Презентация " Проведение дня библиотграфии в библиотеке"
методическая разработка по теме

Терещенко Светлана Алексеевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Biblion – книга (греч.) Grapho – пишу (греч.) Дни библиографии представляют собой комплексную форму работы по повышению информационно-библиографической культуры . МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДНЕЙ БИБЛИОГРАФИИ

Слайд 2

Подготовительный этап. Составление плана Проведения Дня библиографии. Подборка и создание наглядного материала. Проведение Дня библиографии. Подведение итогов. Создание отчета о проведении Дня библиографии. Операционное описание технологического процесса подготовки и проведения Дня библиографии в детской библиотеке:

Слайд 3

Выбор темы (если тематический ). Определение читательской аудитории: возраст, класс. Просмотр справочно-библиографического аппарата библиотеки. Изучение информационных и библиографических изданий. Отбор литературы. Составление рабочего списка отобранных документальных источников. Изучение отобранных источников. Определение даты проведения. Создание текста объявления о проведении Дня библиографии. Рекламирование Дня библиографии . 1. Подготовительный этап .

Слайд 4

Определение основной и сопутствующей цели. Определение задач. Установление путей достижения цели. Определение объема знаний, умений, навыков, которые читатели должны приобрести в процессе проведения Дня библиографии. Определение хода мероприятий, времени и места проведения. Определение формы и содержания мероприятий. Разработка текста мероприятий. Определение функций библиотекаря. Согласование плана с директором библиотеки . 2. Составление плана проведения Дня библиографии.

Слайд 5

Организация книжной выставки. Определение темы выставки. Разработка плана выставки (определение разделов, рубрик.). Формулировка заголовков каждого раздела. Подбор литературы с использованием справочно-библиографического аппарата библиотеки. Просмотр и отбор изданий. Систематизация литературы. Аннотирование и аналитическое описание изданий. Подбор цитаты, иллюстраций. Размещение изданий на столах, стеллажах, полках. Оформление наглядного библиографического материала – плакатов, альбомов, папок, указателей, библиографических списков. Подготовка демонстрационных разделов каталогов и картотек. 3. Подборка и создание наглядного материала.

Слайд 6

Анализ проведения. Достижение поставленной цели. Профессиональная компетентность библиотекаря, владение материалом. Уровень организации и изучения нового материала. Достигнута ли цель использования демонстрационного материала (каталога, картотеки, книжной выставки, плакатов, альбомов, дисков и т.д.). Оценка проведенного мероприятия. Степень внимания и интереса аудитории. Дисциплина и активность учащихся. Глубина знаний, степень их усвоения. Количество выполненных практических заданий. Эмоциональная атмосфера в аудитории. 5. Подведение итогов.

Слайд 7

Охват читателей библиотеки мероприятием. Количество посещений и книговыдача в этот день. Что удалось, что нет. Результат. Созданный продукт. Выводы . 6. Создание отчета о проведении Дня библиографии.

Слайд 8

М ероприятия по самым различным направлениям библиотечно-библиографической подготовки читателей: история книги и библиотек; система профессиональных и региональных информационных ресурсов; навыки самостоятельного поиска информации в каталогах и базах данных; знакомство с ББК; методы самостоятельного поиска информации; составление библиографических списков книг для чтения; составление записей о прочитанном; использование библиографических пособий при выборе литературы Программа универсальных дней библиографии

Слайд 9

План: Книжные выставки: - выставка – словарь « Эти книги знают все» -Выставка – поиск « Тайны библиографии» Просмотры литературы: -«Виртуальные справки: настоящее и будущее» - « Чудесная страна библиотека» Групповые мероприятия: - Турнир знатоков справочной литературы « Я со словарем на ты» - Хронологическая игра « Хроноскоп» « С книгой через века» - Библиотечное занятие « Твои помощники в выборе книг» ( СБА) -Просмотр проекта «Библиотечное описанное» Библиографические обзоры литературы: -« Путешествие в страну Словарию » - «Прочитайте, это интересно » Универсальные Дни библиографии

Слайд 10

устные наглядные печатные Выставки-просмотры Выставки по одному библиографическому пособию Выставки библиографических пособий Презентации и премьеры библиографических пособий Библиотечные плакаты Консультации Беседы об отдельных изданиях Обзоры библиографических указателей Формы работы Дня библиографии

Слайд 11

Продумывая программу необходимо учитывать: ведущую тему в работе библиотеки; ведущие темы года; читательские группы; состав книжного фонда библиотеки; наличие нужных библиографических пособий в фонде. Тематические Дни библиографии



Предварительный просмотр:

Библиотечный урок

по теме: "Библиографический поиск"

(для учащихся 8 классов)

                      

Цель:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся в области библиографии, поискового умения и научить их самостоятельно пользоваться библиотечным фондом.

Ход мероприятия

 Цитата: «Выбирать книги для своего и чужого чтения — не только наука, но и искусство»

Н. Рубакин

 І.Организационный момент.

Библиотекарь:Ребята, сегодня мы с вами поговорим о такой науке, как библиография. Сформулируйте вопросы, ответ на которые вы хотели бы найти сегодня в ходе нашей совместной работы.

 II. Работа с терминами.

Библиография в переводе означает “книгоописание”.

Это слово впервые стало употребляться в Древней Греции. В задачу этой науки входят информация о книгах, о печатной продукции.

“Азбукой всякой науки” назвал библиографию В.И.Межов – первый русский библиограф. Библиография – помогает отыскать книги для ответов на интересующие вопросы.

III. СБА. Этапы поиска

Библиотекарь:Сегодня владение библиографической культурой есть непременный признак образованного человека. Работу начинаем с выбора темы.

Итак, вы выбрали тему исследовательской работы. Вам необходимо найти источники информации. С чего же мы начнем?

Этапы.

  1. Прежде чем отправиться в книжное хранилище, сначала необходимо оценить свою домашнюю библиотеку.
  2. Затем следует изучить фонд библиотеки.

  Поиски необходимой литературы продолжительный труд. Выбор осуществляйте самостоятельно, т.к. даже опытный библиограф не в состоянии учесть все направления и оттенки ваших читательских интересов. Такой подход вам позволит открыть новые стороны той или иной темы.

Библиотекарь: Начинать работу в библиотеке лучше всего с обращения к энциклопедиям и справочникам.

  Статьи энциклопедий содержат не только краткую информацию по теме, но и список основных опубликованных по ней работ. (Показ.)

Получив общую информацию по теме исследования, можно направиться к каталогам и картотекам.

Существуют два основных каталога – алфавитный и систематический.

(Демонстрация каталогов)

Алфавитный каталог карточки стоят в алфавитном порядке авторов и названий. Обращаемся к нему, если знаем название источника и автора. Смотрим, есть ли соответствующая книга в фонде данной библиотеки.

Систематический каталог - карточки в нем сгруппированы по системе дисциплин. Соответственно в этом каталоге мы будем искать свою тему.

Картотеки газетно-журнальных статей материал расположен по рубрикам (тематикам). В картотеках мы подбираем материал из периодических изданий.

Библиографические указатели – книги о книгах. Это перечень книг на определенную тему. Указатели выпускаются книжными издательствами, где дается список литературы изданных в стране книг. В библиотеках составляются указатели книг имеющихся в данной библиотеке по определенным вопросам.

  Все что мы сейчас перечислили – это СБА (справочно библиографический аппарат)

Вот мы с вами теоретически подобрали нужный нам материал и составили список необходимой вам литературы – требование (запрос).

Библиотекарь по данному запросу находит в фонде источники по вашей теме.

IV. Работа с аппаратом книги

Библиотекарь:Теперь необходимо выбрать самое важное и нужное. И поможет вам в этом сама книга. Открываем титульный лист.

Название, автор.

В каждой книге должна быть:

аннотация, предисловие и содержание, которые помогут вам сориентироваться, поможет ли вам этот источник в вашей работе.

Умение отбирать материал - важное подспорье в вашей работе. Но не менее важно правильно оформить запись.

V. Выступления учащихся:

Библиотекарь:Чаще всего в работе мы используем такие выписки как цитаты.

1) Цитата – это дословная выдержка из какого-нибудь текста.

Цитирование – сложное и тонкое искусство. Для чего используются цитаты в тексте работы:

  1. Ссылкой на авторитетное высказывание стремятся подкрепить свои мысли.
  2. Заимствуем ценный фактический материал.
  3. Противоположную точку зрения цитируют тогда, когда хотят сопоставить свои взгляды со взглядами другого человека, доказать ошибочность его позиции.

Только грамотно записанная цитата станет помощницей.

2) Правила цитирования:

1. Точное соответствие цитаты источнику. Иногда необходимо процитировать лишь часть большого суждения (опускаются, как правило, уточняющие подробности) следи, чтобы не исказился смысл текста. Пропущенный абзац оформляется многоточием.

2. Цитаты, обязательно берутся в кавычки. Кавычки не ставятся в стихотворной цитате, взятой эпиграфом к книге или статье, в перефразированной цитате.

3. Первое слово цитаты в начале предложения пишется с прописной буквы, даже если в источнике оно начинается со строчной.

“...Тяжелы ступени чужого крыльца”, – говорит Ж. Данте.

4. На каждую цитату, оформленную в кавычках или без, также любое заимствование из чужой работы должна быть дана ссылка.

A) Ссылка в тексте.
Б) Ссылка в сноске внизу страницы.
B) Ссылка в конце работы .

5. Использование чужих идей, цитирование без ссылки на источник является нарушением авторского права и расценивается как плагиат (присвоение чужого авторства).

VI. Мини-практикум “Вставь цитату”.

Библиотекарь: У каждого на столе лежат книги с подчеркнутыми фрагментами текста. Используя правила, правильно оформите цитату.

Взаимопроверка.

VII. Последовательность составления библиографических списков.

Библиотекарь:В конце любой работы, будь то это реферат, исследование, проект, дается список литературы, которой вы пользовались.

  • Автор;
  • Название;
  • Город;
  • Издательство;
  • Год издания.

(Показ правильного краткого библиографического описания)

VIII. Игра “Как стать миллионером”

Библиотекарь:Мы с вами познакомились с этапами библиографического поиска. Давайте подведем итог того, что вы сегодня узнали на уроке и проверим прочность ваших знаний в игре “Кто хочет стать миллионером”.

Отборочный тур.

1-е задание.

За 1 минуту перечислите библиографические записи в порядке написания:

а) год издания; б) автор; в) заглавие.

2-е задание.

На каждом столе стопа книг. Вам дали тему для написания исследовательской работы. Выберите нужные вам книги и составьте библиографическое описание книг (автор, заглавие, место издания, год издания, страница на которой находиться нужная вам информация).

3-е задание.

За 1 минуту расставьте фамилии писателей в алфавитном порядке:

а) Достоевский; б) Тургенев; в) Лермонтов; г) Толстой.

4-е задание.

Укажите в правильном порядке этапы взаимоотношений читателя и библиотеки:

а) возврат книги; б) запись в библиотеку; в) запись книги; г) выбор книги.

Подводим итоги отборочного тура.

Библиотекарь: Приглашаем победителя отборочного тура к игровому столу. Вас ожидают пять вопросов разной категории сложности: на 100, 200, 400, 800 и 1000 очков. Есть одна несгораемая сумма – 400 очков, две подсказки: 1) помощь зала; 2) подсказка отличника.

1. Первый вопрос на 100 очков.

Библиотекарь:Какие из журналов вы посоветуете почитать малышам?

а) “Максималист”; б) “Пионер”; в) “А почему?”; г) “Крымуша”; д) “Юный натуралист”.

2. Второй вопрос на 200 очков.

При расстановке и устройстве книжного фонда библиотекари руководствуются: а) настроением; б) системой; в) внешним видом; г) мнением “залетных читателей”.

3.Третий вопрос на 300 очков.

Библиотекарь: Какие из этих изданий можно читать выборочно?

а) роман; б) пьесу; в) энциклопедию; г) поэму.

4. Теперь подошли мы к несгораемой сумме 400 очков и вот вопрос. Если вас интересует происхождение слова, главным источником сведений становится: а) БСЭ; б) толковый словарь; в) словарь иностранных слов; г) этимологический.

5. Мы выходим на финишную прямую, количество очков удваивается, и соответственно, усложняются вопросы. К какой отрасли знания относится история?

а) филологические науки; б) технические науки; в) общественные науки; г) естественные науки.

6. И, наконец, у вас есть шанс миллионером. Последний вопрос на 1000 очков. Сколько писателей под фамилией “Толстой” вошли в отечественную историю литературы? Подведение итогов игры. Награждение победителя.

IX. Подведение итогов. Рефлексия.

Библиотекарь: Библиотечный урок подходит к концу. Подведем итог тому, что вы сегодня узнали на уроке. Составьте самостоятельно алгоритм библиографического поиска.

Примерный алгоритм

  1. Выбор темы.
  2. Изучение фондов библиотеки:

а) энциклопедии, справочники;
б) каталоги, картотеки;
в) б/г указатели;
г) составление требования.

  1. Работа с источниками.
  2. Выписки.
  3. Библиографический список.

Библиотекарь: Сегодняшний урок, надеюсь, был вам полезен. Выразите свое отношение к уроку при помощи знаков препинания:

“!” – очень полезный урок;

“?” – возникли вопросы, требующие разрешения;

“...” – хочется продлить изучение данной темы;

“–“ – информация не востребована.

 

.



Предварительный просмотр:

Библиотечный каталог, как информационно-поисковая система

8 класс

Цели:

  1. Закрепление знаний о каталоге, полученных на предыдущих уроках.
  2. Выявление общих и различных черт при поиске информации в карточном и электронном каталогах.

Задачи:

  1. Показать возможности библиотеки в удовлетворении тематических запросов;
  2. Активизировать на практике полученные знания.

Оборудование:

  • таблицы ББК;
  • карточные каталоги, картотеки;
  • электронный каталог;

плакаты:

  • Схема библиографического описания книги;
  • Алгоритм поиска в систематическом каталоге;
  • Печатный каталог серии “ЖЗЛ” (каталог в виде книги).

Новые термины: информационно-поисковая система, информационный поиск, информационный запрос, информационно-поисковый язык, тезаурус, релевантность.

I. Вступительное слово библиотекаря и вопросы для повторения

(Сначала детям предлагается определить ключевое слово в теме урока. Дети называют слово: каталог).

  Сегодняшний урок посвятим каталогу, о котором образно говорят, что это мозг и память библиотеки. Урок потребует от вас вспомнить многое из того, о чем мы с вами говорили на прошлых занятиях: о системе каталогов и картотек как об одном из компонентов справочно-информационного аппарата библиотеки; об аналитико-синтетической переработке информации, естественном и формализованном языках и другом. Предлагаю рассказать все, что вы помните о каталоге.

Во-первых, что такое каталог? - Перечень книг, имеющихся в библиотеке.

И прежде чем дальше вспоминать, посмотрим, как толкуют или определяют этот термин толковые словари, какова этимология слова, какие синонимы у него есть…

Ученик, работавший со словарями:

Слово “каталог” (опись, список, перечень, реестр…) имеет древнегреческое происхождение, поэтому можно предположить, что впервые каталоги стали использоваться очень давно. Уже в древнем мире библиотеки были столь обширны, что служители не могли запомнить все хранившиеся там папирусные свитки и глиняные таблички - число их достигало многих тысяч. На помощь пришли описи библиотек, которые, постепенно совершенствуясь и развиваясь, превратились в современные карточные каталоги. На самом деле первые каталоги появились значительно раньше, в могущественном государстве Ассирия. При царе Ашшурбанипале была создана богатейшая библиотека с тысячами глиняных табличек с письменами. В Ниневийской библиотеке был создан каталог из глиняных плиток, на которых указывалось название произведения, комната и полка, где оно хранилось. Наверно, каталог Ниневийской библиотеки больше походил на кирпич, чем на теперешний каталог, но их роднит то, что у них одинаковое назначение…

Библиотекарь продолжает опрос:

Каково назначение каталога? - Ориентация в библиотечном фонде.

Из чего он состоит? - Из библиотечных карточек с описанием книг.

Какие каталоги вы знаете? - Алфавитный, систематический…

Чем они отличаются друг от друга? - По способу расстановки карточек.

На самом деле отличий может быть гораздо больше, так как существует множество самых разных каталогов: по видам документов (каталог нотных изданий, каталог изоизданий, каталог названий художественных произведений), по теме представленных изданий (предметный каталог, краеведческий каталог).

  Но еще не все каталоги названы. Было сказано, что основа каталога - каталожная карточка. А может быть каталог без карточек? Я имею в виду материальную карточку, которую можно взять в руки, потрогать, перебрать в ящике, перевернуть ее, чтобы посмотреть экземплярность документа… - Да, может быть. (Дети знают, что в школьной библиотеке ведется электронный каталог, и называют его).

Карточные каталоги мы называем традиционными, они есть в любой библиотеке, и все к ним привыкли. Электронный каталог - нетрадиционный каталог. Он может быть пока не в каждой библиотеке.

  Но и это еще не все каталоги. По форме различают опять же карточный каталог и печатный каталог, издающийся в виде книги. Примеры: вы видели книжное издание “Каталог серии “Жизнь замечательных людей”, который отражает все книги этой серии, изданные в течение нескольких десятилетий, или “Каталог библиотеки А.С.Пушкина в квартире на Набережной Мойки, 12”. Кроме того, могут издаваться печатные каталоги крупнейших государственных библиотек, не полностью, конечно, но какие-то разделы. Предлагаю поразмышлять на досуге над вопросами, каковы недостатки печатных каталогов, если сравнивать их с карточными, и есть ли у них достоинства, ведь для чего-то их издают?

   Не так давно мы говорили о многообразии форм документов. Исторически сложилось так, что сначала одномерные (линейные) документы были представлены в форме свитка, затем картотеки и, наконец, кодекса (книги).

К каким из этих трех форм можно отнести карточный, электронный и книжный (печатный) каталог? - (Свиток - это электронный каталог, вертикальная и горизонтальная прокрутка содержимого окна дает нам право сравнивать их; картотека - это карточный каталог; а кодекс - это книга, то есть печатный каталог).

II. Объяснение нового материала

   Но мы рассматриваем тему - каталог как информационно-поисковая система (ИПС). Словосочетание вполне понятное: система, предоставляющая информацию и позволяющая производить поиск этой самой информации. Под ИПС будем подразумевать оба каталога - карточный и электронный. Сегодня мы попробуем представить библиотечный каталог как мини-ИПС, сравним ее с электронной информационно-поисковой системой, определим преимущества и недостатки обеих систем, закрепим навыки в составлении библиографического описания, поупражняемся в поиске нужной информации в разных поисковых системах.

   Каталог хранит сведения о каждом издании, поступившем в библиотеку. Эти сведения зафиксированы на каталожной карточке. Перед вами увеличенная каталожная карточка.

Как называется эта запись? - (Библиографическое, или каталожное описание. Это основа библиографической записи, набор главных данных о документе: автор, заглавие, выходные данные, количественная характеристика).

(Далее двум ученикам дается задание: один составляет библиографическое описание на доске, другой вводит документ в электронный каталог).

Вопрос к остальным ученикам: Зачем нужно знать библиографическое описание?

(- знание библиографического описания позволяет читать библиографические записи, т.е. определять по ним нужные книги;

- заказывать книги в библиотеке или в книжных магазинах;

- самостоятельно описывать документы и составлять для себя списки литературы и личные картотеки;

- вести самостоятельно библиографический поиск).

  Но вот карточки готовы, описания составлены. Далее нужно их расставить в каталоге в определенной последовательности. В зависимости от того, как мы их расставим, образуются алфавитный или систематический каталог. А в электронном каталоге требуется расстановка? - Нет, однажды мы в него документ ввели, и система заработала. Мы соединили отдельные элементы (в нашем случае это каталожные карточки) в систему (каталог). Такое соединение образует связь. Поскольку система у нас информационная, то доминирующей в ней будет информационная связь.

   Дадим определение информационно-поисковой системы.

Без каких элементов не может быть ее как таковой? - (Без информационного массива, соответствующим образом организованного).

А какой должен быть язык? - (При обработке и вводе документа в систему, мы должны преобразовать естественный язык в формализованный, цифровой язык).

Также должны быть специально разработанные правила описания документов, правила поиска документов в данной системе…

Итак, ИПС - это система, предназначенная для хранения и поиска информации и представляющая собой совокупность информационно-поискового массива, информационно-поискового языка, правил описания документов, правил поиска документов, соответствующих запросу, технических средств хранения и поиска информации.

А теперь рассмотрим некоторые понятия и процессы поиска информации. Во-первых, что такое поиск?

Информационный поиск - это поиск документов, сведений о них или фактов, соответствующих информационному запросу.

Можно дать более простое определение:

Информационный поиск - это процесс извлечения документов из массива.

Поиск в неорганизованном массиве называется случайным. Существует математическая теория случайного поиска, которую используют на практике в такой области как криминалистическая кибернетика. Но мы имеем дело с книжным фондом, а библиотечный книжный фонд - это всегда организованный массив. Следовательно, поиск здесь не случайный, а детерминированный, то есть зависит от того, как расположены объекты поиска относительно друг друга.

Если нам нужно найти какой-то документ, то мы выражаем свою потребность в виде информационного запроса - полуформализованного выражения информационной потребности.

А что это значит - формализовать выражение? - (Избавить его от многозначности, синонимии, омонимии, разночтений, недосказанности, двусмысленности).

Другими словами нам нужно выразить содержание документа или запроса на язык информационной системы или информационно-поисковый язык (ИПЯ).

ИПЯ - это формализованный (искусственный) язык, предназначенный для выражения содержания документов и запросов для последующего поиска.

Представим такую ситуацию. Вы почувствовали, что стали как будто хуже видеть. Хотите положение исправить, а если зрение не запущено, то это вполне возможно. Вы ищете книгу с комплексом упражнений для глаз при близорукости. “Комплекс упражнений для глаз при близорукости” - это ваша информационная потребность. Потребность имеет неформализованный тезаурус (словарь). В информационном запросе мы его частично сократили и частично формализовали. Какими ключевыми словами можно выразить ваш запрос? -

Глазные болезни. - Зрение. - Гигиена.

Здесь мы уже имеем дело с частично сокращенным и полностью формализованным тезаурусом. По-другому весь этот процесс называется индексированием. Координатное индексирование осуществляется путем записи ключевых слов.

Нормативный словарь ключевых слов, предназначенный для координатного индексирования документов и информационных запросов, называется информационно-поисковым тезаурусом.

В систематическом каталоге таким тезаурусом служит алфавитно-предметный указатель к каталогу. А в электронном каталоге тезаурус - это тот список ключевых слов, который мы заносим в ПК, когда составляем библиографическое описание документа.

III. Практическая часть

А теперь перейдем непосредственно к поиску. Поисковый образ запроса у нас есть - это “Зрение”. Требуется сопоставить его с библиографическим описанием предложенных системой документов.

(Две группы учеников совершают поиск: одна - в алфавитно-предметном указателе к систематическому каталогу ищет карточку “Зрение - гигиена” - 51.204, затем продолжает поиск в каталоге; другая группа ищет в электронном каталоге по ключевому слову “зрение”.

Пока они ищут, библиотекарь обращает внимание остальных учеников на плакат “Алгоритм поиска в систематическом каталоге”).

Поиск завершен. Обсуждаем результаты поиска. Отбираем релевантные, то есть соответствующие запросу, документы. Электронный каталог выдал следующие издания:

- Харисова Л.А. Ислам и духовно-нравственное воспитание.

- Демирчоглян Г. Тренируйте зрение.

- Винтовкина И. Девочке-подростку (Детям о здоровье).

- Подберезкин А. Русский путь.

- Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека.

По систематическому каталогу ученик нашел одну книгу:

- Демирчоглян Г. Тренируйте зрение.

Обсуждаем результаты поиска.

Кто быстрее нашел нужную информацию?

А чья информация обширнее, может быть, подробнее?

Почему компьютер выдает больше информации, чем систематический каталог?

Какому поиску отдадите предпочтение и почему?

Есть ли недостатки в проведении автоматизированного поиска?

(Ученики делают выводы по уроку, они отмечают, что компьютер выдает информацию быстро и в большом количестве. Но среди предложенных ПК документов попадается и бесполезная информация, например, документы с ключевым словом “мировоззрение”, к теме нашего поиска отношение не имеющие. В карточном каталоге поиск производится дольше, информации меньше, но она соответствует запросу).

IV. Заключение

Нужно помнить, что даже если в библиотеке ведется не пять, а только два каталога, для каждого из них заводим каталожную карточку, т.е. одну книгу описываем как минимум дважды. В электронный же каталог вводим документ только один раз, отмечаем на нем все необходимые признаки, пусть их будет сотни. Но по каждому из этих признаков можно вести поиск. Если в карточном каталоге можно вести одноаспектный поиск, т.е. поиск по одному только признаку (только по автору или только по какой-то теме), то электронный каталог - это многоаспектная система. Мы один раз вводим документ в компьютер и многократно, потом его используем, то есть совершаем поиск по многим признакам: автору, названию, ключевым словам, названию серии, т.д. Отпадает необходимость вести несколько карточных каталогов, если есть электронный каталог. А если продолжаем вести параллельную работу, то лишь потому, что к слову “техника” пристало определение “ненадежная”.

Так или иначе, к какому бы каталогу мы ни обратились - карточному, электронному, книжному, - только они могут раскрыть содержание фонда полно и указать на более ценную литературу и помочь в выборе книг. Не будем забывать, что каталоги содействуют пробуждению новых интересов и запросов, расширяют ваше представление о системе знаний, привлекают ваше внимание к более широкому по содержанию кругу литературы, тем самым содействуя самообразованию.

V. Домашнее задание

Проведите самостоятельный поиск информации в систематическом и электронном каталогах по темам:

- применение лазера в промышленности;

- задачи-парадоксы и софизмы.

Сравните ход ручного и автоматизированного поисков и проанализируйте результаты.

Список литературы 

  1. Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура \Г.Г.Воробьев. - М.: Мол. гвардия, 1988. - 303 с.
  2. Государственная библиотека СССР им. В.И.Ленина. Библиотека и юный читатель \ ГБЛ. - М.: Книжная палата, 1987. - 256 с.
  3. Государственная библиотека СССР им. В.И.Ленина. Наша библиотека. - М.: Книга, 1964. - 122 с.
  4. Государственная библиотека СССР им. В.И.Ленина. Систематический каталог: Практич. пособие \ ГБЛ. - М.: Книжная палата, 1990. - 181 с.
  5. Государственная республиканская детская библиотека РСФСР. Библиотечно-библиографические знания - школьникам: Практич. пособие. - 3-е изд., перераб., доп. - М.: Книжная палата, 1989. - 216 с.
  6. Кинг Э. Как пользоваться библиотекой \Э.Кинг. - Челябинск, 1997.
  7. Моргенштерн И.Г. Занимательная библиография \И.Г.Моргенштерн, Б.Т.Уткин. - 2-е изд., испр., доп. - М.: Книжная палата, 1987. - 255 с., ил.
  8. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-методич. пособие \Н.И.Гендина, Н.И.Козлова, И.Л.Скипер, Г.А.Стародубова; Под ред. Н.И.Гендиной. - М.: Школьн. б-ка, 2003. - 183 с. - (Профессиональн. б-чка школьн. библиотекаря).



Предварительный просмотр:

Библиотечный урок 4 класс

«Что такое каталог?»

Цели:

  1. Закрепление знаний о каталоге, полученных на предыдущих уроках.
  2. Выявление общих и различных черт при поиске информации в карточном и электронном каталогах.

Задачи:

  1. Показать возможности библиотеки в удовлетворении тематических запросов;
  2. Активизировать на практике полученные знания.

Оборудование:

  • таблицы ББК;
  • карточные каталоги, картотеки;
  • электронный каталог;

плакаты:

  • Схема библиографического описания книги;
  • Алгоритм поиска в систематическом каталоге;
  • Печатный каталог серии “ЖЗЛ” (каталог в виде книги).

Новые термины: информационно-поисковая система, информационный поиск, информационный запрос, информационно-поисковый язык, тезаурус, релевантность.

I. Вступительное слово библиотекаря и вопросы для повторения

(Сначала детям предлагается определить ключевое слово в теме урока. Дети называют слово: каталог).

Сегодняшний урок посвятим каталогу, о котором образно говорят, что это мозг и память библиотеки. Урок потребует от вас вспомнить многое из того, о чем мы с вами говорили на прошлых занятиях: о системе каталогов и картотек как об одном из компонентов справочно-информационного аппарата библиотеки; об аналитико-синтетической переработке информации, естественном и формализованном языках и другом. Предлагаю рассказать все, что вы помните о каталоге.

Во-первых, что такое каталог? - Перечень книг, имеющихся в библиотеке.

И прежде чем дальше вспоминать, посмотрим, как толкуют или определяют этот термин толковые словари, какова этимология слова, какие синонимы у него есть…

Ученик, работавший со словарями:

Слово “каталог” (опись, список, перечень, реестр…) имеет древнегреческое происхождение, поэтому можно предположить, что впервые каталоги стали использоваться очень давно. Уже в древнем мире библиотеки были столь обширны, что служители не могли запомнить все хранившиеся там папирусные свитки и глиняные таблички - число их достигало многих тысяч. На помощь пришли описи библиотек, которые, постепенно совершенствуясь и развиваясь, превратились в современные карточные каталоги. На самом деле первые каталоги появились значительно раньше, в могущественном государстве Ассирия. При царе Ашшурбанипале была создана богатейшая библиотека с тысячами глиняных табличек с письменами. В Ниневийской библиотеке был создан каталог из глиняных плиток, на которых указывалось название произведения, комната и полка, где оно хранилось. Наверно, каталог Ниневийской библиотеки больше походил на кирпич, чем на теперешний каталог, но их роднит то, что у них одинаковое назначение…

Библиотекарь продолжает опрос:

Каково назначение каталога? - Ориентация в библиотечном фонде.

Из чего он состоит? - Из библиотечных карточек с описанием книг.

Какие каталоги вы знаете? - Алфавитный, систематический…

Чем они отличаются друг от друга? - По способу расстановки карточек.

На самом деле отличий может быть гораздо больше, так как существует множество самых разных каталогов: по видам документов (каталог нотных изданий, каталог изоизданий, каталог названий художественных произведений), по теме представленных изданий (предметный каталог, краеведческий каталог).

Но еще не все каталоги названы. Было сказано, что основа каталога - каталожная карточка. А может быть каталог без карточек? Я имею в виду материальную карточку, которую можно взять в руки, потрогать, перебрать в ящике, перевернуть ее, чтобы посмотреть экземплярность документа… - Да, может быть. (Дети знают, что в школьной библиотеке ведется электронный каталог, и называют его).

Карточные каталоги мы называем традиционными, они есть в любой библиотеке, и все к ним привыкли. Электронный каталог - нетрадиционный каталог. Он может быть пока не в каждой библиотеке.

Но и это еще не все каталоги. По форме различают опять же карточный каталог и печатный каталог, издающийся в виде книги. Примеры: вы видели книжное издание “Каталог серии “Жизнь замечательных людей”, который отражает все книги этой серии, изданные в течение нескольких десятилетий, или “Каталог библиотеки А.С.Пушкина в квартире на Набережной Мойки, 12”. Кроме того, могут издаваться печатные каталоги крупнейших государственных библиотек, не полностью, конечно, но какие-то разделы. Предлагаю поразмышлять на досуге над вопросами, каковы недостатки печатных каталогов, если сравнивать их с карточными, и есть ли у них достоинства, ведь для чего-то их издают?

Не так давно мы говорили о многообразии форм документов. Исторически сложилось так, что сначала одномерные (линейные) документы были представлены в форме свитка, затем картотеки и, наконец, кодекса (книги).

К каким из этих трех форм можно отнести карточный, электронный и книжный (печатный) каталог? - (Свиток - это электронный каталог, вертикальная и горизонтальная прокрутка содержимого окна дает нам право сравнивать их; картотека - это карточный каталог; а кодекс - это книга, то есть печатный каталог).

II. Объяснение нового материала

Но мы рассматриваем тему - каталог как информационно-поисковая система (ИПС). Словосочетание вполне понятное: система, предоставляющая информацию и позволяющая производить поиск этой самой информации. Под ИПС будем подразумевать оба каталога - карточный и электронный. Сегодня мы попробуем представить библиотечный каталог как мини-ИПС, сравним ее с электронной информационно-поисковой системой, определим преимущества и недостатки обеих систем, закрепим навыки в составлении библиографического описания, поупражняемся в поиске нужной информации в разных поисковых системах.

Каталог хранит сведения о каждом издании, поступившем в библиотеку. Эти сведения зафиксированы на каталожной карточке. Перед вами увеличенная каталожная карточка.

Как называется эта запись? - (Библиографическое, или каталожное описание. Это основа библиографической записи, набор главных данных о документе: автор, заглавие, выходные данные, количественная характеристика).

(Далее двум ученикам дается задание: один составляет библиографическое описание на доске, другой вводит документ в электронный каталог).

Вопрос к остальным ученикам: Зачем нужно знать библиографическое описание?

(- знание библиографического описания позволяет читать библиографические записи, т.е. определять по ним нужные книги;

- заказывать книги в библиотеке или в книжных магазинах;

- самостоятельно описывать документы и составлять для себя списки литературы и личные картотеки;

- вести самостоятельно библиографический поиск).

Но вот карточки готовы, описания составлены. Далее нужно их расставить в каталоге в определенной последовательности. В зависимости от того, как мы их расставим, образуются алфавитный или систематический каталог. А в электронном каталоге требуется расстановка? - Нет, однажды мы в него документ ввели, и система заработала. Мы соединили отдельные элементы (в нашем случае это каталожные карточки) в систему (каталог). Такое соединение образует связь. Поскольку система у нас информационная, то доминирующей в ней будет информационная связь.

Дадим определение информационно-поисковой системы.

Без каких элементов не может быть ее как таковой? - (Без информационного массива, соответствующим образом организованного).

А какой должен быть язык? - (При обработке и вводе документа в систему, мы должны преобразовать естественный язык в формализованный, цифровой язык).

Также должны быть специально разработанные правила описания документов, правила поиска документов в данной системе…

Итак, ИПС - это система, предназначенная для хранения и поиска информации и представляющая собой совокупность информационно-поискового массива, информационно-поискового языка, правил описания документов, правил поиска документов, соответствующих запросу, технических средств хранения и поиска информации.

А теперь рассмотрим некоторые понятия и процессы поиска информации. Во-первых, что такое поиск?

Информационный поиск - это поиск документов, сведений о них или фактов, соответствующих информационному запросу.

Можно дать более простое определение:

Информационный поиск - это процесс извлечения документов из массива.

Поиск в неорганизованном массиве называется случайным. Существует математическая теория случайного поиска, которую используют на практике в такой области как криминалистическая кибернетика. Но мы имеем дело с книжным фондом, а библиотечный книжный фонд - это всегда организованный массив. Следовательно, поиск здесь не случайный, а детерминированный, то есть зависит от того, как расположены объекты поиска относительно друг друга.

Если нам нужно найти какой-то документ, то мы выражаем свою потребность в виде информационного запроса - полуформализованного выражения информационной потребности.

А что это значит - формализовать выражение? - (Избавить его от многозначности, синонимии, омонимии, разночтений, недосказанности, двусмысленности).

Другими словами нам нужно выразить содержание документа или запроса на язык информационной системы или информационно-поисковый язык (ИПЯ).

ИПЯ - это формализованный (искусственный) язык, предназначенный для выражения содержания документов и запросов для последующего поиска.

Представим такую ситуацию. Вы почувствовали, что стали как будто хуже видеть. Хотите положение исправить, а если зрение не запущено, то это вполне возможно. Вы ищете книгу с комплексом упражнений для глаз при близорукости. “Комплекс упражнений для глаз при близорукости” - это ваша информационная потребность. Потребность имеет неформализованный тезаурус (словарь). В информационном запросе мы его частично сократили и частично формализовали. Какими ключевыми словами можно выразить ваш запрос? -

Глазные болезни. - Зрение. - Гигиена.

Здесь мы уже имеем дело с частично сокращенным и полностью формализованным тезаурусом. По-другому весь этот процесс называется индексированием. Координатное индексирование осуществляется путем записи ключевых слов.

Нормативный словарь ключевых слов, предназначенный для координатного индексирования документов и информационных запросов, называется информационно-поисковым тезаурусом.

В систематическом каталоге таким тезаурусом служит алфавитно-предметный указатель к каталогу. А в электронном каталоге тезаурус - это тот список ключевых слов, который мы заносим в ПК, когда составляем библиографическое описание документа.

III. Практическая часть

А теперь перейдем непосредственно к поиску. Поисковый образ запроса у нас есть - это “Зрение”. Требуется сопоставить его с библиографическим описанием предложенных системой документов.

(Две группы учеников совершают поиск: одна - в алфавитно-предметном указателе к систематическому каталогу ищет карточку “Зрение - гигиена” - 51.204, затем продолжает поиск в каталоге; другая группа ищет в электронном каталоге по ключевому слову “зрение”.

Пока они ищут, библиотекарь обращает внимание остальных учеников на плакат “Алгоритм поиска в систематическом каталоге”).

Поиск завершен. Обсуждаем результаты поиска. Отбираем релевантные, то есть соответствующие запросу, документы. Электронный каталог выдал следующие издания:

- Харисова Л.А. Ислам и духовно-нравственное воспитание.

- Демирчоглян Г. Тренируйте зрение.

- Винтовкина И. Девочке-подростку (Детям о здоровье).

- Подберезкин А. Русский путь.

- Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека.

По систематическому каталогу ученик нашел одну книгу:

- Демирчоглян Г. Тренируйте зрение.

Обсуждаем результаты поиска.

Кто быстрее нашел нужную информацию?

А чья информация обширнее, может быть, подробнее?

Почему компьютер выдает больше информации, чем систематический каталог?

Какому поиску отдадите предпочтение и почему?

Есть ли недостатки в проведении автоматизированного поиска?

(Ученики делают выводы по уроку, они отмечают, что компьютер выдает информацию быстро и в большом количестве. Но среди предложенных ПК документов попадается и бесполезная информация, например, документы с ключевым словом “мировоззрение”, к теме нашего поиска отношение не имеющие. В карточном каталоге поиск производится дольше, информации меньше, но она соответствует запросу).

IV. Заключение

Нужно помнить, что даже если в библиотеке ведется не пять, а только два каталога, для каждого из них заводим каталожную карточку, т.е. одну книгу описываем как минимум дважды. В электронный же каталог вводим документ только один раз, отмечаем на нем все необходимые признаки, пусть их будет сотни. Но по каждому из этих признаков можно вести поиск. Если в карточном каталоге можно вести одноаспектный поиск, т.е. поиск по одному только признаку (только по автору или только по какой-то теме), то электронный каталог - это многоаспектная система. Мы один раз вводим документ в компьютер и многократно потом его используем, то есть совершаем поиск по многим признакам: автору, названию, ключевым словам, названию серии, т.д. Отпадает необходимость вести несколько карточных каталогов, если есть электронный каталог. А если продолжаем вести параллельную работу, то лишь потому, что к слову “техника” пристало определение “ненадежная”.

Так или иначе, к какому бы каталогу мы ни обратились - карточному, электронному, книжному, - только они могут раскрыть содержание фонда полно и указать на более ценную литературу и помочь в выборе книг. Не будем забывать, что каталоги содействуют пробуждению новых интересов и запросов, расширяют ваше представление о системе знаний, привлекают ваше внимание к более широкому по содержанию кругу литературы, тем самым содействуя самообразованию.

V. Домашнее задание

Проведите самостоятельный поиск информации в систематическом и электронном каталогах по темам:

- применение лазера в промышленности;

- задачи-парадоксы и софизмы.

Сравните ход ручного и автоматизированного поисков и проанализируйте результаты.

Список литературы 

  1. Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура \Г.Г.Воробьев. - М.: Мол. гвардия, 1988. - 303 с.
  2. Государственная библиотека СССР им. В.И.Ленина. Библиотека и юный читатель \ ГБЛ. - М.: Книжная палата, 1987. - 256 с.
  3. Государственная библиотека СССР им. В.И.Ленина. Наша библиотека. - М.: Книга, 1964. - 122 с.
  4. Государственная библиотека СССР им. В.И.Ленина. Систематический каталог: Практич. пособие \ ГБЛ. - М.: Книжная палата, 1990. - 181 с.
  5. Государственная республиканская детская библиотека РСФСР. Библиотечно-библиографические знания - школьникам: Практич. пособие. - 3-е изд., перераб., доп. - М.: Книжная палата, 1989. - 216 с.
  6. Кинг Э. Как пользоваться библиотекой \Э.Кинг. - Челябинск, 1997.
  7. Моргенштерн И.Г. Занимательная библиография \И.Г.Моргенштерн, Б.Т.Уткин. - 2-е изд., испр., доп. - М.: Книжная палата, 1987. - 255 с., ил.



Предварительный просмотр:

  Ведущий. Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о замечательном сокровище. Но вдумайтесь: книга — надежное средство передачи знаний от поколения к поколению, летопись человеческого общества.

    Книга — источник знаний. Книга верно служит людям в труде, в повседневной жизни. Послушайте, ребята, несколько интересных цифр и фактов: украинцы — один из самых читающих народов, каждая вторая изданная в стране книга — учебник.

Ребята, посмотрите, как оформлены для вас ваши учебники, какие они яркие и нарядные, красивые. Учебник — это книга. А как создается книга?

  Ученик. Над созданием учебников работают ученые, чаще коллектив ученых. Они пишут рукопись учебника и приносят ее в издательство. В издательстве над рукописью работают редакторы, машинисты, художники. Они готовят рукопись к производству. Но пока готовится рукопись, в другом месте кипит другая работа — нужна бумага, чтобы напечатать книгу. Лесорубы рубят лес. Но срубленный лес — это еще не бумага. На бумажных фабриках химики превращают древесину в белую бумагу. Начинается работа в типографии, где должны напечатать миллионы учебников.

Как видите, прежде чем учебник попадет на парту, он проходит долгий и нелегкий путь, в его создании принимают участие сотни людей. А сейчас мы вам покажем диафильм «Рождение книги».

(Просмотр фильма «Рождение книги»).

Ведущий. Послушайте стихотворение, в котором рассказывается, как по учебнику можно рассказать о его хозяине.

(Ученик читает стихотворение).

Дают вам учебники в школе бесплатно.

И это, конечно же, очень приятно.

Но в этой приятности, что неприятно —

Весною учебник сдается обратно...

А если ты, скажем, не очень опрятен,

Чернилами синими залит портрет.

В тарелку учебник свалился случайно...

Грязнуля!...

И вдруг за зимою приходит весна!

Все улицы залиты солнечным светом!

Учебники в школу вернуть ты должна...

Вернуть сокровенным секретом.

Учебник...

Но что в нем?

Обложка...

Страницы...

Но он в тоже время портрет ученицы!

Хозяйка учебник весь год изучает,

А он для себя кое-что подмечает

И может весной доложить без утайки

О странных привычках и нравах хозяйки!

(Ученик читает стихотворение С.Я. Маршака «Книжка про книжки»).

Библиотекарь.  Учебник  обходится  государству очень дорого, труд многих людей вложен в него. Чтобы напечатать только учебники родного языка для ребят нашей страны, требуется срубить более 7 тыс. елей. Сколько же леса сохранят школьники,  если будут бережно относиться к школьной книге! Сделать это совсем не трудно... Надо только: Их не рвать, Не пачкать, Не разрисовывать,

Не загибать страницы, не делать записи на полях. Да, ребята, давайте книги беречь и помнить, что они принадлежат не только вам. Чтец.

И если каждый из ребят

Порвет листы, обложку,

Во что же книгу превратят

Ребята понемножку?

Чтоб книги были у детей В библиотеке, в школе, Трудились множество людей На фабрике и в поле.

Трудились твой отец и мать

Тебе бы надо уважать

Труды их и заботы —

Беречь и книгу и тетрадь,

Не мять, не пачкать, не трепать

Страницы, переплеты.

Нам книги — лучшие друзья,

Они дают нам счастье,

А эта книга — и моя

Да и твоя отчасти!

 Библиотекарь. Какие же правила обращения учебниками помогают нам сохранить их? Ученики.

Бери книгу только чистыми руками!

Оберни книгу, вложи в нее закладку!

Переворачивай страницы за верхний правый угол!

Не перегибай книгу при чтении!

 Не делай в книге пометок, не загибай страницы

Если книга порвалась, подклей ее!

Чтец. Я книга.

Я — товарищ твой!

Будь, школьник, бережным со мной...

Мой чистый вид всегда приятен,

Оберегай меня от пятен!

Привычку скверную оставь:

Листая, пальцы не слюнявь!

Ой, уронил меня ты на пол!

 Ай, супом ты меня залил!

Что здесь за звери, что за птицы?

 Страницы пачкать не годится.

Опять загнул мои листы!

Мой переплет не загибай,

Мой корешок не поломай,

Не забывай меня в саду:

Вдруг дождь нагрянет на беду?

 Запомни: я твой лучший друг!

Но только не для грязных рук!

(Игра «Будем расти». Играющие выстраиваются вокруг ведущего).

Ведущий. Семена деревьев упали на землю.

(Дети, расслабившись, ложатся на пол).

Ведущий. Через год первые всходы осмелились выбраться на свет.

(Дети поднимают один палец).

Ведущий. Через 3 года молодые растения достигли 30 см.

(Дети поднимаются, садятся на пол, при этом плечи ребят опущены, руки свисают вниз).

Ведущий. Через 10 лет деревца достигли высоты трех метров.

(Дети встают на колени, расправляют плечи, поднимают руки на некоторое расстояние от туловища).

Ведущий. Через 30 лет деревья вырастают до 9 метров.

(Дети встают на ноги, поднимают руки перпендикулярно туловищу).

Ведущий. Через 70 лет деревья поднимаются над землей на 18 метров.

(Дети собираются в круг, руки поднимают еще выше так, чтобы угол между поднятыми руками и туловищем составил 45 градусов).

Ведущий. Через 100 лет деревья имеют роскошную крону и их высота достигает 30 метров.

(Дети поднимаются на цыпочках. Вытягивают руки как можно выше).

Ведущий. За 20 минут бензопила спиливает могучее дерево.

(Дети падают и лежат).

Ведущий.

Что осталось делать?

Посадить новые деревья!

(Библиотекарь проводит литературные викторины «Загадки о книге» и «Кто больше знает пословиц о книге?».

Победителям конкурса «Лучший учебник в классе» вручается медаль).

  «Живи            

          книга»

БЕСЕДА ПО КЛАССАМ



Предварительный просмотр:

 

Учимся читать книгу

(БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК 4 КЛАСС)

  При переходе из начальной школы в среднее звено очень важна техника чтения, ведь перед детьми стоит сложная задача – освоение новых предметов, осуществление которой невозможно без навыков вдумчивого и осмысленного чтения. Уроки, посвященные этой теме, есть в программе старших классов, но там идет знакомство с видами литературы, сейчас же цель урока: показать учащимся значение вдумчивого, правильного чтения.

Задачи: 

  • научить читать внимательно и осмысленно;
  • научить извлекать полезные и необходимые знания из всех структур книги (обложки, титульного листа, аннотации, предисловия);
  • научить пользоваться “Дневником чтения”.

Почему взято произведение именно этого автора?

– Произведения К.Паустовского благодатная почва для осмысленного чтения;

– Произведения писателя близки к такому направлению деятельности школы и библиотеки, как нравственное воспитание, одним из аспектов которого является воспитание бережного отношения к природе и любви к Родине. Отсюда вытекает еще одна задача: показать красоту и прелесть родной земли, в доступной форме донести до детей то, что видел и хотел передать своему читателю – писатель.

Ход урока

Ребята, пройдет совсем немного времени, и вы станете 5-классниками: начнете изучать очень интересные, новые, для вас, предметы: историю, географию, иностранный язык. А чтобы учились вы легко и с удовольствием, стали грамотными людьми и посредством чтения книг получили много полезных знаний, мы и поговорим сегодня о том, как нужно правильно читать.

На предыдущих уроках мы с вами:

  • внимательно рассматривали книжку и говорили о ее структуре, т.е. из чего состоит книга (обложка, книжный блок, титульный лист);
  • узнали, какие бывают книжки (книжки-картинки, раскладушки,
    малютки);
  • а еще раньше, в 1-м классе, учились бережно обращаться с книгой, помогать ее в трудную минуту, т.е. лечить книжку, если она заболеет.

На прошлом уроке вы познакомились с книгами, которые во многом отличаются от тех, которые вы привыкли читать. Мы говорили с вами о книгах, которые рассказывают о тайнах Вселенной и о том, как устроен мир, они ответят на многочисленные ваши “Почему?”. О каких книгах я говорю? (“Почемучкины книжки”).

А сегодня мы с вами поговорим о том, как нужно правильно читать книги, наш урок так и называется: “Учимся читать книги”.

Это только на первый взгляд, кажется, что читать книги легко и просто, на самом деле это самое настоящее творчество и труд, требующий определенных навыков и умений.

На что вы обращаете внимание, когда берете в руки книгу?

Ребята, а вы согласитесь со мной, если я скажу, что “Читать правильно, значит читать быстро”? (Нет).

Почему вы так считаете?

Правильно, ведь читая быстро, мы не сможем понять:

  • о чем написано в книге;
  • пережить чувства, которые переживают герои книги;
  • получить нужные и полезные знания.

А потому главным условием правильного чтения является внимание, т.е. когда мы читаем, должны быть очень внимательны. И еще: не нужно торопиться.

Именно так мы попытаемся прочитать рассказ Константина Георгиевича Паустовского “Барсучий нос”.

Вы уже знакомы с книгами этого писателя. Давайте вспомним, какие книги К.Г.Паустовского вы читали?

А хотелось ли бы вам узнать, каким удивительным человеком был автор этих книг?

Тогда слушайте.

“Я не знаю ничего более близкого мне,
чем наши простые русские люди,
и ничего более прекрасного,
чем наша земля”.
(К.Паустовский)

Константин Паустовский родился в Москве, кроме него в семье было еще трое детей – два брата и сестра. Отец его был неисправимым мечтателем и поэтому много ездил по стране. Мать всю себя отдавала воспитанию детей. В семье много пели, играли на рояле, очень любили театр.

Учился Костя в Киеве в классической гимназии, там были хорошие учителя литературы, русского языка и истории, поэтому учащиеся знали и любили литературу, очень много читали.

С ним учились ребята, которые стали очень знаменитыми людьми (Булгаков, Вертинский).

Здесь Костя начал писать стихи.

А когда учился в последнем классе гимназии, написал свой первый рассказ, который даже был напечатан в журнале “Огни” (1911 г.). И тогда Костя решил стать писателем. Хотя, прежде чем им стать, К.Г. переменил много профессий. Он был вожатым и кондуктором московского трамвая, рабочим на металлургических заводах в Донбассе, рыбаком, санитаром в старой армии во время 1-й мировой войны, служащим, учителем литературы, журналистом, воевал в красной Армии в Гражданскую войну и был военным корреспондентом в Великую Отечественную.

К.Г побывал во многих уголках нашей страны. “Почти каждая книга – это поездка. Или, вернее, каждая поездка – это книга” – говорил он.

Особенно горячо любил он Мещеру – сказочно красивый край между Владимиром и Рязанью. Здесь он подружился с удивительными людьми – писателями Фраерманом и А.Гайдаром. О Мещёре П. написал повесть “Мещёрская сторона” (1939 г.). В ней он говорит о скромной прелести русской природы, которую видит лишь человек, который любит ее и внимателен к ней. Паустовский верит, что человек, который любит природу – любит и свою родину. И он так описывает природу, что все, о чем читаешь, предстает перед глазами, и видятся чудные картины, и вы убедитесь в этом, когда мы будем читать с вами рассказ.

К повети “Мещёрская сторона” примыкает цикл рассказов для детей “Летние дни”, в которых говорится о происшествиях деревенского лета, забавные сценки из жизни животных:

  • это рыжий бездомный кот, прозванный “ворюгой”;
  • маленький барсук;
  • непослушный, но преданный людям, щенок Мурзик;
  • пеликан, удравший из зверинца и принятый дедом за черта;
  • сказочно прекрасная добыча рыболовов – золотой линь.

В старый дом, стоящий на краю села, повадился ходить бездомный рыжий кот, совершая свои пиратские набеги то на стол, накрытый для завтрака в саду, то в погреб, где хранились припасы. А однажды, на глазах у ошеломленных рыболовов, он утащил целый кукан со свежепойманной рыбой. Это было не воровство, а грабеж среди бела дня, и жители строго дома поклялись отомстить коту за его бандитские проделки... А вот что произошло дальше вы узнаете, прочитав рассказ “Кот-ворюга”.

Многие рассказы Паустовского похожи на сказку: “Заботливый цветок”, “Растрепанный воробей”, “Теплый хлеб”. Одна из лучших сказок – “Стальное колечко”.

Писал Паустовский книги и для старшего возраста.

А сейчас приготовьтесь слушать. Внимательно и не торопясь, мы читаем рассказ К.Г.Паустовского “Барсучий нос”. (У каждого ребенка текст, желающие (визуалы) могут следить во время чтения, а затем он понадобится для ответов на вопросы).

“Медленное чтение”. (После чтения небольшая пауза, дети вспоминают и осмысливают услышанное).

В какое время года происходит действие рассказа?

Осенью.

Об осени много говорится на первых страницах рассказа. Находим ее приметы: “ Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули... Доцветали кувшинки, и голубая вода казалась черной, как деготь... Стояла осень и солнце в туманах”. Через три абзаца встретится “ холод осенних рассветов”. И уже в конце рассказа мы услышим “утренние голоса птиц”, которые, оказывается, еще не улетели. Теперь мы можем с точностью определить, когда же происходят события.

1. Ребята, все вы бывали в осеннем лесу. Чем он отличается от леса других времен года: летнего, зимнего или весеннего?

Что кроме текста, мы можем встретить в книгах?

Иллюстрации  именно они помогают нам лучше представить, о чем говорится в книге. (Посмотрите, как правильно пишется это слово).

Перед вами репродукции картин осенней природы. Какая из них ближе к природе описанной в рассказе “Барсучий нос”?

2. Зачем оказались на лесном озере взрослые и мальчик?

(Они пришли для того, чтобы ловить рыбу).

Только ли ловить рыбу? (Главное – послушать природу и поговорить с ней, насладиться красками и ароматами осеннего леса).

4. Какую рыбу ловили герои рассказа?

(Такую же пеструю, как лес по берегам: “... мы ловили разноцветных окуней, вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны”).

Затем автор заставляет читателя оторвать взгляд от озера и лодки и посмотреть вверх: “Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака и синий, густой воздух”.

5. Кто является главным действующим лицом в рассказе?

6. Что это был за зверь?

(“... однажды вечером в траве у костра, начал сердито сопеть какой-то зверь... Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы далее ушей”).

Другое действующее лицо - мальчик.

Автор смотрит на мир глазами мальчика.

7. Чего больше в рассказе - смешного, грустного, а может, страшного?

8. Какие чувства он вызвал у вас?

(Подведение итогов)

Часть 2. Ребята, с первого класса вы привыкли к своему ученическому дневнику, в который вы записываете расписание уроков и домашние задания, учитель выставляет в него ваши отметки; на уроках природоведения вы познакомились с “Дневником наблюдений за природой”. Сегодня, я познакомлю вас с еще одним дневником. Но сначала ответьте мне на вопрос: как долго вы помните о прочитанных книгах? Так вот, для того, чтобы восстановить в памяти:

  • Какие книги вы уже прочитали;
  • Вспомнить, читали ли вы ту или иную книгу;
  • О чем говорилось в той или иной книге;
  • Кто ее главные герои/

Cуществует Дневник чтения, который вели многие известные люди.

Что представляет собой Дневник чтения? Это может быть обыкновенная тетрадь, просто нужно ее правильно разлиновать, и записывать в нее данные о прочитанных книгах.

Давайте попробуем заполнить первую строчку “Дневника” вместе.

Дата

Автор

Название

Главные герои (действующие лица)

Содержание (о чем говорится в книге)

Мое мнение

12  ноября 2010 г.

К.Паустовский

Барсучий нос

Мальчик, Барсук, рыбаки

На рыбалку пришли мальчик и взрослые, там они встретили барсучонка, который обжог свой нос

Очень грустный рассказ, жалко барсучонка

Надеюсь, “Дневник чтения” станет вашим спутником и помощником в чтении книг.

Приложение 1

Оснащение урока

1. Планшет.я

2. Выставка рисунков: “По страницам книг Паустовского”.

3. Карта России.

4. Выставка книг К.Г.Паустовского “О природе с любовью”.

5. Название урока на классной доске: “Учимся читать книгу”.

6. Портреты: Булгакова, Вертинского, Гайдара, Паустовского.

7. Репродукции И.Левитана и фотографии осенних пейзажей.

8. Таблички с терминами:

  • Автор
  • Название
  • Иллюстрация
  • Аннотация
  • Внимательно
  • Не торопясь
  • Дневник чтения

Эскизы

Планшет

Классная доска 

  • Учимся читать книгу
  • Цитата о книге

“Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать”. (Д.И.Писарев)

Цитата о Паустовском

“Я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля”. (К.Г.Паустовский)

(Репродукции Левитана и фотографии осеннего пейзажа.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проведения Недели начальных классов

Презентация содержит план работы при проведении Недели начальных классов....

урок литературы во 2 классе по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»

урок литературы во 2 классе по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»...

презентация к уроку литературы по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»" 2 класс

презентация к уроку литературы по теме  "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»" 2 класс...

видео-марафон «Знай! Помни! Гордись», библиотека-филиал №3 им. Н.Островского совместно с библиотекой №4 им. Е.Исаева г.Воронеж

Ветераны поделились своими воспоминаниями о войне и пожелали молодому поколению жить в мире и согласии....

Презентация проведения Дня Знаний во 2-ом классе.

Первый праздничный школьный день- 1 Сентября! Презентация поможет провести первый день в школе во 2-ом классе....

Презентация «Проведение звукового анализа слов с буквами З, з. Отработка навыка чтения предложений с буквами З, з»

Презентация к уроку литературного чтения «Проведение звукового анализа слов с буквами З, з. Отработка навыка чтения предложений с буквами З, з»...