Программа внеурочной деятельности "Юные инспектора дорожного движения"
рабочая программа (1 класс) по теме

Шайкина Наталья Васильевна

В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма  необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Главной задачей занятий  с  детьми 1-4 классов по программе внеурочной деятельности "Юные инспектора дорожного движения" и является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Новодевичье муниципального района  Шигонский Самарской области

 

 

                                                                             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«Юные инспектора дорожного движения»

 

                     

  Вид программы - модифицированная

  Уровень реализации - начальное образование

                                                     

  Автор – составитель:

                                                                                учитель начальных классов Шайкина Н.В

2014  год

                                                           

                                                 Пояснительная записка

Направленность образовательной программы - социально-педагогическая.

Актуальность

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в  России   наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий.  Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков.

 Анализ ситуации

На сегодняшний день в Самарской области ситуация с детским дорожно-транспортным  травматизмом  продолжает усугубляться. Детский травматизм в 2014  году увеличился на 8%. По сравнению с аналогичным  периодом прошлого года наблюдается рост по всем  показателям детской аварийности. На дорогах зарегистрировано более 250  дорожно - транспортных происшествий с участием детей, в которых 4 ребенка погибли и260 получили ранения различной степени тяжести.

  Как показывает анализ происшествий с детьми,  проведенный Госавтоинспекцией, травмы происходят  по неосторожности детей, из-за несоблюдения или  незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются:

-неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте,

-выход из-за стоящего транспорта,

-неподчинения сигналам светофора,

-нарушение правил езды на велосипедах и т.д.

     Федеральный Закон N 196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» с изменениями от 5 мая 2014 года.

Статья 29. Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах.

  1. Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, предусматривающими такое обучение.

     В федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2014 годах.»  перечислены  мероприятия, направленные на обеспечение безопасного участия детей в дорожном движении:

   

 Разработка комплексного проекта профилактики детского дорожно-транспортного травматизма на период 2013 - 2020 годов, программ, учебно-методических пособий, образовательных ресурсов (в том числе в электронном виде), разработка специализированного интернет-портала по обучению безопасному участию в дорожном движении учащихся, воспитанников дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, в том числе с использованием инновационных  образовательных продуктов и современных компьютерных технологий.

Программа внеурочной деятельности «Юные инспектора дорожного движения»

  Форма и режим занятий

   Форма занятий - групповая

    Возраст детей – 7-11 лет

   Срок реализации - 4 года

    Режим занятий - 1 часа в неделю; 33-34часа в год

Цель программы - профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

     Задачи:

- Пропагандировать среди школьников правила дорожного движения

Российской  Федерации и прививать твердые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах;

-   Воспитывать у школьников навыки сознательного дисциплинированного поведения на улице, дороге, в транспорте и общественных местах;

-   Развивать творческие способности детей и подростков;

-   Научить приемам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в дорожно – транспортных происшествиях;

 -   Активизировать деятельность отряда ЮИДД  в школе;

Нормативно- правовое обеспечение программы

   - Конституция РФ;

   - Конвенция «О правах ребенка»;

- Правила дорожного  движения;

   - Устав образовательного учреждения;

   - Положение об отряде юных инспекторов движения.

Научно- методическое обеспечение

  - Государственный образовательный стандарт;

 - Учебный план и учебные программы школы;

 - Методические рекомендации по курсу ОБЖ  для проведения уроков

       ПДД;

 - Учебники по ОБЖ, ПДД;

 - Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов;

           Связь  содержания  программы  с  учебными  предметами.

Содержание  программы    тесно  связана  с учебными  предметами;

- математика;

- технология;

- русский язык;

- изобразительное  искусство.       

На уроках математики предлагаю детям задачи на основе статистики дорожно-транспортных происшествий. Сочинения на тему безопасного движения включаются в систему работы на уроках русского языка. Конкурсы рисунков, плакатов «Мы по городу идем», «Ты и дорога» проводятся в рамках уроков изобразительного искусства. На уроках технологии изготавливаются тренажеры для конкурса «Безопасное колесо», макеты улиц, дорожных знаков. Совместно с родителями ученики начальных классов разрабатывают безопасные маршруты «дом-школа-дом», наиболее удачные проекты помещены в «Уголке безопасности дорожного движения.

Методическое обеспечение

Преобладающая форма занятий - групповая.

Тип занятий - учебно-тренировочный.

 Формы обучения младших школьников правилам дорожного движения:

- тематические занятия,

- игровые уроки,

- конкурсы,

- викторины,

- соревнования,  

- КВН,

- игры-путешествия.

Основные методы организации учебно- воспитательного процесса

  1.Словесные методы:

  • рассказ    (специфика    дизайнерской   деятельности),
  • беседа,    обсуждение  (литературных источников, готовых композиций);

-   инструктирование (правила безопасной работы с инструментами  

      применение технологий);

      -  словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные

            работы).

   2. Метод наглядности: наглядные пособия и иллюстрации.

 3. Практический метод: тренировочные упражнения; практические  

  работы.

 

    4. Объяснительно-иллюстративный: сообщение готовой информации.

 

   5. Частично-поисковый метод: выполнение частичных заданий для

   достижения главной цели.

    6. Метод индивидуальных проектов: поиск новых приемов работы с  

        материалом.

Планируемые результаты

К концу  обучения по  программе «Юные инспектора дорожного движения»   у учащиеся должны  быть сформированы универсальные учебные  действия: 

            Личностные

- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки,

 установка на здоровый образ жизни;

 - уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;  

 - осознание ответственности человека за общее благополучие;

 - этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-

  нравственная отзывчивость;

 - положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по

  программе  «Юные инспектора дорожного движения»;

 - способность к самооценке;

- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  - навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

  - умение ставить и формулировать проблемы;

  - навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной

     форме, в том числе творческого характера;

  - установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

   - использование речи для регуляции своего действия;

 - адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей

 и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще

  нужно усвоить;

- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

         В процессе обучения  дети учатся:

- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от

  собственных;

- ставить вопросы;

 - обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- слушать собеседника;

- договариваться и приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

                   Учебно-тематический план по годам обучения

Учебно-тематический план 1 года обучения

№     п/п

Содержание темы

Количество часов

1

Что такое безопасность. Город, село, район – где ты живёшь?

3

2

Улица полна неожиданностей. Безопасность на улице.

3

3

Безопасный путь в школу (практическое занятие).

2

4

Как правильно переходить улицу (практическое занятие); разбор конкретных ситуаций.

3

5

Светофор и его сигналы.

3

6

Практическое занятие «Дружим мы со знаками».

2

7

Викторина на тему «Зачем нужно знать правила безопасного поведения на дорогах».

1

8

Где можно и где нельзя играть? Осторожно, плохая погода!

1

9

Мы пассажиры. Правила поведения в транспорте. Безопасные места для детей.

2

10

Знакомство с транспортом города и села.

2

11

Практическое занятие «Я у перекрёстка».

1

12

Разбор ДТП (по материалам ГИБДД) с приглашением инспектора.

1

13

В гостях у грузового автомобиля.

1

14

Какие бывают машины.

2

15

Пассажирский транспорт.

2

16

«Мы переходим улицу». Практические занятия, движение группами.

1

17

Общественный транспорт. Посадка и высадка пассажиров.

2

18

Профилактическая заключительная беседа «У светофора каникул нет».

1

Итого

33

       Учебно-тематический план 2 года обучения

№ п/п

Содержание темы

Количество часов

1

Сигналы регулировщика дорожного движения.

2

2

Знакомство с дорожными знаками.

2

3

Транспорт, его движение при подходах к школьному зданию (маршрут автобуса).

2

4

Виды перекрёстков. Перекрёстки микрорайонов школы

2

5

Сигналы светофора и регулировщика.

2

6

Разметка улиц и дорог

2

7

Отработка действий учащихся по предупредительным сигналам. Закрепление знаний и умений.

1

8

Безопасный путь в школу. Движение пешеходов по улицам, тротуарам и обочине. Практические занятия.

2

9

Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов.

1

10

Перекрёстки и их виды.

2

11

Пешеход на загородной дороге.

1

12

Дорога, её составные части: проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная велосипедная дорожка.

1

13

Переходы улиц и дорог.

2

14

Одностороннее и двустороннее движение на дороге. Переход дороги.

2

15

Обязанности пассажиров во всех видах транспортных средств.

1

16

Тормозной путь транспорта.

2

17

Нерегулируемый перекрёсток.

2

18

Движение учащихся группами и в колонне.

1

19

Практическое занятие на специально оборудованной площадке.

1

Итого

34

Учебно-тематический план 3 года обучения

№     п/п

Содержание темы

Количество часов

1

Детский дорожно- транспортный травматизм.

2

2

Движение пешеходов по улицам и дорогам.

2

3

Практический урок «Пассажиры и дорога».

3

4

Нерегулируемый перекрёсток вашего района.

2

5

Урок-тест «Правила дорожного движения».

2

6

Безопасность пассажиров.

2

7

Предупредительные сигналы водителя.

2

8

Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами.

2

9

Соблюдение правил дорожного движения велосипедистами.

3

10

Тормозной путь. Тормозное расстояние.

1

11

Железнодорожный переезд. Правила перехода и переезда.

3

12

Движение пешеходов по улицам и дорогам.

1

13

Элементы улиц и дорог.

2

14

Светофор и дорожные знаки.

3

15

Настольные игры по ПДД.

3

16

Я – пешеход.

1

Итого

34

 

Учебно-тематический план 4 года обучения

№     п/п

Содержание темы

Количество часов

1

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

2

2

Типы перекрёстков.

2

3

Правила перехода проезжей части дороги.

3

4

Остановочный и тормозной путь автомобиля.

2

5

Правила перехода железной дороги.

2

6

Правила езды на велосипеде.

2

7

Правила поведения пассажиров на посадочных площадках и в транспорте.

2

8

Светофор и дорожные знаки.

2

9

Практическое занятие «Дружим мы со знаками».

2

10

Где можно и где нельзя играть? Осторожно, плохая погода!

2

11

Разбор ДТП (по материалам ГИБДД) с приглашением инспектора.

3

12

Практическое занятие «Я у перекрёстка».

1

13

Пешеход на загородной дороге.

2

14

Обязанности пассажиров во всех видах транспортных средств.

3

15

Настольные игры по ПДД.

3

16

Профилактическая заключительная беседа «У светофора каникул нет».

1

Итого

34

Содержание программы

1 год обучения

Тема 1. Что такое безопасность. Город, посёлок, район - где ты живёшь?

Урок безопасности (проводится 1 сентября), разработка схемы маршрута «Мой безопасный путь домой».

Тема 2. Улица полна неожиданностей. Безопасность на улице.

Подготовка и проведение праздника «Посвящение в пешеходы».

Тема 3. Безопасный путь в школу (практическое занятие).

Пешеходная прогулка к улице, наблюдение за движением и соблюдением Правил дорожного движения с последующим разбором.

Тема 4. Как правильно переходить улицу (практическое занятие); разбор конкретных ситуаций.

Тема 5.Светофор и его сигналы. «Самый главный на дороге – это дядя Светофор!». Конкурс рисунков.

Тема 6. Практическое занятие «Дружим мы со знаками».

Конкурс рисунков «Дорожные знаки».

Тема7. Викторина на тему «Зачем нужно знать правила безопасного поведения на дорогах».

Урок творчества «Знаки своими руками» с последующей выставкой-конкурсом поделок.

Тема 8. Где можно и где нельзя играть? Осторожно, плохая погода!

Приглашение в класс старшеклассников: беседы «Об опасности игр зимой возле дорог» и «Осторожно, гололёд!»

Тема 9. Мы пассажиры. Правила поведения в транспорте. Безопасные места для детей. Практическое занятие. Проезд на школьном автобусе. Знакомство с запасным выходом в транспорте, кнопкой-сигналом срочной остановки.

Тема 10. Знакомство с транспортом села и города.

Тема 11. Практическое занятие «Я у перекрёстка».

Тема 12. Разбор ДТП (по материалам ГИБДД) с приглашением инспектора.

Совместный проект «Уголок безопасности класса» (обсуждение, совместное изготовление с привлечением родителей с последующим участием в школьном смотре-конкурсе «Лучший уголок безопасности»).

Тема 13. В гостях у грузового автомобиля.

Просмотр кинофильма «История возникновения автомобиля». Конкурс рисунков и поделок «Наши помощники.

Тема 14. Какие бывают машины.

Тема 15. Пассажирский транспорт.

Экскурсия на остановку общественного транспорта.

Тема 16. «Мы переходим улицу». Практические занятия, движение группами.

Брейн-ринг «Светофор в действии». Беседа перед уходом на каникулы о правилах безопасного поведения на дорогах.

Тема 17. Общественный транспорт. Посадка и высадка пассажиров.

Прогулка по селу.

Тема 18. Профилактическая заключительная беседа «У светофора каникул нет».

Профилактическая беседа о необходимости соблюдения ПДД на летних каникулах.

2 год обучения.

Тема 1. Сигналы регулировщика дорожного движения.

Традиционный урок безопасности (1 сентября)

Тема 2. Знакомство с дорожными знаками.

Тема З. Транспорт, его движение при подходах к школьному зданию              (маршрут автобуса). 

Тема 4. Виды перекрёстков. Перекрёстки микрорайонов школы.

Конкурс творческих работ «Памятка водителям, пешеходам» на тему «Уходя из дома, помните…»

Тема 5. Сигналы светофора и регулировщика.

Тема 6. Разметка улиц и дорог.

Тема 7. Отработка действий учащихся по предупредительным сигналам. Закрепление знаний и умений.

Тема 8. Безопасный путь в школу. Движение пешеходов по улицам, тротуарам и обочине. Практические занятия.

Тема 9. Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. Беседа о необходимости правил безопасного поведения и осторожности на зимних дорогах.

Тема 10. Перекрёстки и их виды.

Тема 11. Пешеход на загородной дороге. 

Тема 12. Дорога, её составные части: проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная велосипедная дорожка.

Тема 13. Переходы улиц и дорог.

Тема 14. Одностороннее и двустороннее движение на дороге. Переход дороги. 

Тема 15. Обязанности пассажиров во всех видах транспортных средств.

Тема 16. Тормозной путь транспорта.

Тема 17. Нерегулируемый перекрёсток. 

Тема 18. Движение учащихся группами и в колонне.

Тема 19. Практическое занятие на специально оборудованной площадке.

3 год обучения.

Тема 1.  Детский дорожно- транспортный травматизм. Умение предвидеть опасность.

Тема 2.  Движение пешеходов по улицам и дорогам. Особенности движения пешеходов по загородной дороге.

Тема 3.  Практический урок «Пассажиры и дорога». Пешеходная прогулка к оживленной магистрали, наблюдение за движением и соблюдением Правил дорожного движения с последующим разбором.

Тема 4. Нерегулируемый перекрёсток. Беседа о необходимости соблюдения правил безопасного поведения на каникулах.

Тема 5. Урок-тест «Правила дорожного движения». Конкурс «На самого Знайку по ПДД»

Тема 6.  Безопасность пассажиров. Викторина «Проверь себя».

Тема7.  Предупредительные сигналы водителя. «Зимние дороги. Опасные игры»- беседа-напоминание о необходимости соблюдения ПДД и правил безопасного поведения на каникулах.

Тема 8.  Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами. «Проба пера»: «Сказка о правилах». Сочинять сказки можно группами и лично.

Тема 9.  Соблюдение правил дорожного движения велосипедистами. Брейн-ринг «Светофор в действии».

Тема 10.  Тормозной путь. Тормозное расстояние. Вернисаж «Транспорт. Улица. Я.»

Тема11.  Железнодорожный переезд. Правила перехода и переезда. Конкурс рисунков «Безопасный транспорт будущего».

Тема 12.  Движение пешеходов по улицам и дорогам.

Тема 13. Элементы улиц и дорог. Дорожные знаки.

Тема 14.  Светофор и дорожные знаки.

Тема 15.  Настольные игры по ПДД.

Тема 16. Я – пешеход. Контрольное занятие. Контрольные вопросы.

4 год обучения.

Тема 1. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Что можно, а что нельзя делать на улицах и дорогах.

Тема 2. Типы перекрёстков.

Тема 3. Правила перехода проезжей части дороги

Тема 4. Остановочный и тормозной путь автомобиля.

Тема 5. Правила перехода железной дороги.

Тема 6. Правила езды на велосипеде.

Тема 7. Где можно и где нельзя играть? Осторожно, плохая погода!

Тема 8.Светофор и дорожные знаки.

Тема 9. Практическое занятие «Дружим мы со знаками».

Тема 10. Правила поведения пассажиров на посадочных площадках и в транспорте.

Тема 11. Разбор ДТП (по материалам ГИБДД) с приглашением инспектора.

Тема 12. Практическое занятие «Я у перекрёстка».

Тема 13. Пешеход на загородной дороге.

Тема 14.  Обязанности пассажиров во всех видах транспортных средств.

Тема 15. Настольные игры по ПДД.

Тема 16. Профилактическая заключительная беседа «У светофора каникул нет».

Дидактические материалы

Краткий словарик терминов дорожного движения. (Приложение 1)

Игры по правилам дорожного движения. (Приложение 2)

Диагностика (Приложение 3)

             Используемая литература:

  1. Гордиенко С.А. «Правила дорожного движения для детей » -   «Феникс», 2013 год.
  2. Дмитрук В. П. «Правила дорожного движения для школьников»- «Феникс», 2008 год.
  3. Елжова Н. В.  «ПДД в начальной школе» (конспекты занятий по ознакомлению учащихся с ПДД, планирование по профилактике  ДДТТ, работа с родителями), Ростов - на – Дону «Феникс», 2013 год.
  4. Ковалько В. И. «Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на дорогу» (сценарии занятий, классные часы и беседы, словарь терминов, игровой материал), Москва, «ВАКО», 2014 год.
  5. Учебно-наглядное пособие для учащихся (12 плакатов по ПДД) -Москва, 2008 год.
  6. Шумилова В.В., Таркова Е.Ф. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями», «Учитель», 2008 год

          Интернет – ресурсы:

  1. http://perekrestok.ucoz.com – Перекресток дорога безопасности.
  2. http://pravdd.ru –  Правила дорожного движения.
  3. http://pdd24.ru – Дорога безопасности.
  4. http://www.propaganda-bdd.ru – Центр пропаганды безопасности дорожного движения.
  5. http://prezentacii.com/detskie/ - портал готовых презентаций.
  6. http://pwpt.ru/presentation/detskie/pdd_dlya_malyishey/  - презентации Powerpoint.
  7. http://ppt4web.ru/detskie-prezentacii/-pravila-dorozhnogo-dvizhenija.html- хостинг презентаций.
  8. http://viki.rdf.ru/cat/ulisa/ -  детские электронные презентации и клипы
  9.  http://nsportal.ru  – образовательная социальная сеть.


                                                                                   

  Приложение 1.

Краткий словарик терминов дорожного движения

Велосипед - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

Водитель - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством; а также человек, обучающий вождению.

Вынужденная остановка - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) либо появлением препятствия на дороге.

Дорога - обустроенная или приспособленная для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога может включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы.

Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Железнодорожный переезд - пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

Маршрутное транспортное средство - транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами (остановками).

Механическое транспортное средство - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем.

Мопед - двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см3 и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Мотоцикл - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него; трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

Недостаточная видимость - видимость дороги менее 300 метров в условиях тумана, дождя, снегопада, а также в сумерки.

Обгон - опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы движения.

Опасный груз - вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

Организованная перевозка группы детей - специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству.

Организованная транспортная колонна - группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с включенным проблесковым маячком синего цвета или маячками синего и красного цветов.

Организованная пешая колонна - группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.

Остановка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

Пассажир - лицо, кроме водителя, которое находится в транспортном средстве, или входит в транспортное средство (садится на него), или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Перекресток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее дорожных работ, в том числе лица, самостоятельно передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Пешеходный переход - участок проезжей части, обозначенный знаками и (или) разметкой и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками.

Полоса движения - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Преимущество (приоритет) - право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.    ч

Прилегающая территория - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).

Прицеп - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством.

Проезжая часть - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Разделительная полоса — конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.

Разрешённая максимальная масса - масса снаряженного транспортного средства (с грузом, водителем и пассажирами), установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть транспортных средств, сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс всех транспортных средств, образующих состав.

Регулировщик - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование (сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах). Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак.

Стоянка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

Темное время суток - промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей и грузов.

Тротуар - примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов.

Уступить дорогу (не создавать помех) - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Приложение 2

                                            ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Игра «Автобусы»

«Автобусы» - это команды детей «водитель» и «пассажиры». В 6—7 м от каждой команды ставят флажки. По команде «Марш!» первые игроки быстрым шагом 
(бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т. д. Играющие держат друг друга за локти. Когда автобус (передний игрок «водитель») возвратится на место с полным составом пассажиров, он должен подать сигнал свистком. Выигрывает команда, первой прибывшая на конечную остановку.

Игра «Будь внимательным!»

Дети запоминают, что и когда надо делать. Идут по кругу и внимательно слушают сигналы регулировщика дорожного движения. По сигналу: «Светофор!» - стоим на месте; по сигналу: «Переход!» - шагаем; по сигналу: «Автомобиль!» - держим в руках руль.


Игра-аттракцион «Внимание, пешеход!»

Для проведения этой игры нужны три жезла, покрашенные в три цвета сигналов светофора.

Регулировщик — ученик старшего класса — показывает ребятам, выстроившимся перед ним в шеренгу, попеременно один из трех жезлов. Участники игры при виде красного жезла делают шаг назад, при виде желтого — стоят, при виде зеленого — два шага вперед. Того, кто ошибется, регулировщик штрафует — лишает права участвовать в игре. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся. Победителю вручается значок, открытка, книжка и т. п.


Игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»

Дети становятся в круг, в середине его становится регулировщик дорожного движения. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: дорога, транспорт, пешеход, пассажир. Если водящий сказал слово « Дорога!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо слово, связанное с дорогой. Например: улица, тротуар, обочина и т. д. На слово « Транспорт!» играющий отвечает названием какого-либо транспорта; на слово «Пешеход!» можно ответить - светофор, переход и т.д. Затем мяч возвращается регулировщику дорожного движения. Ошибившийся игрок выбывает из игры.


Игра «Лови - не лови»

Участники игры, 6-8 человек, выстраиваются шеренгой в полушаге друг от друга. Ведущий находится в 4-5 шагах от игроков с мячом, бросает его любому игроку, при этом произносит слова, например: «дорога», «переход», «дорожный знак» и т.п. 
(в этом случае мяч надо ловить), шли слова, обозначающие любые другие предметы (в этом случае мяч ловить не следует).

Тот, кто ошибается, делает шаг вперед, но продолжает играть. При повторной ошибке он выбывает из игры. Очень важно, чтобы сначала водящий произнес слово, а потом бросил мяч.


Игра «Огни светофора»

На светофоре - красный свет! Опасен путь - прохода нет! А если желтый свет горит, - он «приготовься» говорит. Зеленый вспыхнул впереди - свободен путь - переходи.

В игре все дети - «пешеходы». Когда регулировщик дорожного движения показывает на «светофоре» желтый свет, то все ученики выстраиваются в шеренгу и готовятся к движению, когда «зажигается» зеленый свет - можно ходить, бегать, прыгать по всему залу; при красном свете - все замирают на месте. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Когда переходишь улицу - следи за сигналами светофора.

Игра «Разные машины»

Ведущий-регулировщик дорожного движения восклицает: «Грузовые машины!» — и грузовые машины быстро едут к своей черте. А легковые машины, пускаются за ними, стараясь осалить. Ведущий запоминает 
(или кто-то отмечает) число осаленных. Наступает черед легковых машин ехать к своей дороге. И среди них будут неудачники, которых настигли грузовые машины. И так несколько раз. Ведущий не обязательно вызывает команды строго по очереди — интереснее будет, если он неожиданно назовет одну несколько раз подряд. Важно лишь, чтобы общее число выездов у грузовых и легковых машин в конце концов вышло одинаковым. Чтобы создать побольше напряжения в игре, имена команд стоит произносить по слогам. Вот звучит: «Ма-ши-ны лег-ко...»

Игра «Сдаем на права шофера»

В игре участвуют 5—7 человек: автоинспектор и водители. Играющие выбирают водящего
(автоинспектора). Ему даются дорожные знаки (из набора «Настенные дорожные знаки»), на обратной стороне знака написано его значение. Автоинспектор показывает дорожные знаки (знакомые учащимся), поочередно меняя их, а водители объясняют значение знаков. За правильный ответ они получают очко (выдается цветной жетон, кусочек картона). В конце игры подсчитывается, кто из водителей получил большее количество жетонов. Ему присуждается звание шофера I класса, другим соответственно шофера II и III класса.

Игрок, занявший первое место, становится автоинспектором.
Игра повторяется.


                                                                                                   

                                                                                                 Приложение 3

Система диагностических заданий по выявлению у детей знаний по  безопасности дорожного  движения


1 задание. «Устройство улицы».
Цель: определить уровень знания детей устройства улицы, перекрёстка.
Материал: макет улицы.
Вопросы (ответь и покажи):
1. По какой части улицы движутся машины, пешеходы?
2. Где можно переходить улицу? Какие виды переходов ты знаешь? Какой самый безопасный? Почему?
3. Если вы не успели перейти улицу, а на светофоре зажёгся красный свет, где вы должны остановиться?
4. Что разделяет проезжую часть дороги с двусторонним движением?
5. Как называется место на улице, где пересекаются две дороги?


2 задание. «Светофор».
Цель: выявить знания о светофоре, его назначении.
Материал: макет транспортной площадки, модели светофоров.
Вопросы:
1. Посмотри на сигналы светофора, что они обозначают?
Задание: расставь светофоры на макете и объясни выбор места установки светофора.


3 задание. «Дорожные знаки».
Цель: определить уровень знания у детей знаков дорожного движения.
Материал: картинки с изображением знаков.
Вопросы:
1. Зачем нужны дорожные знаки?
2. Какие группы знаков ты знаешь?
3. К какой группе относятся эти знаки? (Воспитатель показывает.)
Задание:
 назови дорожный знак.


4 задание. «Мы пешеходы».
Цель: выявить знания детей правил поведения на улице – движение по улице и переход через улицу.
Задание (объяснить ситуации):
1. Дети бегут по тротуару, навстречу идёт женщина с сумкой. Ребята столкнулись с женщиной, она выронила сумку. Дети подняли её и отдали женщине. Почему дети столкнулись с женщиной? Что они сделали неправильно?
2. Пешеход переходит улицу, вдруг он останавливается посередине дороги. Почему он это сделал?
3. Мальчик увидел друга на другой стороне улицы, он бежит через дорогу и слышит, как резко тормозит машина. Почему так произошло? Какое правило движения нарушил мальчик? Что он должен был сделать?
4. Дети собираются в поход. Воспитатель просит одного мальчика взять два красных флажка с собой. Зачем воспитателю флажки?
5. Ребята отправились в поход за город. Они должны пройти путь от города до села Ивановка. Самый короткий путь до села по проезжей части. Что должны сделать ребята, чтобы не попасть под машину?


5 задание. «Мы пассажиры».
Цель:
 выявить знания детей правил поведения в общественном транспорте.
Материал: сюжетные картинки.
Задание: какое правило нарушается на картинке.
Вопросы:
1. Где пассажиры ожидают транспорт?
2. Почему нельзя высовываться из окна?
3. Почему необходимо держаться в общественном транспорте за поручни?
4. Почему нельзя кричать в общественном транспорте?
5. Кому нужно уступать места?
6. Почему в маршрутном такси нельзя стоять во время движения?


6 задание. «Регулировщик».
Цель: выявить знания детей о профессии регулировщика, соответствие сигналов светофора и регулировщика.
Материал: картинки с изображением сигналов светофора и сигналов-движений, подаваемых регулировщиком.
Вопросы:
1. Иногда на сложных участках дороги движением управляет регулировщик. Как вы думаете, когда это происходит?
2. Что означают сигналы регулировщика?
Задание: дидактическая игра «Найди пару».


7 задание. «Где и как надо играть, ездить на велосипеде».
Материал: сюжетные картинки.
Вопросы:
1. Где можно кататься на велосипеде?
2. Почему велосипедистам не разрешается ездить по тротуару?
3. Как велосипедист должен пересекать улицу?
4. Где детям разрешается играть?
Задание: объясни, какие правила движения нарушены на этой картинке.

8. Зачётная игра.
Материал: транспортная площадка, светофор, знаки дорожного движения, нагрудные знаки, макеты домов, пост ГИБДД, автозаправка.
Задания:
1. Расставь знаки на площадке.
2. Пройти от дома в школу, в больницу, столовую, магазин.
3. На машине проехать к автозаправке, в больницу, в школу.
4. Организовать движение по перекрёстку, регулируемому регулировщиком.

Оценка
Высокий уровень – ребёнок выполняет задания самостоятельно, их выполнение не вызывает затруднений, на вопросы отвечает уверенно, поясняя свои ответы.
Средний уровень – ребёнок задания выполняет с небольшими затруднениями, после наводящих вопросов самостоятельно справляется с заданием, на вопросы отвечает правильно, но не всегда может объяснить свой ответ.
Низкий уровень – ребёнок затрудняется выполнять задания, только по подсказке взрослого, с его помощью, на вопросы ответить затрудняется, объяснить свои ответы не может.

Источник: Интернет. Сайт  - http://ermakova76.ucoz.ru