Главные вкладки

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Вежливые ребята» в соответствии с ФГОС II поколения
    рабочая программа на тему

    Коршун Кристина Александровна

    Духовно - нравственное направление

    в соответствии с ФГОС II поколения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vezhlivye_rebyata.doc118 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 70»

    Рабочая программа

    по внеурочной деятельности «Вежливые ребята».

    Духовно - нравственное направление

    в соответствии с ФГОС II поколения

    Учитель:  Коршун Кристина Александровна

    г. Дзержинск, 2012 г.

    Пояснительная записка

        Курс «Вежливые ребята» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе.  Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения.

      Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

      Объем  нагрузки:

    Участники образовательной программы:    учащиеся  1 классов.

    Сроки реализации образовательной программы:  один учебный год.

    Программа рассчитана на 33 часа: 1 занятие в неделю.

     Цель курса – формирование навыков общения и  культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .

        

    Задачи:

    • обучение навыкам общения и сотрудничества;
    • формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
    • развитие коммуникативных умений в процессе общения;
    • введение  в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

     

       Основные разделы программы:

    • я среди людей;
    • речевой этикет;
    • культура поведения;
    • в мире сказок.

    Воспитательные идеи программы:

    • Старайся делать добро!
    • Бойся обидеть человека!
    • Люби и прощай людей!
    • Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
    • Познай мир и себя!
    • Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

      Ожидаемые результаты:

    • обогащение личного опыта общения детей;
    • ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
    • овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

                       

    Учебно-тематический план на год

    N п\п

    Содержание программы

    Всего часов

    Теория

    Практика

    1.

    Вводное занятие

    1

    1

    -

    2.

    Я среди людей

    6

    3

    3

    3.

    Речевой этикет

    6

    2

    4

    4.

    Культура поведения

    12

    6

    6

    5.

    В мире сказок.

    6

    -

    6

    6.

    Заключительное занятие

    2

    -

    2

    Итого:

    33

    12

    21

    Содержание курса:

    1раздел (1ч.)

    Вводное занятие.

    Знакомство с планом работы на год.

    2 раздел (6ч.)

    Я среди людей.

    Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения.

    Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

    3раздел ( 6ч.)

    Речевой этикет.

    Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания,  извинения и просьбы, благодарности и отказа.

    4 раздел ( 12ч.)

    Культура поведения.

    Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. Искусство делать подарки.

    5 раздел (6ч.)

    В мире сказок.

    Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей.

    Ожидаемые результаты реализации программы

    Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний):  Овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии;  приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.

    Результаты второго уровня ( формирование ценностного отношения к социальной  реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

    Результаты третьего уровня (получение  школьником опыта самостоятельного общественного  действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

    Тематическое планирование курса

    Раздел программы

    № п/п

    Тема занятия

    Содержание, методические приемы

    Кол-во часов

    Дата

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Вводное занятие

    (1ч)

    1

    Давайте познакомимся.

    Знакомство с планом работы на год. Игра-тест «Какой я?»

    Я среди людей

    (6 ч)

    2

    Кто я и как выгляжу?

    Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.

    1

    3

    Что в нашем имени?

    Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.

    1

    4

    Плохо одному

    Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.

    1

    5

    Товарищи и друзья

    Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.

    1

    6

    Как завоевывать друзей

    Правила общения с товарищами и друзьями.

    1

    7

    Бескорыстие в дружбе

    Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

    1

    Речевой этикет

    (6 ч)

    8

    Что такое этика и этикет

    Роль мимики, жестов и позы в общении

    Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.

    Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

    1

    9

    О вежливых словах и их применении.

    Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении.

    1

    10

    Правила знакомства, представления и обращения

    Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.

    1

    11

    Правила приветствия и прощания

    Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.

    1

    12

    Правила извинения и просьбы

    Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.

    1

    13

    Правила благодарности и отказа

    Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций.

    1

    Культура поведения

    (12 ч)

    14

    Отношение к старшим

    Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.

    1

    15

    Отношение к учителю

    Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.

    1

    16

    Отношение к малышам

    Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.

    1

    17

    Как вести себя в школе, на переменах

    Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.

    1

    18

    Правила поведения в столовой, за столом

    Знакомство с правилами поведения  в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».

    1

    19

    Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей

    Знакомство с правилами поведения  в  гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».

    1

    20

    Искусство делать подарки

    Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.

    1

    21

    Как правильно разговаривать по телефону

    Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»

    1

    22

    Правила поведения в общественном транспорте

    Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».

    1

    23

    Как вести себя в общественных местах

    Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.

    1

    24

    Правила поведения в театре и кино

    Знакомство с правилами поведения  в театре и кино. Моделирование ситуаций.

    1

    25

    Поведение в библиотеке и музее

    Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.

    1

    В мире сказок

    (6 ч)

    26-27

    Добро и зло в сказках

    Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.

    2

    28-29

    Сказки – волшебство, чудо и правда

    Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.

    2

    30-31

    Сказка – ложь, да в ней намек

    Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.

    2

    Итоговые занятия

    (2 ч)

    32-33

    Что мы узнали и чему научились

     Заочное путешествие  по «Школе вежливых наук».

    Праздник вежливых ребят

    2

    Используемая литература:

    1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
    2. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
    3. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
    4. Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
    5. Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
    6. Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
    7. Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
    8. Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
    9. Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,  ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

    Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

    Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

    Рабочая программа по русскому языку 1 класс по УМК "Школа России" по ФГОС второго поколения

    Рабочая программа по русскому языку разработана на основе требований ФГОС, в соответствии с «Примерными программами»,  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, «Планируемыми р...

    Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс по УМК "Школа России" по ФГОС второго поколения

    Целями уроков изобразительного искусства в начальной школе являются: формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира; активизация самостоятельной творческой деятельности; развитие ...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Риторика" 2-4 класс в соответствии ФГОС

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности НОО «Риторика» социального направления....

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности 1 класс

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Клуб будущих отличников" 1 класс...