РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению «Юный турист – изучаю родной край»
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности « Юный турист – изучаю родной край» по обще – интеллектуальному направлению, разработана в соответствии с ФГОС начального образования. Факультативный курс предполагает интеграцию формального (начального) и неформального (внеурочная деятельность) образования следующих видов: игровой, познавательной, физкультурно-оздоровительной и туристско-краеведческой. Кроме того, организация факультатива предполагает взаимодействие и преемственность физкультурно-оздоровительного, научно-познавательного и военно-патриотического направлений. Программа туристской деятельности с младшими школьниками тесно связана с содержанием следующих учебных дисциплин: « Окружающий мир», «Физическая культура», «Литературное чтение», «Технология» и др.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п.свх. Прибытковский
Грязинского муниципального района Липецкой области
«Согласовано» Заместитель директора школы по ВР ____________ Т.Л. Бессонова Протокол № ___ от «____»____________2011 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _____________ Г.В. Лесникова «____»____________2011 г. | «Утверждено» Директор школы _____________ Г.В. Дергунова Приказ № ___ от «__»____2011 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по обще-интеллектуальному направлению
«Юный турист – изучаю родной край»
на 2011-2015 уч. год
Составитель: учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Селивановой Елены Николаевны
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности « Юный турист – изучаю родной край» по обще – интеллектуальному направлению, разработана в соответствии с ФГОС начального образования. Факультативный курс предполагает интеграцию формального (начального) и неформального (внеурочная деятельность) образования следующих видов: игровой, познавательной, физкультурно-оздоровительной и туристско-краеведческой. Кроме того, организация факультатива предполагает взаимодействие и преемственность физкультурно-оздоровительного, научно-познавательного и военно-патриотического направлений. Программа туристской деятельности с младшими школьниками тесно связана с содержанием следующих учебных дисциплин: « Окружающий мир», «Физическая культура», «Литературное чтение», «Технология» и др.
Эта программа создана на основании основных нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании»,
- Гражданский кодекс РФ,
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования" от 06.10.2009 N 373",
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении,
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10,
Предметами деятельности факультатива являются:
- наблюдения за явлениями природы и социальной средой в ближнем окружении обучающегося. В процессе овладения этой практико-ориентированной деятельностью обеспечивается целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях, осознание места и роли в нем человека;
- двигательная деятельность обще-развивающей направленности в процессе занятий туризмом. В процессе этой деятельности укрепляется здоровье,
совершенствуются физические и моральные качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Обеспечивается ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
- способы организации безопасной жизнедеятельности человека в природной и социальной среде, представление в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих физическое и психоэмоциональное здоровье младшего школьника, а также сохранение окружающего мира;
- изучение природного и культурно-исторического наследия России.
Изучение данного курса обеспечивает духовно-нравственное развитие обучающихся, формирование гражданственности, воспитание нравственных чувств и трудолюбия, развитие творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения в обществе и семье.
Методологической основой содержания должны являться единство образовательного пространства и времени последовательной смены состояний развития личности обучающегося, а также его самовыражение, самовыражение и самореализация в активных формах деятельности. Важным при этом является свободный выбор содержания, форм и методов деятельности на основе личностно ориентированного, развивающего образования и принципов деятельностного развития.
При организации внеурочной деятельности следует четко определять психолого-педагогическую позицию, основной формой, которой должна стать сюжетно-ролевая игра. При этой форме для педагога открывается возможность воздействовать на результаты внеурочной деятельности младших школьников по направлениям:
-организация социального действия через изменение структуры самодеятельности обучающихся;
- включение новых видов деятельности(например, оформление результатов игры через: поделки, презентации, фотографии, инсценировки и т. п.);
- порождение новых очагов культуры в виде сообществ единомышленников, увлеченных одной идеей (целью): юных путешественников, исследователей, краеведов; создание клубов туристов;
-приобретение социального опыта через реализацию социально-профессиональных ролей в системе должостно-ролевого туристско-краеведческого самоуправления.
Целью внеурочной деятельности являются развитие познавательной и двигательной и коммуникативной активности обучающихся, укрепление их физического и психоэмоцианального здоровья. При этом предполагается решение следующих задач:
- освоение основных социальных норм, необходимых для безопасной жизнедеятельности в социальной среде и окружающей природе;
- изучение основ туристско-краеведческого мастерства;
- развитие природных задатков и навыков детей, способствующих их личностному самовыражению в туризме и краеведении;
- мотивация к укреплению здоровья детей на занятиях туризмом и краеведением, как в помещениях образовательного учреждения, так и в природных условиях; освоение технологии здорового образа жизни; усвоение норм сохранения и поддержания здоровья;
- развитие познавательной и творческой активности обучающихся;
- вовлечение в творческую, поисково-исследовательскую и краеведческую деятельность: проведение наблюдений, опытов и др.;
-воспитание и развитие коммуникативных и личностных качеств в процессе формирования коллектива единомышленников-туристской походной группы;
-развитие рефлексии- способности осознавать и оценивать свои мысли и действия со стороны, соотносить результат своей деятельности и деятельности товарищей с поставленной целью.
Условия реализации программы:
Программа рассчитана на 4 года обучения (1 ч в неделю). Степень усвоения программы зависит от развития навыков, знаний, интереса. Коллективный труд значительно ускоряет процесс работы, позволяет правильно распределять задания, учитывая возраст и способности каждого ребенка. Принимаются все желающие. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, факты, способные дать простор воображению.
Каждое занятие предполагает организацию игровой, познавательной, физкультурно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельности обучающихся с элементами выполнения социально-профессиональных ролей в системе должностно-ролевого туристско-краеведческого самоуправления.
Формирование Универсальных Учебных Действий
Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные отражают индивидуальность младшего школьника: «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», « Я и познание», «Я и Я».
Метапредметные результаты включают универсальные учебные способы деятельности, применяемые как в реальной жизни, так и во внеурочной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
Познавательные универсальные учебные действия- система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Предметные результаты включают в себя: опыт творческой деятельности; опыт познавательной деятельности; опыт коллективной самодеятельности в туристской группе; опыт социально-профессиональных ролей в системе должностно-ролевого туристско-краеведческого самоуправления; ценностные установки. Специфические для туризма и краеведения, межличностной коммуникации.
Коммуникативные универсальные действия- способность обучающихся осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Планируемые результаты. По окончании занятий внеурочной деятельности по предполагаемой программе обучающиеся должны обладать
определенными знаниями. Умениями и навыками в вопросах туризма и краеведения, которое можно применять в социальной практике, в туристских походах и путешествиях, в межличностной коммуникации, в быту и обществе, при продолжении образования в основной школе.
Обучающиеся должны узнать:
-основные этапы истории туризма;
- основные виды туризма;
- основные социальные функции туризма и краеведения;
- памятные места своего села и ведущие музеи района;
- историю своей школы, ее традиции;
- основные вехи истории родного края;
- жизнь и деятельность выдающихся путешественников, соотечественников, внесших вклад в развитие туризма;
- азбуку туристско-краеведческой деятельности;
- правила поведения в музеях и других общественных местах;
- сущность и специфику организации путешествий;
- основы методики проведения поисково-исследовательской работы;
- основы методики оформления краеведческого исследования;
-основные термины, применяемые в детском туризме и краеведении;
- основные принципы освоения здоровья и здорового образа жизни;
- основные виды растительного и животного мира своего края;
- способы передвиженияи преодоления естественных и искусственных препятствий в пешеходных и лыжных путешествиях;
- способы охраны природы в туристском путешествии.
Обучающиеся должны научиться:
- общаться с людьми;
- вести исследовательские краеведческие записи;
-систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить;
-систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить;
- составлять справочную картотеку;
-вести элементарную поисково-исследовательскую работу по алгоритмам;
- выступать с докладами;
-оформлять стенды,фотовыставки и т.п.
- работать с научно-популярной литературой;
-осуществлять фотосъемку исследуемых объектов туристскогоинтереса;
- соблюдать правила личной гигиены;
- овладеть элементарными туристско-бытовыми навыками;
- ориентироваться в пространстве, на местности, в своем городе;
- рисовать планы местности;
- выполнять самостоятельно элементарные комплексы физических упражнений;
-владеть техникой перемещения на местности пешком и на лыжах с грузом-рюкзачком;
-владеть техническими и тактическими приемами преодоления естественных и искусственных препятствий.
Обучающиеся должны обладать следующими качествами:
- инициативностью;
-аккуратностью;
-коммуникабельностью;
-целеустремленностью;
-самокритичностью;
Творческой активностью;
-способностью к оказанию взаимопомощи;
-самостоятельностью;
-исполнительностью;
-способностью к взаимодействию в команде;
-физической активностью;
-выносливостью;
-упорством в достижении поставленных целей;
-уважением к старшим, родителям, семейным традициям;
-милосердием, заботой о старших и младших;
-экологической культурой;
-любовью к своей малой родине;
-трудолюбием.
1 класс Наш посёлок – 5 часов. |
Главная улица нашего посёлка ( рисунки). |
Памятные и исторические места посёлка (экскурсия) |
Профессии людей, занятых на производстве, в строительстве, сельском хозяйстве, в транспорте (устный рассказ). |
Название моего посёлка. |
Название улиц моего посёлка. |
Моя семья – 6 часов. |
Орден в моём доме (поисковое задание) |
Мои родные (устный рассказ, рисунок) |
Ты – родитель (игра). |
Моё имя и фамилия (в летописи семьи). |
Игры бабушек, дедушек (разучивание). |
Выполнение посильных поручений в семье (рисунки, рассказ) |
Наша школа – 8 часов. |
Школьные кабинеты (обзорная экскурсия). |
Адрес школы. Дорога в школу (рисунки). |
Мой сосед по парте (урок- игра). |
Традиции школы (рассказ воспитателя и старшеклассников). |
Школьная библиотека (экскурсия). |
Наши обязанности (игра) |
Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики (экскурсия по школе). |
Природа и мы – 11 часов. |
Природа моего посёлка (посещение парка) |
Наблюдение за птицами. Охрана птиц зимой (практическая деятельность по изготовлении кормушек) |
Растения и животные лесов, полей, лугов и водоёмов родного края (рисунки, лепка, прогулки, сообщение) |
Дары леса (поход в лес) |
Волк и козлята (народная игра) |
Разучивание народных игр. |
Содержание
2 класс.
Наш посёлок – 7 часов. |
О чём говорят названия улиц (поисковое задание) |
Посещение зрелищных учреждений (кино, выставки) |
Альбом «Знай и люби свой посёлок» ( рисунки, сочинения, мини-доклады). |
Прибытково – моя гордость (литературно-музыкальный утренник). |
Основные достопримечательности поселка: памятники, парки и др. Главная площадь посёлка (рисунки, экскурсии по посёлку). |
Транспорт посёлка. Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте (беседа, прогулки по отдельным местам посёлка). |
Моя семья – 9 часов. |
Мой дом – моя крепость (игровая ситуация) |
У меня дома в свободное время (устный рассказ) |
Моя трудовая семья (выставка фотографий, документов) |
Песни родителей, бабушек (прослушивание) |
Распределение обязанностей в семье (рисунки). |
Кто в семье главный? (диспут). |
Фамилия, имена, отчества членов семьи (поисковое задание) |
Роль матери в воспитании детей (конференция мам) |
Праздник мам. |
Наша школа – 8 часов. |
Правила поведения учащихся на уроках, переменах. в группе продлённого дня (беседа. устный рассказ) |
Школьная и классная символика (конкурс рисунков). |
Мои любимые книги (выставка книг). |
Бережное отношение к школьному имуществу (беседа, устный рассказ). |
Я – директор школы (ролевая игра). |
Профессии работников школы: директор, учитель, воспитатель. техничка и др. (конкурс рисунков). |
Моя школа (практическая деятельность по созданию презентаций о школе). |
Посещение здания школы. |
Природа и мы – 9 часов. |
Ядовитые растения края (беседа). |
Местные лекарственные травы, правила их сбора (викторина). |
В подводное царство (экскурсия на водоём). |
Птицы нашего края (конкурс рисунков). |
Экскурсия в парк «Зимние забавы» (наблюдения в природе, подвижные игры на свежем воздухе). |
Закаливание организма в разное время года (беседы, загадки, игры). |
Природа и наше здоровье (выставка фотографий). |
Исчезающие виды животных и птиц нашей области. |
3 класс.
Наш посёлок – 8 часов. |
Исторические места поселка (прогулки, экскурсии). |
Промышленные предприятия посёлка (заочная экскурсия по посёлку, фронтальная беседа) |
Новые стройки посёлка (выставка фотографий). |
Знай, люби, гордись своим краем (урок – практикум). |
Выявление экологической ситуации в посёлке, сопричастность каждого к будущему посёлка (экскурсия). |
Особенности, назначении и зависимость от изменений в природе сезонного труда людей своего посёлка (рисование). |
На пути духовного возрождения (знакомство с церковной литературой). |
Знаменитые земляки (поисковое задание). |
Моя семья – 8 часов. |
Кто живёт в моём доме (выставка фотографий). |
У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки (выставка семейных поделок). |
Семейная символика (конкурс рисунков). |
Бабушки и дедушки. Родословная (практическая деятельность по составлению родословной, поисковая работа). |
У семейного очага (семейная игра). |
Имя твоё (индивидуальная поисковая деятельность, работа с энциклопедической литературой). |
Великая Отечественная война в истории моего посёлка, моей семьи (составление альбома памяти «Мои предки – участники ВОВ», практическая работа, индивидуальная работа). |
Наша школа – 10 часов. |
Моя школа – мой дом (беседа о школе, история школы). |
Библиотека школьная, районная. Личные библиотеки книголюбов, моя домашняя библиотека. |
Я работаю в библиотеке (ролевая игра). |
Что растёт на территории школы (экскурсия, беседа). |
Моя школа (практическая деятельность по созданию презентации о школе). |
Что растёт на территории школы (тест). |
Всё о школе (викторина). |
Природа и мы – 8 часов. |
Экологическая тропа. В лес за здоровьем! (прогулка-экскурсия, наблюдение за изменениями в природе. беседа о лекарственных и ядовитых растениях нашего края). |
Охрана растений и животных. Некоторые виды, включённые в «Красную книгу» нашей страны, а также другие охраняемые виды данной местности (обзор литературы по данной теме, беседа, экскурсии, сообщения). |
Крупные реки и города Липецкой области (заочное путешествие). |
Роль заповедников, ботанических садов в охране растений и животных (беседа). |
Природа родного края (урок-практикум). |
Тайны осеннего леса (выставка фотографий). |
Подвижные игры на свежем воздухе (разучивание народных игр). |
4 класс.
Раздел, тема. |
Наш посёлок – 9 часов. |
Моя малая родина (сочинение). |
Мы – дети разных народов, Родина у нас одна (утренник). |
Знакомство с духовной жизнью посёлка (посещение храма с согласия родителей). |
Мы – хозяева своей страны (рисунки). |
Особенности труда людей моего посёлка (устный рассказ, сообщения). |
Знакомство с произведениями литературы и искусства знаменитостей нашей области и посёлка (беседа. посещение библиотеки, сочинение). |
Герои – земляки Великой Отечественной войны (поисковое задание). |
Моя семья – 8 часов. |
История одной фотографии (сочинение). |
Этому я научился у своих родителей (выставка рисунков, поделок). |
Моя семья. Семейные традиции (практическая деятельность по создании презентаций о семье, творческий отчёт). |
Профессии моих родителей (поисковое задание). |
Семейный бюджет (составление и решение задач). |
Права и обязанности родителей (круглый стол). |
Семейные реликвии войны, труда, учёбы и др. деятельности (утренник, клубный час). |
Наша школа – 9 часов |
Учителя нашей школы (встречи). |
Праздник «День учителя» (беседа о том, как проходит этот день в нашей школе). |
Бюджет школы (составление и решения задач по теме). |
Творчество писателей нашего края (обзор периодической печати по теме, индивидуальные сообщения, чтение художественной литературы, беседа по прочитанному, экскурсия в школьный музей). |
Мой любимый урок (конкурс рисунков). |
История моей школы (сочинение). |
Школа – нам, мы – школе (составление и решение проблем по теме «Бережное отношение к школьному имуществу»). |
Природа и мы – 8 часов. |
Экскурсия в «Зелёное хозяйство» посёлка. Выгонка декоративных растений (экскурсия, беседа, практическая работа). |
Пропаганда правил по охране природы (утренники, выпуск газет, плакатов). |
Практическая деятельность по оздоровлению окружающей среды (экологический десант по уборке пришкольной территории). |
Я строю дом в лесу (творческая игра). |
Местные полезные ископаемые (сбор образцов). |
Овощные и злаковые культуры родного края (викторина). |
Подвижные игры на свежем воздухе (разучивание народных игр). |
№ | Тема, раздел. | Кол-во часов | Дата |
Наш посёлок – 5 часов. | |||
1 | Главная улица нашего посёлка ( рисунки). | 1 | |
2 | Памятные и исторические места посёлка (экскурсия) | 1 | |
3 | Профессии людей, занятых на производстве, в строительстве, сельском хозяйстве, в транспорте (устный рассказ). | 1 | |
4 | Название моего посёлка. | 1 | |
5 | Название улиц моего посёлка. | 1 | |
Моя семья – 6 часов. | |||
1 | Орден в моём доме (поисковое задание) | 1 | |
2 | Мои родные (устный рассказ, рисунок) | 1 | |
3 | Ты – родитель (игра). | 1 | |
4 | Моё имя и фамилия (в летописи семьи). | 1 | |
5 | Игры бабушек, дедушек (разучивание). | 1 | |
6 | Выполнение посильных поручений в семье (рисунки, рассказ) | 1 | |
Наша школа – 8 часов. | |||
1 | Школьные кабинеты (обзорная экскурсия). | 1 | |
2 | Адрес школы. Дорога в школу (рисунки). | 1 | |
3 | Мой сосед по парте (урок- игра). | 1 | |
4 | Традиции школы (рассказ воспитателя и старшеклассников). | 1 | |
5 | Школьная библиотека (экскурсия). | 1 | |
6 | Наши обязанности (игра) | 2 | |
7 | Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики (экскурсия по школе). | 1 | |
Природа и мы – 11 часов. | |||
1 | Природа моего посёлка (посещение парка) | 1 | |
2 | Наблюдение за птицами. Охрана птиц зимой (практическая деятельность по изготовлении кормушек) | 2 | |
3 | Растения и животные лесов, полей, лугов и водоёмов родного края (рисунки, лепка, прогулки, сообщение) | 4 | |
4 | Дары леса (поход в лес) | 1 | |
5 | Волк и козлята (народная игра) | 1 | |
6 | Разучивание народных игр. | 2 |
Учебно-тематический план 1 класс.
Учебно-тематический план
2 класс
№ | Раздел, тема. | Кол-во часов | Дата |
Наш посёлок – 7 часов. | |||
1 | О чём говорят названия улиц (поисковое задание) | 1 | |
2 | Посещение зрелищных учреждений (кино, выставки) | 1 | |
3 | Альбом «Знай и люби свой посёлок» ( рисунки, сочинения, мини-доклады). | 1 | |
4 | Прибытково – моя гордость (литературно-музыкальный утренник). | 1 | |
5-6 | Основные достопримечательности поселка: памятники, парки и др. Главная площадь посёлка (рисунки, экскурсии по посёлку). | 2 | |
7 | Транспорт посёлка. Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте (беседа, прогулки по отдельным местам посёлка). | 1 | |
Моя семья – 9 часов. | 1 | ||
8 | Мой дом – моя крепость (игровая ситуация) | 1 | |
9 | У меня дома в свободное время (устный рассказ) | 1 | |
10 | Моя трудовая семья (выставка фотографий, документов) | 1 | |
11 | Песни родителей, бабушек (прослушивание) | 1 | |
12 | Распределение обязанностей в семье (рисунки). | 1 | |
13 | Кто в семье главный? (диспут). | 1 | |
14 | Фамилия, имена, отчества членов семьи (поисковое задание) | 1 | |
15 | Роль матери в воспитании детей (конференция мам) | 1 | |
16 | Праздник мам. | 1 | |
Наша школа – 8 часов. | |||
17 | Правила поведения учащихся на уроках, переменах, в группе продлённого дня (беседа. устный рассказ) | 1 | |
18 | Школьная и классная символика (конкурс рисунков). | 1 | |
19 | Мои любимые книги (выставка книг). | 1 | |
20 | Бережное отношение к школьному имуществу (беседа, устный рассказ). | 1 | |
21 | Я – директор школы (ролевая игра). | 1 | |
22 | Профессии работников школы: директор, учитель, воспитатель, техничка и др. (конкурс рисунков). | 1 | |
23 | Моя школа (практическая деятельность по созданию презентаций о школе). | 1 | |
24 | Посещение здания школы. | 1 | |
Природа и мы – 9 часов. | |||
25 | Ядовитые растения края (беседа). | 1 | |
26 | Местные лекарственные травы, правила их сбора (викторина). | 1 | |
27 | В подводное царство (экскурсия на водоём). | 1 | |
28 | Птицы нашего края (конкурс рисунков). | 1 | |
29 | Экскурсия в парк «Зимние забавы» (наблюдения в природе, подвижные игры на свежем воздухе). | 1 | |
30-31 | Закаливание организма в разное время года (беседы, загадки, игры). | 2 | |
32 | Природа и наше здоровье (выставка фотографий). | 1 | |
33-34 | Исчезающие виды животных и птиц нашей области. | 2 |
Учебно-тематический план
3 класс.
№ | Раздел, тема. | Кол-во часов | Дата |
Наш посёлок – 8 часов. | |||
1 | Исторические места поселка (прогулки, экскурсии). | 1 | |
2 | Промышленные предприятия посёлка (заочная экскурсия по посёлку, фронтальная беседа) | 1 | |
3 | Новые стройки посёлка (выставка фотографий). | 1 | |
4 | Знай, люби, гордись своим краем (урок – практикум). | 1 | |
5 | Выявление экологической ситуации в посёлке, сопричастность каждого к будущему посёлка (экскурсия). | 1 | |
6 | Особенности, назначении и зависимость от изменений в природе сезонного труда людей своего посёлка (рисование). | 1 | |
7 | На пути духовного возрождения (знакомство с церковной литературой). | 1 | |
8 | Знаменитые земляки (поисковое задание). | 1 | |
Моя семья – 8 часов. | |||
9 | Кто живёт в моём доме (выставка фотографий). | 1 | |
10 | У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки (выставка семейных поделок). | 1 | |
11 | Семейная символика (конкурс рисунков). | 1 | |
12 | Бабушки и дедушки. Родословная (практическая деятельность по составлению родословной, поисковая работа). | 1 | |
13 | У семейного очага (семейная игра). | 1 | |
14 | Имя твоё (индивидуальная поисковая деятельность, работа с энциклопедической литературой). | 1 | |
15-16 | Великая Отечественная война в истории моего посёлка, моей семьи (составление альбома памяти «Мои предки – участники ВОВ», практическая работа, индивидуальная работа). | 2 | |
Наша школа – 10 часов. | |||
17-18 | Моя школа – мой дом (беседа о школе, история школы). | 2 | |
19-20 | Библиотека школьная, районная. Личные библиотеки книголюбов, моя домашняя библиотека. | 2 | |
21 | Я работаю в библиотеке (ролевая игра). | 1 | |
22 | Что растёт на территории школы (экскурсия, беседа). | 1 | |
23-24 | Моя школа (практическая деятельность по созданию презентации о школе). | 2 | |
25 | Что растёт на территории школы (тест). | 1 | |
26 | Всё о школе (викторина). | 1 | |
Природа и мы – 8 часов. | |||
27 | Экологическая тропа. В лес за здоровьем! (прогулка-экскурсия, наблюдение за изменениями в природе. беседа о лекарственных и ядовитых растениях нашего края). | 1 | |
28-29 | Охрана растений и животных. Некоторые виды, включённые в «Красную книгу» нашей страны, а также другие охраняемые виды данной местности (обзор литературы по данной теме, беседа, экскурсии, сообщения). | 2 | |
30 | Крупные реки и города Липецкой области (заочное путешествие). | 1 | |
31 | Роль заповедников, ботанических садов в охране растений и животных (беседа). | 1 | |
32 | Природа родного края (урок-практикум). | 1 | |
33 | Тайны осеннего леса (выставка фотографий). | 1 | |
34 | Подвижные игры на свежем воздухе (разучивание народных игр). | 1 |
Учебно-тематический план
4 класс.
№ | Раздел, тема. | Кол-во часов | Дата |
Наш посёлок – 9 часов. | |||
1 | Моя малая родина (сочинение). | ||
2 | Мы – дети разных народов, Родина у нас одна (утренник). | ||
3 | Знакомство с духовной жизнью посёлка (посещение храма с согласия родителей). | ||
4 | Мы – хозяева своей страны (рисунки). | ||
5 | Особенности труда людей моего посёлка (устный рассказ, сообщения). | ||
6-7 | Знакомство с произведениями литературы и искусства знаменитостей нашей области и посёлка (беседа, посещение библиотеки, сочинение). | ||
8-9 | Герои – земляки Великой Отечественной войны (поисковое задание). | ||
Моя семья – 8 часов. | |||
10 | История одной фотографии (сочинение). | 1 | |
11 | Этому я научился у своих родителей (выставка рисунков, поделок). | 1 | |
12-13 | Моя семья. Семейные традиции (практическая деятельность по созданию презентаций о семье, творческий отчёт). | 2 | |
14 | Профессии моих родителей (поисковое задание). | 1 | |
15 | Семейный бюджет (составление и решение задач). | 1 | |
16 | Права и обязанности родителей (круглый стол). | 1 | |
17 | Семейные реликвии войны, труда, учёбы и др. деятельности (утренник, клубный час). | 1 | |
Наша школа – 9 часов | |||
18 | Учителя нашей школы (встречи). | 1 | |
19 | Праздник «День учителя» (беседа о том, как проходит этот день в нашей школе). | 1 | |
20 | Бюджет школы (составление и решения задач по теме). | 1 | |
21-22 | Творчество писателей нашего края (обзор периодической печати по теме, индивидуальные сообщения, чтение художественной литературы, беседа по прочитанному, экскурсия в школьный музей). | 2 | |
23 | Мой любимый урок (конкурс рисунков). | 1 | |
24 | История моей школы (сочинение). | 1 | |
25-26 | Школа – нам, мы – школе (составление и решение проблем по теме «Бережное отношение к школьному имуществу»). | 2 | |
Природа и мы – 8 часов. | |||
27 | Экскурсия в «Зелёное хозяйство» посёлка. Выгонка декоративных растений (экскурсия, беседа. практическая работа). | 1 | |
28 | Пропаганда правил по охране природы (утренники, выпуск газет, плакатов). | 1 | |
29 | Практическая деятельность по оздоровлению окружающей среды (экологический десант по уборке пришкольной территории). | 1 | |
30 | Я строю дом в лесу (творческая игра). | 1 | |
31 | Местные полезные ископаемые (сбор образцов). | 1 | |
32 | Овощные и злаковые культуры родного края (викторина). | 1 | |
33-34 | Подвижные игры на свежем воздухе (разучивание народных игр). | 2 |
Список литературы
- Праздники России: Начальная школа / Сост. И.Ф. Яценко. – 2-е изд., М.: ВАКО, 2010. – 96 с. – (Школьный словарик)/.
- География Липецкой области. /Учебное пособие. Т.Д. Стрельникова, Н.В. Пешкова. Липецк 2006/.
- Грязинцы – великой Победе / А. Соколиков. ГУРОГ « Липецкая газета» Липецк 2005/.
- Липецкая областная детская газета «Золотой ключик».
- Липецкая школа / Гл. редактор – Тонких В.Е., составитель и научный редактор Шахов В.В. Издательство «Гелион» Липецк -1995/.
- Грязинский муниципальный район. Фотоальбом./ ОАО «Полиграфический комплекс» ОРИУС 16.07.2008/.
- Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии: Лебедянский район /Часть – 1 Липецк 2009/.
-Красная книга Липецкой области. /Москва 2005/.
-Книга памяти липчан, погибших в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг, том 1./НПО ОРИУС, Липецкое издательство 1995г./.
- Липецкий край в годы Великой Отечественной войны. /ОГУ «Центр документации новейшей истории Липецкой области» 2005/.
- Русское поле: Люди, годы, жизнь./ГУ РОГ «Липецкая газета» 2003/.
- Липецкая область: Геральдика, история, современность./ Н.В. Куракова Липецк 2009/.
- У истоков Липецкого опыта. /В.Е.Тонких, Елец 2005/.
-Липецкая энциклопедия в 3-х томах /Редакторы-составители: Шальнев Б.М., Шахов В.В. Липецк 2000/.
- Воинская слава России энциклопедия. /Ю. Каторин. Издательство Полигон, Москва, Санкт-Петербург 2005/.
- Проект «Моя малая родина» (составленный лично с учащимися).