Педагогическое мероприятие "По страницам Красной книги"
план-конспект урока (3 класс) на тему
Данное мероприятие можно провести в группе продлённого дня, использовать для классного часа или урока окружающего мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_stranitsam_krasnoy_knigi.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический классный час. «По страницам Красной книги»
Звучит музыка «В мире животных»
Учащиеся по очереди выходят к доске делают сообщения.
Посчитано, что до появления на земле человека один вид животного исчезал за одну тысячу лет, с 1850 по 1950 - один вид за 10 лет, после 1950 за один год., а сейчас ежедневно исчезает один вид растений, животных или грибов. К числу наиболее известных из уничтоженных человеком животных относятся морская корова, дикая лошадь тарпан, зебра квагга, бескрылая гагарка, морские черепахи, дерево секвойя, киты и многое другое.
Многие организмы исчезают или становятся редкими потому, что ежегодно люди уничтожают или вылавливают, к примеру, до 2 миллионов черепах, до 7 миллионов крокодилов, десятки миллионов ящериц, сотни миллионов лягушек, не говоря уже о рыбах, птицах, зверях. Цели тут самые разные – получить мясо, шкуру, кожу, красивый панцирь, продать живьем за большие деньги, или просто – сорвать цветок, насладиться его прелестью, а завядший выбросить и растоптать. Но результат один – обеднение живой природы нашей планеты Земля.
Что же люди делают для спасения живой природы? Ученые выявляют виды и сообщества организмов, которым угрожает опасность, намечают меры их охраны. Ученые добиваются запрета на любое уничтожение (сбор, охота, вылов) существ, нуждающихся в охране. Запрещено уничтожение всех видов, внесенных в международную Красную книгу и Красную книгу России.
Первый том Красной книги вышел в 1966 году. В ней 5 томов «Млекопитающие», «Птицы», «Земноводные и пресмыкающиеся», «Рыбы», «Высшие растения». Первое издание книги в СССР вышло в 1978 году. В Красной книге СССР было взято под охрану 150 видов животных, из них 80 видов птиц.
Красная книга – сигнал тревоги и призыв к действию. Что делают для того, чтобы сохранить редкие и исчезающие виды растений и животных? Во многих уголках нашей планеты организуются заповедники, национальные парки, заказники. Животных подкармливают, охраняют от хищников и болезней. Редких животных разводят в неволе, а затем выпускают их в подходящую среду обитания.
Глубокую привязанность питают люди к журавлям. Их воспевают в стихах, песнях, они герои сказок и басен. В 1974 году была начата операция «Стерх». Стерхов (вид журавлей) у нас осталось не более 300 особей. С помощью инкубаторов и заповедников стали разводить этих птиц у нас и в Америке. На нашей планете существует 15 видов журавлей.
Какие растения и животные в нашей местности занесены в Красную книгу? Что мы с вами можем сделать , чтобы сохранить редкие растения и животные?
Люди, берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Берегите доброту и жалость,
Чтоб она за слабого сражалась.
Все дарю, все доброе приемлю,
Только берегите эту землю!
Викторина «В мире животных»
- Чем питается гиппопотам?
- Какое животное имеет голову коровы, хвост лошади, скелет бизона, шерсть козла, рога быка, а хрюкает как свинья?
- Какое животное самое громкоголосое?
- Что значит поговорка? «Волка ноги кормят»
- Самый быстрый зверь на планете?
- Кого называют кораблем пустыни?
- У какого зверя самый длинный язык?
(трава, як, крокодил; он не стережет добычу, а догоняет ее, гепард, верблюд, муравьед)
Викторина «Птицы – наши друзья»
- Самая большая птица в Европе?
- Какая птица может находиться под водой?
- Кто из птиц строит самое большое гнездо?
- Назовите птицу которая может спать во время полета?
- Какие птицы могут преследовать автомобиль?
- Кто такой лесной петух?
- Какую птицу называют вещей?
- Самая маленькая птица?
(лебедь, оляпка, орел, аист, страус, глухарь, ворон, колибри).
«Тайны лесных жителей»
Подмосковная ворона
Мне доставила конверт
Лист на клетки поделен в нем,
В каждой клетке есть секрет
Если вы ответ найдете
То друзей приобретете
Б | ||||||
Е | ||||||
Л | ||||||
К | ||||||
З | А | Я | Ц | |||
В | О | Л | К | |||
М | Е | Д | В | Е | Д | Ь |
Р | ||||||
Л | И | С | А |
А еще я нашла в этом послании загадки. Давайте разгадаем их, может быть, мы тогда узнаем, от кого это письмо.
Не барашек и не кот, носит шубку круглый год
Шубка серая для лета, для зимы другого цвета. (Заяц)
У зайца летом шубка серенькая, а зимой беленькая. Он специально маскируется, чтобы хищники его не увидели? Какие у зайца враги?
Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)
За деревьями, кустами, промелькнуло быстро пламя
Промелькнула, пробежала – нет ни дыма, ни пожара (Лиса)
Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят , овец ищет (Волк)
Имеет гнездо на дереве, прыгает и летает по сучьям, а не птица (Белка)
Так кто прислал это письмо? (Звери)
Ребята, а кто догадался, куда они нас приглашают? (В лес)
Давайте закроем глаза и представим, что мы в лесу. Вы – юные натуралисты, а я лесник. Итак, друзья, в путь. Стоп, что это значит? (На доске ребус)
За буквой я буква ц. Это заяц.
Зайчишки идите сюда.
Я зайчиха, а это мои зайчата.
Зайцы живут небольшими группами. Они целый день лежат, спрятавшись в норе, а ночью выходят на поиски пищи.
З1. Когда мы в безопасности, то гуляем при солнечном свете.
З2. А спим только днем. Бегаем мы очень быстро и ловко. Если нужно, то мы можем переплыть речку.
З3. Зимой мы хорошо бегаем по льду, потому что у нас на лапах жесткие волосы, которые не дают скользить.
З4. А еще мы умеем запутывать следы. Сначала пробежим мимо нашего дома, потом сделаем прыжок назад и в сторону. Так раз семь. А сейчас давайте поиграем.
Заинька, выходи!
Серенький, выходи!
Вот так, этак выходи!
Заинька, повернись!
Серенький, повернись!
Вот так, этак повернись!
Заинька, топни ножкой!
Вот так, этак топни ножкой!
З2. Мама - зайчиха, расскажи лучше про нас.
Зайчиха. Хорошо! Слушайте! Детки у нас зайцев рождаются хорошо развитыми с открытыми глазками и одетые шерстью. Новорожденные зайчата могут сами чиститься. Кормлю я их молоком.
З2. Молоко у мамы жирное, густое, очень питательное.
З3. Его хватает на несколько дней.
З1. Зайчат бывает по 3 раза в год. Первый раз – в марте или в апреле, их называют настовички ( наст на снегу), второй раз в июне, их называют колоски (колосится рожь)
И третий раз в августе – листопаднички (опадают листья).
У. Вот видите ребята, как много мы узнали о лесных жителях – зайцах.
«Путешествие по родному краю»
Сегодня мы совершим увлекательную прогулку. А вот куда?. Вы мне скажите сами . назовите самые яркие изменения в природе. Можно отравиться путешествовать по родному краю. Но прежде угадайте имя одного таинственного жителя. Его имя мы будем узнавать так: я называю вопрос, вы ответ. Если ответ правильный, то тот, кто его сказал, может открывать любую букву в имени гостя.
Л | Е | С | О | В | И | К |
Вопросы
- Как называется сосновый лес?
- Чем отличается сосновый лес от елового?
- Составьте рассказ «Красота нашего леса».
Кто может сказать, как зовут таинственного гостя? (Лесовичок. Верно.)
Вот туда мы и совершим прогулку. Вспомним растения и животных леса, поговорим о взаимосвязи леса и человека, о пользе леса. А в конце классного часа ответим на вопрос «Что мы сажаем, сажая леса?»
А как вы представляете, что такое лес?
Итак, лес – это сложное природное сообщество; в котором уживаются вместе деревья, кустарники, травы, птицы, звери.
Звучит музыка.
Ученик
Здравствуй лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
Леса России широко раскинулись на карте нашей страны. Плещутся в этом огромном океане белоствольные березки, темные, сумрачные ельники, светлые сосновые боры. Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, является лес.
Путешествие наше продолжается. Отгадайте загадку.
Его весной и летом
Мы видели одетым
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки,
Но зимние метели
Его в снега одели.
Докажите, что это дерево
Какие деревья растут в лесу?
Ученик. Сосна и ель – хвойные растения. Их листочки – хвойники. Они опадают не все сразу, как листья у лиственных деревьев, а постепенно, в течение нескольких лет, поэтому хвойные деревья круглый год – зеленые. Ель влаголюбива.
Работа с гербарием. Рассмотрим хвойные и лиственные растения
Тропинкою росною
Свернем в чудный лес,
Туда, где сосны рослые
Касаются с небес,
Где сказки шепчут ели,
Березы и дубравы,
Где ягоды поспели
И выросли грибы.
Ребята, при сборе грибов вы должны быть очень внимательными. Лесовичок просит вас собрать в лукошко съедобные грибы.
(Дети складывают в лукошко съедобные грибы)
Наша природа настоящее сокровище. Ценнейшими свойствами обладают растения, которые во множестве расту вокруг нас. Какой же вывод мы можем сделать для себя (ученики отвечают, высказывают свои мнения)
«Дом, в котором я живу».
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно
Кружится, вертится шар голубой,
Нас на груди качая,
Крутится, вертится не для того, чтоб все начинать сначала.
В кружении стай вездесущих ракет
Так нелегко вращаться
Все-таки пять миллиардов лет
Отдано цивилизации
Мелкой дрожью на полюсах
Дает себя знать усталость
И застывает вопрос на устах:
«А сколько еще осталось?!»
Неужели цивилизация ведет к неизбежным бесценным потерям? Загрязнение почвы, воздуха, воды, уничтожение животных и растений, в конечном итоге, это может привести к гибели всего человечества и нашей такой беззащитной планеты. А ведь растения и животные всегда были для людей щедрым источником пищи, медикаментов, строительных материалов и одежды человек же, в ответ на это, расчищая леса и распахивая поля, превращая естественную среду в лоскутное одеяло, хотя и делая при этом растительный мир богаче и разнообразнее.
Безжалостной рукой человек ломает хрупкое равновесие природы, от которого зависит его собственное выживание. И постоянное и неуклонно возрастающее влияние человека на животных и растения привело к тому, что живой мир нашей планеты быстро изменится. За последние 350 лет с лица Земли исчезло более 60 видов зверей и почти 100 видов птиц.
Так, навсегда с лица Земли исчезли:
- Странствующий голубь, который обитал в Северной Америке. Эти птицы были очень многочисленны, но их трагедию завершило проведение в глубь континента железных дороги и телеграфа. Живший в неволе странствующий голубь по кличке Марта умер в сентябре 1914 года. Была даже установлена мемориальная доска с надписью. В память последнего висконстского странствующего голубя, убитого из-за алчности и легкомыслия человечества»
- Дронт – крупная нелетающая птица. Они тяжело переваливались с боку на бок, беспомощно размахивая жалкими «обрубками» крыльев. Последнего дронта видели на Маврикии в 1681 году.
- Морская корова обитала на мелководье у командорских островов. Держались эти животные семьями, были медлительны и совершенно не боялись людей. Открыл ее участник экспедиции Беринга – Георг Стеллер. Эти животные питались водорослями, мясо их оказалось не только съедобным, но и, к сожалению, очень вкусным. Их истребили за 27 лет. Последнюю корову в 1768 году убила у берегов острова Беринга дружина землепроходца Федота Попова, в честь которого назван остров в Японском море.
- Тур – дикий предок домашнего быка. Жил в Европе. Последний представитель погиб в Польше в 1827 году. Это красивое животное было прекрасным объектом охоты. Немецкие зоологи братья Хек незадолго до второй мировой войны попытались заново, собрать воедино разбросанные, как осколки, по породам домашнего быка гены тура. И это им удалось – было выведено животное, внешне неотличимое от тура. Но это не настоящий тур, а лишь порода домашнего скота.
- Тарпан – европейская дикая лошадь. Первым с лица Земли исчез лесной тарпан. Обитали эти животные в лесах от Белоруссии до Германии. В 1879 году, недалеко от заповедника Аскония – Нова, был убит последний тарпан.
И этот список можно продолжить. А ведь природа – великий учитель! Во всех областях человеку есть чему поучиться у нее. Но неужели на всей Земле природа находится под гнетом человека? Для изучения и сохранения нетронутых уголков природы наше государство с 1948 года создает охраняемые территории, заповедники, заказники, национальные парки. Международный союз охраны природы начал целенаправленную работу по сбору данных о редких и исчезающих видах. В 1966 году собранные данные были опубликованы под названием «Красная книга фактов».
Викторина.
- Если на территории нашей области заповедники? Что в них подлежит охране? В каком году они созданы?
- Что представляют собой заказники? Назовите заказники нашей области.
- Перечислите охраняемые парковые территории нашей области. В чем их уникальность?
- Назовите виды животных, растений нашей области, занесенных в Красную книгу.
- Назовите великого преобразователя природы, жившего в нашем крае.
- В какой природной зоне расположена наша область?
- Какую площадь занимают леса в нашей области?
У каждого государства есть свои символы. Березку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Березка воспета в поэзии и прозе, музыке, живописи и фольклоре. Россия и береза. Эти два понятия не разделимы.
Меня, наверное, удивит Париж.
Заставит Рим торжественно склониться,
В лесах российских благодать и тишь,
Трава зеленная от капелек искрится.
Приду сюда, приеду, как домой
Остановлюсь у двух берез знакомых,
Запахнет земляникой и рекой
И я в России, это значит – дома.
Мы все разные, проживаем по разным адресам, у каждого человека есть своя «родина». Но есть то, что объединяет всех людей Земли – наш статус «Мы граждане планеты Земля»
И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем
Не щадим, не жалеем,
Ни за что не в ответе
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось
Не хозяева вроде
Так добро свое губим
А гордимся природой
И Отечество любим
Так любите родную природу –
Озера, леса и поля
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились
Живем мы с тобой на ней
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей.
« Экологические проблемы родного края»
Оформление зала выполнено учащимися и их родителями.
Плакаты: «Земля – твой мир,
Твой отчий дом,
Твои любовь и дети.
Храни её своим трудом
И песней на рассвете!»
« Я люблю свою землю».
Стенды : «Сохрани себя сам».
«План экологической работы на лето».
(Звучит мелодия песни «Уголок России»)
Мы собрались в этом зале все,
Чтобы вспомнить о ЗЕМЛЕ – родимом доме,
Чтоб сберечь тебе, ему и мне
Всё, что дорого нам: речку, лес и поле!
Мы не тронем никогда ни птенца, ни муравья:
Пусть живут они спокойно, не боятся.
С голубого ручейка начинается река,
И беречь его нам тоже надо, братцы!
Ведущий 1:Отечество…
Услышу ль сосен шум в полдневный час,
Журчанье струй средь камушков у брода, -
О люди, мыслю я: у всех у нас
Есть мать одна по имени – Природа!
Ведущий 2:У неё для всех хватает доброты.
И мы живём, запечатлев навеки
В душе её прекрасные черты:
Поля, луга, леса, моря и реки.
Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух –
Три её основы.
(Песня «С чего начинается Родина?».)
Ведущий 1: Гордясь своей большой судьбою,
Живут в селе не просто люди – мастера:
Так будь же ты, село родное,
Сегодня лучше, чем вчера!
Ведущий 2:О родной сторонке нашей
Говорить могу всегда:
Край лесов, озёр и пашен,
Край веселья и труда.
Ведущий 3:Край, в котором есть девчонки
Несравненной красоты,
И споём мы вам на славу,
И станцуем от души! (Танец «Барыня»)
Ведущий 1: Край ты наш родной, где мечта живёт,
Кто в тебя не влюбится, кто не воспоёт?
И холмы, и реченьки – всё ласкает взор.
За лесами чистыми – голубой простор.
Славится, как славилась прежде, издавна,
Мастерами дивными наша сторона!
(Вокально – хореографическая композиция «Ты воспой, ты воспой в саду, соловейка!».)
Ведущий 2: Греческое слово «эко» - означает «общий дом»,
А это – природа, окружающий нас мир.
Ведущий 3:Тяжелей дышать нам год от года
Души закрываются и рты
И от недостатка кислорода,
И от недостатка доброты.
Ведущий 4: Очень точно передают эти бесхитростные слова современное состояние нашего общества. Люди теряют кровную связь с природой, входят с ней в противоречие, отравляя почву, воздух, воду, удивляясь тому, что знакомые растения приобретают необычные для них, вредные для человека свойства, а глоток воздуха и капля дождя могут нести не живительную силу и благодать, а болезнь и даже смерть.
Ведущий 1:Нами составлена карта экологических бедствий нашего села. (Рассказ ученика о загрязнениях воздуха, воды и почвы.) Ухудшение состояния окружающей среды отрицательно влияет на здоровье людей. Изучив статистические данные, мы составили гистограмму хронических заболеваний учащихся за 2006 год. (Анализ гистограммы.)
Ведущий 2:Но почему так поздно мы почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть!
(Рассказ учащихся об источниках загрязнения, о создании банка экологических идей, о работе школы в этом направлении.)
Ведущий 3: Одна земля вскормила нас с тобою
И принесла нам солнечные сны.
Мы как подарок унесём с собою
Её пригорки, пашни, валуны.
Тот ранний луч, который жадно ловим, -
Лишь малый отблеск праздничной красы
Лесов, колосьев золотоголовых,
Родных садов и луговой росы.
(На фоне русского хоровода.)
Ведущий 1: Хлеб Отчизны моей!
Знаем, пахнешь и солнцем,
И чуточку потом…
Хлебом, солью по праву
Встречаем гостей,
Потому, что он честным трудом заработан…
(Гостям вручается каравай.)
Ведущий 2:Вспоила и вскормила нас с тобою
Одна и та же щедрая Земля.
Давай же в песне унесём с собою
Её пригорки, чащи и поля!
(Песня «Земля – наш дом».)
Я речь свою веду о том,
Что вся Земля – наш общий дом:
Наш добрый дом, просторный дом –
Мы все с рожденья в нём живём!
( По разработке кантемировской школьной агитбригады).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника "По страницам Красной книги."
Данное мероприятие , разработанное с применением ИКТ, раскрывает и углубляет знания о животных и растениях, занесённых в Красную книгу. Содержание материала раскрывает основные причины сокращения числ...
Внеклассное мероприятие по окружающему миру "По страницам Красной книги"
Ребята путешествуют по страницам Красной книги....
Окружающий мир. "По страницам Красной книги. Правила поведения на природе".
Конспект+презентация урока по окружающему миру "По страницам Красной книги. Правила поведения в лесу". 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"...
Проект "По страницам Красной Книги Ростовской области"
Работа знакомит с животными Ростовской области, занесенными в Красную Книгу. Составлен кроссворд и синквейн по теме:рыбы, птицы, растения.К проекту прилагается презентация "Красная Книга"...
Урок.Исследовательская работа по страницам Красной книги
Расширение и углубление знаний об исчезающих животных и растениях нуждающихся в особо бережном отношение к ним человека. Раскрытие основных причин сокращение численности этих видов, меры необход...
Презентация Урок.Исследовательская работа по страницам Красной книги
Расширение и углубление знаний об исчезающих животных и растениях нуждающихся в особо бережном отношение к ним человека. Раскрытие основных причин сокращение численности этих видов, меры необход...
По страницам Красной книги Алтайского края
На данном классном часе учащиеся знакомятся с Красной книгой Алтайского края, путешествуя по её страницам....