Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий в педагогическом процессе
статья на тему

Комолова Анастасия Алексеевна

     Глобальные социальные изменения, происходящие в последние годы, требуют пересмотра традиционного подхода к образованию и воспитанию учащихся средних общеобразовательных школ. Реальность такова, что сегодня возникла необходимость актуализировать накопленный педагогической наукой опыт, позволяющий осуществить взаимосвязь школьного и внешкольного образования, а также разработать теоретические основы интеграции урочных и внеурочных занятий школьников, создать на их базе новые методики и технологии обучения и воспитания детей и молодежи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на районном заседании круглого стола

учителя Комоловой Анастасии Алексеевны

Тема: «Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий в учебном процессе»

Самара,201

Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий в педагогическом процессе

«Личность не воспитывается по частям, но

 создается синтетически всей суммой влияний,

 которым она подвергается»

 А.С.Макаренко.

     Глобальные социальные изменения, происходящие в последние годы, требуют пересмотра традиционного подхода к образованию и воспитанию учащихся средних общеобразовательных школ. Реальность такова, что сегодня возникла необходимость актуализировать накопленный педагогической наукой опыт, позволяющий осуществить взаимосвязь школьного и внешкольного образования, а также разработать теоретические основы интеграции урочных и внеурочных занятий школьников, создать на их базе новые методики и технологии обучения и воспитания детей и молодежи.
  В настоящее время общеобразовательная школа уже не может качественно решить проблему образования и воспитания детей и молодежи самостоятельно, автономно, изолированно от внешкольной среды. Вместе с тем существующие педагогические теории не обеспечивают в полной мере решение данной проблемы, не позволяют четко выявить механизм интеграции данных видов занятий и раскрыть технологичность интеграции таковых.
  Проблема взаимосвязи урочных и внеурочных занятий школьников связана с фундаментальной педагогической проблемой целостности учебно-воспитательного процесса.

   Теоретические положения о целостности учебно-воспитательного процесса, единстве обучения и воспитания школьников создают необходимые предпосылки для практического осуществления взаимосвязи урочной и внеурочной работы школьников.
  Традиционно считается, что педагогический (учебно-воспитательный) процесс протекает лишь в стенах школы, а его участниками являются учителя и учащиеся. В действительности обучение, воспитание и развитие детей. Из 76 учащихся 1 классов 62 человека посещают различные кружки ( танцевальные, спортивные, хореографические и др.), из них 35 человек посещают несколько заведений.

   Педагогический (учебно-воспитательный) процесс целесообразно рассматривать как управляемый процесс совместной творческой жизнедеятельности педагогов и школьников, обеспечивающий условия для развития и социальной адаптации учащихся в системе урочно-внеурочных занятий, а также обеспечивающий реализацию потребностей общества и государства в образованной и культурной личности.
  Совместную творческую жизнедеятельность участников педагогического процесса можно определить как систему активной творческой жизни педагогов и школьников, направленную на целесообразное производство и воспроизводство объектов материальной и духовной культуры, на освоение учащимися отношений с природно-социальным миром и с собой. Данная деятельность осуществляется ее участниками вариативно при непосредственном или опосредованном взаимодействии педагогов и детей.
  Урочными занятиями считаются занятия, осуществляемые педагогами и учащимися в рамках отведенного времени и определенного контингента школьников. Эти занятия включены в школьное, классное расписание.   Структурная единица этих занятий - урок по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе.
 К урочным занятиям можно отнести занятия, проводимые по нормативным учебным программам, а также большинство факультативных занятий по учебным предметам. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-позновательной деятельности учащихся.

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/kazar/01_clip_image002_0000.jpg

  В нашем учебном заведении взаимосвязь урочной и внеурочной работы в учебно-воспитательном процессе обеспечивается тремя основными связями: взаимодействия, организации и управления. Первые обеспечивают взаимодействие урочных и внеурочных занятий в педагогическом процессе; вторые - организацию системы урочно-внеурочной работы; третьи - управление данной системой.

    Взаимодействие урочных и внеурочных занятий осуществляется посредством информационных, вещественных связей и связей развития личности (личностных).
  Информационные связи данных видов занятий реализуются через получение, передачу и обмен информацией участниками педагогического процесса в ходе совместной деятельности. По своему характеру информация может быть учебной, научной.

Учебная - информация, связанная с содержанием учебного материала.
Научная - информация по различным отраслям научного знания, не включенная в содержание учебных программ, учебников и пособий.
Познавательная - информация, расширяющая кругозор учащихся и обогащающая их познаниями об окружающем природно-социальном мире.
Организационно-трудовая - информация, знакомящая школьников с основными способами организации различных видов деятельности, в том числе учебной (от общих правил НОТ до алгоритмов решения определенных типов учебных задач).
Коммуникативная - информация, необходимая школьникам. Для успешного общения, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми как в школе, так. И вне школы.
Этическая - информация нравственного содержания, включающая основные моральные положения. На наших занятияхя, мы используем все типы информации.

        Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников в педагогическом процессе характеризуется различными видами их взаимодействия. Можно выделить внутрипредметное и межпредметное взаимодействие урочной и внеурочной работы.
   Под
внутрипредметным взаимодействием урочных и внеурочных занятий следует понимать взаимодействие данных видов занятий (различных их форм) по одному и тому же учебному предмету.

    Под межпредметным взаимодействием урочных и внеурочных занятий следует понимать взаимодействие различных форм данных видов занятий по двум и более учебным предметам.

   Каждый учебный предмет многофункционален, имеет многоцелевое назначение, но в каждом учебном предмете есть ведущая функция — та, ради которой он введен в учебный план. Всю начатую работу на уроках мы продолжаем во внеурочной деятельности. И кружки выбирали исходя из этой цели.

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Математика

Информатика

Физическая культура

Посещение бассейна «Тонус»

 г.о. Новокуйбышевск

Динамическая пауза

Ритмика

Музыка

«Светлячок» (муз. занятие)

Литературное чтение

Посещение районной библиотеки «Час Книги»

Окружающий мир

«Разговор о правильном питании»,

«Мир и природа»,

«Мы живём в России»,

Этикет

«Берегиня» кружок в ЦВР

      Современная общеобразовательная школа качественно обновляется, используя взаимосвязи традиционных и инновационных подходов к организации целостного учебно-воспитательного процесса как совместной творческой жизнедеятельности педагога и школьника. Учителя стремятся реально освоить теорию и технологию интеграции школьного и внешкольного образования, урочных и внеурочных занятий школьников.