Социальные проекты в начальной школе
статья (3 класс) на тему

Огородникова Елена Леонидовна

За последние десятилетия четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования.Ш ирокое распространение в начальной школе получают социальные проекты.Введение детей в социальное проектирование позволяет развивать самостоятельность, коммуникативность,инициативность творчество ребенка.Социальный проект - это, как правило, проект, направленный на реализацию социально значимой идеи.Если раньше развивающая среда в классе создавалась педагогами, то теперь в этот процесс включились дети, ориентируясь на свои интересы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnye_proekty_v_nach.shkole.doc259 КБ

Предварительный просмотр:

 Социальные проекты в начальной школе

учитель высшей категории

Огородникова Елена Леонидовна

 МБОУ СОШ № 70 г.Дзержинск

                                 Как много дел считались невозможными, пока они не были осуществлены.

(афоризм)

           Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность, а именно социальное проектирование.

              Введение детей в социальное проектирование позволяет развивать самостоятельность, инициативность, творчество, компетентность, коммуникативность  ребёнка . Социальный проект — это, как правило,  проект, направленный на реализацию социально значимой  идеи.  Если раньше развивающая среда в классе создавалась педагогами, то теперь в этот процесс включились дети, ориентируясь на свои интересы. Участие в конкурсах, фестивалях, творческих играх , проводимых в рамках проектной деятельности,  помогает осознанию ими социальной значимости своей деятельности. В процессе работы над проектами у детей развиваются следующие умения:

  • Коммуникативные: учатся вести диалог, слушать собеседника, излагать и аргументировать свою точку зрения, сотрудничать со взрослыми, работать в команде, выступать перед аудиторией знакомых и незнакомых людей;
  • Регулятивные: ставить цели, планировать свою деятельность , контролировать и анализировать её успехи и неудачи на каждом этапе выполнения работы;
  • Познавательные: овладевают начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности, связях между ними, согласно содержанию своей работы; получают навыки работы с источниками информации.
  • Личностные: формируется положительное отношение к школе и к учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

               Метод проектов мы широко применяем в своей работе с 2008 года, как в урочной, так и во внеклассной работе, работая по программе УМК «Планета знаний». Социальному проектированию также  уделяется большое внимание. Через социальное проектирование нам удаётся повышать степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивации; способствовать развитию социальных навыков в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско - творческой деятельности. Позитивной чертой технологии социального проекта  является  возможность для реализации потенциала ребят  с разным уровнем подготовки. Он является одним из средств  образовательно-воспитательной деятельности  учителя.  За последние годы реализован ряд значимых проектов:

                    В ходе  детской проектной деятельности возник социальный проект "Сказка детям». Во 2 классе был показан мюзикл «Стрекоза и муравей", в 3 классе  мюзикл             «Наши добрые соседи»,
адресованный детям соседнего детского сада, учащимся близлежащих школ. Длительная работа над проектами (около 3 месяцев), необходимость распределять деятельность между собой, договариваться, репетировать, изготавливать костюмы способствовала  развитию их коммуникативных и творческих способностей, развитию познавательной инициативы.

          В  3 классе  в апреле был организован, а в мае осуществлен проект « Поклонимся великим тем годам» .

          Благодаря проектированию и проведению совместной работы  двух параллельных классов успешно решается проблема становления и развития толератного отношению друг к другу учащихся этих классов.

        Работа над социальным проектом « Спорт в моей жизни» ознаменовалась успехом. Мы стали победителями в региональном конкурсе социальных проектов среди выпускников программы Intel.путь к успеху.

                  В наших классах организована система продуктивной работы с родителями учащихся , а именно  вовлечение родителей учащихся в процессы реализации социальных проектов. Под нашим руководством  родители не просто помогают  своим детям    в реализации их идей, но  вместе обсуждают их, побуждая ребенка вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения.  Формируется положительная модель современной школы, родители получают возможность активно сотрудничать со своими детьми, делить с ними радость победы, анализировать неудачи, что сближает родителей и детей. На итоговых собраниях в мае месяце проходит показ и защита детских социальных проектов по программе               « Интел. Путь к успеху»

Литература.

1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

3.  Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.

4. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.

5. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

6. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект в начальной школе как педагогическая практика по развитию личности ребёнка

В данной публикации раскрывается значение формирования социальной компетенции у младших школьников. Особое внимание уделяется организации и проведению социальных проектов, способствующих личностному р...

Реализация социального проекта в начальной школе

Описание работы над социальным проектом "Рука помощи пожилым людям":обоснование выбора проекта,цели, задачи, ожидаемые результаты, участники, механизм выполнения, результаты работы над проектом....

Социальные проекты в начальной школе

Кратко рассказывается о создании социальных проектов в начальной школе. Приводятся примеры из опыта работы...

Социальные проекты в начальной школе

Проекты: " Родник", "Школьный двор"...

Из опыта работы над социальными проектами в начальной школе.

Цель данной работы: привлечь внимание общественности к проблемам огромного мегаполиса и научить детей доказывать свое мнение....

социальный проект в начальной школе "Азбука безопасности на дороге"

Цель пректа: объяснить актуальность, важность  проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил с которыми нужно знакомить детей ...

Социальный проект для начальной школы "Добро начинается с тебя"

Социальный проект для начальной школы "Добро начинается с тебя"...