Внеклассное занятие "Жаворонки весну кличут"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Маслакова Татьяна Владимировна

Праздник для учащихся начальных классов. Проводится в марте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_zanyatie.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: «Жаворонки весну кличут»

Оборудование:

  1. Дети в русских костюмах
  2. Скоморохи
  3. Весна
  4. Самовар, хлеб-соль, печенье-жаворонки, выпечка

Плакаты: 

  1. «Март зиму кончает, весну начинает»
  2. «Жаворонки - весну кличут»

«Приди, весна

Приди, красавица!

Со льном высоким

С корнем глубоким

С хлебом обильным»

«Жаворонок, жаворонок!

Возьми себе зиму,

Возьми себе сани,

А нам дай телегу

ХОД ЗАНЯТИЯ

Гости рассаживаются в классе.

Входят дети толпой (в русских костюмах)

1, 2, 3 - скоморохи

  1. Внимание, внимание! Народное гуляние Торопись честной народ Всех нас ярмарка зовет!
  2. Добро пожаловать, гости дорогие! Давно уж мы вас поджидаем         Без вас речей не начинаем

Для каждого найдется

Глоток водицы из колодца.

  1. Подарки есть на всякий вкус:

Кому - сказка, кому - быль,

Кому песенка в прикус.

И хлеб, и соль, как в старину

Придутся всем по вкусу

И дедушке седому,

И мальчику безусому.

Учитель:

Здравствуйте, здравствуйте,

Гости дорогие!

Люди свойские, простые,

Заходите, проходите

Чайку свежего откушать

И речей наших послушать.

Дети занимают места на лавочках.


Учитель:

Какой месяц сейчас? (Март)

Зима уже закончилась.

Март - зиму кончает, весну начинает - говорит народная пословица. И поэтому в марте празднуют Масленицу. В старые времена крестьяне в своих играх, песнях, стихах изображали Масленицу богатой, красивой и щедрой гостьей. Они встречали ее радостью, обильной едой, блинами и пирогами.

  1. И мы Масленицу повстречали

Сыром гору набивали

Маслом гору поливали

На широкий двор зазывали

Да блинами заедали.

Учитель:

Всего 7 дней длилась Масленица, и в последний день устраивалось шумное гуляние с песнями, играми, плясками. Во всех русских деревнях устраивались соревнования на ловкость, силу, катания на санях.

  1. И мы Масленицу провожали

Тяжко по ней вздыхали

Ах, Масленица, маслена, воротися

И еще с недельку протянися.

Учитель:

Отшумела, отгуляла Масленица, пора людям за работу приниматься. Весна вступила в свои права. Крестьянину весна нужна дружная, солнечная, чтобы посеять урожай, и чтобы ускорить ее приход, для Весны-красны пели песенки - заклички. В них звали, закликали весну, просили ее прийти поскорее. А кто считается предвестником весны? (птицы) В марте прилетают первые весенние птицы - жаворонки. «Сорок сороков птиц летят - весну несут» - говорили крестьяне. И ребятишки выходили гурьбой на улицу с весенними птичками «куликами» и зазывали весну.

(Дети поют закличку)

Хозяйки выпекали из теста жаворонков, украшали их, и с такими подарками ходили в гости к соседям и родным, на деревенские посиделки.

Закличка

  1. Жаворонки, прилетйте,

Красну весну принесите,

Принесите весну

На своем хвосту, на сохе, бороне,

На овсяном снопе.

(Дети раздают птичек из теста гостям)

И весна будто откликалась на зов людей - пробуждалась жизнь на полях, прорастала первая зелень. И на гуляньях за деревенской околицей девушки и парни начинали водить хороводы.

Хоровод «Весняночка»

Стало ясно солнышко припекать

Землю, словно золотом заливать

Громче стали голуби ворковать

Журавли вернулися к нам опять

А в лесу подснежники расцвели

Много свету вешнего у земли

Ой, ты, ясно солнышко, посвети

Хлеб, земля-матушка, уроди.

Особое значение имело качание на качелях: предстоящий сев, выращивание урожая, надо было позаботиться, чтобы рожь и пшеница выросли высокими ■ с крепкими колосьями. И, качаясь на качелях, ну^но было взлететь как можно выше - так высоко должен был вырасти хлеб. Для этого же в поле во время сева подбрасывали горсти зерна или пустые мешки из-под зерна.

  1. Весна-красна!

Пришла весна с радостью,

С радостью, радостью,

С великой милостью.

Уроди лен высокий,

Рожь, овес хороший.

Учитель:

Ну вот, гости дорогие, и мы с вами весну встретили, ее приход приветили.

  1. Напекли вам финтифлюшек,

Бубликов да калачей

Вы не сразу их съедите,

А сначала поглядите.

  1. Самовар давно вскипел,

Весь горит, как птица-жар

Наш большущий самовар,

Кран-верток открывается,

Чудо-чай наливается.

Песня «Блины»

Мы давно блинов не ели

Мы блинчиков захотели,

Припев: Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Наша старая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Припев.

Гости будьте же здоровы

Вот блины наши готовы.

Припев.


Сказочная птица, горделивый конёк, женская фигурка, диковинное дерево, лучистые круги... Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили?

Ещё наши далёкие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир ,найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному .Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защитится. И делал он это при помощи своего искусства.

Древний человек наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом человек выражал свои представления о мире в ОБРАЗАХ.

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища.

Землю, её плодородие он связывал с ОБРАЗОМ МАТЕРИ.

Декоративно - прикладное искусство у русских представлено весьма разнообразно. Изобразительное творчество проявлялось в резьбе, скульптуре, росписи, графике, декоративном тканье и плетении, в вышивке, ювелирных украшениях.

В произведениях народного искусства встречается причудливый

узор - разветвлённое растение. Эта древо жизни-сшгвол         

растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

КОНЬ - один из любимых образов. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы вырастить хлеб, как и само солнце.

ПТИЦЫ! Они напоминают волшебную жар - птицу. Птицы символизировали свет, тепло.


Одним из видов творчества была игрушка. Игрушке столько же лет, сколько и человечеству. Древнейшие игрушки относятся ко II в. до н.э.: это маленькие глиняные топорики, горшочки, погремушки, фигурки, изображения птиц, животных.

В те далёкие времена игрушка служила охранительницей рода, «оберегом» ребёнка. До наших дней сохранились в основном только глиняные игрушки X-XIV веков. Это кукольная посуда, бытовая утварь, фигурки людей, свистульки, вылепленные вручную, обожжённые и украшенные.

Любимы и бережно хранимы народными мастерами образы коня, медведя, оленя, всадника, птицы, козла и барана. Эти образы привлекали внимание мастеров потому, что были наделены определённым смыслом. Например, баран и корова символизировали плодородие и могущество; олень - изобилие и удачный брак, козёл олицетворял добрую силу, конь считался слугой Солнца и приносил людям его благодать, птицы предвещали весну и лето, были вестниками богини Матери-Земли.

В русской народной игрушке тема единства человека с природой выразилась в особой человечности зверей и птиц.

Доброту излучают все глиняные фигурки. Мир растений и животных всегда дружественно обращён к человеку. В образах зверей, как бы ни были они фантастичны, подчёркивается «теплота доброй человечности». В русском народном искусстве вообще нет изображений устрашающих, нет ужаса, нет зла. Эта черта имеет древние исторические корни. Славяне не изображали злых духов, они предпочитали магию добрых сил.

Источниками творчества народных умельцев являются любовь к природе, доброта и щедрость души.


С незапамятных времен закрепились за куклой магическая и охранительная функции. Кукла - как символ - становилась участницей многих ритуальных обрядов и праздников.

Особенные, ритуальные куклы изображали мифических персонажей весенне-летних обрядов. Они знаменовали переход к весеннему циклу. Делали их из веток, трав, цветов в виде чучела. С ними участники обряда обходили село, устраивали хороводы, игры, после чего «хоронили.

Своеобразна роль ритуальной куклы, но более известна и любима кукла в качестве детской игрушки. Всем известен народный обычай - дарить детям куклы. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. Все эти поверья отражались в самих игрушках и играх.

Наиболее распространенной игрушкой в России еще в первые десятилетия XX века была тряпичная кукла. Ею играли в каждой семье, особенно деревенской; и в иных избах их было до сотни. Кукольные костюмы шили из лоскутов ткани, обязательно пришивали кудельную косу. А вот лицо не делали - она оставалась «безликой». «Безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла навредить ребенку. В Орловской губернии делали тряпичную куклу небольшого размера, с ладошку высотой. В Смоленском уезде делали куклы, голова и туловище которых были набиты песком или опилками. В Нижегородской, Архангельской губерниях, в Приуралье делали более сложные тряпичные куклы.


Орнамент возник задолго до появления письменности. Это подтверждается тем, что даже древний человек, который одевался в шкуры животных, согревался у костра, рыл себе для жилища землянки, украшал орнаментом предметы домашнего обихода. На глиняных сосудах, орудиях труда, одежде можно увидеть простейшие узоры: точки, прямые, волнистые линии, ромбы.

Прекрасным примером использования орнамента является народная вышивка. Вышивкой украшались те части костюма, через которые, по представлению наших предков, злые силы могли проникнуть к телу человека. Отсюда и основное значение вышивки в древности - охранительное. Вышивкой украшались полотенца, свадебные подзоры, скатерти, занавесы, праздничные рубахи, белые холщовые сарафаны, лёгкая верхняя одежда, головные уборы и платки.

Народная фантазия создала огромное количество изобразительных мотивов вышивки и все они необыкновенно красивы и поэтичны.


Знаешь ли ты какой костюм могла носить твоя прапрабабушка? Взгляни на эти костюмы, их дивное многоцветие. Будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на одежду.

Чтобы понять идею народного костюма, нужно представить его как модель мира. Головной убор - мир верхний, одежда от плеч до подола - мир земной, в котором обитает человек.

Одежда должна была защищать человека не только от холода и жары, но и оберегать его от воздействия недобрых сил внешнего мира. Поэтому народный костюм был наполнен охранительными знаками, которые выполняли {юль многочисленных оберегов.

Одежду обязательно украшали узорами, особенно те ее части, которые соприкасались с внешним миром, - ворот, низки рукавов и подол. Древнерусский костюм состоял из определенных предметов одежды традиционной формы. Бе покрой, приемы украшения, способы ношения не менялись в Древней Руси столетиями и были одинаковыми у разных слоев общества.

Мужской костюм был более прост по своему составу и менее разнообразен. Особое значение приобретала мужская рубаха в различных древних обрядах: посев, жатва, сенокос, рождение ребенка.

формами, колоритом, манерой ношения. Он являлся своеобразным документом, по которому можно определить возраст человека, семейное положение, место жительства.