Классный час (час - размышление) Тема: «Поговорим об ответственности»
методическая разработка (4 класс) на тему

Паршина Татьяна Петровна

Цель: рассмотреть содержание понятия «ответственность».

Задачи:

-  способствовать развитие у школьников чувства ответственности;

-  содействовать формированию у детей анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;

-  убедить учеников в том,  что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин уважения.

Оборудование:

- вырезанные листочки разных цветов;

- листы с оценочной шкалой;

- пословицы;

- толковые словари;

- выставка книг;

- лист с рисунком «Радуга»;

- листочки для двустишия;

- анкета;

- листочки с вопросами для коллективного  обсуждения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ №24 города Тамбова

Классный час

(час - размышление)

Тема: «Поговорим об ответственности»

Цель: рассмотреть содержание понятия «ответственность».

Задачи:

-  способствовать развитие у школьников чувства ответственности;

-  содействовать формированию у детей анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;

-  убедить учеников в том,  что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин уважения.

Оборудование:

- вырезанные листочки разных цветов;

- листы с оценочной шкалой;

- пословицы;

- толковые словари;

- выставка книг;

- лист с рисунком «Радуга»;

- листочки для двустишия;

- анкета;

- листочки с вопросами для коллективного  обсуждения.

Учитель: Паршина Т. П.

2014

Ход мероприятия

  1. Оргмомент (1 слайд)

Начинаем классный час.

Речь пойдёт здесь всё о нас.

Постарайтесь всё понять,

Что – то новое узнать.

  1. Разминка.  

Игра «Паровозик» (2 слайд)

Условия проведения:

Все участники строятся у доски по командам в затылок друг другу. Руки кладут на плечи  впередистоящего соседа.

Глазки открыты только у водящего, а у остальных закрыты. Водящий ведёт свой паровозик  по классу и рассаживает по местам. Вы должны чётко выполнять его команды. Глазки можете открыть только когда сядете на своё место.

- Молодцы. Все паровозики добрались до места назначения.

Обсуждение игры:

- Как вы чувствовали себя в этих ролях?

- Кто, на ваш взгляд, нёс большую ответственность в этой игре?

- Почему вы так считаете? Докажите.

Подведение итогов игры: (3 слайд)

Обсуждение слов:

Ваш выбор – выбор,  который вы делаете сами и за который несёте ответственность.

- как вы понимаете эти слова?

- Как вы думаете, какое отношение они могут иметь к нашему классному часу?

- Попробуйте сформулировать тему нашего классного часа, опираясь на игру и слова.

3.   Работа с  толковыми  словарями – практическая работа в группах.

Тема: «Поговорим об ответственности» (4  слайд  (1))

           - Что значит быть ответственным?

- Найдите в толковых словарях определение, что такое вообще «ответственность»?

(Устные ответы – зачитывание определений из словарей разных авторов)

Учитель:  (4 слайд (2))

Ответственность это хороший способ показать, что вы движетесь от детства к взрослой жизни.

Ответственность  это значит выполнять свой долг, совершать свои поступки, думать, прежде чем что-либо сделать, стараться делать всё как можно лучше.        

 Ответственность – это категория этики, характеризующая личность.

  1. Коллективное обсуждение ситуаций

Таким образом, каждый из нас должен поступать ответственно, т. е. думать о том, как повлияет его поступок на его самого и окружающих его людей.

Посмотрите на экран и выберите, кто поступает ответственно, а кто – нет.

1 ситуация (5 слайд)

Петя очень торопится в школу. Он встаёт утром, быстро собирает портфель, одевается и бежит в школу. Дома остаётся неубранная постель, вещи разбросаны по комнате, на столе – грязная посуда.

Вася складывает учебники с вечера. Утром он тоже торопится в школу, поэтому все вещи, которые нужно надеть утром, аккуратно складывает рядом с постелью. Он не опаздывает в школу и успевает убрать за собой постель и грязную посуду.

- Кто поступает ответственно?

- Как поступки мальчиков повлияют на них самих и других людей?

- Посоветуйтесь в группах и дайте ответ.

2 ситуация (6 слайд)

          Ёжик и Белочка хорошо учатся в школе. Ёжик тщательно готовит        уроки. Он боится, что его накажут, если он получит плохую отметку.

       Белочка аккуратно выполняет все уроки, потому что понимает, что знания пригодятся ей в будущем. Она не хочет огорчать родителей тем, что мало знает.

- Кого можно назвать ответственным? Почему?

- Кто из героев будет выполнять уроки без напоминания родителей?

- Кого из них можно назвать самостоятельным?

- Можно ли назвать ответственного человека самостоятельным?

  - Сейчас я попрошу вспомнить случай из вашей жизни, когда вы поступили ответственно и неответственно…

(рассказы детей)

- Какие чувства вы испытывали, когда поступали ответственно?

Соотнесите это чувство с цветом. Покажите листок.

 

- Какой вывод можно сделать об ваших ответственных поступках?

(7 слайд, 1 часть)

Вывод:

проявляя ответственность, мы получаем благодарность, подарки, мир кажется светлым и ярким.

- Какие чувства вы испытывали, когда поступали  безответственно?

- Соотнесите эти чувства с цветом? Покажите листки.

-А какой вывод можно сделать о безответственности?

(7 слайд, 2 часть)

Вывод:

 -когда ведем себя безответственно, вызываем порицание, наказание, мир представляется в темных красках.

3 ситуация (8 слайд)

Представьте себе. Ученик пришёл в школу и забыл дома учебник. Учитель спросил его, почему он не готов к уроку.

- Как ответит самостоятельный ученик?

А) Я не приготовил его с вечера.

Б) Мама не положила его мне в сумку.

Вывод:

Самостоятельный    человек не будет перекладывать свои обязанности на другого человека.

Ведь готовиться к урокам – это обязанность детей, а не их родителей.

- А какие обязанности у родителей?

- Перед кем они ответственны?

- Если вы не знаете, как поступить, то,  что нужно сделать, чтобы ваш поступок не был безответственным?

  1. Минута отдыха

Игра «Могу и делаю»  (9 слайд)

Я буду называть некоторые поступки, а вы, если это можете и делаете, встаёте и делаете шаг вперёд,  а если не делаете, то садитесь и ничего не говорите.

- Вы сами всегда одеваетесь;

- Часто сваливаете свою вину на других;

- Сами наводите порядок в своей комнате;

- Вначале закончите работу, а потом играете;

- Сами всегда собираете портфель;

-  Вы продолжаете работать, даже если работа очень трудная;

- Оставляете свои вещи в беспорядке, чтобы за вас убирали другие;

- Сначала думаете, а потом делаете;

- Сначала делаете, а потом думаете.

Молодцы! Все справились с заданиями, значит,  отнеслись к игре ответственно.

  1. Виды ответственности (10  слайд)

Из этой игры видно, что ответственность делится на 3 вида:

- Личная, ответственность перед собой (Я);

- Ответственность перед другими (Другие);

- Ответственность к делу (Школа).

  1. Я вам сейчас предлагаю посмотреть мультфильм и рассудить кто из героев был ответственным, а кто совершал безответственные поступки.

     Просмотр мультфильма  «Антошка»

  Беседа о мультфильме, об ответственности и безответственности.

- Какой вывод можете сделать о просмотренном мультфильме с помощью пословиц.

     Вывод: (11 слайд)

– Делай всё как можно лучше. Каждый день.

     – Думай, прежде чем сказать.

      -  Думай, прежде чем решать.

  -  Кончил дело, гуляй смело.

 -  Любишь кататься, люби и саночки возить.

-   Не лежи на печи, если  хочешь  есть калачи.

  1. Ответственность в школе

а)  Работа в группах

 Теперь,  когда вы разобрались  с тем,  что следует делать, чтобы быть ответственным, давайте посмотрим, что вы знаете об ответственном поведении в школе.

          У вас листочки на столах, напишите на них, что вы считаете

« Что значит быть ответственным в школе?» (12слайд, 1 часть)

(Выслушиваются ответы детей)

б) Самооценка и взаимооценка  (работа в парах) (12 слайд, 2 часть)

Сейчас вы будете работать индивидуально  и в парах. С помощью шкалы оцените себя, насколько ответственно вы поступаете в школе. (Отметьте крестиком)

-------- Ответственно.

-------- Не всегда ответственно. (Есть и то, и другое)

------- Безответственно.

- А теперь пусть вашу ответственность оценит ваш сосед по парте  галочкой на шкале.

- А я после урока посмотрю и отмечу свое мнение на ваших листочках и верну их вам.

9. Коллективное обсуждение  вопроса и поиск ответа. Работа в группах.

(Каждая команда получает карточку с  вопросом  для обсуждения)

Неделю назад вам был предложен список книг для чтения. Если вы их прочитали, то легко справитесь с предложенными заданиями.

1 группа (13 слайд)

Из-за чего братец Иванушка  стал козлёночком?

(Из-за непослушания)

2 группа (14 слайд)

Что заставило царя в сказке  Петра Павловича Ершова  «Конёк-Горбунок» прыгнуть в кипящий котёл?

(Зависть  к красоте и молодости Ивана)

3 группа (15 слайд)

Какая черта характера девочки, привела к трагическим   событиям в сказке «Красная шапочка»?

(Болтливость)

4 группа (16 слайд)

Что погубило раджу – героя мультфильма «Золотая антилопа»?

(Жажда  наживы)

10.Работа над пословицей (17 слайд)

Не ошибается тот, кто ничего не делает.

– Как вы понимаете пословицу?

- Возможно  ли избежать ошибок в жизни?

- Что хуже: ничегонеделание или ошибка?

Вывод: (учитель)

А вы знаете, ребята, что совершившего ошибку  человека можно   не только осуждать, а в некоторых случаях даже и уважать.

- Вспомните прочитанные произведения, какой сказочный  герой  достоен уважения, несмотря на его глупость, легкомыслие, безответственность?

(Буратино)  (17 слайд, 2 часть)

- Докажите.

Вывод:

 Человек, умеющий отвечать за свои поступки – достоин уважения.

11. Анкета.    Самооценка  (18 слайд)

Мы много сегодня говорили об ответственности. Я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы честно ответите на вопросы анкеты, то поймёте, всё ли вы верно делаете, или вам ещё надо работать над собой.

1 ситуация – Тебе  поручили оформить новогоднюю газету:

а) Отложу все дела и займусь оформлением

б) Займусь, когда будет свободное время

в) Перепоручу другому однокласснику

2 ситуация – Ты  сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

а) Уступлю место

б) Попрошу соседа, чтобы уступил место

в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

3 ситуация – Ты  видишь, как бьют твоего одноклассника:

а) Постараюсь защитить

б) Попрошу вмешаться прохожих

в) Пройду мимо

4 ситуация – Ты  нашел кошелек, где было 100 рублей:

а) Постараюсь вернуть владельцу

б) Передам взрослому

в) Возьму себе

Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.

Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же  и дальше. Родители и школа могут гордиться вами.

Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.

Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.

12.  Практическая работа (Лист висит на доске и дети выполняют задание)       (19 слайд)

Посмотрите на экран. На экране указаны слова.  

  1. Красный
  2. Оранжевый
  3. Желтый
  4. Зеленый
  5. Голубой
  6. Синий

Фиолетовый

- Что они обозначают?

-  Определите, что мы будем рисовать, используя эти краски?

А теперь я попрошу выйти к доске детей, которым я дала кисточки.  Нарисуйте радугу на листе, но каждый из вас должен использовать только одну краску.

-  Почему детям так быстро удалось нарисовать радугу?

- Виды какой ответственности присутствовали при выполнении этого задания?

- Что случилось бы, если бы,  один из учеников  отказался рисовать свою полоску?

                            (Радуга бы не получилась)

 - Как поступил бы ученик?

(Безответственно)

- По отношению к кому он поступил бы  безответственно?

13. Рефлексия  (20 слайд)

- Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?

- Чем вам было полезно это занятие?

- А кто ещё хотел бы продолжить разговор на эту тему?

14. Домашнее задание (21 слайд)

Предлагаю вам задание, с помощью которого можно  закрепить  некоторые положения, связанные с ответственностью.

На листочках у вас написана одна строчка из двустишия.  Вы дописываете его в стихотворной  юмористической форме. Например,

 

Возможные варианты.

Сам ошибки исправляй

(Не то получишь нагоняй)

Трудное дело всегда выполняй

(Не поступай ты как лентяй)

Не бросай свою работу

(А паши давай до поту)

За собой порядок наводи

(Книги, ботинки на место клади)

Сделал дело, потом играй

(А то проглотит тебя бабай)

Будь примером для других

(Не веди себя как псих)

Бумажку бросил, убирай

(Сильно нос не задирай)

Школьную парту не обдирай

(Ведь это класс, а не сарай)

Молодцы!  Спасибо за  работу!  (22 слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме "Поговорим о дружбе"

Данный классный час предназначен для учащихся 3-4 классов, направлен на сплочение классного коллектива....

Классный час на тему "Поговорим о вредных привычках

Предлагаю вашему вниманию классный час "Поговорим о вредных привычках"...

Классный час по теме "Правонарушения и ответственность"

Игра предназначена для учащихся 6- 7 классов....

Поговорим об ответственности( классный час) 2 класс

Презентация для проведения внеклассного мероприятия...

Классный час на тему: «Долг и ответственность»

Тема классного часа: «Долг и ответственность»Цель: воспитание у учащихся чувства ответственности за свои поступки, чувства долга перед ближним  как основы нравственного поведения.Зада...

Классный час Тема «Свобода и ответственность»

Формирование у обучающихся осознанного отношения к выбору своих поступков и понимания ответственности за свои действия на примере литературных героевспособствовать становлению, развитию, воспитан...