РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению «Юный турист – изучаю родной край»
рабочая программа (1 класс) на тему

         Программа внеурочной деятельности « Юный турист – изучаю родной край» по обще – интеллектуальному направлению,  разработана в соответствии с ФГОС начального образования. Факультативный курс предполагает интеграцию формального (начального) и неформального (внеурочная деятельность) образования следующих видов:  игровой, познавательной, физкультурно-оздоровительной и туристско-краеведческой. Кроме того, организация факультатива предполагает взаимодействие и преемственность физкультурно-оздоровительного, научно-познавательного и военно-патриотического направлений. Программа туристской деятельности с младшими школьниками тесно связана с содержанием следующих учебных дисциплин: « Окружающий мир», «Физическая культура», «Литературное чтение», «Технология» и др. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п.свх. Прибытковский

Грязинского муниципального района Липецкой области

«Согласовано»

Заместитель директора школы по ВР

____________ Т.Л. Бессонова

Протокол № ___ от

«____»____________2011 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_____________ Г.В. Лесникова

«____»____________2011 г.

«Утверждено»

Директор школы

_____________ Г.В. Дергунова

Приказ № ___ от «__»____2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

         по  обще-интеллектуальному направлению

            «Юный турист – изучаю родной край»

на 2011-2015 уч. год

Составитель: учитель начальных  классов

                                      первой  квалификационной категории

                                    Селивановой Елены Николаевны

Пояснительная записка

         Программа внеурочной деятельности « Юный турист – изучаю родной край» по обще – интеллектуальному направлению,  разработана в соответствии с ФГОС начального образования. Факультативный курс предполагает интеграцию формального (начального) и неформального (внеурочная деятельность) образования следующих видов:  игровой, познавательной, физкультурно-оздоровительной и туристско-краеведческой. Кроме того, организация факультатива предполагает взаимодействие и преемственность физкультурно-оздоровительного, научно-познавательного и военно-патриотического направлений. Программа туристской деятельности с младшими школьниками тесно связана с содержанием следующих учебных дисциплин: « Окружающий мир», «Физическая культура», «Литературное чтение», «Технология» и др.

Эта программа создана на основании основных нормативных документов:

- Закон РФ «Об образовании»,

- Гражданский кодекс РФ,

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования" от 06.10.2009 N 373",

- Типовое положение об общеобразовательном учреждении,

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы  СанПиН 2.4.2.2821-10,

Предметами деятельности факультатива являются:

- наблюдения за явлениями природы и социальной средой в ближнем окружении обучающегося. В процессе овладения этой практико-ориентированной деятельностью обеспечивается целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях, осознание места и роли в нем человека;

- двигательная деятельность обще-развивающей направленности в процессе занятий туризмом. В процессе этой деятельности укрепляется здоровье,

совершенствуются физические и моральные качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Обеспечивается ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;

- способы организации безопасной жизнедеятельности человека в природной и социальной среде, представление в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих физическое и психоэмоциональное здоровье младшего школьника, а также сохранение окружающего мира;

- изучение природного и культурно-исторического наследия России.

     Изучение данного курса обеспечивает духовно-нравственное развитие обучающихся, формирование гражданственности, воспитание нравственных чувств  и трудолюбия, развитие творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения в обществе и семье.

    Методологической основой содержания должны являться единство образовательного пространства и времени последовательной смены состояний развития личности обучающегося, а также его самовыражение, самовыражение и самореализация в активных формах деятельности. Важным при этом является свободный выбор содержания, форм и методов деятельности на основе личностно ориентированного, развивающего образования и принципов деятельностного развития.

    При организации внеурочной деятельности следует четко определять психолого-педагогическую позицию,  основной формой, которой должна стать сюжетно-ролевая игра. При этой форме для педагога открывается возможность воздействовать на результаты внеурочной деятельности младших школьников по направлениям:

-организация социального действия через изменение структуры самодеятельности обучающихся;

- включение новых видов деятельности(например, оформление результатов игры через: поделки, презентации, фотографии, инсценировки и т. п.);

- порождение новых очагов культуры в виде сообществ единомышленников, увлеченных одной  идеей (целью): юных путешественников, исследователей, краеведов; создание клубов туристов;

-приобретение социального опыта через реализацию социально-профессиональных ролей в системе должостно-ролевого туристско-краеведческого самоуправления.

  Целью внеурочной деятельности являются развитие познавательной и двигательной и коммуникативной активности обучающихся, укрепление их физического и психоэмоцианального здоровья. При этом предполагается решение следующих задач:

- освоение основных социальных норм, необходимых для безопасной жизнедеятельности в социальной среде и окружающей природе;

- изучение основ туристско-краеведческого мастерства;

- развитие природных задатков и навыков детей, способствующих их личностному самовыражению в туризме и краеведении;

- мотивация к укреплению здоровья детей на занятиях туризмом и краеведением, как в помещениях образовательного учреждения, так и в природных условиях; освоение технологии здорового образа жизни; усвоение норм сохранения и поддержания здоровья;

- развитие познавательной и творческой активности обучающихся;

- вовлечение в творческую, поисково-исследовательскую и краеведческую деятельность: проведение наблюдений, опытов и др.;

-воспитание и развитие коммуникативных и личностных качеств в процессе формирования коллектива единомышленников-туристской походной группы;

-развитие рефлексии- способности осознавать и оценивать свои мысли и действия со стороны, соотносить результат своей деятельности и деятельности товарищей с поставленной целью.

Условия реализации программы:

Программа рассчитана на 4 года обучения (1 ч  в неделю). Степень усвоения программы зависит от развития навыков, знаний, интереса. Коллективный труд значительно ускоряет процесс работы, позволяет правильно распределять задания, учитывая возраст и способности каждого ребенка. Принимаются все желающие. Тематика   заданий   отражает  реальные  познавательные  интересы   детей,  содержит   полезную  и  любопытную  информацию,   факты,   способные   дать   простор  воображению.

Каждое занятие предполагает организацию игровой, познавательной, физкультурно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельности обучающихся с элементами выполнения социально-профессиональных ролей в системе должностно-ролевого туристско-краеведческого  самоуправления.

Формирование Универсальных Учебных Действий

 Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные отражают индивидуальность младшего школьника: «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», « Я и познание», «Я и Я».

Метапредметные результаты включают универсальные учебные способы деятельности, применяемые как в реальной жизни, так и во внеурочной деятельности.

   Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

   Познавательные универсальные учебные действия- система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Предметные результаты включают в себя: опыт творческой деятельности; опыт познавательной деятельности; опыт коллективной самодеятельности в туристской группе; опыт социально-профессиональных ролей в системе должностно-ролевого туристско-краеведческого самоуправления; ценностные установки.  Специфические для туризма и краеведения, межличностной коммуникации.

   Коммуникативные универсальные действия- способность обучающихся осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

Планируемые результаты. По окончании занятий внеурочной деятельности по предполагаемой программе обучающиеся должны обладать

определенными знаниями. Умениями и навыками в вопросах туризма и краеведения, которое можно применять в социальной практике, в туристских походах и путешествиях, в межличностной коммуникации, в быту и обществе, при продолжении образования в основной школе.

   Обучающиеся должны узнать:

-основные этапы истории туризма;

- основные виды туризма;

- основные социальные функции туризма и краеведения;

- памятные места своего села и ведущие музеи района;

- историю своей школы, ее традиции;

- основные вехи истории родного края;

- жизнь и деятельность выдающихся путешественников, соотечественников, внесших вклад в развитие туризма;

- азбуку туристско-краеведческой деятельности;

- правила поведения в музеях и других общественных местах;

- сущность и специфику организации путешествий;

- основы методики проведения поисково-исследовательской работы;

- основы методики оформления краеведческого исследования;

-основные термины, применяемые в детском туризме и краеведении;

- основные принципы освоения здоровья и здорового образа жизни;

- основные виды растительного и животного мира своего края;

- способы передвиженияи преодоления естественных и искусственных препятствий в пешеходных и лыжных путешествиях;

- способы охраны природы в туристском путешествии.

   Обучающиеся должны научиться:

- общаться с людьми;

- вести исследовательские краеведческие записи;

-систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить;

-систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить;

- составлять справочную картотеку;

-вести элементарную поисково-исследовательскую работу по алгоритмам;

- выступать с докладами;

-оформлять стенды,фотовыставки и т.п.

- работать с научно-популярной литературой;

-осуществлять фотосъемку исследуемых объектов туристскогоинтереса;

- соблюдать правила личной гигиены;

- овладеть элементарными туристско-бытовыми навыками;

- ориентироваться в пространстве, на местности, в своем городе;

- рисовать планы местности;

- выполнять самостоятельно элементарные комплексы физических упражнений;

-владеть техникой перемещения на местности пешком и на лыжах с грузом-рюкзачком;

-владеть техническими и тактическими приемами преодоления естественных и искусственных препятствий.

   Обучающиеся должны обладать следующими качествами:

- инициативностью;

-аккуратностью;

-коммуникабельностью;

-целеустремленностью;

-самокритичностью;

Творческой активностью;

-способностью к оказанию взаимопомощи;

-самостоятельностью;

-исполнительностью;

-способностью к взаимодействию в команде;

-физической активностью;

-выносливостью;

-упорством в достижении поставленных целей;

-уважением к старшим, родителям, семейным традициям;

-милосердием, заботой о старших и младших;

-экологической культурой;

-любовью к своей малой родине;

-трудолюбием.

                                                          1 класс

Наш посёлок – 5 часов.

Главная улица нашего посёлка ( рисунки).

Памятные и исторические места посёлка (экскурсия)

Профессии людей, занятых на производстве, в строительстве, сельском хозяйстве, в транспорте (устный рассказ).

Название моего посёлка.

Название улиц моего посёлка.

Моя семья – 6 часов.

Орден в моём доме (поисковое задание)

Мои родные (устный рассказ, рисунок)

Ты – родитель (игра).

Моё имя и фамилия (в летописи семьи).

Игры бабушек, дедушек (разучивание).

Выполнение посильных поручений в семье (рисунки, рассказ)

Наша школа – 8 часов.

Школьные кабинеты (обзорная экскурсия).

Адрес школы. Дорога в школу (рисунки).

Мой сосед по парте (урок- игра).

Традиции школы (рассказ воспитателя и старшеклассников).

Школьная библиотека (экскурсия).

Наши обязанности (игра)

Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики (экскурсия по школе).

Природа и мы – 11 часов.

Природа моего посёлка (посещение парка)

Наблюдение за птицами. Охрана птиц зимой (практическая деятельность по изготовлении кормушек)

Растения и животные лесов, полей, лугов и водоёмов родного края (рисунки, лепка, прогулки, сообщение)

Дары леса (поход  в лес)

Волк и козлята (народная игра)

Разучивание народных игр.

Содержание

                                                     2 класс.

Наш посёлок – 7 часов.

О чём говорят названия улиц (поисковое задание)

Посещение зрелищных учреждений (кино, выставки)

Альбом «Знай и люби свой посёлок» ( рисунки, сочинения, мини-доклады).

Прибытково – моя гордость (литературно-музыкальный утренник).

Основные достопримечательности поселка: памятники, парки и др. Главная площадь посёлка (рисунки, экскурсии по посёлку).

Транспорт посёлка. Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте (беседа, прогулки по отдельным местам посёлка).

Моя семья – 9 часов.

Мой дом – моя крепость (игровая ситуация)

У меня дома в свободное время (устный рассказ)

Моя трудовая семья (выставка фотографий, документов)

Песни родителей, бабушек (прослушивание)

Распределение обязанностей в семье (рисунки).

Кто в семье главный? (диспут).

Фамилия, имена, отчества членов семьи (поисковое задание)

Роль матери в воспитании детей (конференция мам)

Праздник мам.

Наша школа – 8 часов.

Правила поведения учащихся на уроках, переменах. в группе продлённого дня (беседа. устный рассказ)

Школьная и классная символика (конкурс рисунков).

Мои любимые книги (выставка книг).

Бережное отношение к школьному имуществу (беседа, устный рассказ).

Я – директор школы (ролевая игра).

Профессии работников школы: директор, учитель, воспитатель. техничка и др. (конкурс рисунков).

Моя школа (практическая деятельность по созданию презентаций о школе).

Посещение здания школы.

Природа и мы – 9 часов.

Ядовитые растения края (беседа).

Местные лекарственные травы, правила их сбора (викторина).

В подводное царство (экскурсия на водоём).

Птицы нашего края (конкурс рисунков).

Экскурсия в парк «Зимние забавы» (наблюдения в природе, подвижные игры на свежем воздухе).

Закаливание организма в разное время года (беседы, загадки, игры).

Природа и наше здоровье (выставка фотографий).

Исчезающие виды животных и птиц нашей области.

                                                              3 класс.        

Наш посёлок – 8 часов.

Исторические места поселка (прогулки, экскурсии).

Промышленные предприятия посёлка (заочная экскурсия по посёлку, фронтальная беседа)

Новые стройки посёлка (выставка фотографий).

Знай, люби, гордись своим краем (урок – практикум).

Выявление экологической ситуации в посёлке, сопричастность каждого к будущему посёлка (экскурсия).

Особенности, назначении и зависимость от изменений в природе сезонного труда людей своего посёлка (рисование).

На пути духовного возрождения (знакомство с церковной литературой).

Знаменитые земляки (поисковое задание).

Моя семья –  8 часов.

Кто живёт в моём доме (выставка фотографий).

У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки (выставка семейных поделок).

Семейная символика (конкурс рисунков).

Бабушки и дедушки. Родословная (практическая деятельность по составлению родословной, поисковая работа).

У семейного очага (семейная игра).

Имя твоё (индивидуальная поисковая деятельность, работа с энциклопедической литературой).

Великая Отечественная война в истории моего посёлка, моей семьи (составление альбома памяти «Мои предки – участники ВОВ», практическая работа, индивидуальная работа).

Наша школа – 10 часов.

Моя школа – мой дом (беседа о школе, история школы).

Библиотека школьная, районная. Личные библиотеки книголюбов, моя домашняя библиотека.

Я работаю в библиотеке (ролевая игра).

Что растёт на территории школы (экскурсия, беседа).

Моя школа (практическая деятельность по созданию презентации о школе).

Что растёт на территории школы (тест).

Всё о школе (викторина).

Природа и мы – 8 часов.

Экологическая тропа. В лес за здоровьем! (прогулка-экскурсия, наблюдение за изменениями в природе. беседа о лекарственных и ядовитых растениях нашего края).

Охрана растений и животных. Некоторые виды, включённые в «Красную книгу» нашей страны, а также другие охраняемые виды данной местности (обзор литературы по данной теме, беседа, экскурсии, сообщения).

Крупные реки и города Липецкой области (заочное путешествие).

Роль заповедников, ботанических садов в охране растений и животных (беседа).

Природа родного края (урок-практикум).

Тайны осеннего леса (выставка фотографий).

Подвижные игры на свежем воздухе (разучивание народных игр).

 4 класс.

Раздел, тема.

Наш посёлок – 9 часов.

Моя малая родина (сочинение).

Мы – дети разных народов, Родина у нас одна (утренник).

Знакомство с духовной жизнью посёлка (посещение храма с согласия родителей).

Мы – хозяева своей страны (рисунки).

Особенности труда людей моего посёлка (устный рассказ, сообщения).

Знакомство с произведениями литературы и искусства знаменитостей нашей области и посёлка (беседа. посещение библиотеки, сочинение).

Герои – земляки  Великой Отечественной войны (поисковое задание).

Моя семья – 8 часов.

История одной фотографии (сочинение).

Этому я научился у своих родителей (выставка рисунков, поделок).

Моя семья. Семейные традиции (практическая деятельность по создании презентаций о семье, творческий отчёт).

Профессии моих родителей (поисковое задание).

Семейный бюджет (составление и решение задач).

Права и обязанности родителей (круглый стол).

Семейные реликвии войны, труда, учёбы и др. деятельности (утренник, клубный час).

Наша школа – 9 часов

Учителя нашей школы (встречи).

Праздник «День учителя» (беседа о том, как проходит этот день в нашей школе).

Бюджет школы (составление и решения задач по теме).

Творчество писателей нашего края (обзор периодической печати по теме, индивидуальные сообщения, чтение художественной литературы, беседа по прочитанному, экскурсия в школьный музей).

Мой любимый урок (конкурс рисунков).

История моей школы (сочинение).

Школа – нам, мы – школе (составление и решение проблем по теме «Бережное отношение к школьному имуществу»).

Природа и мы – 8 часов.

Экскурсия в «Зелёное хозяйство» посёлка. Выгонка декоративных растений (экскурсия, беседа, практическая работа).

Пропаганда правил по охране природы (утренники, выпуск газет, плакатов).

Практическая деятельность по оздоровлению окружающей среды (экологический десант по уборке пришкольной территории).

Я строю дом в лесу (творческая игра).

Местные полезные ископаемые (сбор образцов).

Овощные и злаковые культуры родного края (викторина).

Подвижные игры на свежем воздухе (разучивание народных игр).

Тема, раздел.

Кол-во

часов

Дата

Наш посёлок – 5 часов.

1

Главная улица нашего посёлка ( рисунки).

1

2

Памятные и исторические места посёлка (экскурсия)

1

3

Профессии людей, занятых на производстве, в строительстве, сельском хозяйстве, в транспорте (устный рассказ).

1

4

Название моего посёлка.

1

5

Название улиц моего посёлка.

1

Моя семья – 6 часов.

1

Орден в моём доме (поисковое задание)

1

2

Мои родные (устный рассказ, рисунок)

1

3

Ты – родитель (игра).

1

4

Моё имя и фамилия (в летописи семьи).

1

5

Игры бабушек, дедушек (разучивание).

1

6

Выполнение посильных поручений в семье (рисунки, рассказ)

1

Наша школа – 8 часов.

1

Школьные кабинеты (обзорная экскурсия).

1

2

Адрес школы. Дорога в школу (рисунки).

1

3

Мой сосед по парте (урок- игра).

1

4

Традиции школы (рассказ воспитателя и старшеклассников).

1

5

Школьная библиотека (экскурсия).

1

6

Наши обязанности (игра)

2

7

Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики (экскурсия по школе).

1

Природа и мы – 11 часов.

1

Природа моего посёлка (посещение парка)

1

2

Наблюдение за птицами. Охрана птиц зимой (практическая деятельность по изготовлении кормушек)

2

3

Растения и животные лесов, полей, лугов и водоёмов родного края (рисунки, лепка, прогулки, сообщение)

4

4

Дары леса (поход  в лес)

1

5

Волк и козлята (народная игра)

1

6

Разучивание народных игр.

2

        Учебно-тематический план   1 класс.

                  Учебно-тематический план      

                                                      2 класс            

Раздел, тема.

Кол-во часов

Дата

Наш посёлок – 7 часов.

1

О чём говорят названия улиц (поисковое задание)

1

2

Посещение зрелищных учреждений (кино, выставки)

1

3

Альбом «Знай и люби свой посёлок» ( рисунки, сочинения, мини-доклады).

1

4

Прибытково – моя гордость (литературно-музыкальный утренник).

1

5-6

Основные достопримечательности поселка:  памятники, парки и др. Главная площадь посёлка (рисунки, экскурсии по посёлку).

2

7

Транспорт посёлка. Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте (беседа, прогулки по отдельным местам посёлка).

1

Моя семья – 9 часов.

1

8

Мой дом – моя крепость (игровая ситуация)

1

9

У меня дома в свободное время (устный рассказ)

1

10

Моя трудовая семья (выставка фотографий, документов)

1

11

Песни родителей, бабушек (прослушивание)

1

12

Распределение обязанностей в семье (рисунки).

1

13

Кто в семье главный? (диспут).

1

14

Фамилия, имена, отчества членов семьи (поисковое задание)

1

15

Роль матери в воспитании детей (конференция мам)

1

16

Праздник мам.

1

Наша школа – 8 часов.

17

Правила поведения учащихся на уроках, переменах, в группе продлённого дня (беседа. устный рассказ)

1

18

Школьная и классная символика (конкурс рисунков).

1

19

Мои любимые книги (выставка книг).

1

20

Бережное отношение к школьному имуществу (беседа, устный рассказ).

1

21

Я – директор школы (ролевая игра).

1

22

Профессии работников школы: директор, учитель, воспитатель, техничка и др. (конкурс рисунков).

1

23

Моя школа (практическая деятельность по созданию презентаций о школе).

1

24

Посещение здания школы.

1

Природа и мы – 9 часов.

25

Ядовитые растения края (беседа).

1

26

Местные лекарственные травы, правила их сбора (викторина).

1

27

В подводное царство (экскурсия на водоём).

1

28

Птицы нашего края (конкурс рисунков).

1

29

Экскурсия в парк «Зимние забавы» (наблюдения в природе, подвижные игры на свежем воздухе).

1

30-31

Закаливание организма в разное время года (беседы, загадки, игры).

2

32

Природа и наше здоровье (выставка фотографий).

1

33-34

Исчезающие виды животных и птиц нашей области.

2

                              Учебно-тематический план    

                                                       3 класс.

Раздел, тема.

Кол-во часов

Дата

Наш посёлок – 8 часов.

1

Исторические места поселка (прогулки, экскурсии).

1

2

Промышленные предприятия посёлка (заочная экскурсия по посёлку, фронтальная беседа)

1

3

Новые стройки посёлка (выставка фотографий).

1

4

Знай, люби, гордись своим краем (урок – практикум).

1

5

Выявление экологической ситуации в посёлке, сопричастность каждого к будущему посёлка (экскурсия).

1

6

Особенности, назначении и зависимость от изменений в природе сезонного труда людей своего посёлка (рисование).

1

7

На пути духовного возрождения (знакомство с церковной литературой).

1

8

Знаменитые земляки (поисковое задание).

1

Моя семья –  8 часов.

9

Кто живёт в моём доме (выставка фотографий).

1

10

У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки (выставка семейных поделок).

1

11

Семейная символика (конкурс рисунков).

1

12

Бабушки и дедушки. Родословная (практическая деятельность по составлению родословной, поисковая работа).

1

13

У семейного очага (семейная игра).

1

14

Имя твоё (индивидуальная поисковая деятельность, работа с энциклопедической литературой).

1

15-16

Великая Отечественная война в истории моего посёлка, моей семьи (составление альбома памяти «Мои предки – участники ВОВ», практическая работа, индивидуальная работа).

2

Наша школа – 10 часов.

17-18

Моя школа – мой дом (беседа о школе, история школы).

2

19-20

Библиотека школьная, районная. Личные библиотеки книголюбов, моя домашняя библиотека.

2

21

Я работаю в библиотеке (ролевая игра).

1

22

Что растёт на территории школы (экскурсия, беседа).

1

23-24

Моя школа (практическая деятельность по созданию презентации о школе).

2

25

Что растёт на территории школы (тест).

1

26

Всё о школе (викторина).

1

Природа и мы – 8 часов.

27

Экологическая тропа. В лес за здоровьем! (прогулка-экскурсия, наблюдение за изменениями в природе. беседа о лекарственных и ядовитых растениях нашего края).

1

28-29

Охрана растений и животных. Некоторые виды, включённые в «Красную книгу» нашей страны, а также другие охраняемые виды данной местности (обзор литературы по данной теме, беседа, экскурсии, сообщения).

2

30

Крупные реки и города Липецкой области (заочное путешествие).

1

31

Роль заповедников, ботанических садов в охране растений и животных (беседа).

1

32

Природа родного края (урок-практикум).

1

33

Тайны осеннего леса (выставка фотографий).

1

34

Подвижные игры на свежем воздухе (разучивание народных игр).

1

 

                             Учебно-тематический план            

                                                     4 класс.

Раздел, тема.

Кол-во часов

Дата

Наш посёлок – 9 часов.

1

Моя малая родина (сочинение).

2

Мы – дети разных народов, Родина у нас одна (утренник).

3

Знакомство с духовной жизнью посёлка (посещение храма с согласия родителей).

4

Мы – хозяева своей страны (рисунки).

5

Особенности труда людей моего посёлка (устный рассказ, сообщения).

6-7

Знакомство с произведениями литературы и искусства знаменитостей нашей области и посёлка (беседа, посещение библиотеки, сочинение).

8-9

Герои – земляки  Великой Отечественной войны (поисковое задание).

Моя семья – 8 часов.

10

История одной фотографии (сочинение).

1

11

Этому я научился у своих родителей (выставка рисунков, поделок).

1

12-13

Моя семья. Семейные традиции (практическая деятельность по созданию презентаций о семье, творческий отчёт).

2

14

Профессии моих родителей (поисковое задание).

1

15

Семейный бюджет (составление и решение задач).

1

16

Права и обязанности родителей (круглый стол).

1

17

Семейные реликвии войны, труда, учёбы и др. деятельности (утренник, клубный час).

1

Наша школа – 9 часов

18

Учителя нашей школы (встречи).

1

19

Праздник «День учителя» (беседа о том, как проходит этот день в нашей школе).

1

20

Бюджет школы (составление и решения задач по теме).

1

21-22

Творчество писателей нашего края (обзор периодической печати по теме, индивидуальные сообщения, чтение художественной литературы, беседа по прочитанному, экскурсия в школьный музей).

2

23

Мой любимый урок (конкурс рисунков).

1

24

История моей школы (сочинение).

1

25-26

Школа – нам, мы – школе (составление и решение проблем по теме «Бережное отношение к школьному имуществу»).

2

Природа и мы – 8 часов.

27

Экскурсия в «Зелёное хозяйство» посёлка. Выгонка декоративных растений (экскурсия, беседа. практическая работа).

1

28

Пропаганда правил по охране природы (утренники, выпуск газет, плакатов).

1

29

Практическая деятельность по оздоровлению окружающей среды (экологический десант по уборке пришкольной территории).

1

30

Я строю дом в лесу (творческая игра).

1

31

Местные полезные ископаемые (сбор образцов).

1

32

Овощные и злаковые культуры родного края (викторина).

1

33-34

Подвижные игры на свежем воздухе (разучивание народных игр).

2

Список литературы

- Праздники России: Начальная школа / Сост. И.Ф. Яценко. – 2-е изд., М.: ВАКО, 2010. – 96 с. –  (Школьный словарик)/.

- География Липецкой области. /Учебное пособие. Т.Д. Стрельникова, Н.В. Пешкова. Липецк  2006/.

- Грязинцы – великой Победе / А. Соколиков.  ГУРОГ « Липецкая газета» Липецк 2005/.

- Липецкая областная детская газета «Золотой ключик».

- Липецкая школа / Гл. редактор – Тонких В.Е., составитель и научный редактор Шахов В.В. Издательство «Гелион» Липецк -1995/.

- Грязинский муниципальный район. Фотоальбом./ ОАО «Полиграфический комплекс» ОРИУС 16.07.2008/.

- Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии:  Лебедянский район /Часть – 1 Липецк 2009/.

-Красная книга Липецкой области. /Москва 2005/.

-Книга памяти липчан, погибших в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг, том 1./НПО ОРИУС, Липецкое издательство 1995г./.

- Липецкий край в годы Великой Отечественной войны. /ОГУ «Центр документации новейшей истории Липецкой области» 2005/.

- Русское поле:  Люди, годы, жизнь./ГУ РОГ «Липецкая газета» 2003/.

- Липецкая область:  Геральдика, история, современность./ Н.В. Куракова Липецк 2009/.

- У истоков Липецкого опыта. /В.Е.Тонких, Елец 2005/.

-Липецкая энциклопедия в 3-х томах /Редакторы-составители: Шальнев Б.М., Шахов В.В. Липецк 2000/.

- Воинская слава России энциклопедия. /Ю. Каторин. Издательство Полигон, Москва, Санкт-Петербург 2005/.

- Проект «Моя малая родина» (составленный лично с учащимися).