Кружок "Домисолька"
рабочая программа (1 класс) на тему

Судьина Наталья Николаевна

Человеческий голос - самый первый и самый прекрасный инструмент.

Пение - спутник определенного эмоционального состояния. Поэтому не случайно человечество поет, не случайно испокон веков живут певческие традиции. Этим поддерживается эмоционально-психическое здоровье, как отдельного человека, так и народа в целом.

Во внешкольной работе пение принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Оно является одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного. Правильное обучение пению с детства есть наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата.

         Кружок «Домисолька» по своему характеру является развивающе – обучающим  и направлен на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выработку навыков восприятия музыки, а также на выявление способностей воспитанников к самовыражению через исполнительскую творческую деятельность.

Программа рассчитана на 3 года обучения детей в возрасте от 6 до 10 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_domisolka.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок «Домисолька»

1-4 классы

Судьина Наталья Николаевна

 МБОУ СОШ № 32

Пояснительная записка.

Человеческий голос - самый первый и самый прекрасный инструмент.

Пение - спутник определенного эмоционального состояния. Поэтому не случайно человечество поет, не случайно испокон веков живут певческие традиции. Этим поддерживается эмоционально-психическое здоровье, как отдельного человека, так и народа в целом.

Во внешкольной работе пение принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Оно является одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного. Правильное обучение пению с детства есть наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата.

        Кружок «Домисолька» по своему характеру является развивающе – обучающим  и направлен на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выработку навыков восприятия музыки, а также на выявление способностей воспитанников к самовыражению через исполнительскую творческую деятельность.

Программа рассчитана на 3 года обучения детей в возрасте от 6 до 10 лет.

Цель программы - развитие музыкально - творческих способностей ребенка, формирование музыкальной культуры.

Задачи, решаемые в процессе обучения:

1.        В обучении: овладение языком музыкального искусства на основе музыкально — теоретических знаний и навыков; постижение сущности музыкальной интонации через различные формы вокального (сольного, ансамблевого, хорового) пения.

Сформировать: умение аналитически сравнивать художественные различные интерпретации какого-либо явления окружающего мира, человека, а также способы исполнительской трактовки музыкального произведения; навыки сочинения элементарных интонаций, мелодий, воплощающих определенное образное настроение, состояние; навыки художественно осмысленного сольного, ансамблевого, хорового исполнения мелодии, слышания интонационной драматургии музыкального произведения.

  1. В воспитании: раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на нравственные и эстетические идеалы; воспитание эмоциональной культуры, способности откликаться на прекрасное, доброе, формирование жизненной позиции; воспитание уважения к творчеству других людей и собственной творческой деятельности.
  2. В развитии: гармоничное развитие средствами музыки творческого потенциала каждого воспитанника, его  мышления, познавательной деятельности; развитие музыкальных способностей, потребности к творческому самовыражению через исполнение музыкального произведения

В вокальный кружок принимаются все желающие. При приеме проверяется музыкальный слух, голос, чувство ритма, музыкальная память.

Материально-техническая база должна соответствовать современным требованиям.

Помещение для занятий должно быть достаточно просторным и звукоизолированным, с хорошей акустикой, и вентиляцией.

Воспитанников следует научить пользоваться усилительной аппаратурой и соблюдать технику безопасности.

Четкая структура занятий имеет особое значение. Главным условием продуктивной работы является качество музыкального материала и методы работы над ним. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование легкого и трудного, напряжения и разрядки делают занятия  продуктивными и действенными.

         Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу.  

Методы и формы. В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

 СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

         ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.  Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.

         СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

 Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в кружке пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать его музыкальную культуру и художественную самодеятельность школы. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно  привить  любовь к  музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в кружковой работе. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников  идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому  пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят в вокальному искусству.

Цель:        

  1. привить любовь к вокальному искусству
  2. научить правильно исполнять вокальные произведения.

Задачи:

  1. На основе изучения детских песен, вокальных произведений,

современных эстрадных песен  расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому  наследию, пониманию и уважению певческих традиций.

  1. Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.
  2. Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить двухголосному исполнению песен. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
  3. Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.
  4. Сформировать потребности в общении с музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.

     Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:

  • главными из которых является сольное  и ансамблевое пение,
  • слушание различных интерпретаций исполнения,
  • пластическое интонирование,
  • добавление элементов импровизации,
  • движения под музыку,
  • элементы театрализации.

    Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой.

    Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

    Теоретическая часть включает в себя  работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля  каждого композитора.

     Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.

      Музыкальную основу программы составляют произведения для детей  и песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

     Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

     Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

Планируемый результат

  • наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в концертах);
  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
  • уметь двигаться под музыку,  не бояться сцены, культура поведения на сцене;
  • стремление передавать характер песни, умение  правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе.

Формирование универсальных учебных действий

  1. ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • Учащиеся узнают  истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.
  • Научатся  правилам  пения.
  • Пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью
  •  Передавать настроение музыки в пении.
  • Осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии - реализовывать      творческий     потенциал,  осуществляя собственные   музыкально исполнительские   замыслы   в пении.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • в процессе работы над песней  привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.
  •  Расширить   музыкальный  кругозор и получить общие представления о музыкальной жизни современного социума;
  • Формировать  отношение  к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы;
  •  Оказывать  помощь в организации   и        проведении школьных   культурно массовых   мероприятий,   представлять  широкой  публике  результаты  собственной  музыкально - творческой  деятельности      (пение)

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

  1. Регулятивные

Учащиеся приобретают опыт:

  • Самостоятельной оценки правильности выполненных действия, внесения корректив;
  • Планирования своих действий в соответствии с поставленной целью
  • Приобретать (моделировать) опыт- выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать "музыкальные разговоры" различного характера.

  1. Познавательные

Учащиеся научатся:

  • Сочинению мелодии и исполнению песен-попевок.        
  •  Определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;
  • Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности, выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении.
  • Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов
  • Создавать собственные интерпретации, исполнять знакомые песни.
  • Реализовывать      творческий     потенциал,  осуществляя собственные   музыкально - исполнительские   замыслы   в   различных   видах   деятельности; получать эстетическое  наслаждение от восприятия музыки, от общения с миром искусства.

Учащиеся получат возможность научиться: 

-  Владеть элементами алгоритма сочинения мелодии;

 - Выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении.

-Определять характер,  настроение  песенок,  жанровой  основы.

-Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать  свое впечатление.

  1. Коммуникативные

Учащиеся научатся:

- Исполнять, инсценировать песни.

-Работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра;

-Откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.

-Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение, выразить свое впечатление, выслушать мнение партнёра.

- Оценивать собственную музыкально -творческую деятельность.

.        Учащиеся получат возможность научиться: 

  • Аргументировать собственную позицию;
  • Получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.
  • Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки.
  •  Воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.
  •  Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.

Содержание программы

Первый год обучения.

“ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС”

Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.

Должны знать и определять на слух:

 музыку разного эмоционального содержания;

 музыкальные жанры  (песня, танец, марш);

одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;

 средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;

 музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;

 знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;

Уметь:

 верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;

 быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;

 петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;

 соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);

исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы – до второй октавы.

Второй год обучения.

“МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ…”.

Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагается голосные импровизации, пунктирный ритм.

Содержание знаний, умений, навыков детей 2-го года обучения:

К концу второго года обучения дети могут привести примеры музыкальных произведений (из тех, что они слушали и пели), в которых рассказывается об окружающей жизни, о разных чувствах человека.

Учащиеся должны:

 самостоятельно делать разбор музыкального произведения (характер музыки, средства выразительности), определять строение простых двух- и трехчастных произведений;

 узнавать по внешнему виду и звучанию музыкальные инструменты;

 выразительно петь песни, исходя из их содержания и характера;

 исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне до первой октавы – до второй октавы;

 различать звучание мажора и минора.

узнавать пройденные за год произведения, знать их название и фамилию композитора;

 иметь любимые произведения;

 знать и понимать названия пройденных жанров: уметь привести соответствующие примеры (название произведения, фамилии композитора);

 иметь представление о классической музыке; знать и понимать слова: симфонический оркестр, тема, фрагменты произведения; знать группы инструментов: ударные, струнные, деревянные и медные духовые; определять их по звучанию;

 положительно относиться к музыке русского народа;

 узнавать на слух народные песни; знать и любить их;

 знать русские народные инструменты, называть их, узнавать на слух по звучанию;

 знать состав оркестра русских народных инструментов;

 иметь представление о музыкальной жизни России, уметь рассказать о ней;

Уметь:

 укреплять свои вокальные навыки на основе индивидуального развития голоса;

 чисто и выразительно петь выученные песни, иметь среди них любимые;

 петь непринужденно, легко, светло, мягко, но не вяло;

 петь в диапазоне: для первых голосов – до первой октавы - ре-ми второй октавы, для вторых голосов – ля малой октавы – ля первой октавы;

Третий год обучения.

“ЗВУЧИТ, ПОЕТ МОЯ ДУША!”

Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет и сочнеет. Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться арии, популярные произведения. Обязательной является голосовая импровизация. Бек-вокал вносит определенный колорит в вокальные произведения. Повышается исполнительское мастерство.

Содержание знаний, умений, навыков детей 3 – го  года обучения:

Дети должны:

 знать названия певческих голосов, уметь охарактеризовать их тембры, приводить примеры музыкальных произведений, написанных для этих голосов

 дети должны знать и понимать такие особенности музыкальной выразительности, как темп, тембр, динамика, регистр, мелодия, лад, гармония;

 разбираться в строении музыкальных произведений, написанных в куплетно-вариационной форме;

 определять на слух национальную принадлежность музыки (в контрастных сопоставлениях);

 знать, различать на слух и приводить примеры музыки легких и серьезных жанров;

 различать и называть особенности авторской песни, джаза, рок- и поп-музыки;

Уметь:

 петь легко, мягко, не злоупотребляя громкостью звучания голоса;

 ясно, грамотно произносить текст;

 чисто и выразительно исполнять песни с различными видами двухголосия;

 определять характер содержания изучаемого произведения, давать вариант его интерпретации;

 знать и уметь исполнять  различными способами звуковедения (staccato, legato, non legato), динамическими оттенками (piano, forte, crescendo, diminuendo), в разных темпах (andante, moderato, vivo, presto);

 петь в диапазоне: до первой октавы – ми - фа второй октавы, ля  малой октавы – до (ре) второй октавы

 знать об особенностях и возможностях своего изменившегося голоса, его охране;

 знать силу своего голоса и уметь правильно ее использовать;

 знать правила пения и охраны голоса;

 использовать в пении приобретенные певческие умения и навыки,

 уметь исполнять авторские песни с присущими им речитативностью и задушевностью;

 знать и уметь использовать сценическое мастерство.

Список литературы

1.Андреева Л.В., Бондарь М.Д., Локтев В.К. Искусство хорового пения – М, 2003. – 249 с.

2.Багадуров В. Вокальное воспитание детей. - М.: Музыка, 2002. – 357 с.

3.Бигдаш И. Г. Повышение эффективности учебно-воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования детей // Бюллетень. – 2006. - № 4. – с. 5-6.

4.Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителей пения. М.: Просвещение, 2004. – 212 с.

5.Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. - СПб.: Музыка, 2005. – 244 с.

6.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. – СПб.: Союз, 2007. – 96 с.

7.Детский голос// под ред. В.Н. Шацкой. - М.: Педагогика, 2005. – 290 с.

8. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания. – М.: Просвещение, 2004. – 355 с.

9.Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 304 с.

10. Живов Л.Д. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. – М, 2003. – 367 с.

11.Сети интернета.