из деталей ромашка.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем очередном классном часе. Для начала предлагаю вам исполнить песню из кинофильма «Тихие троечники» «Ты да я, да мы с тобой»!  (караоке)(1-18 слайд)

Ребята поют песню.

- О чем эта песня?

Школьники отвечают; говорят, что о дружбе. (19 слайд)

  1. Сообщение темы мероприятия.

- Правильно. Сегодня наш классный час посвящен очень важной теме и такому знакомому и понятному для всех чувству, как дружба. Прочитайте название темы .(19 слайд). О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и учёные, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ (20 слайд)  писал так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг и постараемся сформулировать правила дружбы. (21 слайд)

3.Беседа по теме.

- Скажите, а какое значение в вашей жизни имеет общение со сверстниками?

- Как, по- вашему, может ли человек жить без друзей?

- А что такое дружба, как вы понимаете?

- Послушайте мысли вслух Л. Измайлова в стихотворении «Монолог о дружбе»

Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной,
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…,
Ну, а может, дружба - это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою, пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?

-  Согласны ли вы с такой трактовкой дружбы? (нет).

Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает,
Это слово? Значит что оно?
Дружба — это если друг твой болен,
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год...
Если друг твой что-то, к сожаленью.
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет,
Всех детей — и белых, и цветных.
Дружба - это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба — это мир на всей планете,
Без сирот, без ужасов войны.

-  Что такое дружба, по мнению автора?

-  С какими его мыслями следует согласиться?

-А еще, готовясь к классному часу, я нашла несколько определений, раскрывающих это понятие. (22 слайд).

«Дружба – это созвучие душ в соединённости судеб». Восточная мудрость.

«Дружба – это золотая нить, связывающая всех живущих в мире людей». Джон Ивлин.

- А что такое дружба, как вы понимаете?

Школьники называют свои варианты ответа.

- В «Толковом словаре» В.И. Даля дано такое определение дружбы: (23 слайд) «Дружба – это бескорыстная стойкая приязнь» (определение выводится на экран).

- На первое место ученый ставил бескорыстие. Оно делает отношения между друзьями благородными и чистыми.

- Но что тогда мешает дружбе?

Ребята отвечают: зависть, корысть, ненадежность, ложь, предательство, обман и др.

-  Верно, молодцы.

- А что помогает дружбе?

Ученики называют доверие, надежность, искренность, честность, уверенность, милосердие и др.

- А сейчас послушайте еще одно стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему.

Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок -
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.

- Друг- это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется бескорыстно, не требуя ничего взамен.

- А что дает дружба каждому из нас?

- Друг и приятель- это одно и то же?

4.Основная часть

Ромашка

-  Переходя к следующему этапу нашей работы, хочу озвучить слова Аристотеля:  

«Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага».

- У меня в руках ромашка – цветок, ( 24 слайд)  который по своему строению очень похож на наш классный коллектив. Каждый из нас индивидуален, и в то же время мы являемся одним целым. Сейчас я предлагаю вам погадать на ромашке. Мы, передавая цветок по кругу, будем отрывать по одному лепестку, проговаривать и заканчивать фразу «Друг – это тот, кто…».(25 слайд)

Начиная с педагога каждый, оторвав лепесток ромашки, говорит свое продолжение фразы. 

-  (по окончании работы). А теперь переверните лепестки. Вы видите, что на каждом из них нарисована ладошка. У одних она левая, а у других – правая. Мы переходим с вами к следующему этапу работы, и я прошу обладателей левых ладошек объединиться в одну группу, а правых – в другую.

Дети разбиваются на группы.

-  Во все времена дружба имела ценность для человека. Недаром народ слагал о ней пословицы и поговорки.

- Сейчас вы получите конверты с карточками. На карточках красного цвета – начало фраз, на карточках синего – их концы. Каждой группе я предлагаю составить из них по четыре пословицы о дружбе.

Ребята получают конверты и выполняют задание.

Пословицы и поговорки:

Друга ищи,

а найдешь – береги.

Старый друг

лучше новых двух.

Не имей сто рублей,

а имей сто друзей.

Человек, богатый друзьями, широк, как степь,

а без друзей – узок, как ладонь.

С другом веселее при удаче,

легче в беде.

Недруг поддакивает,

а друг спорит.

Друзья

познаются в беде.

Хороший друг

всегда приходит вовремя.

Проверка полученных пословиц.

- Одна группа читает начало пословицы, а другая – конец.

Проблемная ситуация.

1 группа

- Твой друг употребляет в своей речи плохие слова и выражения.
- Твой друг сделал что-то плохое, а обвиняют в этом тебя.

2 группа
- Твой друг получает плохие отметки за триместр и тебе запрещают с ним дружить.
- Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.

Исполнение песни « Когда мои друзья со мной». ( Караоке). (27 слайд)

-  Здорово. А все ли люди хотят дружить? Что вы представите себе, если я произнесу словосочетание - дружба народов? (28 слайд) 

- А знаете ли вы, что во многих странах, и у нас в России, есть государственные награды, вручаемые за укрепление дружбы между народами? (29 слайд)

Орденом Дружбы народов награждаются:

  • граждане России;
  • предприятия, учреждения, организации, воинские части и соединения, республики, края, области, города.
  • Орденом Дружбы народов могут быть награждены и лица, не являющиеся гражданами нашей страны.

5. Законы дружбы

-  Ребята, как вы думаете, а что нужно сделать для того, чтобы наш класс стал дружнее?

Школьники высказывают свои предложения. (30 слайд)

-  Я вижу у вас много мыслей по этому поводу! Предлагаю сейчас каждой группе выработать «Законы дружбы» для нашего класса и записать их на лепестках ромашки.

Идет работа в группах.

Ребята придумывают законы Дружбы  по числу участников и лепестков. Затем все собираются вокруг стола и начинают выкладывать ромашку. Каждый ученик кладет лепесток, озвучивает закон, написанный на нем, а затем кладет руку на сердцевину ромашки. Таким образом,  получается пирамида из рук. Последним на сердцевину руку кладет классный руководитель.

-  Ребята, вы чувствуете тепло, которое исходит от наших рук? На самом деле это тепло наших сердец, которое может согреть любого! И я искренне желаю, чтобы отношения в нашем классе были такими же теплыми и добрыми, как сердцевина нашей ромашки! Совсем скоро вы перейдете в 5 класс, и я хочу, я надеюсь, что вы не забудете эти чувства, будете помогать товарищам, выручать друг друга в сложных ситуациях, не позволите себя обидеть и не обидите и не унизите никого, будете справедливыми и честными, поверьте, это замечательные качества личности.

Не стой в стороне равнодушным,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
На свете живешь ты не зря.

6. Подведение итогов

Учитель предлагает ребятам встать в полукруг, чтобы всем было видно доску, взяться за руки, чтобы не растерять тепла, идущего от сердец одноклассников, и спеть песню «Настоящий друг» (Караоке )(31 слайд)(слова песни отображаются на экране). Школьники поют, учитель говорит заключительное слово.

-  Дружба – на самом деле нелегкий труд. Если хочешь, чтобы она не прекратилась, учись принимать в друге и плохое, и хорошее. Приятели приходят и уходят, а настоящие друзья остаются на долгие годы. В жизни можно обойтись без многого, но только не без друга. Когда тебе плохо и всё не в радость, или, наоборот, когда ты счастлив и всё хорошо, или когда нужно принять какое-то важное решение или посоветоваться, как поступить, – рядом всегда настоящий друг.

-  Заканчивая сегодняшний классный час, я желаю, чтобы вас всегда окружали надежные и верные друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа "Поговорим о дружбе"

Цели:побуждать детей к осмыслению общечеловеческих ценностей (понятие «дружба»), к выработке личного отношения к ним, к освоению собственной внутренней позиции и жизненных ценностей;формировать ...

Поговорим о дружбе

Классный час на тему Дружба...

Классный час во 2 классе «Поговорим о дружбе»

выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личностей учащихся; ...

Поговорим о дружбе

Классный час во 2 классе...

Класный час "Поговорим о дружбе..."

Актуальность выбранной темы:дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в на...

Классный час "Поговорим о дружбе"

Цель классного часа - расширить понятие о настоящей бескорыстной дружбе. К конспекту прилагается презентация, карточки....

Классный час "Поговорим о дружбе"

По результатам проктной деятельности проводится классный час, на котором дети повторяют всё, что узнали о дружбе....