Факультатив "Эврика"
рабочая программа (1 класс) на тему

Дубанич Ирина Николаевна
Рабочая программа « Эврика» в 1-4 классах составлена в соответствии с ФГОС, на основе авторской программы Яковлева Л. В., Литвякова Н. А., Гончарова А. А. для дополнительного образования «Солнышко в окошке»; примерной программы по внеурочной деятельности. Начальная школа. М., «Просвещение», 2011 год. Программа предусмотрена для работы с учащимися 1 -4 классов . Отличительной особенностью рабочей программы « Эврика » от авторской является исследовательская деятельность, направленная на формирование у обучающихся умения поставить цель и организовать её, достичь результатов, а также сделать для себя маленькие открытия в области географии, биологии, химии; истории родного края ; культурной жизни общества. Содержание программы связано со многими учебными предметами , в частности математика, литературное чтение, окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_evrika_2-4_klass_34_chasa.docx86.58 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Рабочая программа « Эврика»  в 1-4 классах составлена в соответствии с ФГОС,           на основе авторской программы Яковлева Л. В., Литвякова Н. А., Гончарова А. А. для дополнительного образования «Солнышко в окошке»;  примерной программы по внеурочной деятельности. Начальная школа. М., «Просвещение», 2011 год.

       Программа предусмотрена для работы с  учащимися 1 -4 классов .      

       Отличительной  особенностью рабочей  программы « Эврика » от авторской  является  исследовательская  деятельность, направленная  на формирование у обучающихся  умения поставить цель и организовать её,  достичь результатов, а также  сделать для себя  маленькие открытия в области географии, биологии, химии;  истории родного края ; культурной жизни общества.

      Содержание программы  связано со  многими учебными предметами , в частности математика, литературное чтение, окружающий мир.

     Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный , личностно- ориентированный, деятельностный подходы.

Главная цель:  выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

 Задачи:

  • формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
  •  индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.   

                                Особенности программы

                                            Принципы

      1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно- познавательную деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом.

     2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.

     3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

     4. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

             5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя уверенно. У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.

             6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.

            7. Принцип системности. Развитие ребёнка - процесс, в котором взаимосвязаны и взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребёнка, то есть реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

              8.  Принцип совместной деятельности детей и взрослых

 Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности:      планировании, обсуждении, проведении.

               9.Принцип обратной связи 

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

              10. Принцип успешности 

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
                11.  Принцип стимулирования

 Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

                                    Ценностные  ориентиры  содержания 

  •  формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить

   простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять

           простейшие гипотезы;

  • формирование пространственных представлений и пространственного

             воображения;

  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

     Для развития различных сторон мышления в программе предусмотрены разнообразные виды учебных  действий, которые разбиты на три большие группы: репродуктивные, продуктивные (творческие)  и контролирующие.

     Репродуктивные учебные действия:

  • исполнительские учебные действия, которые предполагают выполнение заданий по образцу;
  • воспроизводящие учебные действия направлены на формирование вычислительных и графических навыков.

     Продуктивные ( творческие )  действия:

  • обобщающие мыслительные действия, осуществляемые детьми под руководством учителя при объяснении нового материала в связи с выполнением заданий аналитического, сравнительного и обобщающего характера;
  • поисковые учебные действия, при применении которых дети осуществляют отдельные шаги самостоятельного поиска новых знаний;
  • преобразующие учебные действия, связанные  с  преобразованием примеров и задач и направленные на формирование диалектических умственных действий.

 Контролирующие учебные действия направлены на формирование                       навыков  самоконтроля.

    Виды деятельности:

- творческие работы,

- задания на смекалку,

- лабиринты,

- кроссворды,

- логические задачи,

- упражнения на распознавание геометрических фигур,

- решение нестандартных задач,

- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,

- выражения на сложение,  вычитание, умножение, деление в различных системах счисления,

- решение комбинаторных задач,

- решение геометрических задач и т.д.

                                 

                                          Место курса в учебном плане

В учебном плане на изучение данного факультатива отводиться  1 час в неделю       ( 33 часа)  – 1 класс, 1 час в неделю   ( 34 часа )  2-4 класс , всего- 135 часов.  В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов. Курс «Эврика» носит развивающий характер.

Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер..

Обучающиеся должны знать:

  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
  • основные источники информации;
  • правила оформления списка использованной литературы;
  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

Обучающиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;
  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • работать в группе;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
  • вести наблюдения окружающего мира;
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

       работать в группе.

             Планируемые результаты освоения программы курса 

                 Личностные универсальные учебные действия

           У обучающегося  будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  •  способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  •  основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  •  чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся  получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  •  адекватного понимания причин успешности/ неуспешности  внеучебной деятельности;  
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся  научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  •  учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  •  осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  •  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  •  адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  •  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

                      Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся  научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  •  осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  •  строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  •  записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  •  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  •  осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся  научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  •  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  •  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  •  задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся  получит возможность научиться: 

  • учитывать и  координировать в сотрудничестве  позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  •  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  •  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  •  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

                                         Учебно –тематический план

1 класс

№ п\п

Раздел, тема

Общее количество часов

В  том  числе

Теоретических

Практических

Введение

1

1

Что такое проект?

1

1

-

Учимся делать проекты

8

2

Что такое проблема

1

1

-

3

Как мы познаём мир

1

1

-

4-5

Школа                          « Почемучек»

2

1

1

6-7

Удивительный вопрос

2

1

1

8-9

Источники информации

2

1

1

Мы исследователи

22

10-11

Любимое число

2

1

1

12-14

Алфавит

3

1

2

15-16

Почему мы любим встречать Новый год

2

1

1

17-19

Игры наших дедушек и бабушек

3

1

2

20-23

Растения

4

2

2

24-25

Симметрия

2

1

1

26-31

Сказки

6

2

4

Заключение

2

32

Что узнали и чему научились

1

-

1

33

Моя лучшая работа

1

-

1

Итого

33

15

18

Учебно – тематический план

2 класс

№ п/п

Раздел, тема

Общее кол- во часов

В том числе

Теоретических

Практических

Раздел 1 « Исследование, алгоритм » ( 9 ч)

1.

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

1

1

-

2

Основные методы исследования. Как задавать вопросы?

1

-

1

3

Коллективная игра-исследование

1

-

1

4

Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования.

1

1

-

5

Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления.

1

-

1

6

 Путешествие в Загадкино.

1

-

1

7

Алгоритмы и исполнители. Что такое алгоритм. Исполнители алгоритмов.  Практическая работа на компьютере "Составление алгоритмов для конкретного исполнителя.

1

-

1

8

 Способы записи алгоритмов.

1

1

-

9

 Практическая работа на компьютере "Составление алгоритмов для конкретного исполнителя.

1

-

1

Раздел 2 "Элементы истории математики"( 13  ч )

10

Что дала математика людям? Зачем её изучать? Когда она родилась и что явилось причиной её возникновения.         

1

1

-

11

Старинные системы записи чисел. Упражнения, игра, задачи. Иероглифическая система древних египтян. Головоломки с домино. Ребусы. Шарады.

1

-

1

12

 Римские цифры. Как читать римские цифры? Головоломки со спичками. Житейские истории, оригинальные задачи. Кроссворды.

1

-

1

13

Из истории цифр. "Таинственные знаки" математика Древнего Востока. Древний Египет. Ранние математические тексты. Игра "Математика почти без вычислений".

1

1

-

14

 Первые учебники "Кожаный свиток египетской математики". Первая печатная книга по математике на Руси. Леонтий Филиппович Магницкий (1669 - 1739гг.) и его "Арифметика".         

1

1

-

15

История вычислительной техники. Первый компьютер.

1

1

-

16-17

Час веселой математики. Игры "Считай - не зевай!", "Великолепный математик". Волшебное число 0. Кто придумал 0? Задачи на сообразительность.

2

-

2

18

Практическая работа "Бумага. Ножницы. Линейка". "Разрезные фигуры", сравнение фигур, составление фигур из частей и разбиение фигур на части.

1

-

1

19

Удивительный квадрат. Разные фигуры из одних и тех же частей.

1

-

1

20

Загадки о геометрических фигурах. Из истории "О названиях геометрических фигур".

1

-

1

21

Монеты и купюры. Исторические сведения о возникновении денег, их названия. Головоломки с монетами. Задачи "Денежные расчеты".         

1

1

-

22

Информация вокруг нас. Виды информации, действия с информацией. Отработка навыков управление компьютера с помощью мышки.

1

-

1

Раздел «Волшебный мир оригами» ( 12 ч)

23

Оригами – искусство складывания из бумаги. 
Входная диагностика.

1

-

1

24

Чудесные превращения бумажного листа.
Закладки. Коробки. Изготовление и оформление подарков.

1

-

1

25-26

Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка .

2

1

1

27-28

Оригами на праздничном столе . Правила этикета. Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки. Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.

2

1

1

29

Цветы к празднику 8 марта 
Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.

1

-

1

30

Оригами – почта .
Различные виды конвертов для писем.

1

-

1

31-32

Впереди – лето! 
Знакомство с базовой формой «Дом» и изготовление пилотки и шапочки с козырьком на ее основе. Складывание самолетов и истребителей. Соревнования моделей.

2

1

1

33

Итоговое занятие 
«Оригамская сказка о четырех братьях».

1

-

1

34

Оформление тематической выставки.

1

-

1

Итого

34

11

23

 

                                                Содержание программы

1 класс (33 часа)

Занятие 1.

Тема: Что такое проекты.

Цель: знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.

Понятия: проект, проблема, информация.

Занятие 2.

Тема: Что такое проблема.

Цель: ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

Понятия: проблема, объект исследования.

Занятие 3.

Тема: Как мы познаём мир.

Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами.

Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.

Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.

Занятия 4-5.

Тема: Школа  « Почемучек».

Цель: знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.

Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

Занятия 6-7.

Тема: Удивительный вопрос.

Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.

Понятия: вопрос, ответ.

Занятия 8-9.

Тема: Источники информации.

Цель: знакомство с понятием « источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

Понятия: источник информации.

Занятия 10-11.

Тема: Любимое число. Игры с числами.

Цель: обобщить знания учащихся о числах первого десятка, формировать умения применять полученные знания в практической деятельности, презентовать свою работу.

История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами.

Понятия: число, нумерация чисел.

Занятия 12-14.

Тема: Проект «Алфавит».

Организация выставки книг в алфавитном порядке. Азбука в картинках.

Цель: систематизация знаний о знакомых детям буквах, знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей, развитие творческих способностей учащихся.

История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках».

Понятия: буква, алфавит.

Занятия 15-16.

Тема: Проект «Почему мы любим встречать Новый год».

Цель: прививать любовь к традициям русского народа, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда.

История праздника Новый год. Как  встречают  Новый  год  в  разный  странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.

Понятия: традиция, сувенир, самооценка.

Занятия 17-19.

Тема: Проект «Игры наших дедушек и бабушек». Игры нашей семьи. Зимние забавы.

Цель: знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.

Понятия: игра, товарищ, друг.

Занятия 20-23.

Тема: Проект «Растения».

Цель: обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.

Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки « Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений в РК.

Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.

Занятия 24-25.

Тема: Проект «Симметрия вокруг нас».

Цель: знакомство с понятием симметрия, развитие логического и пространственного мышления, привитие навыков учебной деятельности: анализа и синтеза, развитие устной речи.

Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.

Понятия: симметрия.

Занятие 26-31.

Тема: Проект «Сказки». Выбор темы школьного проекта. Моя любимая сказка.

Конкурс загадок про героев народных сказок о животных. Сочиняем сказку.

Театрализация сказки. (2 часа)

Цель: привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творческих способностей учащихся, формирование умения различать добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности.

Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.

Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой.

Занятие 32-33.

Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.

Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Эврика ».

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.

                                           

                                                Содержание программы

2 класс ( 34  часа)

                                               Теоретический блок

Занятие 1. 

 Тема : Что такое исследование? Кто такие исследователи?

 Обучающийся сможет задуматься о том, что такое исследование, его виды  и роль в жизни человека;  высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о    сути новых понятий.

Занятие 2.

Тема: Основные методы исследования. Как задавать вопросы?

Обучающийся сможет назвать основной круг вопросов при проведении исследования, сможет описать и сравнить основные методы исследования; потренируется в определении волнующих проблем при проведении исследования.

Практика: постановка вопросов.

Занятие 3.

Тема: Коллективная игра-исследование.

Обучающийся сможет поупражняться в отборе материала по теме исследования, проанализировать игровую  ситуацию, высказать свою точку зрения.

Практика: игра- исследование.

Занятие 4.

 Тема: Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования.

Обучающийся сможет потренироваться выделять главное и второстепенное из собранного материала, сможет назвать основные формы схем исследований.

Занятие 5.

 Тема: Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления.

Практика: обучающиеся  смогут представить результаты своей работы в виде доклада, назвать основные правила успешного выступления.

                                             Практический блок

Занятие 6. 

Тема: Путешествие в Загадкино.

Работа над проектом в соответствии с этапами.

Занятие 7.

Тема : Алгоритмы и исполнители. Что такое алгоритм. Исполнители алгоритмов.

  Практическая работа на компьютере "Составление алгоритмов для конкретного исполнителя». Работа над проектом в соответствии с этапами.

Занятие 8.

Тема:  Способы записи алгоритмов.

Занятие 9.

Тема: Составление алгоритмов для конкретного исполнителя.

 Практическая работа на компьютере .

Занятие 10.  

Тема: Что дала математика людям? Зачем её изучать? 

Когда она родилась  и  что явилось причиной её возникновения.

Занятие  11 .

Тема: Старинные системы записи чисел. Иероглифическая система древних египтян.

Практика:  упражнения, игра, задачи. Иероглифическая система древних египтян. Головоломки с домино. Ребусы. Шарады.

Занятие  12.

Тема: Римские цифры. Как читать римские цифры?

Практика:  головоломки со спичками. Житейские истории, оригинальные задачи. Кроссворды.

Занятие 13.

Тема: Из истории цифр. 

Таинственные знаки  математика Древнего Востока. Древний Египет. Ранние математические тексты.

Практика :  игра "Математика почти без вычислений".

Занятие  14.

Тема: Первые учебники .

"Кожаный свиток египетской математики". Первая печатная книга по математике на Руси. Леонтий Филиппович Магницкий (1669 - 1739гг.) и его "Арифметика .

Занятие  15. 

Тема: История вычислительной техники. Первый компьютер.

Занятие  16-17 .

Тема: Час веселой математики. 

Практика: игры "Считай - не зевай!", "Великолепный математик". Волшебное число 0. Кто придумал 0? Задачи на сообразительность.

 Занятие  18. Практическая работа "Бумага. Ножницы. Линейка". 

Практика: Разрезные фигуры, сравнение фигур, составление фигур из частей и разбиение фигур на части.

Занятие  19.

Тема: Удивительный квадрат.

 Практика: Разные фигуры из одних и тех же частей.

Занятие  20.

 Тема: Из истории "О названиях геометрических фигур".

Практика: Загадки о геометрических фигурах.

Занятие  21.

Тема:  Монеты и купюры. Исторические сведения о возникновении денег, их названия.

Практика :  Головоломки с монетами. Задачи "Денежные расчеты".

Занятие  22.

Тема: Информация вокруг нас. Виды информации, действия с информацией.

Практика: Отработка навыков управление компьютера с помощью мышки.

Занятие  23.

 Тема: Оригами – искусство складывания из бумаги.

Практика: Входная диагностика.

Занятие  24. 

Тема: Чудесные превращения бумажного листа. 

Практика: Закладки. Коробки. Изготовление и оформление подарков.

Занятие 25-26 .

Тема: Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей.

Практика:  Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка .

Занятие 27- 28.

Тема: Оригами на праздничном столе . Правила этикета.

Практика:  Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки. Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.

Занятие  29. Тема: Цветы к празднику 8 марта.

Практика: Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.

Занятие 30 . 

Тема: Оригами – почта .

Практика: Различные виды конвертов для писем.

Занятие 31-32.

Тема: Впереди – лето!

Практика: Знакомство с базовой формой «Дом» и изготовление пилотки и шапочки с козырьком на ее основе. Складывание самолетов и истребителей. Соревнования моделей.

Занятие  33 .

Тема: Итоговое занятие.

Практика: Оригамская сказка о четырех братьях.

Занятие  34.

Тема: Оформление тематических выставок.

Практика.

                         Результаты  освоения  программы  2  класса

Обучающийся  будет знать:

- основные особенности проведения исследований разных видов;

- методы исследования;

- правила выбора темы и объекта исследования;

- правила успешной презентации работы.

Обучающийся будет уметь:

- самостоятельно выбирать тему исследования;

- выделять главное и второстепенное в собранном материале;

- указывать пути дальнейшего изучения объекта;

- презентовать свою работу.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;

- реализовывать право на свободный выбор.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

- общаться с людьми разных возрастов;

- работать в группе, коллективе;

- презентовать работу общественности.

                                           Содержание программы

                                                     3 класс  ( 34 часа )

Занятие 1. 

Тема:  Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях. 

Выявление области знаний, в которых каждый ребёнок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся.

Практика: анкетирование учащихся, опрос.

Занятие 2- 3.

Тема:  Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности.

Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.

Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Здесь живут мои родственники».

Занятие 4-5 .  

Тема: План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования.

Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.

Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию « Родная улица моя». Проверка гипотез.

Занятие  6.

Тема:  Основные источники получения информации.

Учебная литература – учебники, хрестоматии. Справочная литература – словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия.

Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

Занятие  7.

Тема: Оформление списка литературы и использованных электронных источников.

Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

Занятие 8-9.

 Тема:  Методы исследования. Мыслительные операции.

Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование.

Практика:  Мыслительные  операции, необходимые  для  учебно-исследовательской  деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.

Занятие 10-11.

Тема: Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.

Практика: письменный отчёт - структура и содержание. Визуальный отчёт – диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Результаты загрязнения окружающей среды».

Занятие 12-13.

Тема:  Оформление работы. Подготовка доклада.

Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.

Практика: доклады по теме: «Моя семья вечером». Проверка оформления работ.

Занятие 14-15 .

Тема: Как правильно делать презентацию.  Знакомство с Microsoft  Power Point  .

Защита исследовательской работы.  Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация.

Практика: работа в программе Microsoft  Power  Point. Презентация «Моя мама».

Занятие  16. 

Тема: Исследование числа.

Практика: Тематические учебные исследования.

Занятие  17.

Тема:  Исследование суммы, произведения.

Практика:  Тематические учебные исследования.

Занятие  18 .

Тема: Исследование «Лексическое значение слов» .

Практика: Тематические учебные исследования.

Занятие  19.

Тема: Исследование «Орфограммы  в  корне  слова».

Практика: Тематические учебные исследования.

Занятие 20.

Тема: Исследование  «Соединительные гласные в сложных словах» .

Практика: Тематические учебные исследования.

Занятие  21-22.

Тема: Мифы и легенды. Презентация результатов исследования «Герои мифов Древней Греции» .

Практика:  Тематические учебные исследования.

Занятие  23.

Тема: Исследование «Вода-источник жизни». Конференция .

Практика: Тематические учебные исследования.

Занятие  24-25.

Тема:  Исследование названий географических объектов. 

Практика : Исследование « Родная улица моя» .

Занятие  26-27.

Тема: Исследование «Наш город-тыл».

Практика: Тематические учебные исследования.

Занятие  28-29.

Тема:  Исследование «Неизвестные герои Великой Отечественной войны» .

Практика: Тематические учебные исследования.

Занятие  30.

Тема:  Исследование « Труд в моей семье» .

Практика: Тематические учебные исследования.

Занятие: 31-32.

Тема: Вредные и полезные привычки.

Практика: Театрализованное представление « Вредные привычки».

Занятие  33.

Тема: Игра-викторина «Путешествие в страну Знаний».

Практика: игра-викторина.

Занятие  34.

Тема: Итоговое занятие.

Практика: диагностика результативности.

Содержание программы

4 класс ( 34 часа)

Занятие 1.  Тренинг исследовательских способностей.

Практика: анкетирование.

Занятие  2. Конкурс эрудитов.

 «А ну, познания человеческие, поглядим, кто - кого!» (Жан Поль Сартр)

 Занятие 3-4.Проектная деятельность «Великие математики».

Практика : работа со словарями, энциклопедиями . Конкурс буклетов о великих математиках.

Занятие 5-6.  Упражнения с чертежами  на нелинованной бумаге.

Практика: выставка «Я – чертёжник!»

Занятие 7-9. Симметрия фигур.

Практика: создание мини-альбома «Узоры геометрии»   и   организация   выставки.

Занятие 10-11. Соединение и пересечение фигур.

Практика:  вычерчивание геометрических фигур.

Занятие 12.  В  компьютерном  классе.

Практика:  конкурс рисунков «Наш школьный компьютерный кабинет».

Занятие 13-14. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

Практика:  составление суперпримеров. Защита работ «Мой суперпример – самый лучший!»

Занятие 15-16.  Анализ проблемных ситуаций в  многоходовых задачах.

Практика: решение задач повышенной сложности.

Занятие 17-18. Компьютерные математические игры.

Практика: сообщения о домашних компьютерных математических играх и их презентация.

Занятие 19-21.   Подбор материала и выпуск математической газеты.

Занятие  22. Сочинение «Место математики в моей жизни». 

Практика : творческая работа.

Занятие 23-24. Знакомьтесь: Пифагор!

Практика : работа с информацией презентации. Викторина.

Занятие  25-26. Инсценирование  задач.

Практика : Конкурс на лучшее инсценирование математической задачи.

Занятие 27-28. Решение задач международной игры «Кенгуру».

Практика: решение олимпиадных  заданий .

Занятие  29-30.  Спичечный  конструктор.

Практика: построение конструкции по заданному образцу. 

Занятие 31 . Покорение космоса и математика

Освоение космического пространства человечеством. Роль математики в этом процессе. Задачи, связанные с историей освоения космоса. Стихотворения о космосе.

Практика: игра «Полёт на Марс». Решение  задач.

Занятие 32 . Математика и наш город.

История строительства города. Стихотворения об Воркуте.

Практика :  игра-соревнование «Кто быстрее». Занимательные задачи.

Занятие 33 . Математика и здоровье человека.

Основы здорового образа жизни и математика.

Практика : занимательные задачи, связанные с валеологией. Игра «Расшифруй слово». Стихотворения о пользе здорового образа жизни.

Занятие 34. Круглый стол  «Подведем итоги».

                                 

                                     

                                  Методическое обеспечение

В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения.

Проектная  деятельность  предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации. В  содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы; реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребёнку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.

Подведение итогов по результатам освоения материала программы курса может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий.

 Формы и методы обучения

В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ видео и  мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
 фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
 групповой – организация работы в группах.
 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
 и другие:

Метод ассоциативной теории креативности

Основоположник Mednik (1962). В своей теории доказал: чем более отдалёнными являются идеи, между которыми возникают ассоциации, тем более креативным считается мышление - при условии, что эти ассоциации отвечают требованиям задачи и характеризуются полезностью. Mednik различал три пути креативных решений, основанных на ассоциациях:

  • Через интуитивную прозорливость;
  • Нахождение сходства между отдалёнными элементами (идеями)

Метод проблемной ситуации:

Объясняется переходом от чисто философского, умозрительного рассмотрения мышления в рамках отношения «рационализм- сенсуализм» к рассмотрению его как приспособительной функции, посредством которой человек решает поставленные «средой» проблемы.

Метод мозгового штурма

Этот метод создал американский Осборн в конце 30-х годов 20 века. Метод представляет собой групповое решение задач, конференция идей, массовая мозговая атака и т.д.

Цель метода: Формирование у детей умения давать большое количество идей в рамках заданной темы; обучение критическому отношению к результатам обсуждения; умение выбирать оригинальное решение задач.

Учитель ставит перед детьми вопрос, выслушивает варианты ответов ребят, а затем подводит итог (систематизация темы). Каждый ученик имеет право выдвинуть свою идею, пусть даже ирреальную.
Метод контрольных вопросов:

Метод предусматривает развитие творческого мышления, последовательно ставя перед учащимися наводящие вопросы, на  которые они охотно отвечают. Работа проводится в диалогической форме.

 Метод Каталога:

Был разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце (1926), для усиления процесса и развития ассоциаций. Для этого использовался любой текст (ряд иллюстраций), наугад сделанные выборки из него позволяют появиться неожиданным сравнениям.

Детям даются вопросы, а ответы они ищут в какой-либо книге. Ответы собираются ведущим вместе с детьми в единую сюжетную линию. По окончанию совместного сочинения любой ребёнок должен уметь рассказать и придумать название. 

Метод синектики  (аналогии )

Разработан Гордоном (США) в 50-е годы 20 века. Синектика  основана на Мозговом штурме при использовании различных видов аналогии.

Цель метода: Представление незнакомого – знакомым, а привычное – чуждым.

Информационные обеспечение:

  • Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных  формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема, видеофильмы );
  • Сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников: литературные произведения газеты, журналы и т.д.);
  • Мультимедийное оборудование; аудиомагнитофон.
  • Интерпретация информации (структурирование; перевод сплошного текста в таблицу, презентация полученной информации, в том числе с помощью ИКТ);
  • Применение и представление информации в виде творческих проектов.

   Формы подведения итогов реализации программы

  • презентации;
  • представления (спектакли , концерты, устные журналы, викторины и игры с применением знаний по теме).
  • изделия: тематические выставки рисунков,  поделок; макеты, модели (действующие);  газеты, журналы, книги, картотеки (информационные проекты) и т.д.

 Список  рекомендуемой учебно- методической литературы

  • для учителя

1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.

2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.

3. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.

4. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.

5. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.

6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с..

7. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.

8. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.

9. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.

10. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В.

Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.

11. В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.

12. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.

13. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011. – 192с.

14. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7

15.Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001

  • для обучающихся

1.  Природные условия и ресурсы Республики Коми. Учебное пособие,

2. Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.

3. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/ 2010 / RUS / PC

                                     Электронные ресурсы:

1. Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)

2. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

3. А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ (09.03.11)

4. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

5. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)

6. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

7. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)

8. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)

Календарно –тематическое планирование

2 класс

№ п/п

Раздел

Тема занятий

Теория

Практика

1

Исследование

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

высказываться по данной теме

-

2

Основные методы исследования. Как задавать вопросы?

описывать и сравнивать основные методы исследования

постановка вопросов

3

Коллективная игра-исследование.

высказывать свою точку зрения

игра- исследование

4

Учимся выделять главное и второстепенное.

 называть основные формы схем исследований

составление схем

5

Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления.

назвать основные правила успешного выступления

представить результаты своей работы в виде доклада

6

 Путешествие в Загадкино.

работа над проектом в соответствии с этапами

7

Алгоритм

 Алгоритмы и исполнители. Что такое алгоритм. Исполнители алгоритмов.

 работа над проектом в соответствии с этапами

составление

алгоритмов для конкретного исполнителя

8

 Способы записи алгоритмов.

обсуждение способов записи

составление алгоритмов

9

Составление алгоритмов.

 работа на компьютере

10

 Что дала математика людям? Зачем её изучать?

просмотр презентации

11

Математика

Старинные системы записи чисел. Иероглифическая система древних египтян.

знакомство с записями чисел

упражнения, игра, задачи , головоломки с домино, ребусы, шарады

12

 Римские цифры. Как читать римские цифры?

 житейские истории, оригинальные задачи,

кроссворды

13

Из истории цифр.

Таинственные знаки  математика Древнего Востока. Древний Египет. Ранние математические тексты.

игра "Математика почти без вычислений"

14

Первые учебники .

Кожаный свиток египетской математики". Первая печатная книга по математике на Руси. Леонтий Филиппович Магницкий (1669 - 1739гг.) и его "Арифметика» .

15

 История вычислительной техники. Первый компьютер.

работа на  компьютере

16-17

 Час веселой математики.

Волшебное число 0. Кто придумал 0? Задачи на сообразительность.

игры "Считай - не зевай!", "Великолепный математик".

18

 Практическая работа "Бумага. Ножницы. Линейка".

повторение правил пользования ножницами

 сравнение фигур, составление фигур из частей и разбиение фигур на части

19

Удивительный квадрат.

 

 разные фигуры из одних и тех же частей

20

Из истории "О названиях геометрических фигур".

загадки о геометрических фигурах

21

 Монеты и купюры.

исторические сведения о возникновении денег, их названия

головоломки с монетами, задачи "Денежные расчеты"

22

Информация вокруг нас. Виды

 виды информации, действия с информацией..

отработка навыков управление компьютера с помощью мышки

23

 Оригами – искусство складывания из бумаги.

 входная диагностика

24

Конструирование

Чудесные превращения бумажного листа.

закладки, коробки,        

изготовление и оформление подарков

25-26

 Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей.

новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей, новогодняя открытка

27-28

 Оригами на праздничном столе

правила этикета

- складывание приглашений, поздравительных открыток,

- салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки,

- оформление праздничного стола

29

Цветы к празднику 8 марта.

Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.

складывание цветов на основе изученных базовых форм,

оформление композиций и поздравительных открыток

30

 Оригами – почта .

изготовление

различных  видов

конвертов для писем

31-32

Впереди – лето!

знакомство с базовой формой «Дом» и изготовление пилотки и шапочки с козырьком на ее основе

 складывание самолетов и истребителей, соревнования моделей

33

 Итоговое занятие.

Оригамская сказка о четырех братьях.

34

Оформление тематических выставок.

оформление тематических выставок