Главные вкладки

    Работа с родителями «Работа над речью слабослышащего ребенка в домашних условиях» (рекомендации для родителей)
    статья по теме

    Степанова Татьяна Николаевна

    познакомить родителей с правилами общения со слабослышащими детьми;

    дать советы, рекомендации по проведению работы над речью слабослышащего ребенка дома;

    донести до родителей важность и необходимость данной работы для развития речи, а, следовательно, и личности ребенка, имеющего нарушения слуха

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskoe_sobranie.docx24.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тематическое родительское собрание

    «Работа над речью слабослышащего ребенка в домашних условиях»       (рекомендации для родителей)

    Цели: 

    познакомить родителей с правилами общения со слабослышащими детьми;

    дать советы, рекомендации по проведению работы над речью слабослышащего ребенка дома;

    донести до родителей важность и необходимость данной работы для развития речи, а, следовательно, и личности ребенка, имеющего нарушения слуха

    Ход собрания:

    Слайд 1

    На уроках и индивидуальных занятиях по формированию произношения и слухового восприятия дети обучаются речи, у них развивают способности пользоваться слухом. При использовании звукоусиливающей аппаратуры речь развивается более интенсивно: быстрее нарастает запас слов и грамматических форм, быстрее достигается правильное произношение.

    Но не только учитель в классе, но и родители ребенка могут и должны помочь ему быстрее и правильнее овладеть речью.

    Чем теснее вы поддерживаете связь с педагогами, выполняя их советы, читаете общую и специальную литературу по формированию речи у неслышащих, тем самым Вы помогаете ему не ощущать свой физический дефект, во всяком случае, не тяготиться им.

    Слайд 2

    Важно знать, что одной из главных задач развития ребёнка с нарушением слуха является формирование словесной речи как средства общения.

    Каждым своим действием побуждайте ребёнка к речевому общению, следите за правильным произношением!

    Слайд 3

    Советы родителям

    1. Выясните у учителя  над каким словарем работают в классе и постараться ввести этот словарь в повседневную речь.

    2. Выпишите эти слова крупными буквами на лист бумаги и повесьте на видное место.

    3. При общении стимулируйте ребенка выполнять ваши поручения типа: встань, сядь, иди сюда, принеси отнеси, дай и т. п.

    4. Поощряйте его стремление оречевлять свои действия: я взял, я сел, я принес

    5. Необходимо постоянно уточнять и исправлять слова, произносимые ребенком, используя            устно-дактильную речь

    Слайд 4, 5

    Правила для общения с неслышащим ребёнком 

    1. Прежде, чем начать говорить, надо привлечь к своему лицу зрительное внимание ребёнка
    2. Не задавайте вопроса:  «Понятно?», а требуйте от ребёнка повторения вслух любого своего высказывания (вопроса, поручения)
    3. Следите, чтобы выражение  лица и реактивное поведение соответствовали ситуации или содержанию речи
    4. При общении с ребёнком стремитесь проговаривать то, что он говорит (сопряжённо или отражённо, полностью или фрагментарно)
    5. Стройте фразу так, чтобы она начиналась с хорошо воспринимаемых слов или со слов, которые только что произнёс ребёнок. Соблюдайте естественный порядок слов в предложении
    6.  Говорите с ребенком голосом нормальной громкости, соблюдая нормы орфоэпии, выделяя ударение в словах
    7. Для исправления речи ребенка используйте фразы: «Повтори хорошо. Я не поняла, скажи правильно»
    8. 8. Воспитывайте у ребёнка активное внимание к любым высказываниям окружающих, обращённых  друг к другу, а не только к нему

    Слайд 6

    Используйте любую возможность для пополнения словаря  вашего ребенка!

    Слайд 7

    Главным источником накопления словарного запаса является непосредственное окружение ребенка!

    Следует пользоваться любым поводом, когда ребенку можно сообщить название предметов, с которыми он столкнулся.

    Когда ребенок встает и начинает одеваться, можно сказать ему: «Повтори: я встал. Я надеваю рубашку. Я надеваю брюки.».

    Необходимо научить ребенка обозначать предметы и действия: вода, мыло, мою руки, чистые руки и др.

    Слайд 8

    На прогулках, при посещении магазина, почты и других учреждений нужно называть транспорт, магазины и предметы, которые в них продаются.

    Пользуйтесь любым событием, чтобы научить ребенка называть различные явления: упал, поскользнулся, споткнулся, обрадовался, смеется, скучно, устал, весело, испугался, мороз, жарко и др.

    Слайд 9

    Записывайте впечатления, полученные ребенком дома в специальной тетради, последовательно фиксируйте все, что он видел и делал дома. Необходимо не только составлять такие записи, но и помочь пересказать их. Ребёнок должен ясно представлять себе содержание каждой написанной фразы.

    Следует обсуждать просмотренные фильмы, телевизионные детские передачи!

    Слайд 10

    Записав текст, расставьте ударения и прочитайте его два, три раза. Таблички-названия предметов необходимо писать одинаковыми шрифтом и одного цвета (желательно черным). Шрифт простой. Предложение должно укладываться в одну строчку. Переносить слова не следует.

    Слайд 11

    Эффективным источником накопления словарного запаса являются сюжетно-ролевые игры.

    Во время игры нужно приучать ребенка называть игрушки и действия, которые производятся. Играйте с ребенком в сюжетно-ролевые игры: в «доктора», в «магазин», в «школу» и т. п. В процессе игры повторяйте ранее усвоенные слова и обучайте ребенка новым словам.

    Слайд 12

    Учите детей правилам речевого этикета!

    Нередко даже самые активные и общительные дети замыкаются при общении с незнакомыми людьми, так как не знают как себя вести.

    Покажите ребенку на собственном примере как нужно здороваться, прощаться, как можно извиниться, выразить просьбу, задать вопрос.

    Напишите новые слова на листке и повесьте на видное место.

    Слайд 13

    Окружите ребёнка  миром звуков, ведь ребенку так важно услышать и познать мир. При этом не забудьте о слуховых аппаратах!  

    Важно, чтобы ребенок не забывал его дома и у него всегда были свежие батарейки или заряженные аккумуляторы.

    Желательно протезировать  на оба уха (биноурально). Это качественно улучшает восприятие звуков и разборчивость речи.

    Слайд 14

    Обучайте ребенка чтению с губ!

    Старайтесь сами говорить, хорошо артикулируя звуки – тогда ребенку будет легче вас понимать.

    Слайд 15

    Не скупитесь на похвалу!

    Помните: чем сильнее вы будете радоваться маленьким победам ребенка, тем лучше у него будет получаться!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рекомендации для родителей по развитию речи слабослышащих детей

    Рекомендации для родителей по развитию речи слабослышащих детейРазвитие речи у ребёнка предполагает накопление запаса слов в процессе речевого общения с окружающими. Трудно переоценить значение ...

    Как помочь ребенку адаптироваться к новым школьным условиям? (рекомендации для родителей)

    Как помочь ребенку адаптироваться к новым школьным условиям? (рекомендации для родителей)          Цель: помочь родителям и их детям адаптироваться к новым...

    Основной комплекс артикуляционной гимнастики, рекомендации для проведения в домашних условиях (материал для родителей)

    Брошюра с фотографиями для выполнения основного (базового) комплекса артикуляторной гимнастики в домашних условиях...

    «ЗАКАЛИВАНИЕ РЕБЕНКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»

                                                          ...

    Приёмы автоматизации звука Р в домашних условиях. Памятка для родителей.

    В памятке описаны разнообразные игры, направленные на автоматизацию звука Р в слогах, словах и связной речи, которые родители могут использовать дома с детьми....

    «Особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с синдромом Дауна» и «Практические рекомендации для родителей по развитию ребенка с синдромом Дауна в домашней обстановке»

    Выступления от 18.12учителя-дефектолога Дубровиной Е.Ф.на тему«Особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с синдромом Дауна»и «Практические рекомендации для род...

    в работе ученика рассказывается о возможности выращивать экзотические растения в домашних условиях.

    Ученик проводил исследования овыращивании секвойи иараукарии илийской в домашних условиях в средней полосе России....