Социально-педагогический проект по работе с родителями "Взаимодействие школы и родителей в обучении воспитании младших школьников"
проект на тему

Фотеева Марина Геннадьевна

Цель проекта: Формирование основ родительской компетенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialno.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-педагогический проект по  работе с родителями Взаимодействие школы и родителей

в обучении и воспитании младших школьников

Автор: Учитель начальных классов 1 категории, педагог-психолог 1 категории МАОУ «Гимназия №7» г Перми М.Г. Фотеева,

Цель: Формирование эффективного родителя (формирование основ родительской компетентности).

Задачи:

- расширение возможностей понимания своего ребенка родителями;

- улучшение рефлексии родителей своих взаимоотношений с ребенком;

- выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;

- активизация коммуникаций в семье.

Виды деятельности: 

- тематические родительские собрания;                                  

- групповое консультирование (беседы, групповая дискуссия, работа в подгруппах, ролевые   игры);

  - тренинги взаимодействия родителей с детьми.

  - внеклассные мероприятия с совместным участием родителей и детей

Планируемый результат: 

- Выбор родителями эффективных типов взаимодействия с детьми.                                                                                              

- Признание родителями ценности ребенка, принятие его права быть таким, какой он    

  есть.

                                               

Критерии оценивания результативности:

- Анкетирование родителей.

- Диагностика взаимодействия родителей с детьми.

- Мониторинги психологической диагностики детей (личностная, эмоциональная,

   волевая, познавательная, мотивационная сфера и т.д.).

Пояснительная записка

Сегодня нередко обсуждается вопрос: кто в ответе за воспитание ребенка – семья или школа. Процесс становления полноценной личности проходит под влиянием различных факторов, первым и важнейшим из которых является семья. А роль школы – создание условий для гармоничного развития учащихся в процессе школьного обучения.

Рассматривая работу педагога с родителями, направленной на сохранение психологического здоровья детей, выделяем две области взаимодействия с родителями: индивидуальную и групповую. Остановимся на последней.

Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь, в данном случае и от взрослых и от детей, позволяют взглянуть на свою семью с иной точки зрения. В случае общения с детьми важнейшим условием эффективного взаимодействия является признание ценности ребенка, уважение его права быть таким, какой он есть, то, что называется в психологии термином   «принятие». В условиях индивидуальной консультации направить родителя по такому пути зачастую значительно труднее, чем во время групповой работы.

Целью групповой работы с родителями является формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность (непротиворечивость) воздействий взрослых (психологов, педагогов и родителей). Понятно, что согласованность является важнейшим условием эффективности воздействий взрослых. Иначе можно вызвать ситуацию, представленную в басне Крылова «Лебедь, рак и щука».

Встает вопрос: в чем причина возможной несогласованности? Почему родители нередко действуют противоположно педагогам и психологам? Почему они, желая ребенку только самого хорошего, действуют ему во вред, приводя к существенным нарушениям в его развитии, и противоречат воспитательным воздействиям психологов и педагогов? Причины могут быть разными.

Прежде всего, нужно отметить недостаток  или полное отсутствие знаний у родителей о закономерностях развития ребенка, о трудностях, которые могут появиться по мере его роста и взросления. А также незнание технологий, методов, приемов и средств воспитания детей. Что приводит к стихийности воспитательных воздействий родителей, которые чаще всего воспитывают ребенка так же, как воспитывали их самих, либо пытаются это делать полностью противоположным образом.

Среди причин нужно назвать и односторонность взглядов родителей на ребенка. Они наблюдают ребенка только в семье, а в школе он может проявляться по-другому, иногда совсем непохоже на домашнее поведение. Поэтому для родителей столь важно принимать участие в работе по созданию вокруг детей общего педагогического «поля». Но это не менее необходимо и для сотрудников школы. Так как им недостает знаний о проявлениях ребенка вне школы. А знакомство с семьей позволяет глубже понять ребенка, организовать более эффективную его поддержку.

И наконец, еще одной причиной является сверхзанятость родителей. Они всецело заняты решением материальных проблем, что приводит к дефициту общения родителей и детей. Дети в этом случае предоставлены сами себе.

Недостатки семейного воспитания приводят к тому, что дети становятся более тревожными, ранимыми, склонными к суицидальным проявлениям или агрессивными и жестокими.

Поэтому психолого-педагогическая грамотность родителей во многом выступает залогом успешности ребенка и гармоничности отношений в социуме. Именно поэтому при работе с детьми, в первую очередь, важно организовать работу с родителями по своевременной профилактике детской и подростковой безнадзорности и правонарушений.

 Исходя из этого, можно выделить задачи работы с родителями:

- согласование ценностных основ воспитания ребенка, то есть определение того, какие приоритетные ценности хотят видеть в ребенке взрослые;

- согласование проблемных и ресурсных областей в развитии детей, то есть определение того, какие проявления считать проблемными и к каким следует стремиться, «прорисовывание» желаемого образа ребенка;

- согласование поведенческих воздействий в отношении ребенка, то есть определение зон ответственности родителей и педагогов, выяснение того, кому и как воздействовать на ребенка дома, кому и как в школе, чтобы добиваться желаемых в нем изменений.

Говоря о согласовании воздействий на ребенка со стороны родителей и педагога, следует признать, что активной стороной здесь является последний. Педагог организует взаимодействие с родителями и предлагает им для освоения свое информационное поле, в котором представлены различные аспекты педагогики и возрастной, педагогической, практической психологии, представляющие интерес и ценность для родителей.

Эффективная организация работы с родителями предполагает опору на следующие основополагающие принципы.

Первый – обеспечение эмоциональной безопасности родителей. Психологическая работа, как неизвестная родителям, может вызвать у них страх неопределенности, страх нового. Поэтому поначалу взаимодействие должно быть организовано через знакомые, понятные родителям формы.

Второй – это открытость и конгруэнтность педагога, умение избежать негативного переноса в отношении родителей. Это означает, что педагог осознает и принимает свои истинные  чувства, поэтому может быть открытым в отношении родителей. А возникающие у себя чувства обиды, раздражения, злости, страха в отношении родителей умеет исключать из процесса взаимодействия.

Третий – необходимость мотивирования родителей к взаимодействию с педагогом-психологом различными способами.

Опираясь на рассмотренные принципы,  считаю, что нужно начинать работу, используя знакомые родителям формы, то есть методы, в которых от них потребуется минимальная активность. А затем по мере появления доверия включать методы с постепенным повышением активности родителей, применяя менее определенные и знакомые методы. Тогда «лесенку» методов можно представить следующим образом.

  1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции.
  2. Проблемные методы: проблемные лекции, «круглые столы», детско-родительские мероприятия, ролевые игры, работа в подгруппах, тренинги.

Остановимся на каждой из форм подробнее.

Информационные методы.

Информационные тексты представляют собой какую-либо информацию, которая могла бы быть полезной родителям. Они дают им возможность не только получить полезную информацию, но и осознать собственную родительскую позицию. Тексты должны быть достаточно краткими и написаны понятным языком. Они могут быть вложены в дневники учащихся, их можно раздавать родителям на собраниях. В качестве информационных текстов полезно представлять родителям возрастные особенности детей или же наиболее общие рекомендации по помощи детям  в разрешении возрастных задач развития.

Устные информационные сообщения представляют собой достаточно короткие выступления педагога в процессе родительского собрания – знакомого и безопасного для родителей школьного мероприятия. Они, так же как и информационные тексты, дают возможность родителям не только получить полезную информацию, но и осознать собственную родительскую позицию. Помимо этого, с их помощью происходит привыкание родителей к присутствию в их жизни педагога-психолога как значимого лица.

Сообщение нужно тщательно готовить, начав с вопроса самому себе: с чем (с какими мыслями и чувствами) должны уйти родители с собрания? А после этого подумать о содержании сообщения, которое позволит точнее реализовать его цель. Когда содержание сообщения будет определено, нужно «украсить» его эмоциональными примерами, которые привлекут внимание родителей. Можно сказать, что «примеры» играют в выступлении роль красивой обертки, без которой никто не согласиться купить даже самую вкусную конфету.

Информационные лекции содержат более подробную информацию о возрастных особенностях ребенка, возможных трудностях на пути развития, оптимальных и недопустимых действиях родителей. Они не только расширяют информационное поле родителей, но и активно пробуждают их к рефлексии собственной родительской позиции. Для проведения лекций необходимо специально приглашать родителей. Лекция должна быть проведена так, чтобы родители поняли, что она им необходима, и пришли в следующий раз.

Проблемные методы.

Активные формы групповой работы с родителями. Главная их задача – не столько информирование родителей, сколько побуждение к  размышлению о закономерностях развития ребенка, к поиску других, непривычных способов воздействия. Можно предположить, что включение родителей в проблемные методы поможет им отойти от привычных, известных с детства и не всегда эффективных стереотипов воздействия, а подойти к воспитанию ребенка как к процессу творчества. И тогда в любой трудной ситуации родители смогут самостоятельно найти пути для ее творческого преодоления.

Проблемные лекции  - это лекции, которые посвящены определенным вопросам детства, достаточно распространенным и поэтому значимым для родителей. Полезны они и педагогу, который может получить некоторую обратную связь – мнение родителей по тем или иным значимым темам. Они проводятся в форме лекции-диалога, то есть сообщения определенного предметного содержания и задавания по ходу его изложения вопросов с целью организации дискуссии среди родителей. Лекция должна создать у родителей потребность в обсуждении данного вопроса и поиске новых способов взаимодействия с ребенком. Перед лекцией следует заранее раздать объявления с краткой ее аннотацией.

Круглый стол – это метод, который позволяет не только создать проблемную ситуацию у родителей, но и дать возможность проявить активность тем, кто хочет это сделать. В то же время он позволяет тем родителям, которые к проявлению активности не готовы, занять позицию слушателя. Этот метод более активный, чем проблемные лекции. Круглый стол, в отличие от ранее рассмотренных форм, дает возможность родителям не только получить полезную информацию и осознать собственную родительскую позицию, но и сравнить ее с позициями других родителей.  Для многих родителей важна возможность высказаться – рассказать о своих трудностях взаимодействия с ребенком. Для других – интересно сравнить проявления других учащихся с проявлениями своего, что дает им возможность по-новому оценить его, увидеть какие-либо незнакомые ранее аспекты. Не менее важным является круглый стол и для педагога, который получает возможность лучше узнать, понять родителей, приобретает их доверие.

 И так чем больше у родителей возникает вопросов после работы с педагогом, тем качественнее удалось поработать. Хуже, если родители считают, что они все знают, и не позволяют себе задуматься над тем, куда и как они ведут своего ребенка. Поэтому хотелось бы, чтобы родители открыли в проблемных встречах истину, о которой писал Омар Хаям: «Мне известно, что мне ничего неизвестно, - вот великая тайна, открытая мной».

Тренинги – активный метод групповой психологической работы, направленной на приобретение знаний, умений и навыков, на коррекцию и формирование установок нужных для успешного взаимодействия с детьми. На занятиях  тренинга проводятся дискуссии, ролевые игры. В группе тренинга особый акцент делается на создание климата доверия. Участники получают возможность реально увидеть себя со стороны и сориентироваться в собственном сложившемся опыте, что является предпосылкой и составляющей развития родительской компетентности.

Мной поставлена перед собой цель, искать новые формы взаимодействия с родителями для повышения их психолого-педагогической грамотности, наполнять работу актуальным содержанием и преподносить его так, чтобы родители захотели им воспользоваться.

Участниками могут стать все желающие родители. Тематика встреч выбирается с учетом потребностей родителей. Каждый родитель сам может выбрать семинар, лекцию, тренинг, занятие – все, что ему важно и интересно посетить.

Как считают некоторые педагоги «родителей на такие занятия не заманишь». Пусть на него придут всего три человека, но потом «родительское радио» сообщит другим родителям, что нового они узнали, было ли им интересно, помогли ли им советы педагога, психолога в построении отношений с ребенком в семье, в решении детско-родительских проблем. Задача педагога и психолога подготовить и провести встречу так, чтоб она была интересна и полезна родителям.

Огромное количество ограничений, трудностей, неиспользованных ресурсов нашей взрослой жизни следует искать в детстве. Серьезным умудренным взрослым людям удается исправить и изменить далеко не все, что заложено в них в детстве, иногда груз неразрешенных детских переживаний мы несем всю свою жизнь. Однако, безусловно подвластной нашему взрослому осознанию и контролю является возможность перестать двигаться по замкнутому кругу и избавить наших детей от груза собственных проблем и ограничений. Групповая работа становится зачастую  одним из самых эффективных средств в этом направлении. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы. Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других», и тем самым как бы объективизировать свое поведение. Родители начинают понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитания, а обычно перенимаются либо «по наследству» от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребенка и родителя, полученных из близкого социального окружения, средств массовой коммуникации и информации.

Работа с родителями по повышению психолого-педагогической и правовой компетентности является первоочередной задачей для снижения числа проблем в обучении, поведении, общении детей и подростков, а также для профилактики раннего семейного неблагополучия и предупреждения социального сиротства.

Предполагаемые темы родительских собраний и консультаций:

- Трудности адаптации.

- Физиологические и психологические особенности возраста.

- Стили взаимодействия родителей с детьми.

- Формирование учебной мотивации у детей.

-  Наказания и поощрения.

- Гиперактивные дети.

- Тревожные дети.

- Дети и компьютер.

- и т.д.

Внеклассные мероприятия с совместным участием родителей и детей:

- Турслет

- Акция «Спешите делать добрые дела» (посадка аллеи кленов на территории гимназии).

- Конкурс «Звездопад» (подготовка творческих номеров).

- Эстафета «Папа, мама, я – спортивная семья».

- Лыжные прогулки по зимнему лесу.

- Зимние забавы (празднование «Масленицы»)

- Творческая конкурсная программа «Наша - дружная семья».

- и т.д.

Групповые тренинги

И.М. Марковская Тренинг взаимодействия родителей с детьми.

Цель программы: способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.

Программа включает 12 занятий

Литература

  1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев: Наукова думка, 1989.
  2. Варга А.Я., Столин В.В. Тест-опросник родительского отношения // Практикум по психодиагностике. – М.: Изд-во МГУ, 1988.
  3. Волжанина Т.А., Воробьева В.Д. Родительские собрания в начальной школе – Волгоград: Учитель, 2006
  4. Гейко   В.  А.    Роль   семьи   в   развитии   школьных   успехов  ребенка.  //   Начальная  школа.   -  1999,   №3.   –  С.  59 – 61.
  5. Гордон Т.Р.Е.Т. Повышение родительской эффективности / Популярная педагогика. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997.
  6. Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-4 классы –М.: ВАКО, 2005
  7. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя –М.: ВАКО, 2005
  8.  Дьячкова Г.Т., Волкова Е.В. Родительские собрания в начальной школе – Волгоград: Учитель, 2006
  9. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2006.
  10. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Изд. МГУ, 1987.
  11. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. Концепции, направления и перспективы. – М.: Просвещение. 1993.
  12. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.