ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ 4-5 КЛАССОВ.
консультация (4 класс) на тему
Всем известно, что, к сожалению, в последние годы наблюдается рост числа школьников с нарушением нервно-психологического и соматического здоровья. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднюю. Поэтому внимание коллектива начальной школы к проблемам адаптации школьников постоянно растет. Значит, возможно увеличение числа детей, испытывающих значительные затруднения при обучении в школе, и, особенно, в переходные, кризисные периоды. Особую актуальность приобретают мероприятия профилактического характера, позволяющие создать благоприятные условия адаптации учащихся в среднем звене.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ 4-5 КЛАССОВ.
Всем известно, что, к сожалению, в последние годы наблюдается рост числа школьников с нарушением нервно-психологического и соматического здоровья. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднюю. Поэтому внимание коллектива начальной школы к проблемам адаптации школьников постоянно растет. Значит, возможно увеличение числа детей, испытывающих значительные затруднения при обучении в школе, и, особенно, в переходные, кризисные периоды. Особую актуальность приобретают мероприятия профилактического характера, позволяющие создать благоприятные условия адаптации учащихся в среднем звене. В нашей школе сложилась достаточно четкая система работы администрации, педагогов, социально-психологической службы и логопеда в этом направлении: повышение мотивации педагогов к овладению и поиску средств профилактики и школьной дезадаптации, разработана и действует специальная программа. Работа с детьми в этом направлении невозможна без помощи всех служб школы по повышению мотивации педагогов к личностному и профессиональному росту через развитие навыков рефлексии. Анализ эффективности проделанной работы позволил прийти к выводу, что мероприятия по профилактике дезадаптации учащихся начальной школы в среднем звене дают положительные результаты.
Важность проблемы преемственности между начальной школой и основным звеном определяется тем, что с переходом в 5-е классы у школьников начинается сложный этап адаптации, который связан с изменениями в организации обучения, со сменой его форм и методов, режима учебного дня, увеличением нагрузки и т.д. Вместе с тем, учителя основной школы, работающие с пятиклассниками, часто недооценивают те психолого-физиологические изменения, которые происходят с младшими подростками в этот период. Дело в том, что у них начинается первый период полового созревания и происходящие при этом процессы (изменение в обмене веществ, усиление деятельности половых гормонов и др.) часто отрицательно сказывается на познавательной деятельности детей. Так, пятиклассники медленнее читают, пишут, им требуется больше времени на решение логических задач, у них несколько снижается объем памяти, внимания. Многие младшие подростки становятся раздражительными, неадекватно реагируют на замечания взрослых, капризничают, проявляют упрямство. Все это учителя и родители часто считают проявлением испорченности ребенка и поэтому начинают его «воспитывать»: приказывают, спорят, наказывают и т.д., что еще более усугубляет отрицательное поведение подростка.
Что же делать? Необходимо понять ребенка, предоставить ему самому право решить проблему, не реагировать бурно на проявление его упрямства и несдержанности. Очень важно не увеличивать сразу учебную нагрузку, иначе, с учетом их психологического состояния, может наступить стресс и возникнуть отрицательное отношение к учебе. В этом уже забота школы – правильно организовать учебный режим пятиклассников.
В начальной школе подавляющее большинство учащихся учатся на «4 и 5», а в 5 классе поголовно все учителя жалуются на то, что дети совершенно не понимают их объяснений на уроках, что у них нет логического мышления и т.д. Такое явление не редкость, особенно в начале. Дело в том, что учителя используют на уроках дедуктивную логику, за которое отвечает левое полушарие мозга. А многие дети этого возраста еще остаются «правополушарными», с преобладанием образно-интуитивного мышления. Таких детей примерно две трети. У них в любой деятельности, включая учебную, преобладают эмоции и интуиция. 15% детей – практики, предпочитающие познавать действительность методом проб и ошибок, а не с помощью учительских объяснений. И только четвертая часть детей этого возраста проявляют склонность к формальной логике.
Способность мыслить логически - нужно развивать. Но надо четко представлять, в какой именно части. То ли это умение устанавливать причинно-следственные связи, то ли навыки отделения главного от второстепенного, то ли речевое (письменное или устное) формирование собственных мыслительных операций (это как собака, все понимает, а сказать не может). А ведь надо еще уметь сравнивать, классифицировать по разным признакам, обобщать или, наоборот, разбивать на составные части и т.д. Это требует не только учебного, но и личного опыта, что приходит с возрастом. И переход от образно-интуитивного мышления к логическому наступает обычно в 14-15 лет.
Такие возрастные особенности довольно слабо учтены в школьных программах. И это одна из причин резкого и повсеместного снижения успеваемости детей. Так что учителям придется все эти явления просто «перетерпеть», а при целенаправленной работе через год-два все станет на свои места.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/17/picture-6910-1550431944.jpg)
Родительское собрание "Возрастные и индивидуальные особенности учащихся в 4 классе"
Конспект родительского собрания , проведенного в 4 классе. основные вопросы:- познакомить родителей с понятием «темперамент»;- показать родителям необходимость индивидуального подхода обуч...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-125529-1364474363.jpg)
"О возрастных психофизических особенностях младшего школьника" Серия "Родительские собрания в 1 классе"
Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Первый класс - серьёзное испытание, как для Вашего ребёнка, так и для родителей. Вы ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/03/picture-16974-1422962064.jpg)
Родительское собрание. Возрастные особенности учащихся 2-х классов.
Возрастные особенности учащихся 2-х классов....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/21/picture-713323-1448114646.jpg)
Психофизические особенности младших школьников в динамике обучения
Психические и физические особенности младших школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/13/picture-755384-1455387836.jpg)
Свидетельство о публикации методического материала "Коррекционная работа учителя в реализации адаптированной программы с учетом создания особых условий и учетом психофизических особенностей учащихся ".
Свидетельство о публикации методического материала "Коррекционная работа учителя в реализации адаптированной программы с учетом создания особых условий и учетом психофизических особенностей учащихся "...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/18/picture-939890-1503062673.jpg)
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей детей с нарушениями опорно двигательного аппарата ( вариант
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/02/picture-1064457-1538470452.jpg)
Учет психофизических особенностей учащихся на уроках в начальной школе.
Тема рассчитана на реализацию в течении четырех лет, с 2016 по 2020 годы....