Главные вкладки

    Статья (4 класс) по теме:
    Статья в районной газете "Кнопочки баянные"

    Васильева Елена Владимировна

    Статья для конкурса педагогических достижений в номинации "Классный руководитель" в 2013/2014 учебном году

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл knop_123.docx24.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    гимназия-интернат №664

    Красногвардейского района г. Санкт – Петербурга

    «Кнопочки баянные»

    Эссе

    Статья для II тура конкурса педагогических достижений

    в номинации «Классный руководитель»

    Классный руководитель  4 «В» класса:   Васильева Е. В.

    Санкт – Петербург 2014 год.

    Почему кнопочки – да просто девчонки одни в классе. Почему баянные – два смысла вкладываю в это слово. Производная от слова убаюкивать, ласкать, обнимать, отдавать тепло и уют своего сердца. А еще  – обаяние, шарм, девичья краса, ведь они смотрятся в меня, как в зеркало, и видят свое отражение. А значит, мне нужно выглядеть и быть всегда на высоте. Стараюсь. Остается полгода до выпуска моих красавиц – кнопочек. Не хочу даже думать об этом – жаль отпускать их от себя – срослись. Такое впервые в моей практике, когда в классе одни девочки. Они уже часть меня. Самое интересное, что и они чувствуют меня на расстоянии. Телепатия какая-то.

    Баян – инструмент механический, но в то же время очень лиричный и напевный. Его звучание зависит от того, как мы прикасаемся к этим кнопочкам. При сильном, резком нажиме звук будет таким, что захочется убежать, боясь оглохнуть. При тонком, правильном нажиме польется мелодия, которую будем слушать, испытывая невероятные эмоции. Девчонки чувствуют эти градации и соответственно реагируют, моментально, не успеваю порой собраться с мыслями, чтобы понять, где перебор.

     Однажды услышала в свой адрес от коллег, что я  больше мама, чем учитель. Тогда это прозвучало как упрек. Но позже пришло понимание того, что, наверное, это и есть самое ценное в отношениях «ученик – учитель». Если поставить между данной цепочкой непреодолимый барьер, выдвинуть стену и с высоты этого бетонного забора наблюдать за происходящим внизу, то утратится ниточка взаимопонимания, доверия, веры в Учителя. Смысл отношений утратится. Сейчас много говорят о новом подходе к образованию, введены новые стандарты, появились новые требования. В связи с этим на первый план выходят именно партнерские взаимоотношения, равноправное участие в образовательном процессе.

     В 2009 году мне посчастливилось принять участие в семинаре под руководством Ш. А. Амонашвили  и  познакомиться с ним лично. Курс носил название ««Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе».  (Шалва Александрович Амонашвили -
    доктор психологических наук, профессор, академик Российской Академии Образования,  автор книг, переведенных на многие языки. В 2003 году Международное Общественное Жюри признало его «Рыцарем Гуманной Педагогики» и вручило золотой значок «Сердце и лебедь»). Испытываю необыкновенную радость и удовлетворение от того, что основы этой методики сохранились, приумножились и с новыми веяниями привнесены в нашу профессиональную практику. Метод гуманизации отношений «ученик-учитель», ярко описанный Ш.А.  Амонашвили, мы используем уже  четвертый год. Интересно наблюдать, как меняются девочки.

    В самом начале нашего пути, еще в далеком первом классе, пришли они маленькими, капризными, каждая со своим характером. Уживались трудно, порой уставали так, что засыпали прямо на уроке, не забывая сообщить мне вслух об этом. Стучали кулачками по парте, привлекая внимание, прятались под стол без всякой на то причины – просто настроение было такое.  Делать какие-то замечания  не хотелось, слишком маленькими казались.  Нашли выход: в коридоре стоял мягкий диван, его и облюбовали. Делали минутные перерывы, затем возвращались в класс.  В соседнем помещении сдвинули парты и организовали «круглый стол», его выбрали «местом решения проблем». Появились первые ростки  доверия.  А дальше «посыпалось»: ябедничество, опоздания, обман и даже… воровство! «Круглый стол» помог – видя, глазки друг друга, врать не получалось. Было стыдно, обидно до слез, но действенно. Методику общения «глаза в глаза» приняли и следуем до сих пор, называя ее «Совет класса». Особую радость я испытала, когда мои малышки  дружным хоровым многоголосьем (не сговариваясь), произнесли вслух и шепотом фразы из Букваря, первые речевые подсказки для правильного написания букв и соединений. Это был такой жужжащий унисон, что я тут же взяла в руки видеокамеру. Умиление от их дружной,  совместной деятельности, от коллективного творчества, от не по-детски аргументированных умозаключений привело меня к мысли об использовании видеокамеры.

    К концу первого полугодия мы уже становились настоящими гимназистками – наше образцовое, мирное шествие по коридорам гимназии привлекало внимание и останавливало взоры. Этакие «Смолянки» с соответствующей осанкой и гордо поднятыми головами. Мы же это внимание чувствовали и «упивались». Дальше они взрослели, росли и крепли не только физически. Так, каждая постепенно стала превращаться в лидера, и планку лидерства не желали уступать никому.

    Тогда мы  и начали создавать «Уют нашего дома», сплачивать и собирать по крупицам нашу маленькую – большую Семью. Первое, чем запаслись на этом поприще, было создание семейных портретов в инкрустированных рамках. Кстати, они до сих пор украшают стены нашего коридора. Позже, нарисовали огромные (в формате А-3) портреты мам и пап, сопроводив их комментариями по поводу того, кто изображен и что ему хотелось бы  пожелать. Комментарии сняты на видео (храню до выпуска). Идея вдохновила настолько, что во внеурочной деятельности, на прогулках (уроков не задавали, поэтому чаще бывали на свежем воздухе), образовывали маленькие группы, ячейки, строили дома, готовили «ненастоящий» обед и приглашали друг друга в гости, играли в Семью. Мне повезло больше других, я приглашалась во все «Дома». И вновь со мной была видеокамера. С улицы весь процесс перемещался в класс - мы продолжали играть в «Семью». Коллектив сплотился сам собой, мне даже не пришлось прилагать особых усилий.

    Видя такую заинтересованность девчонок в теплых семейных отношениях, подумалось вдруг, а почему бы не взять эту идею на вооружение и не развить более глубоко и обширно. Вот она – тема для самообразования. Вот оно направление, по которому мы должны двигаться все четыре года. Девочки обратились к родителям за помощью с вопросами, кто они, откуда, каковы их корни. С этого все и началось. Процесс вовлек всех членов девчоночьих семей. Создавались семейные древа, изучались корни, восстанавливалась утраченная связь с дальними родственниками. Все вместе делали благое дело. Дальше – больше. Запаслись семейными гербами, узнав, что это некая защита от посягательств извне и символ, содержащий краткую информацию о членах семьи и их занятии. Собранный материал оформляли в виде мини-альбомов с презентацией и представлением. Итогом проведенной работы был классный час «Моя семья – это 19 «Я», представленный на конкурс педагогических достижений в 2011/2012 учебном году. На тот момент нас было 19. Сейчас 21.

    И вот наш баян зазвучал. Мелодия полилась такая, что зритель «замер». Олимпиады пишем со 2 класса, занимаем призовые места. Есть успехи и в этом году: 8 учениц нашего класса достигли «городского» уровня олимпиады по экономике. Участвуем во всевозможных конкурсах. Пишем сочинения, берем интервью. Нашему артистизму позавидуют маститые актеры.

    А какие они домашние задания готовят! Мне вновь помогла видеокамера. Храню  шедевры девичьих фантазий. Обычное, казалось бы, задание к уроку чтения – подготовить пересказ по ролям. Первый сюрприз ожидал меня еще в 1 классе, затем все модернизировалось и совершенствовалось. Наблюдаю целые спектакли с атрибутикой, интерьерами, декорациями, переодеванием. Урока не хватает. Но впечатлений масса! У всех – демонстрирующих, наблюдающих, оценивающих, у меня, как учителя. Кстати, самооценка у нас практикуется тоже с 1 класса (предусмотрена по программе и вводилась в «безоценочный период»). Считаю этот период, безусловно, важным и ответственным, прежде всего для педагога. Я обозначила три критерия: правильность и полнота исполнения, аккуратность и красота выполненной работы, старание учениц. Затем привнесла «дух» соревнования – игра «Светофорчики» (и только зеленый свет!), блокнотики с «Солнышком», первые настоящие «пятерки» в виде роскошного деревянного постамента, (за них «боролись» особенно усердно). Памятные «пятерки» хранятся в семьях как реликвии. Так мы  научились работать самостоятельно, и  результаты наблюдаем до сих пор. Видение цели, задач урока, умение находить ответы на поставленные вопросы практикуют все девочки класса. Больше всего ученицы любят коллективное обсуждение выступлений, каждая желает высказать свое мнение. Любимое слово – «обоснуй». Обосновывают.

    Новый предмет – ОРКСЭ, тонкий, требующий особого подхода к изучению. Основной акцент делаю на беседы об этике, правилах поведения в обществе, взаимоотношениях друг с другом. Девочки готовят шикарные домашние задания в виде проектов, презентаций и даже спектаклей. Видели ли вы когда-нибудь дуэль Лермонтова в пластилиновом исполнении? Музейный редкий экспонат. Храним как реликвию. Фантазия настолько неуемная, что порой вношу ограничения, некие рамки в подготовку заданий. А вот радость от данного процесса у меня неподдельная. Это так способствует сплочению, так мобилизует! Команды же! А в команде каждый отвечает за каждого. Изюминка. Вот она – музыка! Вот исполнение! Тот самый отклик на чуткий «нажим». Думаю, мы смело  можем примерить на себя «портрет» выпускника начальной школы: любящие свой народ, уважающие и принимающие ценности семьи, заинтересованно познающие мир,  готовые самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки,  доброжелательные, умеющие слушать собеседника  и высказывать свое мнение.

    Считаю, что мне удалось привнести дух сотрудничества и оптимизма в мой маленький девчоночий коллектив. Мне легко с ними, спокойно. Хотя, порой, страсти кипят, если возникает острая проблема в отношениях. Решение приходит, как только собирается Совет класса.

    Хочется порекомендовать коллегам использовать опыт гуманно-личностного подхода к учащимся, строить взаимоотношения на доверии. Не бояться спрашивать у детей совета, не видеть в этом превышения или принижения своих полномочий, не думать о том, что нарушается субординация. Поверьте, возвращается сторицей! Становятся самостоятельными, можно смело доверить серьезное дело и быть уверенным, что будет исполнено на «совесть».

    Воспитание – процесс долговременного формирования личности, это особенно очевидно на примере семьи. Приветствуйте участие родителей во всех начинаниях, в подготовке и проведении совместных с детьми мероприятий. Учащихся переполняет чувство гордости за старшее поколение, удовольствие от совместного творчества получают все участники. Вот они звуки музыки, вот она – мелодия! Наш баян.

    Через полгода отпускаю своих кнопочек в серьезный путь. Они пока не знают, что ждет их в «старшем звене», но очень хотят туда попасть. А я  мечтаю и думаю о том, чтобы все у них сложилось, получилось, «срослось». Чтобы трудности и сложности на их пути были связаны только с личными достижениями, чтобы радость от преодоления наполняла детские сердца до края.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Участие в районном семинаре "Радуга народных ремесел" в рамках программы "Толерантность"

    Мир детства не может быть без игры.Игра в жизни ребенка-это минуты радости,забавы,соревнования,она ведетребенка по жизни.Веселые,подвижные игры-это наше детство.Русские народные игры имеют многовекову...

    Победа команды «ОРЛЯТА – КАЗАЧАТА» в районном конкурсе «Казачьи игры»

    Команда «ОРЛЯТА – КАЗАЧАТА» стала победительницей в номинации «Визитная карточка» и в викторине «Казак без службы – не  казак». Мероприятие проходило 8 февраля на территории  МБОУ СОШ № 3...

    Участие в районных спортивных соревнованиях

    Участие в  районных спортивных соревнованиях...

    Информация об участии в районный фестиваль творчества детей и молодёжи "Мы всё можем" 2013-2014 уч. год

    Отчёт социального педагога об участии детей-инвалидов фестивале "Мы всё можем"...

    Статья из районной газеты "Наше слово" (Топчихинский район Алтайского края)

    В данной статье говорится  о победе  команды МКОУ Парфёновской СОШ в муниципальном этапе региональной олимпиады "Вместе - к успеху!", проходившей 20 января 2015 года....

    Материалы участия в районном конкурсе "Знай и люби свою малую Родину - Киржач", посвященном 70- летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг

    Данная работа была представленна на районный конкурс "Знай и люби свою малую Рродину - Киржач", посвященный 70-летию Победы в ВОВ 1941-1945гг Шалдаевой Алиной, учащейся 3 класса МКОУ Першинская СОШ. Р...

    Статья "Книжкины именины", стр.16 в районной газете "Время Ямала".

    Статья рассказывает о традиционном  мероприятии, открытии  "Книжкиной недели" в МБОУ "Ямальская школа - интернат"...