Материалы выступления на II Международной конференции по формированию экологической культуры младших школьников
методическая разработка (2 класс) на тему

Фроленкова Анна Георгиевна
Статья "Стенгазета как средство приобщения учащихся к изучению природы родного края"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стенгазета - как одна из форм приобщения учащихся  к изучению природы родного края

                       Фроленкова А.Г. ГБОУ гимназия №148  имени    Сервантеса, СПб, annushka71@mail.ru

    Современному ребёнку трудно оторваться от гаджетов, они практически целиком захватывают его воображение. Школьник  с лёгкостью помогает слабым и обездоленным, выращивает на виртуальных фермах домашних животных и всё реже заводит у себя дома настоящих. Перед учителем встаёт непростая задача помочь ребёнку вернуться к реальности, стать настоящим, а не мнимым защитником мира живой природы. Надо найти такие формы воспитательного воздействия, чтобы они смогли направить сознание младшего школьника на реальные проблемы и побудили его к активной природоохранной деятельности.

        В нашем городе есть энтузиасты, которые возродили уже почти забытую традицию, на безвозмездной основе они выпускают стенгазеты для школьников, родителей и учителей Петербурга. «Коротко и ясно о самом интересном», такое общее название всех газет, выпущенных на благотворительной основе. В начале года всем классом мы изучили календарь памятных дат и выбрали самые интересные, необычные праздники и памятные даты. Дети с удивлением обнаружили, что в каждом месяце есть дни, посвящённые охране природы. В феврале - день полярного медведя, в марте - день защиты бельков, а в апреле отмечается день подснежника. Есть даже Всемирный день черепахи! Вот такие чудеса!

           Используя материалы  газеты, дополнив их фактами из  энциклопедий, книг о природе, ребята придумали рубрику «Это интересно» и  выступали в начале уроков окружающего мира в преддверии знаменательных дат мира природы. Например, к Всемирному дню перелётных птиц, 10 мая второклассники подготовили обзор выпуска №59 «Редкие птицы нашего края».  Мы узнали интересные факты из жизни птиц, занесённых в Красную книгу Ленинградской области. Шилохвост, галстучник, клуша, сизоворонка, седой дятел, варакушка - эти забавные названия  привлекли внимание ребят. Ученики узнали об их повадках, местах обитания.

         Но больше всего затронула  рубрика «Что мы можем сделать сами?» В ней даются конкретные советы по оказанию первой помощи птицам, попавшим в беду на территории нашего города. Может, птица ударилась о провода и сломала крыло, или была сбита автомашиной. Иногда оперенье бывает выпачканным в мазуте, тогда птичка теряет способность летать, погибает от голода. Как быть? Орнитологи не советуют спешить с «усыновлением» питомца. Иногда просто необходим совет опытного ветеринара. Дети узнали, что в Петербурге создан птичий госпиталь «Зелёный попугай», куда можно обратиться за ценным советом. В ходе таких уроков в сердцах ребят просыпается горячее желание оказать конкретную помощь животным, которые обитают рядом и  испытывают лишения в нашем густонаселённом  и сильно освоенном регионе.

       Таким образом, использование познавательных и занимательных материалов газеты, наполненной идеями  охраны  живой природы, приносит реальную пользу, и способствуют органичному переходу от теории к практике.