Инновационные технологии в воспитательной системе лечебно - профилактического учреждения "Детский санаторий для школьников".
статья на тему

Меркулова Елена Васильевна

Внедрение инновационных технологий в воспитательную систему детского санатория для школьников, при оптимальном сочетании лечебной реабиллитации, образовательной деятельности и воспитательного процесса в условиях лечебно - профилактического учреждения.

Сообщение на методическом объединении ГКУЗ ДС№9 "Детский нефрологический санаторий №9 ДЗМ".

Старший воспитатель Меркулова Елена Восильевна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tekhnologii-doklad.docx36.56 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в воспитательной системе лечебно- профилактического учреждения «Детский санаторий для школьников».

ФИЛИАЛ ГКУЗ г. Москвы «Детский нефрологический санаторий №9 ДЗ г. Москвы»

Старший воспитатель Меркулова Елена Васильевна.

Доклад на методическом объединении воспитателей.

Идея оптимального сочетания лечения, учебы и воспитания ребенка в условиях здравницы легла в основу внедрения инновационных технологий в воспитательную систему детского санатория для школьников.  В условиях лечебно-профилактического учреждения  с краткосрочным пребыванием детей, где постоянно сменяется детский коллектив, интеграция  оздоровительных  мероприятий и полноценного  учебно-воспитательного  процесса сложна, при этом опыт работы доказывает, что эффективность лечебно-восстановительного процесса напрямую зависит от того, насколько комфортно чувствует себя ребенок. Социально-педагогическая и психологическая реабилитация не только благоприятствует медицинской реабилитации, но и сама становится пусковым механизмом коррекции физического здоровья ребёнка.

Инновационные технологии легли в основу системообразующих  видов деятельности в воспитательной системе санатория: оздоровительной,  досуговой, учебной и жизнедеятельности временных детских коллективов.

В нашем санатории за учебный год проходит лечение более 500-т воспитанников, все они очень разные и по социальному статусу (дети – сироты, социальные сироты, дети, находящиеся под опекой, дети – инвалиды, дети из семей иммигрантов) и по учебной подготовке, обладают различной степенью адаптации, поэтому воспитатель выбирает более целесообразные технологии воспитания. На первое место выходит личность ребёнка и его деятельность.

Таким образом, мы выделили приоритетные технологии:

  • Личностно-ориентированные технологии;
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Арт-технологии;
  • Игровые технологии;
  • Ток-шоу технологии;
  • КТД;
  • Ситуативные технологии;

Личностно-ориентированные  технологии  направлены на реализацию сущностной природы воспитанника, для которой важна ценность жизни,  любовь к другим людям, позволяющая ребёнку  выходить за пределы своих  возможностей.

При внедрении личностно-ориентированных технологий в воспитательный процесс, воспитателю необходимо:

 1) постоянно изучать и хорошо знать индивидуальные особенности темперамента, характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;

2) уметь диагностировать и знать реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как способ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, ценностные ориентации;

3) постоянно привлекать каждого воспитанника к посильной творческой деятельности, которая обеспечивает прогрессивное развитие ребёнка;

4) своевременно проявлять и устранять причины, которые могут воспрепятствовать достижению цели, оперативно изменять тактику воспитания в зависимости от новых условий и обстоятельств;

5) максимально опираться на собственную активность воспитанников;

6) объединять воспитание с самовоспитанием школьника;

7) развивать самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководить, сколько умело организовывать и направлять ведущую к успеху деятельность.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, диагностировать потенциальные возможности и ближайшие перспективы  развития. Жизнь не стоит на месте, меняется воспитательная среда школьников, поэтому воспитатель и сам должен быть в курсе всех нововведений в образовании, политики, искусства, общей культуры, быть примером человеческих достоинств и ценностей.  

Этапы личностно-ориентированной технологии:

1. Диагностика личности ученика (выявления индивидуальных особенностей, уровня воспитанности и общего развития): потребности, интересы, ценностные ориентации; культура поведения и общение; условия семейного воспитания и т.п..

2. Выявление и уточнение  учеников, которые требуют особого внимания (сироты, из неполных семей, склонные к девиантному поведению, находящиеся на учете в инспекции по делам несовершеннолетних и т.п.).

3. Диагностика воспитательного процесса: уровень воспитанности и общего развития учеников; система учебной работы в классах, занятость в разных видах внеурочной воспитательной деятельности, эмоциональные реакции воспитанников на воспитательные мероприятия, педагогические требования; характер сотрудничества субъектов воспитания; причины конфликтов, которые возникают.

Подходы педагога в личностно-ориентированной технологии:

  • любовь к ученику,  безусловное принятие его как личности, душевная теплота, чуткость, умения видеть и чувствовать, сопереживание, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
  • благосклонность к диалоговым форм общения , умение  говорить по-товарищески (без "сюсюканья" и без панибратства), умение слушать;
  • уважение достоинства и доверие, понимания интересов воспитанника, его ожиданий и устремлений;
  • ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
  • признание права на волю поступка, выбора, самовыражение;
  • поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах; признание равноправия школьника в диалоге и решении собственной проблемы;
  • готовность и способность быть на стороне воспитанника.

Под здоровьесберегающими технологиями в условиях детского лечебно-профилактического учреждения  понимается комплекс мероприятий, обеспечивающий укрепление здоровья и реабилитация после длительной болезни детей  и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, а также охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.

  Основными факторами лечебной реабилитации являются:

  режим;

  диетотерапия;

  бальнеотерапия;

  лечебная физкультура;

  фитотерапия (лечебными травами);

  физиотерапия: электросветолечение; ингаляции; электросон; массаж и др;

  медикаментозное лечение.

 Весь лечебно-оздоровительный процесс проходит под контролем лабораторных исследований.

В части воспитания культуры здоровья педагоги пропагандируют здоровый образ жизни, создают оптимальные условия организации учебного и воспитательного процесса: начало занятий -зарядка,  в середине -динамические паузы; большая перемена – это второй завтрак и прогулка на свежем воздухе; дифференцированные домашние задания. Поддержание гигиенических условий в учебных классах и в комнатах отдыха, чередование различных видов учебной и игровой деятельности, эмоциональная разрядка в течение всего дня, стимулирование активной познавательной деятельности и развития в целом, развитие творческих способностей и умений каждого, создание ситуаций успеха, благоприятный эмоциональный фон радости от пребывания ребёнка в санатории.

В санатории проводятся:

  • “Дни здоровья”;
  • Декады здоровья;
  •  Викторины, конкурсы;
  • устные журналы по здоровьесбережению;
  • теоретические занятия, беседы, семинары;
  • занятия по теме “Основы формирования культуры безопасности ”;
  • мониторинг уровня изменения физического, эмоционального здоровья и двигательных качеств учащихся;
  • оформление наглядного материала (выставки, стенды, плакаты).

Арт-технологии наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Арт - технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. Дети учатся легко воспринимать все жанры искусства (театр, живопись, танец, музыку), не ставя цель стать в этой области профессионалами. Искусство является не целью, а только средством познания. Воспитанник полностью или частично выбирает способы исполнения своей роли в соответствии с определёнными правилами игры. При этом у него остаётся достаточно степеней свободы, чтобы импровизировать, выдумывать, выбирать, догадываться, прогнозировать. Арт -занятие часто идёт по алгоритму «что будет, если...». Учащиеся могут общаться, помогать друг другу, рассуждать, слушать свой внутренний голос и самовыражаться. Возможно использование нескольких технологий одновременно: рисовать и петь, лепить и раскрашивать, танцевать под свою мелодию, сочинять и показывать сказку и др.

 Арт – технологии  имеют несколько направлений:
изотерапия,
музыкотерапия,
сказкотерапия,
куклотерапия,
имаготерапия (театральное действие),
кинезитерапия (движение танца).


В основе
изотерапии лежит особая цветовая система, ребёнок с помощью цвета показывает своё эмоциональное состояние и его возможно корректировать в течение дня. Изотерапия позволяет развивать художественное воображение ребёнка, тесно связана с музыкальной терапией и игровой: рисование под музыку, перед рисунком проиграть ситуацию и т.д..
В качестве тем для рисунков можно использовать множество понятий и объектов: «Я дома», «Автопортрет», «Мои родители», «Мои увлечения», «Я в будущем», «Что живёт на земле?», «Что плавает в воде?», «Мой город», «Дерево», «Мой дом» и т.д., фантазии, рассказы, звуки, движения, достопримечательности. Можно также комбинировать рисование с сочинением литературных произведений, стихов.

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Главное средство реализации данного метода – сказки. Сказки специально подбираются, компонуются в группы по возрасту, по определённой  проблеме. Способы сказкотерапии:

1. Чтение и обсуждение содержания.

 2. Придумывание собственной сказки или старой сказки на новый лад.

3. Рисование, аппликация сказки (арттерапия).

4. Театрализация, декламация по ролям (инсценировка).

Сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти».


Игровые технологии. Сущность игрового метода заключается не в противопоставлении игры труду, а в их синтезе. Поэтому игра может быть включена в любой вид деятельности.
Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их.

Игра – это - то средство, где воспитание переходит в самовоспитание. 

Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Ролевая игра требует определенных педагогических усилий, педагогического мастерства. Ролевая игра может выступать как игровое общение. Это сюжетные игры типа «Магазин», «Школа», «Больница» , «Путешествие» и т.д. Здесь главное - не результат, а сам процесс игрового взаимодействия участников.
Ролевая игра может быть использована и как способ организации неигровой деятельности. Например, отряд на какое-то время объявляется экипажем космического корабля, вырабатываются «инструкции» по выполнению ряда задач.
Дети, прошедшие  через ролевые игры, более подготовлены к творческой деятельности.
Ребенок проигрывает «примеривает»  не использованные, не выбранные возможности.

Ток-шоу технологии - это диалоговые занятия с делением участников на три группы:   «Сцена», «Зал», «Ведущий», при чём разбор ситуации происходит по строго задуманному плану, главные герои(сцена),  имеющие противоположные точки зрения, поддерживаются своими группами из зала, рефери – ведущий.

       Ток – шоу технология - работа  со словесным поведением воспитанников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: если в группе  возникают ссоры или непонимание между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами  и даже взрослыми.

Принцип технологии:

 1. ведущему необходимо дать возможность высказаться противоборствующим сторонам, задать  участникам разных мнений  вопросы, уточняющие детали;

2. независимым экспертам привести доводы большинства случаев, аналогичных данному;

3.воспитатель занимает нейтральную позицию, но поддерживает обе стороны;

4. ведущий предлагает поразмыслить над причинами  ситуации и о прогнозе при различных исходах;

5.выноситься заключение и правила, необходимые для дальнейшего сотрудничества.

Темы ток – шоу: «Дать сдачу – это правильно?», «Зачем богатые учатся?», «Компьютерные игры, зло или благо?» и т. д.

     КТД – коллективно- творческое дело на основе деятельностного, творческого и коммуникативного подхода. Это дело обычно организуется на весь детский коллектив, не зависимо от возраста. Оно общественно – значимо для каждого и  для коллектива в целом. Оно творческое, потому что воспитанники вместе с воспитателями  ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач.

 Задачами КТД сейчас, в новых условиях, являются:

- обучение правилам и формам совместной работы;

 - становление и развитие временного детского коллектива;

- развитие личности  и творческого потенциала каждого ребенка, его способностей, индивидуальности;

- развитие коллективного творчества;

- реализация коммуникационных потребностей детей.

Организуя любое дело, в первую очередь нужно иметь в виду для кого оно проводится, кому принесет радость, и что получат для своего развития ребята-участники. Следуя зову детских потребностей, заботясь об удовлетворении душевных нужд воспитанников,  заботливый педагог знает  что делать, в чем и как помочь, и как преодолевать жизненные препятствия, стать сильным, уверенным в себе. В повседневной жизни нашего санатория технология КТД используется на заключительных праздниках каждой смены: конкурсно – развлекательные и нравственно - познавательные программы «Зимние узоры», «День защитника Отечества», «Девичник», «КВН ко Дню смеха», «День памяти», «Дети – будущее Земли» и т.д..

Ситуативные технологии -   разрабатываются и применяются в связи с определенными обстоятельствами или для профилактики возникновения,  каких – либо ситуаций. Воспитатель  предлагает проиграть ситуацию, и посмотреть на неё со стороны. Воспитанникам предлагается побыть и в роли одной стороны и в роли другой стороны, проговорить те или иные тексты, чаще непривычные. Например: побыть в роли учителя, мамы, воспитателя, водителя автобуса и т.д., предложить ситуацию из жизни или ответить на вопросы детей, «А если?...». Также возможно рассматривание картинок с различными готовыми ситуациями и вариантами поведения в них, перед ребёнком ставиться проблема выбора, чаще применяется для индивидуальных консультаций.

Использование инновационных технологий позволяет  решать специфические задачи социально – педагогической поддержки детей с ослабленным здоровьем:


* обучение больного ребенка способам  защиты от состояния ущербности;
* формирование потребности в здоровом образе жизни и необходимых навыков и привычек; приобщение к культуре быта;
* создание условий для содержательного межличностного общения;
* формирование опыта творческой деятельности с учетом индивидуальных интересов и способностей обучаемых;
* ликвидация пробелов в знаниях учащихся, формирование умений и навыков, необходимых для продолжения обучения в своих постоянных учебных коллективах.

Литература

1. Хрипкова А.Г. Внутришкольная среда и здоровье школьника // Биология в школе. 1996.
2. Баранова Н.А., Баранов А.Е. Воспитательная система детского лечебно-профилактического учреждения: социально- педагогическая реабилитация детей с ослабленным здоровьем. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. М., 1998.
3. Лебедев В. И. Учебно-воспитательный процесс в детском санаторно-оздоровительном учреждении. М., 2001.

    4. Орехова, В.А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. пособие. – М.: КНОРУС, 2006.

5. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

6. Советова, Е.В.. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007.